4. Калугина Н.Л. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы: Дисс. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005 - 176 с.
5. Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения» / Д.В.Кошелева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2. - С. 218-221.
6. Лешер О.В., Акманова З.С., Гугина Е.М. Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 12. - С. 20.
7. Лешер О.В., Бахольская Н.А. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности: Учебное пособие. М-во образования Рос. Федерации. Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова. Магнитогорск, 2003. - 71 с.
8. Плащевая. Е.В., Смирнов. В.А., Нигей. Н.В. Формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской академии при изучении физики. - Благовещенск: ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, 2012. - 269 с.
9. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»).
10. Ямщикова А.Г. Диагностика сформированности исследовательских умений студентов социо-гуманитарных специальностей // Российский научный журнал. - 2010. - № 14. - С. 221-226
Педагогика
УДК 371
директор Муртузалиева Патма Шахбановна
ГБПОУ РД «Дагестанский колледж культуры и искусств» (г. Махачкала)
КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА М. М. КАЖЛАЕВА
Аннотация. В статье рассматриваются комплекс педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в аспекте изучения творчества М.М. Кажлаева, раскрывается особая роль творческого наследия народа отражающих духовную музыкальную культуру прошлых и современных поколений, как феноменов культурного наследия. Автор выделяет следующие важные условия в процессе эстетического воспитания младших школьников выступают: формирование эстетического отношения к творчеству М.М. Кажлаева, формирование интереса к национально-художественной культуре, осознание ценности художественного творчества М.М. Кажлаева и др.
Ключевые слова: педагогические условия, содержание условий, эстетическое воспитание, младшие школьники, творчество М.М. Кажлаева.
Annotation. The article deals with the complex of pedagogical conditions of aesthetic education of younger schoolchildren in the aspect of studying the creativity of M.M. Kazhlaeva, reveals a special role of the creative heritage of the people reflecting the spiritual musical culture of past and modern generations as phenomena of cultural heritage. The author highlights the following important conditions in the process of aesthetic education of junior high school students: the formation of the aesthetic relationship to creativity M.m. Kazhlaeva, generate interest in national artistic culture, the perception of value artistic creation, M.m. Kazhlaeva, etc.
Keywords: pedagogical conditions, content of conditions, aesthetic education, junior schoolchildren, creativity М.М. Kazhlaeva.
Введение. В своей сущности предметы эстетического цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.
Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является рассмотрение комплекса педагогических условий эффективного эстетического воспитания младших школьников на основе изучения творчества М.М. Кажлаева.
Изложение основного материала статьи. Воспитание младших школьников средствами музыки в условиях урока и во внеурочной деятельности в современной педагогической науке трактуется неоднозначно. При утверждении значимости эстетического воспитания в становлении духовного мира школьника как личности, ряд авторов, тем не менее, отмечая «значительное воздействие искусства музыки на ребенка» [31, подвергает сомнению «устоявшееся отношение к искусству как средству воспитания» [21 усматривая в этом проблематичность становления урока музыки в современной школе как урока искусства. Последнее мнение, на наш взгляд, неправомерно, поскольку урок музыки не может выступать в образе урока искусства через отрицание воспитательного значения, которое сегодня чрезвычайно актуально.
Привлечение литературы в литературно-музыкальной композиции в дидактическом отношении является выражением словесного традиционного метода, экономичность и эффективность которого в педагогической практике была отмечена отечественными учеными [1; 2; 3].
Среди методов обучения особое место «живому» слову учителя отводил Л.Н. Толстой. Как настройку чутких струн сердца, а не просто как обозначение вещи, предмета, явления понимал слово В.А. Сухомлинский, ввиду чего сам в работе стремился к эмоциональной окраске слова и, в частности, предлагал в объяснение музыки внести поэтическое начало, что приближало бы слово к музыке [8]. Однако во имя духовного общения педагога и ученика следует избегать акцента на информативности слова и учитывать, что произведение искусства не только сообщает, информирует, но и провоцирует некую эстетическую деятельность слушателя.
Тенденция трансформации словесного метода, способствующего помимо передачи необходимой информации формированию у обучающихся творческих проявлений, отмечается в педагогике искусства. При этом утверждается, что «особенностью словесного метода в музыкальном воспитании является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки» [9, с. 38].
Основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе является урок. Целенаправленное и систематическое музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в школе именно на уроках музыки. Цель уроков музыки в эстетическом воспитании и образовании в общеобразовательной школе - воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры.
Необходимость такого учебного предмета как «Музыка» объясняется тем социальным значением, которое придается музыкальному искусству в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Первоклассники с первых уроков проявляют заметный интерес к музыке. В мимике, жестах, движениях под музыку они открыто выражают свои переживания, чувство удовольствия. Эту искренность переживаний важно сохранить и в дальнейшем приобщении детей к музыкальному искусству.
Сегодня необходимо внесение изменений в педагогическое образование в культурной, социальной сфере, в определение его зависимости от условий конкретного региона и уровня развития национального самосознания. Именно поэтому считаем, важным, обращаться к изучения творчества М.М. Кажлаева, в котором сохраняется педагогический потенциал в эстетическом воспитании младших школьников.
В младшем школьном возрасте ребенка отличает оптимистичность, любознательность, подвижность, эмоциональность, влечение к играм, фантазиям. У него часто меняется настроение, но он увлекается и предстает вполне самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и суждения. Мастерство же педагога проявляется в способности увлекать своего воспитанника искусством, научить его сопереживанию, быть с ним в психологическом контакте.
Как положительный опыт общечеловеческих ценностей, содержание художественно-педагогического образования нужно изучать и осваивать в учебно-воспитательном процессе с определением эффективных педагогических условий, которые учитываются в эстетическом воспитании младших школьников.
В процессе эстетического воспитания и художественного образования необходимо, прежде всего, охарактеризовать методические методы обучения в аспекте формирования эстетического отношения младших школьников, связанных с содержанием уроков музыкального, изобразительного искусства в школе [4-6].
Изучение деятельности школ с обобщением материалов опытно-экспериментальной работы свидетельствует, что в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях по музыке, изобразительному искусству на примере изучения творчества М.М. Кажлаева, предполагается создание эффективных педагогических условий, в которых необходима профессиональная компетентность педагога и личностно-ориентированное взаимоотношение его с учениками, а также взаимодействие с развивающейся предметной средой в учебно-воспитательном процессе.
Педагогические условия мы понимаем, как совокупность объективных возможностей содержания форм, методов и материально-пространственной среды, направленные на решение поставленных задач.
Определяя комплекс педагогических условий, мы учитываем главные компоненты процесса учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, на основе закономерностей и эстетического воспитания младших школьников в процессе приобщения к изучению творчества М.М. Кажлаева.
Основное условие, определяющее успешное функционирование всей системы учебно-воспитательной работы, есть готовность каждого участника учебного процесса к активному взаимодействию в новой среде. Под готовностью мы подразумевается ряд психолого-педагогических творческих принципов, которые составляют основу реализации педагогического потенциала творчества М.М. Кажлаева в эстетическом воспитании младших школьников, способствующих повышению эффективности учебного процесса.
Исходя из специфики музыкального искусства, основываясь на недочеты, которые имеются в системе художественно-педагогического образования по озвученной проблеме, мы разработали педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на примере изучения творчества М.М. Кажлаева.
Создавая педагогические условия, мы использовали принципы общей дидактики: систематичность с последовательностью, индивидуальный подход в ходе обучения.
Принципы, которые мы рассматриваем, связаны со спецификой музыкального творчества М.М. Кажлаева, лежащих в основе эстетического воспитания:
1) тесная взаимосвязь всех видов музыкального творчества, способствующая образному познанию окружающей действительности;
2) целенаправленность в учебно-воспитательном процессе, формирование у младших школьников эстетических чувств через приобщение к творчеству М.М. Кажлаева;
3) взаимосвязь обучения и изучения творчества М.М. Кажлаева как важное средство в эстетическом воспитании младших школьников;
4) изучение и познание школьниками творчества М.М. Кажлаева в создании художественного образа.
В настоящем случае предметная среда и предполагаемые условия выстраиваются на основе воспитания и обучения с развивающимся характером, увлекая за собой эстетическое, художественное, нравственное и творческое развитие младших школьников.
В исследовании педагогических условий, мы придерживаемся такого принципа, чтобы в процессе приобщения к творчеству М.М. Кажлаева у младших школьников развивались следующие качества: самостоятельность и инициативность, чтобы они были творчески активными, а сама дидактическая работа и поведение отличались бы естественностью, открытостью и детской непосредственностью.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы создали педагогические условия для эстетического воспитания младших школьников посредством приобщения к творчеству М.М. Кажлаева в учебно-воспитательном процессе. Здесь учитывается специфика этого учебного процесса, его содержание и своеобразие применяемых приемов и методов обучения.
Нами предлагаются такие основные элементы педагогических условий:
1. Формирование у младших школьников гуманного эстетического отношения к культурно-историческим традициям.
2. Развитие у младших школьников интереса к национально-художественной культуре, музыкальному творчеству.
3. Воспитание у младших школьников уверенности в творческих способностях, осознание ими важности и необходимости проявления активности в формировании эстетических отношений к произведениям М.М. Кажлаева.
4. Создание непринужденной обстановки на уроке, эмоционально-эстетического настроя младших школьников для выполнения практической работы.
5. Формирование у младших школьников эстетического отношения к культурному наследию через познание музыкальных произведений М.М. Кажлаева.
6. Систематическая постановка учебных художественно-творческих заданий на уроках эстетического цикла.
7. Процесс эстетического воспитания младших школьников должен проводиться с учетом не только склонности учащихся, но и особенностей условий, в которых они воспитываются.
8. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных возможностей народного искусства, особенностей народного колорита, творческие принципы музыкального искусства, стимулирующие активность младших школьников к познанию творчества М.М. Каждаева с систематическим контролем эстетической деятельности учеников с оказанием им практической помощи.
9. Стимулирование и оценка практических работ младших школьников через определение уровня их интереса к произведениям М.М. Кажлаева, используя результаты деятельности и элементы состязательности.
10. Осознание себя каждым учеником уникальной личности, приобщившейся к традициям народа, обычаям.
11. Изучение и познание младшими школьниками произведений М.М. Кажлаева, которые им знакомы («Снова в горы», «В старом ауле», «Снежный человек» и др.), их назначение, так как всякое музыкальное произведение несет чувства и мысли, информацию и энергию, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников.
Какова же специфика влияния перечисленных педагогических условий в эстетическом воспитании младших школьников в ходе их приобщения к творчеству М.М. Кажлаева?
Важными условиями в процессе эстетического воспитания младших школьников выступают:
- эстетическое отношение к творчеству М.М. Кажлаева,
- формирование интереса к национально-художественной культуре,
- осознание ценности художественного творчества.
Необходимыми педагогическими условиями полноценного музыкального восприятия произведений М.М. Кажлаева являются:
- систематизация в педагогическом руководстве,
- эмоциональная открытость педагога и детей (восхищение музыкой, выражение удивления, радости),
- интересные формы подачи музыкальных знаний,
- небольшой объем музыкального произведения, доступный для восприятия младшим школьникам.
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках эстетического цикла следует проводить
всесторонне, используя как комплексные педагогические условия, а так же различные жанры и виды художественно-творческой деятельности.
Теоретическая часть занятий включает в себя знакомство с содержанием и разнообразием творчества М.М. Кажлаева, различными взглядами и особенностями культуры дагестанских народов.
Для этого в учебно-воспитательном процессе используются уроки-беседы, наглядные пособия, лекции, слайды, которые раскрывают важные этапы эстетического воспитания на примере творчества М.М. Кажлаева.
Изучение теоретического материала должно вестись параллельно с исполнением практических заданий, при этом учитываем уровень подготовленности школьников, что позволит более целенаправленно решить учебно-воспитательные задачи и закрепить приобретенные знания.
Выводы. Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам эстетического цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию [7].
Творчество М.М. Кажлаева существенно обогащает эстетическое воспитание школьников республики Дагестан и является одним из обязательных для изучения на уроках музыки в начальных классах.
Литература:
1. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография / Москва, 2017.
2. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева М.А., Зинченко А.С., Исакиева З.С., Каневская Ж.О., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулькина И.В., Якубова А.Б., Магомедханова У.Ш., Магин В.А., Мирзоев Ш.А., Мартиросян Р.М., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в российской системе образования: Коллективная монография / Москва, 2017.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М,: Искусство, 1986
4. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. - М.: Педагогика, 1986; Асафьев Б.В. О народной музыке. - Л., 1987 и др.
5. Музыкальное образование в школе: учебное пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.: Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001.С. 25.
6. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / Сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2007.С. 43.
7. Неменский Б.М. Педагогика искусства Книга для учителей. Общеобразовательных учреждений. -М.: «Просвещение», 2012; Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по
курсу для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1985; Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. - М.: «Искусство», 1956 и др.
8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Собр. соч.: В 3 т., т. 1. -М.: Педагогика, 1979. С. 520.
9. Шацкая В.Н. Музыка в школе. - М., 1950. С. 38.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель Насадюк Евгений Валерьевич
ВФ ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Хабаровск)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ОВД РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены специфические особенности организации физической подготовки женщин-следователей ОВД России, приведены данные о текущем состоянии уровня их физической подготовленности, обоснованы возможные причины современной ситуации.
Теоретический анализ результатов, представленных в литературных источниках позволил автору исследования сформировать и обосновать критерии физической подготовленности женщин-следователей. В ходе исследования были раскрыты такие понятия, как модель и моделирование деятельности, а также обоснована эффективность использования методов моделирования и моделируемых ситуаций непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий по физической подготовки деятельности.
Осуществленное исследование позволило выявить наиболее эффективные боевые приемы борьбы в условиях противодействия правонарушителю и разработать специальные тренировочные комплексы, посредством которых возможно моделирование условий задержания правонарушителей. Полученные результата могут лечь в основу методики, направленной на совершенствование организации физической подготовки женщин следователей ОВД России.
Ключевые слова: физическая подготовка, женщина-следователь, боевые приемы борьбы, физическая подготовленность, моделирование, модель, моделируемые ситуации, анализ, метод.
Annotation. The article deals with the specific features of the organization of physical training of female investigators of the police Department of Russia, provides data on the current state of their physical fitness level, substantiates the possible causes of the current situation.
The theoretical analysis of the results presented in the literature allowed the author to form and justify the criteria of physical fitness of women investigators. The study revealed concepts such as model and modeling of activity, as well as the effectiveness of the use of modeling methods and simulated situations directly in the process of training sessions on physical training activities. The carried-out research allowed to reveal the most effective fighting methods of fight in the conditions of counteraction to the offender and to develop special training complexes by means of which modeling of conditions of detention of offenders is possible. The obtained results can form the basis of the methodology aimed at improving the organization of physical training of women investigators of the police Department of Russia.
Keywords: physical training, female investigator, combat fighting techniques, physical fitness, modeling, model, simulated situations, analysis, method.
Введение. Теоретический анализ проблемы исследования. Сложившаяся на сегодняшний день достаточно сложная криминогенная обстановка, характеризуемая растущим количеством тяжких и особо тяжких преступлений, обуславливают необходимость пересмотра и проведения необходимой модернизации деятельности правоохранительных органов с целью нормализации ситуации в обществе.
Все сотрудники полиции отраслевой службы, наравне с общепризнанным комплексом знаний, умений и навыков (ЗУН), которые позволяют эффективно выполнять установленные спецификой профессиональной деятельности функциональные обязанности, должны также:
1) уметь в условиях экстремальных ситуациях осуществления профессиональной деятельности быстро и оптимально принимать наиболее оптимальные решения с целью выполнения оперативных действий;
2) обладать навыками профессиональной коммуникаций с различными категориями граждан;
3) уметь пресекать различного характера противоправные действия, включая действия с использованием силовых приемов, специфических средств и огнестрельного оружия.
Эти стороны подготовленности формируются, в первую очередь, в процессе профессиональной подготовки.
Женщины наравне с мужчинами несут службу практически во всех подразделениях ОВД, выезжая на место происшествия, подвергаясь экстремальному воздействию, что обусловлено спецификой профессиональных задач, которые стоят перед ними в ходе решения служебно-профессиональных задач.
Формулировка цели статьи. В ходе решения оперативно-служебных задач сотрудники органов внутренних дел (ОВД) вынуждены достаточно часто вступать в физическое противоборство с правонарушителями, последствиями которого особенно в результате неэффективных действий сотрудника полиции может стать не только не выполнение поставленных задач, но и его гибель [5]. Согласно мнению ряда авторов исследований, затрагивающих поднятую нами проблему причиной сложившейся ситуацией является недостаточный уровень сформированности физической и психологической подготовленности сотрудников ОВД [1, 6].
Изложение основного материала статьи. В ходе анализа результатов, представленных в литературных исследованиях, нами были выявлены основные трудности, которые как правило возникают в ходе приобретения профессионально значимых умений и навыков женщинами, среди которых мы выделили следующие:
1) необходимость освоения кардинально новых для рассматриваемого контингента двигательных и координационных качеств;