Рис. 5 Тоннель №13. Архив ВСЖД филиала ОАО «РЖД»
УДК: 72.725.
ББК: 85.11.
М.А. Целищева, г. Барнаул
Комплекс памятников истории и архитектуры железнодорожной
станции г. Барнаула
Аннотация
Статья посвящена строительству в 1914-1917 гг. и в 1950-е гг. Алтайской железной дороги и железнодорожной станции города Барнаула. В архитектурный комплекс станции г. Барнаула сегодня входят следующие объекты культурного наследия: «Старое здание ж/д вокзала», 1915 г.; «Новое здание ж/д вокзала», 1950-е гг.; три административных здания начала ХХ в. — 1950-х гг.; «Локомотивное депо», 1915-1917 гг.; «Водонапорная башня», 1915-1917 гг.; «Мастерские Алтайской железной дороги» (вагоноремонтный завод), 1917 г. Приведенные ниже материалы впервые публикуются по всему архитектурному комплексу сооружений железнодорожной ст. Барнаул. Автор систематизировал материалы, хранящиеся в архиве Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края «Наследие», которые обычно трудно доступны для широкого круга исследователей. Публикация тем более актуальна потому, что в последнее время ОАО «РЖД» предпринимались попытки снести старое здание вокзала и на его месте построить новое многоэтажное здание.
Ключевые слова: промышленная и общественная архитектура сооружений Алтайской железной дороги, культурное наследие, памятники истории и культуры, объекты культурного наследия.
Комплекс памятников истории и архитектуры железнодорожной станции г. Барнаула рас-
положен в центре города в границах площади Победы и улицы Привокзальной. Главные мастерские Алтайской железной дороги находятся на ул. Водопроводной.
В архитектурный комплекс входят следующие объекты культурного наследия:
— «Старое здание ж/д вокзала», 1915 г. (пл. Победы, 10);
— «Новое здание ж/д вокзала», 1950-е гг. (пл. Победы, 10);
— «Здание административное», начала ХХ в., (пл. Победы, 6);
— «Здание административное», начала ХХ в. (пл. Победы, 7);
— «Здание административное», начала ХХ в. (пл. Победы, 13);
— «Локомотивное депо», 1915-1917 гг. (ул. Привокзальная, 14);
— «Водонапорная башня», 1915-1917 гг. (ул. Привокзальная, 14);
— «Мастерские Алтайской железной дороги» (вагоноремонтный завод), 1917 г. (ул. Водопроводная, 122).
В 1899 г. барнаульская городская дума рассмотрела вопрос о соединении Алтайского округа железнодорожной линией с Транссибирской магистралью с целью транспортировки сельской продукции в центральную Россию. В 1906 г. за счет средств казны были произведены первые изыскания на трассе будущей Алтайской железной дороги, разработан проект рельсового пути от Барнаула до Новониколаевска длиной 225 верст и стоимостью 10 миллионов руб. В 1910 г. в поселок Славгород прибыл председатель правительства Российской империи П.А. Столыпин. Цель его приезда — ход земельной реформы в Сибири и изучение на месте возможности строительства железной дороги. Купцы и промышленники Алтая просили Петра Аркадьевича решить вопрос строительства железных дорог: Татарская — Славгород и Новониколаевск — Семипалатинск с ответвлением до Бийска. 10 февраля 1911 г. Совет министров России принял решение о строительстве железной дороги от Новониколаевска через Барнаул до Семипалатинска и от Чесноковки (Алтайской) до Бийска. 14 марта 1912 г. сооружение дороги было одобрено Госу-дарственным советом, а в июне 1912 г. последовало Высочайшее утверждение проекта Алтайской железной дороги. Стоимость работ оценивалась в 60 млн руб. Стоимость сооружения моста через реку Обь — в 1 млн 400 тыс. руб.
Концессию на постройку получила банковская группа, учредителями которой были Хру-лев, Утин, Дрейер и Зуров. Правление Общества Алтайской железной дороги, образованного для сооружения и эксплуатации дороги, имело местом своего пребывания г. Санкт-Петербург. В 1912 г. на трассе будущей дороги были произведены окончательные изыскания, определены пункты для устройства станций, выбраны места для размещения железнодорожных сооружений и главных железнодорожных мастерских в Барнауле [6, л. 18]. Также было определено место для сооружения железнодорожного моста через реку Обь у г. Барнаула. Общая площадь земельных участков в пределах города, занятая для размещения станции, депо и главных мастерских, составила 325 десятин, из которых 150 десятин земли было уступлено городом безвозмездно. Строительство железной дороги, связывающей Алтайский округ с Транссибирской магистралью, было очень важным этапом в развитии местной промышленности и сельского хозяйства. За ходом великой стройки внимательно следила общественность Алтая. Строительство дороги было связано с огромными изменениями в городе Барнауле, был введен в эксплуатацию ряд крупных инженерных сооружений: построены железнодорожная станция, депо, главные мастерские (в дальнейшем вагоноремонтный завод, ВРЗ), мост через р. Обь. По словам А.П. Долнакова, этот период в русской архитектуре характеризовался большими достижениями инженерной науки. При строительстве мостов, элеваторов, водонапорных башен широко внедрялись новые конструктивные решения, которые продолжают совершенствоваться и в наше время [4, с. 89]. Из-за проблем с водой (в городе отсутствовал водопровод) одними из первых промышленных зданий на будущей дороге стали водонапор-
300
ные башни (архитектор И.Н. Фомин), возведение которых началось в 1914 г. Одна на территории ВРЗ, другая на территории локомотивного депо. Трехъярусная кирпичная водонапорная башня, расположенная с небольшим отступом от красной линии на улице Привокзальной, круглая в плане, находится рядом с группой производственных зданий железнодорожного вокзала г. Барнаула (рис. 1). Здание баши является примером производственного станционного сооружения начала XX в., выполненного в формах эклектики.
Локомотивное депо, 1915—1917 гг., ул. Привокзальная, 14 (рис. 2)
Барнаульское локомотивное депо было открыто в 1915 г. одновременно со сдачей в эксплуатацию Алтайской железной дороги. Сооружение расположено вдоль железнодорожных путей на одной оси со зданиями старого и нового железнодорожного вокзалов, главным западным фасадом обращено к железнодорожным путям. Паровозное здание депо было запроектировано на 14 стойл (отсеков со смотровыми ямами для паровозов). В августе 1915 г. все 14 ремонтных канав паровозного депо «Барнаул» были запущены в работу [6, л. 28]. Депо «Барнаул» было открыто как основное депо, возглавлявшее Барнаульский участок тяги. Основной одноэтажный объем с плоской кровлей в плане имеет форму сектора кольца. Это так называемая веерная часть, здесь устроены помещения («стойла») для обслуживания паровозов. В центре сектора устроено инженерное сооружение — поворотный круг. В основе композиции фасада ритм крупных окон с лучковыми перемычками, где ширина оконных проемов равна ширине простенков. В простенках, через два проема, устроены контрфорсы, усложненные в верхней части кладкой, со вставками поребрика. Расположение контрфорсов соответствует местам опирания несущих элементов покрытия здания.
Депо имело подсобные цеха и было оснащено, в соответствии с установленным объемом работы, достаточным оборудованием. Ремонт паровозов обеспечивали вспомогательные цеха: литейный, кузнечный, столярный, слесарный и токарный. Оборудование в этих цехах было несовершенным, в то время как технология ремонта требовала высокой точности обработки, особенно узлов и деталей паровой машины, крейцкопфов и подшипников скольжения ведущих колесных пар. В 1928-1929 гг. веерная часть депо увеличилось до 17 стойл, в 1930 г. была пристроена прямоугольная часть на 5 стойл, а над подсобными помещениями, расположенными в северной части здания депо, был надстроен второй этаж. В 1931 г. построен механический цех, в котором все станочное оборудование было переведено на индивидуальные механические приводы. В 1932 г. открыт цех подъемочного ремонта паровозов с домкратами Беккера, установлены и запущены агрегаты теплой промывки котлов. Увеличена на 4 горна кузница, установлен паровой молот, введена в строй котельная депо, которая позволила отапливать все депо паром [5, л. 30]. Для технического осмотра и межпоездного ремонта было построено смотровое депо. В 1937 г. в веерном депо десять стойл предназначались для промывки паровозов, три — для осмотра и смазки паровозов, три — для выкатки паровозных скатов и паровозных осей [7, л. 2]. В этом же году в зданиях локомотивного депо был проведен капитальный ремонт. С июля 1942 г. все железнодорожные предприятия начали выпускать военную продукцию. В стройцехе барнаульского депо стали изготавливать ящики для патронов, приклады к винтовкам и автоматам, саперные лопатки, а также в депо выпускали минометы и точили снаряды к ним [6, л. 65]. В 1948 г. в депо «Барнаул» провели капитальный ремонт пароотопления, парового молота, механического оборудования, установили ограду вокруг депо [8].
В 1964 г. институт «Желдорпроект» г. Новосибирска разработал проект реконструкции депо, которая была проведена в течение трех лет. Были решены вопросы энергоснабжения депо и всей станции, канализации и очистки сточных вод, так как до этого депо не имело канализации и все сточные воды сбрасывались в речку Пивоварку [5, с. 95]. В 1970-е гг. в связи
301
с изменением габаритов подвижного состава и техническими требованиями со стороны юго-западного фасада был возведен пристрой, примыкающий к воротам 13-го и 14-го «стойла», за счет чего увеличилась общая длина размещения локомотивов. Были также возведены пристройки и вторые этажи в южной части здания. В 2007 г. в состав комплекса локомотивного депо «Барнаул» входило 12 зданий: веерной части депо, автоматического цеха, механического цеха, дизель-агрегатного цеха, парокотельного и топливного цеха, по ремонту секций холодильника, материального склада, два здания моечного отделения, цех коммуникаций, поворотный круг. Сегодня сохранились первоначальные смотровые ямы под локомотивы — «стойла». Часть «стойл» не эксплуатируется, сверху уложены съемные щиты из бетона мозаичного состава, залитого в металлическую форму. Все смотровые ямы находятся в рабочем состоянии. Со стороны западного фасада располагается первоначальное инженерное сооружение 1914 г. постройки — малый поворотный круг неуравновешенного типа. Центр поворотного круга является геометрическим центром сегмента здания веерной части депо и композиционным центром всего комплекса зданий. Пути разводящего круга направлены в виде веера к зданию депо.
В 2013 г. по заказу Кемеровжелдорпроекта, филиала ОАО «Росжелдорпроект», алтайским филиалом ОАО «Сибирский институт "Сибспецпроектреставрация"» была выполнена работа по разработке проекта зон охраны памятника истории и архитектуры «Локомотивное депо». Автор статьи принял участие в работе данного коллектива — в проведении комплексных научных исследований.
Объект культурного наследия «Локомотивное депо» является примером крупного промышленного сооружения, выполненного с использованием мотивов эклектики и рационалистических тенденций, а также неотъемлемой частью комплекса сооружений железной дороги.
Мастерские Алтайской железной дороги (вагоноремонтный завод), 1917 г., ул. Водопроводная, 122
Железнодорожное ремонтное предприятие Алтая возникло благодаря строительству Транссибирской магистрали (1891-1916 гг.) Проект его был завершен в 1912 г., а в 1913 г. было начато строительство Главных железнодорожных мастерских. Место для мастерских было выбрано с учетом будущего роста предприятия невдалеке от левого берега р. Обь, где были осушены болотистые места, засыпаны низины, выкорчеваны все пни. На этой территории и были возведены первые кирпичные корпуса — вагонный, кузнечный, литейный, паровозный цеха, двухэтажный полукаменный дом начальника мастерских И.М. Бережицкого. «Пусть время хранит сие заведение» — эти слова были отлиты на чугунной плите, зарытой в землю при закладке первого цеха Главных железнодорожных мастерских — кузнечного. 15 июля 1916 г. произошло освящение мастерских, при котором присутствовали начальник Управления Алтайской железной дороги Бейс, начальник мастерских И.М. Бережецкий, городская знать. Летом 1917 г. мастерские начали свою работу по ремонту подвижного состава. В 1929 г. Главные железнодорожные мастерские, где ремонтировались паровозы и товарные вагоны, были преобразованы в вагоноремонтный завод [6, л. 48]. На заводе несколько раз проводилась реконструкция. Одной из них он подвергся в предвоенные годы. Тогда выпуск отремонтированных вагонов был увеличен в 11 раз. В ноябре 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение задания Правительства по производству боеприпасов» завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в августе 1944 г. — памятным Знаменем Государственного Комитета Обороны. В 1960-х — начале 1970-х гг. ВРЗ перешел на конвейерный метод ремонта вагонов. 1 апреля 2006 г. вагоноремонтный завод стал открытым акционерным обществом.
Старое здание ж/д вокзала, 1915 г., пл. Победы, 10 (рис. 3)
302
По вопросу о месте расположения железнодорожной станции в Барнауле возникли большие разногласия. В 1912 г. барнаульская городская дума несколько раз рассматривала этот вопрос, в августе было принято окончательное решение [9]. Торжественная закладка вокзала на 50 человек состоялась в апреле 1914 г. Здание строилось по проекту томского архитектора К.К. Лыгина. 24 июня 1914 г. газета «Жизнь Алтая» сообщила, что каменная кладка вокзала станции Барнаул почти закончена. Дома на станции для служебного персонала находились уже в периоде отделки [3]. Первый пассажирский поезд в Барнаул прибыл 8 октября 1915 г. Торжественное открытие железнодорожной станции Барнаул состоялось 21 октября 1915 г. В здании был отслужен молебен; пассажирский поезд регулярного сообщения, прибывший из Семипалатинска, направился в Новониколаевск (Новосибирск). Алтайское зерно и алтайское масло получило западный транзит. Станция Барнаул официально начала действовать с 10 июля 1916 г., когда начались прием и выдача багажа, продажа билетов. На станции был открыт прием частных телеграмм. 26 ноября 1920 г. в здании состоялся митинг в связи с прибытием агитпоезда «Октябрьская революция» во главе с М.Н. Калининым. В 1921 г. на станции Барнаул Томской железной дороги размещался Комиссариат путей сообщения. В состав комиссариата входили:
— железнодорожный вокзал,
— контора Службы пути 21 участка Томской ж/д при ст. Барнаул,
— контора 9-го участка Службы тяги,
—5-е отделение Службы движения,
— канцелярия Коммерческого ревизора 1-го участка Томской ж/д Алтайской линии (располагалась на ул. Комиссарской,133),
— канцелярия Коммерческого ревизора 2-го участка Томской ж/д Алтайской линии (на ул. Никитинской,120),
— железнодорожные мастерские,
— восстановительный ж/д отдел,
— школа телеграфной мастерской Томской ж/д,
различные комиссии,
— комитет профессионального Союза железнодорожников [10].
В августе 1934 г. вокзал был радиофицирован для объявления о прибытии и отправлении пассажирских поездов [6, л. 51].
В 1941 г. с вокзала отправлялись на фронт жители Алтайского края, прибывали эшелоны с ранеными и эвакуированными. На здании железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска: «С этого вокзала сибиряки уходили на Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.». К 1950-м гг. пассажирское здание вокзала на станции Барнаул давно уже не соответствовало возросшему объему пассажирских перевозок и не давало возможности удовлетворить полностью требования по культурному обслуживанию пассажиров. Не помогали расширения за счет сокращения служебных площадей. 28 ноября 1955 г. был рассмотрен вопрос о строительстве нового здания железнодорожного вокзала.
В 1998 г. специалисты Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края (далее — НПЦ «Наследие») в присутствии представителей Алтайского регионального филиала Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров и ж/д вокзала выполнили акт технического состояния здания. В акте было отмечено, что здание железнодорожного вокзала находится в центре города Барнаула на Привокзальной площади, которая после возведения Мемориала Славы получила название площади Победы. Здание расположено рядом с ныне действующим железнодорожным вокзалом. По продольной оси ориентировано вдоль железнодорожных путей, прямоугольной в плане формы, вы-
303
полнено из керамического кирпича. Здание состоит из трех двухэтажных объемов, возвышающихся в центральной части и по флангам, соединенных между собой одноэтажными. Фасады здания оштукатурены. Стены завершает профилированный карниз и гладкий фриз. По краю кровли между парапетными тумбами проходит металлическая решетка. Все декоративные элементы выделены белым цветом. Юго-восточный фасад, обращенный на площадь Победы, имеет симметричную композицию с подчеркнутой центральной осью. Квадратный в плане двухэтажный объем центральной части здания завершается невысоким восьмигранным объемом, увенчанным плоским куполом. По сторонам восьмигранника поставлены треугольные аттики с тремя узкими слуховыми окнами. Спаренные оконные проемы второго яруса центральной части обрамлены плоскими наличниками. На момент осмотра использовалась лишь часть помещений здания. Зал ожидания не использовался, а в помещениях первого и второго этажа были размещены подразделение милиции и дикторская. Первоначальный объем зала ожидания был перегорожен. Левая часть его использовалась под складские и хозяйственно-административные помещения, правая (бывшие кассы) — как дежурное помещение. 3 марта 2004 г. ОАО «Российские железные дороги» получило свидетельство на право собственности на двухэтажное пассажирское здание вокзала (старое), расположенное по адресу: г. Барнаул, пл. Победы, 10, общей площадью 837,79 кв. м.
В 2014 г. на рассмотрение Алтайского представительства Западно-Сибирской железной дороги поступило несколько вариантов эскизных предложений по реконструкции привокзальной площади Барнаула, сделанные командой новосибирского Желдорпроекта. Вместо вокзала, построенного в 1915 г. и являющегося памятником архитектуры регионального значения, предлагается возвести некий многофункциональный современный комплекс. После того как проекты будут готовы, пройдет отрытое голосование среди жителей Алтайского края, а также экспертиза и обсуждение в органах государственной власти. Пока сроки реконструкции привокзальной площади не определены.
Объект культурного наследия «Старое здание ж/д вокзала» является образцом крупного общественного здания начала XX в., выполненного в характерных формах эклектики и с элементами модерна. Это памятник истории, связанный с развитием железнодорожного транспорта Западной Сибири.
Новое здание ж/д вокзала, 1950-е гг., пл. Победы, 10 (рис. 4).
Железнодорожный вокзал г. Барнаула является одной из важнейших ж/д станций Западно-Сибирской железной дороги. Первый проект здания, разработанный И.С. Пестряковым в Киевском государственном проектно-изыскательском институте, был рассмотрен в 1955 г. По итогам обсуждения приняли в том числе решение разработать проект реконструкции фасада старого здания вокзала в увязке с фасадом нового здания вокзала [11]. Новое здание железнодорожного вокзала было построено в 1958 г. и рассчитано на 1200 человек, но и оно вскоре стало тесным, так как построено было без перспективы. В эксплуатацию здание было сдано с крупными недоделками и низким качеством выполнения строительных работ. По данным Т.И. Баталовой, новое здание железнодорожного вокзала было открыто в 1962 г., построено по проекту архитекторов Л. Чуприна и Т. Сидамонидзе [2]. В центре здания на первом этаже был устроен вестибюль с выходами на перрон, как через дверные проемы, так и через подземный переход. Лестница, ведущая в переход, была устроена посередине зала. Пространство вестибюля поделено колоннами на три части. По обе стороны от вестибюля устроены залы ожидания, окнами обращенные в сторону перрона. В 1964 г. в здании вокзала были установлены автоматические камеры хранения ручного багажа [6, л. 103]. 24 марта 1998 г. специалистами НПЦ «Наследие» был составлен акт технического состояния пассажирского здания вокзала ст. Барнаул. В акте специалисты отметили, что здание кирпичное, двухэтажное, планировка
304
вокзала симметрична. Центральный повышенный объем в пять оконных осей включает двухсветное пространство распределительного вестибюля с входом в вокзал со стороны площади и выходом на перрон, через дверные проемы и подземный переход. Располагаясь на оси въезда на площадь, здание вокзала является центральным композиционным объектом. Фасады здания были отделаны фактурной штукатуркой и оформлены широкими каннелюрованны-ми и рустованными лопатками. Композиция главного юго-восточного фасада симметрична, средняя его часть выделена ризалитом большого выноса, выступающим над общим объемом здания, крылья фланкированы двумя легкими ризалитами. Центральный ризалит завершен треугольным фронтоном, разорванным нишей. В нише фронтона, повторяющей его форму, установлены электронные часы и размещены буквы «Вокзал». По обе стороны от ниши имеются по две оси оконных проемов с широкими лопатками в простенках. Центральную часть, где устроена ниша, занимают входные двери, над которыми расположены большие витринные окна. В цокольном этаже с приямками размещены помещения вспомогательного назначения: камера хранения, хозяйственно-складские помещения ресторана, столярные мастерские и т.д. В первой половине 2000-х гг. здание вокзала было полностью реконструировано и обновлено: крыша здания стала оцинкованной, напольное покрытие было заменено на мраморные плитки, модернизировано техническое оборудование во всех помещениях вокзала. В здании железнодорожного вокзала для пассажиров были оборудованы комфортные залы ожидания, интернет-кафе, VIP-зал, справочные, буфет, гостиница. В двухсветных залах ожидания первого этажа по периметру стен сохранились пилястры, облицованные мраморной плиткой. В отделке интерьера первого этажа использован декор с имитацией гипсовой лепнины по периметру стен. В 2009 г. ОАО «Российские железные дороги» получило свидетельство на право собственности на двухэтажное с подвалом здание пассажирского вокзала ст. Барнаул, общей площадью 4605,01 кв. м. На правом фланге главного фасада имеется мемориальная доска с надписью: «Здесь, на станции Барнаул, перед рабочими города и железнодорожного узла 17 декабря 1928 г. выступал А.В. Луначарский».
Объект культурного наследия «Новое здание ж/д вокзала» является примером общественного здания в формах советского неоклассицизма, имеет важное градостроительное значение, формируя западную сторону площади Победы.
Здание административное, начала ХХ в., пл. Победы, 7
Одноэтажное здание из керамического кирпича лицевой кладки, расположено на пересечении пл. Победы и ул. Привокзальной. Построено по типовому проекту железнодорожного здания в 1916 г. В советское время использовалось под жилье. В настоящее время здесь размещается служба железной дороги. Основной объем здания прямоугольный в плане с выступающими по продольным фасадам ризалитами в один оконный проем. Декоративное оформление выполнено по всем фасадам. Углы здания отделаны широкими лопатками. Декоративные элементы, окрашенные в белый цвет, придают особую художественную выразительность зданию. На первом этаже располагаются кабинеты и подсобные помещения, в мансардном этаже — кабинеты и архив. Здание является образцом типовой железнодорожной постройки начала ХХ в. с эклектичным декором в пластике фасадов. В настоящее время здание частично потеряло свой первоначальный облик: надстроен мансардный этаж.
Здание административное, начала ХХ в., пл. Победы, 13
Кирпичное прямоугольное в плане одноэтажное здание расположено на углу пл. Победы и ул. Привокзальной, главным фасадом ориентировано на пл. Победы. Построено по типовому проекту железнодорожного здания в 1913 г. В ноябре 1997 г. от пожара пострадала часть юго-восточного фасада (произошло разрушение наружного слоя кирпичной кладки стены, обгорели деревянные конструкции фронтона) и часть кровли. На юго-западном и северо-запад-
305
ном фасадах произведена реконструкция: выполнен новый вход с использованием кирпичной кладки, отремонтировано крыльцо (отделано мраморной плиткой, кирпичом). В 1998 г. в здании размещался магазин центра рабочего снабжения и диспетчерская трамвайно-троллейбус-ного управления. В этом же году специалисты НПЦ «Наследие» рекомендовали выполнить проект реставрации и ремонтно-реставрационные работы. В 2002 г. распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Алтайского края №35 от 18.01.2001 г. здание было передано в хозяйственное ведение КГУП «Гудок». Предметом охраны являются:
— объемно-планировочное решение и габариты здания (за исключением пристроев);
— конструктивные особенности здания: стены — из красного кирпича лицевой кладки, деревянные козырьки и фронтоны;
— декоративное оформление фасада: габариты и конфигурация крыши и козырьков; габариты и конфигурация проемов; декоративные элементы, выполненные с помощью кирпичной кладки: простые лопатки, гладкий пояс в уровне верха оконных проемов; деревянные элементы оформления фасадов: кронштейны карниза и козырьков, оформление фронтонов; рисунок пе-реплетов окон и дверных полотен; цветовое решение фасадов. В настоящее время здание занято различным частными торговыми организациями.
Объект культурного наследия «Здание административное» является образцом типовой железнодорожной постройки начала ХХ в. с пластическим эклектичным декором.
Здание административное, 1953 г., пл. Победы, 6 (рис. 5)
В 1953 г. в центре города Барнаула на привокзальной площади было построено двухэтажное кирпичное здание Барнаульской дистанции связи, в котором разместили оборудование, учебные классы и административно-управленческий аппарат. В 2004 г. ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировало свое право собственности на здание. В составленном акте технического состояния от 18 февраля 2011 г. специалисты НПЦ «Наследие» отметили, что двухэтажное кирпичное здание с мезонином и подвалом, прямоугольное в плане, главным северным фасадом обращено на пл. Победы, оштукатурено, имеет штукатурный и лепной декор. По периметру здание опоясывает карниз тянутой формы, усложненный на ризалитах. Композиция главного фасада симметрична. Его средняя часть в три оси оконных проемов выделена небольшим ризалитом. По флангам расположены два ризалита в одну ось оконных проемов каждый. Центральный ризалит декорирован четырьмя пилястрами с лепными капителями композитного ордера. Пилястры поддерживает антаблемент, украшенный рядом сухариков во фризе и модульонами под карнизом. Над центральным ризалитом устроена небольшая аттиковая стенка, завершенная фронтоном с круглым слуховым окном в тимпане. Фронтон декорирован тремя акротериями и обработан фактурной крупнодисперсной штукатуркой. По центральной оси фасада устроен парадный вход, оформленный в виде портала, к которому ведет высокое крыльцо, устроенное на всю ширину ризалита. Над порталом между пилястрами располагается декор в виде балюстрады. Цветовое решение фасадов выполнено с применением двух колеров. Цвет основной плоскости фасада в желтой гамме, декоративные элементы выделены белым цветом. Планировка здания коридорного типа. Первоначальные интерьеры не сохранены.
Объект культурного наследия «Здание административное» является примером общественного здания, выполненного в формах монументального советского классицизма.
«Комплекс памятников истории и архитектуры ж/д станции г. Барнаула» согласно постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания №169 от 28.12.1994 г. является объектом культурного наследия регионального значения.
Список использованных источников
1. Акты технического состояния на объекты культурного наследия за 1998, 2011 гг. / Архив НПЦ «Наследие».
2. Баталова Т.И. Станция Барнаул / Барнаул: Энциклопедия. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. — С. 18.
3. Газета «Жизнь Алтая» от 24 июня 1914. — №138. — Л. 1.
4. Долнаков А.П., Долнакова Е.А., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. — 158 с.
5. Дорога железная, а люди золотые!: 90 лет локомотивному эксплуатационному депо Барнаул / ред. совет: Г.Н. Корягин [и др.]. — Барнаул: Алт. полигр. комбинат, 2004. — 200 с.
6. Корягин Г.Н., Попов А.И. Летопись Алтайской железной дороги. Время. События. Люди. — Барнаул: ОАО «ИПП "Алтай"», 2010. — 224 с.
7. Паспорт паровозного депо ст. Барнаул 1937-1939 гг. / Архив НПЦ «Наследие».
8. ГААК Ф. Р. 1662. Оп. 1. Д. 5. Л. 97.
9. ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 11. Л.185-191, 257, 262-265, 388.
10. ГААК Ф. Р. 12. Оп. 2. Д. 202. Л. 99.
11. ГААК Ф. Р. 490. Оп. 1. Д. 3. Л. 155.
12.ГААК Ф. Р. 10. Оп. 2. Д. 8.
13. ГААК Ф. Р. 206. Оп. 1. Д. 238.
Рис. 1. Водонапорная башня, ул. Привокзальная, 14, постройка 1915-1917 гг. Здесь и далее снимки из архива НПЦ «Наследие»
Рис. 2. Локомотивное депо, веерный корпус (фрагмент западного фасада), ул. Привокзальная, 14.
Постройка 1915-1917 гг.
Рис. 3. Старое здание железнодорожного вокзала, пл. Победы, 10. Постройка 1915 г.
Рис. 4. Новое здание железнодорожного вокзала, пл. Победы, 10. Постройка 1950-х гг.
Рис. 5. Административное здание, пл. Победы, 6. Постройка 1953 г.