Научная статья на тему 'Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня экономической безопасности производства строительных материалов'

Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня экономической безопасности производства строительных материалов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
710
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / THRETS TO ECONOMIC SECURITY INDUSTRY / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ / STATE-PUBLIC INTERVENTION / ЛИЗИНГ / LEASING / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / TAX HOLIDAYS / ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ / TARGETED FINANCING / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / INDICATIVE PLANNING / ДОТАЦИИ / GRANTS / СУБСИДИИ / SUBSIDIES / MANUFACTURE OF BUILDING MATERIALS / PREFERENTIAL CREDITING / PREFERENTIAL CREDITTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Метелкин Андрей Владимирович

Рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности при производстве строительных материалов и пути их решения. Обосновывается тот факт, что приоритетными мерами государственного реагирования на внешние и внутренние экономические угрозы при производстве строительных материалов выступают меры экономического регулирования развития рассматриваемой отрасли, в части: постоянного контроля со стороны Федеральной Антимонопольной службы; реализации механизма государственных интервенций; установления налоговых льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Метелкин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A complex of measures aimed at improving economic security manufacture of building materials

Considered the problem of ensuring economic safety in the production of construction materials, and their solutions. The article proves the fact that the priority measures of the state response to internal and external economic threats in the production of construction materials are measures of economic regulation development of the industry, in part: the constant control by the Federal Antimono service; the implementation of a mechanism of state intervention; the establishment of tax privileges.

Текст научной работы на тему «Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня экономической безопасности производства строительных материалов»

комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня экономической безопасности производства строительных материалов

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МЕТЕЛКИН,

соискатель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, следователь по особо важным делам 4 отдела управления по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Следственного департамента МВД России майор юстиции Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности при производстве строительных материалов и пути их решения. Обосновывается тот факт, что приоритетными мерами государственного реагирования на внешние и внутренние экономические угрозы при производстве строительных материалов выступают меры экономического регулирования развития рассматриваемой отрасли, в части: постоянного контроля со стороны Федеральной Антимонопольной службы; реализации механизма государственных интервенций; установления налоговых льгот.

Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; угрозы экономической безопасности отрасли производства строительных материалов; государственные интервенции; лизинг; льготное кредитование; налоговые каникулы; целевое финансирования; индикативное планирование; дотации; субсидии; льготное кредитование.

Annotation. Considered the problem of ensuring economic safety in the production of construction materials, and their solutions. The article proves the fact that the priority measures of the state response to internal and external economic threats in the production of construction materials are measures of economic regulation development of the industry, in part: the constant control by the Federal Antimono service; the implementation of a mechanism of state intervention; the establishment of tax privileges.

Keywords: economic security; national security; threts to economic security industry; manufacture of building materials; state-public intervention; leasing; preferential crediting; tax holidays; targeted financing; indicative planning; grants; subsidies; preferential credittion.

Для уменьшения монополизма в системе российской экономики, наиболее выраженного при производстве строительных материалов отечественными производителями и повышения уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемых сфер экономической деятельности необходимо применение системного метода. В связи с чем, нужно сформировать комплексную программу поддержки отечественных производителей отрасли строительных материалов, реализация основных направлений которой минимизирует воздействия текущих угроз экономической безопасности и позволяют осуществлять все необходимые меры противодействия резким колебаниям стоимости основных видов строительных материалов. В этой связи, мы предлагаем комплекс мероприятий, направленных на противодействие все продолжающейся монополизации и обеспечения качества отечественных строительных материалов.

1. Присутствие постоянного контроля со стороны

Федеральной антимонопольной службы за соблюдением установленного антимонопольного порядка функционирования производства строительных материалов.

Анализ данных Федеральной службы статистики, позволяет сделать вывод о том, что самым монополизированным видом производства строительных материалов, в настоящее время является сфера изготовления и последующей реализации различных видов цемента, от стоимости которых зависят стоимость жилых помещений, реализуемых населению на российском рынке. С учетом уже существующего уровня монополизации и практического отсутствия конкуренции, в данной сфере производства, несмотря на резкое изменение факторов внешней среды (длящегося мирового финансового кризиса, резкого изменения геополитической ситуации в связи с событиями в Украине) продолжает удерживаться высокая закупочная стоимость цемента. Высокая стоимость цемента практически не колеблет-

ся даже несмотря на сокращение объемов строительства жилых и нежилых помещений и соответствующее снижение потребности в производстве данного вида. В целях формирования действительных, рыночных цен и сдерживания последующего их роста на строительные материалы, в частности, на различные виды цемента, представляется необходимым реализовать следующие неотложные меры:

Внедрения механизма государственных интервенций при реализации цемента. Для стабилизации стоимости различных марок цемента, представляется целесообразным введение системы государственных закупок, при достижении стоимости цемента определенной границы, особенно в периоды существенного роста спроса на данный вид строительных материалов (как правило, в весенне-летние периоды). При этом представляется обоснованным, предусмотреть возможность функционирования специально отобранных аффилированных компаний, которые бы имели законное право осуществлять закупки импортного цемента различных марок с поставками их посредством участия биржи в периоды сезонных увеличений спроса.

Решение проблемы осуществления свободных поставок, как цемента российского производства, так и иных строительных материалов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ [1] и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» [4], в России запрещены какие-либо ограничения свободных перемещений и соответственно поставок производимой и реализуемой продукции. Однако действующее руководство некоторых субъектов Российской Федерации, нарушая установленные запреты и ограничения, в недавнем прошлом, не допускали вывоз цемента за пределы своих регионов. В этой связи представляется необходимым, уполномоченным государственным органам исполнительной власти, в том числе органам полиции способствовать выявлению и раскрытию такого рода правонарушений и противодействовать им в соответствии с действующими нормами законодательства.

Организация прямого сбыта производимого цемента гражданам и юридическим лицам. Для этого представляется необходимым организовывать прямые продажи цемента российского производства непосредственно силами производителей (без участия сетей посреднических организаций) через розничные торговые организации с минимальными торговыми наценками. Участие посредников при реализации сбыта строительных материалов при этом, должно постоянно контролироваться аффилированными государственными

структурами исполнительной власти, в том числе органов внутренних дел и Федеральной налоговой службы.

Решение поставок сырья, необходимого при производстве строительных материалов и создания необходимой инфраструктуры. Действующие ограничения при производстве строительных материалов, зачастую связаны с недостаточно развитой инфраструктурой, транспортными сообщениями и отсутствием сырья в непосредственной близости от производства, что также оказывает существенное влияние на увеличение стоимости строительных материалов российского производства.

При производстве могут быть использованы только уже действующие месторождения необходимых природных ресурсов и минералов.

Между тем, комплексные исследования природных залежей сырьевых ресурсов, необходимых при производстве строительных материалов не осуществлялись с 1970-х гг. прошлого века, что не может позволить давать объективные оценки количество и дисклокацию имеющихся запасов минералов и сырьевых ресурсов и осуществлять планирование как модернизации уже существующих производств, так и строительство новых.

При этом в развитии российского производства строительных материалов должно осуществляться при непосредственном участии Министерству природных ресурсов Российской Федерации и его территориальным департаментам и подразделениям. Кроме того, уполномоченным подразделениям Министерства экономического развития России необходимо приступить к разработке ряда долгосрочных прогнозов распределения производства строительных материалов по регионам России с учетом уже имеющихся стратегий перспективного развития субъектов Российской Федерации, что сможет позволить, в будущем равномерно распределить отдельных производственные предприятия в России.

Таким образом, предлагаемые, неотложные мероприятия, реализация которых направленна на уменьшение степени монополизации рынка в сфере производства и сбыта строительных материалов, и в частности различных марок цемента, приведут к стабилизации цен на продукцию исследуемой отрасли, что окажет необходимое позитивное влияние на снижение угрозы монополизации в данной сфере производства.

2. Совершенствование системы биржевых торгов производимыми в России строительными материалами. Следует предусмотреть возможности обязатель-

ной продажи компаниями и предприятиями-производителями строительных материалов не менее 30 % выпускаемых ими видов продукции посредством участия товарных бирж по фиксированной цене с возможностью проведения ежегодных корректировок стоимости реализуемых строительных материалов. С непосредственными производителями строительных материалов, желающих производить поставки продукции для государственных нужд, нужно заключать государственные контракты на поставки строительных материалов на долгосрочной основе и при непосредственном участии бирж. При этом в заключаемых контрактах необходимо указывать фиксированную цену поставляемых (реализуемых) строительных материалов на срок не менее двенадцати месяцев с указанием на возможность последующей корректировки цены, уровень которой не может превысить инфляцию.

3. Для успешного развития российской отрасли производства строительных материалов, необходимо осуществлять координацию программ развития регионов России и отдельных инвестиционных планов развития с планами развития сетей естественных монополий.

Основной целью предлагаемых мероприятий выступает необходимость избегания конфликта интересов производителей строительных материалов при их непосредственном сотрудничестве с рядом естественных и монополий (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», энергетическими компаниями, теплоснабжающими сетями) в части предоставления дополнительных гарантий своевременного обеспечения топливно- энергетическими ресурсами и необходимыми транспортными средствами, упрощения существующих процедур согласований при получении технических условий на электро- и газоснабжение, создания технических и грузовых железнодорожных путей и узлов сообщений и подключения к коммунальным инфраструктурам при расширении уже действующих и вводе в эксплуатацию новых производств строительных материалов.

Кроме того, необходимо введение ограничительных мер в части применения энергоснабжающими и транспортными монополиями штрафов и пеней в случае недоборов поставляемых ресурсов и мощностей. Реализация предлагаемой меры обусловлена рядом объективных финансово- экономических условий, установления предельных лимитов стоимости потребляемой электроэнергии (с учетом тарифов на потребляемые мощности) при производстве стройматериалов в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» [8] и

давно назревшей, насущной потребности в ограничении роста тарифов на использование грузового железнодорожного транспорта при перевозке строительных материалов.

Реализация предложенных мер, включающих в себя как экономические методы стабилизации, так и правовые меры урегулирования сможет позволить снизить уровень монополизма в сфере производства строительных материалов и стабилизировать стоимость всей совокупности строительных материалов, производимых в России. Снижение цен на продукцию предприятий, производящих строй материалы, будет способствовать снижению издержек в как в гражданском, так и в промышленном строительстве, удерживать цену на уровнях, не превышающих инфляционные ожидания.

Стабилизация цены, при реализации строительных материалов позволит, в свою очередь снизить стоимость строительства.

С целью снижения реально существующих угроз экономической безопасности при производстве стройматериалов особое внимание необходимо уделять угрозе устаревшего оснащения данного вида производства, напрямую оказывающее влияние на качество производимых строительных материалов и объемов потребляемых ресурсов при их производстве.

Вследствие чего, представляется обоснованным, своевременно разрабатывать программы, направленные на обеспечение стратегически важных предприятий, производящих строительные материалы необходимыми финансовыми ресурсами, целевое назначение которых состоит в модернизации производственных мощностей и закупке нового оборудования.

Мы предлагаем осуществление следующих мероприятий:

Предоставление государственной поддержки предприятиям отрасли производства строительных материалов в части обеспечения модернизации производства с применением инновационного энергосберегающего производственного оснащения с возможностью использования альтернативных источников теплоснабжения, шире использовать механизмы лизинга в части поставки энергосберегающего производственного оборудования, применять механизмы страхования существующих и потенциальных коммерческих и некоммерческих рисков.

Внести ряд необходимых изменений и дополнений в статьи Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих

и запасных частей к нему) [9], аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость» в части, касающейся применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость на определенные виды технологического оборудования и комплектующих к ним, для производства стратегически важных видов стройматериалов, металлоконструкций и иных изделий и устройств, применяемого в строительстве.

Предложенные меры будут способствовать минимизации воздействия рассматриваемых видов угроз и существенно повысят уровень экономической безопасности в сфере производства строительных материалов.

В целях обеспечения эффективной реализации действующих норм Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 11.11.2009 г. № 2761-5 [5] необходимо осуществить соответствующую редакцию в статьи Налогового кодекса РФ в части законодательного обеспечения мер по налоговому стимулированию энергосбережения и инновационного технического перевооружения.

В частности, предоставить предприятиям, принимающим непосредственное участие собственными или заемными финансовыми ресурсами в модернизации производства строительных материалов и внедрения механизма энергосбережения, право на ряд налоговых вычетов исходя из сумм налогооблагаемой базы по налогам на прибыль в размере части сумм, затраченных на модернизацию собственного производства. Также необходимо, на законодательном уровне установить налоговые каникулы на срок 2-3 года на условиях выполнения предприятиями строго определенных обязательств по модернизации производственных мощностей на условиях применения энергосберегающих технологий. Так, в частности, можно рекомендовать, внести соответствующие изменения в ст. 251 НК РФ [2, 3], а именно при определении налоговых баз по налогу на прибыль не учитывать доход от реализации строительных материалов, металлоконструкций и иных устройств произведенных с применением производственных мощностей, введенных в эксплуатацию в течение 5 лет с момента ввода в эксплуатацию производителей.

При внесении соответствующих корректив в действующие нормы налогового права необходимо исходить из того, что контроль в сфере фактического энергопотребления и использования энергосберегающих технологий, а, кроме того, осуществление контроля

за соблюдением установленных норм потребления энергоресурсов должно быть основано на учете фактического энергопотребления, предприятиями отрасли производства строительных материалов, а не на коэффициентах энергоэффективности, расчетные данные по которым не являются, по сути объективными, что в конечном счете может способствовать развитию коррупции в рассматриваемой сфере.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 23.06.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 23.06.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000, № 32. Ст. 3340.

4. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.

5. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 30.11.2009. № 48. Ст. 5711.

6. Стратегия национальной безопасности до 2020 года [Текст] //Утверждена указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

7. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [Текст] // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 2; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 48, ст. 5836.

8. Федеральный закон от 26.03.2003 г. 35-ФЗ (ред. от 20.04.2014 г.) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 31.03.2003. № 13. Ст. 1177.

9. Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 372 (ред. от 17.04.2014 г.) «Об утверждении перечня

технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» // Собрание законодательства РФ. 11.05.2009. N° 19. Ст. 2330.

10. Суглобов А.Е., Медведев А.А. Основные категории и понятия в оценке экономической безопасности инновационного производства в особой экономической зоне // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5. С. 264-268.

11. Суглобов А., Мацкевич Д. Механизм взаимодействия субъектов национальной инновационной системы России // Финансовая жизнь. 2011. № 3. С. 48-53.

12. Суглобов А.Е., Хмелев С.А., Орлова Е.А. Экономическая безопасность предприятия. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 271 с.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by all-people vote 12.12.1993) (including the amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ) // Collection of laws of the Russian Federation. 03.03.2014. No. 9. Article 851.

2. Tax code of the Russian Federation (part one) from 31.07.1998 No. 146-FZ (as amended on 23.06.2014) // Collection of laws of the Russian Federation. No. 31. 03.08.1998. Article 3824.

3. Tax code of the Russian Federation (part two) from 05.08.2000 No. 117-FZ (as amended on 23.06.2014) // Collection of laws of the Russian Federation. 07.08.2000, No. 32. Article 3340.

4. Federal law of 26.07.2006 № 135-FZ (as amended on 28.12.2013) «On protection of competition of competition» (with var. and additional, takes. in effect 22.06.2014) // Collection of laws of the Russian Federation. 31.07.2006. No. 31 (1 o'clock). Article 3434.

5. Federal law dated 23.11.2009 No. 261-FZ (as amended on 28.12.2013) «On energy saving position and increasing energy efficiency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» (with amendments. and additional, takes. in effect 10.01.2014) // Collection of laws of the Russian Federation. 30.11.2009. No. 48. Article 5711.

6. The national security strategy to 2020 [Text] //Approved by presidential decree dated 12 may 2009, No. 537.

7. Federal law dated 28.12.2010 №№ 390-FZ «On safety» [Text] // Collection of laws of the Russian Federation. 03.01.2011. No. 1. Article 2; Act of the government of the Russian Federation dated 13 November 2009 No. 1715-R «About the Energy strategy of Russia for the period up to 2030» [Text] // SOBR. Collection of laws of the Russian Federation. — 2009. No. 48, art. 5836.

8. Federal law of 26.03.2003 No. 35-FZ (as amended on 20.04.2014) «On electric power industry // Collection of laws of the Russian Federation. 31.03.2003. No. 13. Article 1177.

9. Regulation of the RF Government dated 30.04.2009 No. 372 (as amended from 17.04.2014) "On approved list of technological equipment (including components and spare parts), analogues of which are not produced in the Russian Federation, whose import into the territory of the Russian Federation is not subject oblige of the value added tax" // Collection of laws of the Russian Federation. 11.05.2009. No. 19. Article 2330.

10. Suglobov A.E., Medvedev A.A. Basic categories and concepts in the assessment of economic security innovative enterprises in the special economic zone // Bulletin of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2012. No. 5. P. 264-268.

11. Suglobov A., Mazkewich D. Mechanism of interaction of subjects of the national institute of innovative system of Russia // Financial life. 2011. No. 3. P. 48-53.

12. Suglobov A.E., Khmelev S.A., Orlova E.A. Economic security of enterprises-enterprises. Textbook. M: UNITY-DANA, 2013. — 271 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.