Научная статья на тему 'Комплекс мер по управлению ресурсами'

Комплекс мер по управлению ресурсами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / ПОЛИТИКА / РЕЛЬЕФ / ЗЕМЛЯ / ДИАГНОСТИКА / РЕСУРС / РАЗВИТИЕ / БАЗИС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлорусова Анастасия Михайловна, Горбачев Сергей Алексеевич

В статье анализируется комплекс мер рационального управления земельными ресурсами. Рассматривается процесс реализации государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс мер по управлению ресурсами»

К методам прямого воздействия относятся установленные компетентными органами исполнительной власти стандарты и нормативы, регламентирующие требования к ведению хозяйственной деятельности, а также предусматривающие систему мер ответственности за нарушения природоохранного и экологического законодательства.

Стандарт по выбросам - это установленный нормативным правовым актом предел концентрации вредных веществ в промышленных отходах. По сути, представляет собой меру, напрямую инициирующую экологизацию производственных технологий и средств производства посредством установления льгот, а порой освобождению предприятий от уплаты экологических платежей при условии установления оборудования по уменьшению загрязнения. В Российской Федерации подобная система не применяется.

К мерам административного воздействия относятся также штрафные санкции в виде предупреждений и запретов на ведение производственной деятельности предприятиями, наложений запретов на использование природных ресурсов.

За более значительные деяния, повлекшие за собой причинение тяжкого вреда здоровью или гибель людей, а также в отдельных случаях массовую гибель животных предусмотрена уголовная ответственность виновных лиц.

И здесь стоит проанализировать зарубежный опыт, а в особенности опыт США и Великобритании, где гражданско-правовая ответственность, к которой и относятся штрафы, устанавливается в размере от 1 до 2,5 тыс. долларов за один день нарушения экологического законодательства, тем самым истец-загрязнитель заинтересован в кратчайших сроках устранения данного внешнего эффекта своей деятельности [2].

Литература

1. Константинова Т. Г. Платность природопользования. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та.

2. Мартынович А. М. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди и Дж. Ст. Милля. М: Книжный дом «Либроком».

Комплекс мер по управлению ресурсами

1 2 Светлорусова А. М. , Горбачев С. А.

1Светлорусова Анастасия Михайловна / Svetlorusova Anastasija Mihajlovna - студент, кафедра архитектуры гражданских и промышленных зданий, факультет промышленного и гражданского строительства; 2Горбачев Сергей Алексеевич / Gorbachev Sergey Alekseevich - бакалавр, кафедра организации строительства и управления недвижимостью, факультет экономики, управления и информационных систем в строительстве, Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется комплекс мер рационального управления земельными ресурсами. Рассматривается процесс реализации государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений.

Ключевые слова: рынок, политика, рельеф, земля, диагностика, ресурс, развитие, базис.

Комплекс мер рационального управления земельными ресурсами необходимо реализовывать с учетом свободы рынка и общественных интересов. В процессе реализации государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений отдан приоритет вовлечения земельных ресурсов в активный хозяйственный оборот.

При этом критерием успешности должны служить не сами размеры приватизированных земельных участков, а показатели социальной и экономической эффективности их использования. Потенциал пространственного базиса предоставляет возможности хозяйствующим субъектам, реализация которых возможна только в рамках фактического их использования.

При этом сложная система интересов, а также имущественных прав на объекты должна реализовываться, по нашему мнению, через следующие критерии эффективности земельной политики:

1. Обеспеченность земельными ресурсами в полной мере всех видов жизнедеятельности общества.

2. Доступность земли как фактора производства с учетом затратности вида деятельности, а также степени участия земли в конечном продукте производства.

3. Информационное обеспечение релевантными данными о ценах и сделках на рынке земли, сформированных на условиях актуализации и транспарентности.

При этом важнейшим принципом при использовании земельных ресурсов является минимизация антропогенного влияния на природу, выраженная в ограничении необоснованного использовании новых земельных участков и упреждении загрязнения окружающей среды. Реализация поощрительных мер к рекультивации и многоразовому использованию земельных участков должна строиться на возможности чередования видов хозяйственной деятельности, предполагая улучшение состояния почв и земель, а также на реализации максимального использования существующей инфраструктуры. Необходимо учитывать при размещении экологически вредных производств с соблюдением общественных и частных интересов с установлением четких прав субъектов и заинтересованных лиц в целях реализации принципа справедливости имущественных отношений. Одновременно необходимо совершенствовать нормы контроля за отрицательными экологическими факторами, а также обеспечить реальную доступность к необходимому объему данных в целях реального контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в части выполнения экологических требований [1].

Территориальная обширность земельных ресурсов нашей страны в совокупности с масштабностью проблем, накопившихся от эпох отсутствия частной собственности и временщичества, определяет сложность разработки эффективных институциональных установлений в вопросах решения описанных выше задач. Для этого в начале необходимо дезагрегировать сложную проблему на компоненты.

1. Проблема разумного нормотворчества и разработки справедливых методик учета фактора экологии.

2. Недостаток оперативной и достоверной информации отвечающей требованиям релевантности для принятий решений в вопросах градостроительства и землеустройства.

3. Проблема реализации процедур зонирования территорий и связанных с ними мероприятий.

4. Совершенствование механизма имущественной оценки земельных ресурсов, а также компонентов окружающей среды, прочно связанных с ними [2].

Литература

1. Промышленная безопасность и экология: сборник материалов XII сессии

молодежной школы-семинара. Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ».

2. Прокурорская деятельность: вопросы теории и практики. Сборник материалов

научно-практической конференции, проведенной на юридическом факультете

МосГУ 21 ноября 2013 года / отв. ред. А. Ю. Винокуров. Изд-во МосГУ, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.