И91(7)2007
И.А. Брусакова
Компетенции информатиков-экономистов в инновационном развитии России
В данной статье поднят вопрос о компетентностных характеристиках гипотетического информатика-экономиста, которого необходимо готовить в вузах. К сожалению, ни один из действующих государственных образовательных стандартов не может гарантировать приобретение всего перечня таких характеристик (так как они гарантируют только дидактический минимум), если в вузе не проявят инициативу и смекалку, не свяжутся с работодателями, компьютерными фирмами и высококвалифицированными специалистами для реализации собственной образовательной программы.
Одним из концептуальных документов Министерства образования и науки РФ 2006 года является Стратегия РФ в области развития науки и инноваций на период до 2015 года (протокол заседания Правительства РФ от 8 июля 2004 г. № 24; поручение Председателя Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № МФ-ШЗ-4480; поручение Председателя Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № МФ-П13-40пр; выписка из протокола заседания Правительства РФ от 15 декабря 2005 г. № ПП-48-1).
Системная социально-экономическая проблема, решаемая стратегией, сформулирована следующим образом: темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок, а также эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий с превращением научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономическою роста.
Ожидаемые результаты реализации стратегии, целевые индикаторы:
• создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок с оптимальной институциональной структурой, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;
• создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок и отечественного предпринимательского сектора в соответствии с основными параметрами инновационных систем развитых зарубежных стран;
• технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.
66
№>1(7)2007
Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:
1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 году и до 2,5% в 2015 году; при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 году и до 70% в 2015-м.
2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 году.
3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности — увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 году и 5,5 к 2016 году), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 году до 15% и к 2016 году до 30%).
4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 году и до 120 к 2016 году), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.
5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 году и 20% к 2016 году, при этом объем собственных затрат российских компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) растет не менее, чем на 10% в год в сопоставимых ценах.
6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 году — до 15%, к 2016 году — до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 году — до 12%, к 2016 году — до 15%).
Приведем перечень целевых программ § и основных мероприятий.
Реализация действующих федеральных ||
программ: ^
=5
• целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы (новая редакция, постановление Правительства РФ от 12 октября 2004 г. № 540);
• целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы;
• программа развития образования.
Разработка и реализация новых программ:
• федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России»1 на 2007-2012 годы;
• федеральная целевая программа «Трансфер двойных технологий»;
• федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы;
• ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня»;
• ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы;
• ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»;
• ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок в интересах выполнения фундаментальных исследований на 2007-2009 годы»;
• отраслевые федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям:
□ развитие российской авиатехники,
□ освоение и использование космического пространства,
Название программы может быть изменено соответствующим решением Правительства РФ.
67
Ив 1(7) 2007
I 8
I
Й
€
0 §
со
1
со со
¡5
I §
§ со
I
I *
I
□ развитие российской отрасли
□ развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг,
□ разработка и производство опто-электронных устройств;
• развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения;
• разработка и производство высокотехнологичных материалов.
Осуществление программ специализированных фондов:
• Российского фонда фундаментальных исследований;
• Российского гуманитарного научного фонда;
• Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
• Российского фонда технологического развития.
Основные комплексы мероприятий:
• осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;
• совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок;
• поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;
• содействие интеграции науки и образования;
• реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок;
• активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;
• развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
• обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;
• перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии;
• поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;
• развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т. п.);
• содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии;
• подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;
• стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции;
• стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР;
• содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров;
• системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе;
• развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития.
В переходный период развития российской экономики (начиная с 1991 года) в рамках целого ряда правительственных решений и программ предпринимались неоднократные попытки формирования целостной государственной политики по поддержке и развитию российской науки, а также формированию адекватных вызовам глобализа-
68
№>1(7)2007
ции институциональной среды и организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере.
Тем не менее, к настоящему времени тенденции технологического отставания значительной части перерабатывающих отраслей российской экономики до сих пор не преодолены. Интеллектуальный потенциал общества задействован в решении ключевых задач развития страны недостаточно эффективно.
В этой ситуации особенно важно не только применять накопленный опыт в преподавании дисциплин, связанных с ИКТ, но и дисциплин «синтетических», связанных с областью применения, предметной областью. В экономике и информатике к таким дисциплинам можно отнести, например, Информационный менеджмент и бизнес, Управление проектами, Интеллектуальные информационные системы, Экономико-математическое моделирование и т. д.
Наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры (инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков, в том числе, при ведущих вузах, а также фондов, специализирующихся на поддержке инновационного предпринимательства, включая государственные, венчурные и др.) в этом случае оказывает решающее воздействие на улучшение ситуации «выхода из провала» в области инноваций.
В качестве полигона для проигрывания ситуации используются и технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ). Должен быть предложен и разработан подход (теория, методология и технология) построения единой адекватной эволюционной модели ОЭЗ, представленной единой тер-риториально-распределенной системой управления на основе единого динамического информационно-функционального пространства.
В разработке и реализации проекта § управления жизненным циклом ОЭЗ технико-внедренческого типа особую поддерж- || ку должны оказывать информатики-эконо- ^ мисты по направлению подготовки «При- за кладная информатика».
В связи с этим еще раз сформулируем те основные компетенции (умения и навыки по обеспечению требований), которыми должны обладать бакалавры, специалисты, магистры по направлению «Прикладная информатика» в области построения информационных систем (ИС)2:
Общие компетенции
К общим относятся следующие компетенции:
• обеспечение адаптивности функционирования ИС;
• реализация возможности автоматической генерации программного кода;
• использование технологии эволюционного моделирования;
• реализация поэтапного подхода к изготовлению, оформлению и контролю компонентов ИС в процессе ее создания;
• обеспечение комплексной информационной безопасности ИС;
• обеспечение управления функционированием и контроля работоспособности;
• обеспечение конфиденциальности информации, содержащейся в ИС;
• централизация управления информационно-технологическим обеспечением ИС;
• принцип независимости дальнейшего развития ИС от поставщика системы.
Компетенции по созданию единого внутреннего глоссария используемых понятий
Основой функционирования системы должно являться наличие единого внутреннего глоссария используемых понятий, представляющего собой единую тер-
2 Ранее, в том числе в Государственных образовательный стандартах первого поколения, использовался термин «автоматизированная информационная система» (АИС).
69
Нв 1(7) 2007
I ё
I
Й si
s
Q
ig S
CO
к
CO CO
s
Ü §
§ CO
I ! t
I
минологическую базу для согласованного ее использования всеми пользователями ИС.
Компетенции по ведению и использованию единой нормативно-справочной информации
В рамках создания единого информационного пространства ИС, для обеспечения возможности консолидации информации, ее централизованного анализа и сопровождения, в рамках предусмотренных прав на доступ, необходимо использование нормативно-справочной информации (НСИ) в соответствии с международными, общероссийскими, отраслевыми и корпоративными справочниками и классификаторами.
Компетенции к проведению импорта и конвертирования информации и к системе контроля входной информации
В процессе импорта и конвертирования должен автоматически осуществляться контроль правильности и сопоставимости входных данных подсистемы по параметрам:
• уникальность,
• целостность,
• полнота,
• размерность,
• непротиворечивость.
Система контроля входных данных должна обеспечивать комплекс проверок для выявления записей с искаженной или неверной информацией, наличие которой может привести к неверным расчетам, искажающим реальную картину финансово-экономического состояния организаций.
При несоответствии информации требованиям проверок должен автоматически формироваться протокол результатов контроля.
Компетенции в области проведения экспорта информации
Концепция макетов регламентов должна включать концепции инструментов для экспорта данных в форматах html, doc, csv, txt и т. п. для интеграции данных системы с другими используемыми приложениями и проектами.
Компетенции в области обеспечения консолидации информации
Механизмы консолидации должны обеспечивать консолидацию информации на уровне:
• организаций,
• отдельных задач,
• временных периодов.
Необходимо обеспечить механизмы настройки элиминирования и анализа консолидированной информации.
Компетенции в области безопасности
Защита информации в системе должна обеспечиваться:
• криптографической защитой информации, передаваемой по каналам связи;
• разделением прав доступа к ресурсам.
Регистрация пользователей с назначением им прав доступа к ресурсам должна выполняться в следующих режимах:
• пользователи:
□ регистрация,
□ задание параметров подключения,
□ определение автоматических действий при входе в систему,
□ назначение рабочего места;
• привилегии:
□ определение функциональных возможностей пользователей при работе с системой;
70
• доступ к ресурсам:
□ корректировка перечня доступных ресурсов,
□ получение протокола прав доступа,
□ определение прав доступа указанного пользователя к выбираемым ресурсам.
ИС должна обеспечивать:
• формирование виртуальных рабочих мест конечного пользователя;
• определение прав доступа пользователей для всех сетевых каталогов комплекса;
• организацию доступа к сетевым ресурсам комплекса только при запуске системы и автоматическое отключение доступа по завершении работы;
• выборочное и полное криптование файлов на сервере;
• криптографическую защиту информации, передаваемой по каналам связи (полного проекта, отдельных задач, таблиц);
• парольную систему разграничения доступа к данным и функциям системы на уровне:
□ отдельного предприятия холдинга,
□ филиала,
□ структурной единицы,
□ задачи,
□ функции,
□ привилегий,
□ выборочной записи,
□ выборочного атрибута.
Система авторизации вводимой информации выполняет функции:
• аутентификации пользователей, в том числе с применением аппаратных средств;
• разделения доступа пользователей к ресурсам на основе администрируемой ролевой и персональной политики;
• регистрации ввода информации (время, авторизация);
№>1(7)2007
• регистрации изменения информации § (время, авторизация);
• автоконтроля и протоколирования из- || менений, проводимых в настройках и дан- ^ ных системы; за
• протоколирования и хранения протоколов авторизации и действий пользователей, ведения протокола удалений.
Компетенции в области обеспечения функционирования ИС
Концепция макетов регламентов должна включать разработку требований к подразделению, осуществляющему эксплуатацию системы, в том числе регламент работы подразделения, требования к составу и квалификации сотрудников.
Создание, функционирование и развитие ИС должно осуществляться в соответствии с принципами:
• централизованного управления, позволяющего оперативно контролировать любой этап автоматизируемого процесса и рационально формировать, использовать и хранить все информационные ресурсы в централизованном хранилище данных;
• этапности создания ИС, позволяющей обеспечить определенную последовательность создания системы, постепенное ее усложнение, увеличение количества пользователей, согласованную модификацию нормативно-справочной и методической базы;
• соответствия функционирования системы действующему законодательству в течение всего времени создания и существования системы;
• использования типовых библиотек моделей для различных предметных областей, их последующей интеграцией, обеспечением единого подхода к обработке, хранению и передаче данных;
• соответствия базового программного обеспечения (например, операционная система должна соответствовать системе управления базами данных)
• требований масштабируемости, производительности и устойчивости в работе;
Не 1(7) 2007
I 8
I
Й
€
0 §
со
1
со со
¡5
I §
§ со
I
I *
I
• использования единого пространства общероссийских классификаторов Федеральной службы статистики (ОКС, ОКУН, ОКОГУ, ОКВЭД, ОКОНХ и т.д.) и Федеральной налоговой службы (КЛАДР и др.);
• обеспечениея информационной безопасности на основе применения сертифицированных и лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи; дублирования и резервирования ключевых элементов системы для повышения надежности работы; разработки, внедрения и непрерывного контроля соблюдения единых правил и регламентов работы для всех технических средств и пользователей.
В соответствии с принципом масштабируемости должна быть обеспечена работоспособность системы в случаях изменения:
• нагрузки,
• количества услуг и приложений,
• требований к безопасности,
• количества поставщиков информации.
Компетенции в области обеспечения надежности ИС
Для надежного функционирования системы должна быть обеспечена надежность технических средств, поддерживающих работу системы (кабельная инфраструктура, сетевое оборудование, источники питания, вычислительная техника и т.д.).
Система должна обеспечивать сохранность и целостность базы данных, создание резервной копии данных, необходимой для их восстановления.
Для надежности функционирования в процессе эксплуатации система должна обеспечивать:
• анализ архитектуры баз данных, алгоритмов;
• анализ статистики количества обработанной информации (количество записей, документов, проводок, объем дисковой памяти);
• анализ (в реальном времени) работающих станций, действий пользователей;
• ведение журнала выполненных операции;
• ведение статистики по обрабатываемой информации;
• автодокументирование процесса выполнения программ.
Компетенции в области обеспечения сохранности данных
Для сохранности данных в системе должны быть предусмотрены специальные средства сопровождения базы данных, которые обеспечивают:
• создание резервной копии,
• восстановление целостного состояния посредством резервной копии,
• создание архива,
• восстановление посредством разар-хивирования.
Компетенции в области администрирования
Средства администрирования данных системы должны обеспечивать ее эффективное функционирование и работоспособное состояние в процессе эксплуатации, а также возможность настройки в соответствии с изменяющимися информационными потребностями и технологическими условиями работы пользователей.
Средства администрирования должны включать в себя средства:
• разграничения доступа к системе,
• протоколирования работы с системой,
• импорта, экспорта и конвертирования данных,
• архивации и восстановления данных,
• настройки системы для учета специфики конкретного рабочего места,
• управления хранилищем данных.
Компетенции в области обеспечения адаптивности ИС
Система должна обладать адаптивными свойствами, позволяющими настраивать-
72
Ив 1(7) 2007
ся на условия внешней среды, т.е. изменение:
• информационных потребностей пользователей (организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя);
• структуры и функций бизнес-процессов;
• информационного пространства (структуры, добавление и удаление таблиц, модификация полей таблиц, связей и т.п.);
• технологического порядка работы с данными;
• прав доступа к ресурсам системы;
• интерфейсов ввода, просмотра и корректировки данных;
• объема вводимых, обрабатываемых и хранимых данных;
• состава выполняемых функций;
• структуры организации, увеличение числа пользователей.
Компетенции в области обеспечения патентной чистоты
Проектные решения построения ИС должны отвечать требованиям по патентной чистоте согласно действующему законодательству и распорядительным документам, регламентирующим создание ИС.
Уточнение требований по патентной чистоте должно производиться в договорах на проведение работ по созданию компонентов ИС. При этом разработчикам необходимо привести сведения о наличии лицензий на используемые инструменты разработки программного обеспечения, системы управления базой данных и другие программные продукты третьих сторон. В случае использования собственных разработок необходимо указывать наличие документальных свидетельств на владение интеллектуальной собственностью и авторскими правами.
Компетенции в области применения аппаратного обеспечения
Аппаратные ресурсы, необходимые для реализации концепции макетов регламен-
тов должны обладать вычислительной мощ- § ностью, достаточной для:
Л
• хранения и обработки требуемых объ- ^ емов информации (объемно-временные ха- за рактеристики информации в зависимости
от уровня ее интеграции уточняются на этапе технического проектирования);
• обслуживания интерактивных пользователей с приемлемым временем реакции;
• устойчивой работы в условиях пиковой нагрузки;
• обеспечения работы прикладных программных пакетов, требующих значительных вычислительных мощностей.
В основу структуры комплекса технических средств системы должен быть положен принцип типовых проектных решений. При рассмотрении вопросов формирования структуры такого комплекса необходимо учитывать наличие на каждом типовом объекте как минимум следующих инфраструктурных функциональных систем:
1. Вычислительная инфраструктура.
1.1. Общесистемная составляющая:
• базовые сервисы (DHCP, DNS, WINS, выделенная система хранения, сервис каталога, баз данных, файлов, печати, резервного копирования и пр.);
• серверы и операционные системы;
• рабочие места пользователей;
• офисное программное обеспечение.
1.2. Прикладная составляющая:
• сетевая инфраструктура, включающая в себя:
□ телекоммуникационную подсистему, обеспечивающую удаленное взаимодействие объектов в распределенной ИС;
^73
Не 1(7) 2007
I 8
I
Й
а §
0
Ig §
со
1
со со
¡5
I §
Si
со
I ! 1Г
I
□ активное сетевое оборудование локальных вычислительных сетей (ЛВС) конкретных объектов;
• системы инженерного обеспечения:
□ структурированная кабельная система объектов,
□ выделенная электрическая сеть (ВЭС),
□ системы гарантированного электропитания (СГЭ),
□ системы климатконтроля и кондиционирования (СКК).
Инфраструктура переноса информации между абонентами ЛВС (общесистемными серверами, серверами различных приложений, рабочими местами и рабочими станциями, офисными устройствами) реализуется на основе технологий кабельных систем и беспроводных технологий.
В качестве базовой технологии организации связей между абонентами сети в пределах одного здания, либо группы компактно расположенных зданий, должна использоваться технология структурированных кабельных систем3.
Компетенции в области программного обеспечения
Общие (системные) программные ресурсы, необходимые для реализации концепции макетов регламентов, должны соответствовать принципам:
• использования сертифицированных программных средств, обеспечивающих реализацию требований, предъявляемых к комплексной системе защиты информации;
• минимальной номенклатуры используемых программных средств;
• масштабируемости и высокой производительности;
• совместимости;
• надежности и отказоустойчивости;
• возможности быстрой модернизации типового и специального программного обеспечения;
• наличия механизмов поддержки коммуникационных средств;
• возможности мультипроцессорной обработки данных;
• кластерного управления компонентами базовой вычислительной системы.
Операционные системы должны позволять организовывать работу пользователя на рабочих станциях в рамках одной или нескольких локальных сетей, а также на распределенной территориальной сети, обеспечивать возможность реализации технологий Internet, систем электронного документооборота, отвечать требованиям контроля доступа к ресурсам системы.
Специальные (прикладные) программные ресурсы, необходимые для реализации концепции макетов регламентов, должны разрабатываться в соответствии с требованиями:
• унификации пользовательских интерфейсов, которые обеспечивают единое визуальное представление различных сведений об объектах учета, получаемых из общих и специализированных баз данных, и доступ к ним;
• комплексирования функций, состоящего в рациональном распределении функций между приложениями и устранении дублирования функций;
• эволюционной преемственности, обеспечивающей постепенный переход от существующих систем к перспективным путям интеграции уже действующих и перспективных систем по мере их создания.
Прикладное программное обеспечение системы должно быть представлено как совокупность программных комплексов, в том числе для рабочих мест, реализующих функции ИС:
Пока не появятся более дешевые и надежные средства и инженерные решения. (Прим. редакции.)
74
• обработку запросов пользователей баз данных по произвольной совокупности реквизитов;
• создание и обработку типовых запросов;
• формирование и вывод на печать списков;
• формирование и вывод на печать статистических данных;
• ввод, контроль и коррекцию словарей;
• обеспечение сохранности и восстановления базы данных;
• аудит действий пользователей;
• парольной защиты информации от несанкционированного доступа с установлением прав доступа к определенной информации для каждого пользователя.
От редакции
Автором статьи проделана большая работа по анализу директивных и нормативных документов, а также реализованных ранее и реализуемых в настоящее время 1Т-проектов. На II Российской научно-методической конференции «Совершенствование подготовки 1Т-специалистов по направлению "Прикладная информатика" на основе инновационных технологий и e-leaming» (декабрь, 2006) автором был сделан доклад [1], где в качестве примера были рассмотрены необходимые компетенции соответствующего специалиста для решения задачи построения структуры информационной системы ведения электронных автоматизированных регламентов РосОЭЗ.
Исчерпывающий перечень компетенций вызвал после конференции определенную полемику. Причин здесь две.
1. Дело в том, что перечисленный набор компетентностных характеристик действительно необходим для создания ИС. Однако, если взять ныне действующие Государственные образовательные стандарты, то можно убедиться, что гипотетический ин-форматик-экономист, для которого эти характеристики составлены, должен одновременно получить два высших образова-
Нв 1(7) 2007
ния: стать инженером по направлению «Ин- § формационные системы» и информатиком-экономистом по направлению «Прикладная || информатика». Кроме того, в перечне ха- ^ рактеристик просматриваются признаки и за третьего направления — «Информатика и вычислительная техника». Все это говорит о назревшей необходимости пересмотра действующих стандартов и, возможно, о необходимости укрупнения или объединения направлений.
2. Если же взять конкретную квалификацию «информатик-экономист», то не следует забывать, что он не только специалист по 1Т, но и компетентный экономист, обладающий компетентностными характеристиками в экономической области. Поскольку автор затронул инновационное развитие, которое зачастую подразумевает выполнение соответствующих инвестиционных проектов, то желательно ввести в рассмотрение и эти характеристики. Однако на экономическую подготовку в рамках данного направления в образовательной программе заложено определенное время подготовки для приобретения соответствующей специализации. Время реализации образовательной программы на приобретение характеристик как в области 1Т, так и в экономике, как известно, имеет общее ограничение сверху. Поэтому, если оперировать только направлением «Прикладная информатика», то приведенный автором перечень компетентностных характеристик следует отнести к хорошей магистерской подготовке.
Редакция надеется на продолжение обсуждения этих вопросов.
Список литературы
1. Брусакова И.А. Подготовка информати-ков-экономистов для решения задач инновационного развития России/Совершенствование подготовки 1Т-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и е-1еагп1пд//Сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2006.
^75