Научная статья на тему '«КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

«КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кужева Милана Ращидовна

В статье рассматривается понятие «компетенции 21 века», их классификация и роль в современном педагогическом образовании. Речь идет о необходимости формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кужева Милана Ращидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES OF THE 21ST CENTURY" IN PEDAGOGICAL EDUCATION

This article discusses the concept of "competences of the 21st century", their classification and role in modern teacher education. We are talking about the need to form professional and supra professional competencies in future teachers.

Текст научной работы на тему ««КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Компементностныы подход

УДК 37.013.46

approach in education

«КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Кужева Милана Ращидовна

Ставропольский государственный педагогический институт Ставрополь, Российская Федерация ORCID: 0009-0008-6497-1566 E-mail: [email protected]

|Р> Аннотация: в статье рассматривается понятие «компетенции 21 века», их классификация и роль в современном педагогическом образовании. Речь идет о необходимости формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций у будущих педагогов.

W Ключевые слова: компетенции, soft skills, hard skills, педагогическое образование, современный педагог, четвертая промышленная революция.

Щ? Актуальность темы заключается в следующем. Вопрос повышения качества российского образования и профессионализма учителей с помощью формирования компетенций, соответствующих требованиям новой реальности стоит сегодня очень остро.

Цель исследования - проанализировать современные компетенции в сфере педагогического образования с целью выявления тенденций, технологий и способов формирования компетенций 21 века применительно к педагогическому образованию.

Задачи исследования:

1) рассмотреть методы и приемы формирования ключевых образовательных компетенций;

2) выявить особенности формирования компетентности учителя в педагогическом образовании;

3) охарактеризовать педагогическую компетентность педагога;

4) осветить компетенции современного учителя.

Объект исследования - процесс формирования компетенций 21 века при подготовке учителей математики и информатики.

Предмет исследования - компетенции XXI века в педагогическом образовании.

Материалы и методы исследования.

В ходе данного исследования использовался анализ научных статей, электронных ресурсов и Интернет-изданий.

Компетентность и связанное с ней понятие компетентности обычно широко используется в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональных характеристик специалиста, хотя в педагогической науке ее значение не всегда трактуется однозначно.

Понятие «компетенция» (в переводе с латыни — соответствие, соразмерность) имеет два определения: объем полномочий конкретного учреждения или лица; набор вопросов, по которым у этого человека есть знания и опыт. Компетентность рассматриваемым предметом указывает на уровень образования. В одной из педаго-

гических дискуссий по компетентностно-му подходу было предложено следующее определение: компетентность - это способность действовать в неопределенной ситуации.

Важность данного исследования обусловлена тем, что сегодня четвертая промышленная революция, несмотря на свой декларативный и предсказательный характер, но еще не зарегистрированный как верифицированный социальный факт, уже считается совершенно новым и неизбежным вызовом для всех общественных сфер в ближайшем будущем, том числе и для образовательных учреждений [3]. Отсюда вытекает необходимость владения педагогами современными компетенциями, именуемыми «компетенциями 21 века».

Переход вуза на новую систему образования определил ряд ключевых особенностей, среди которых можно отметить возрастающие требования к качеству образования и уровню общекультурных и профессиональных компетенций, переход от знаниевой парадигмы образования к ком-петентностной. Компетентностный подход является метадисциплинарным подходом и поэтому, на наш взгляд, переводит систему образования в сферу синергетики [4]. Следовательно, при формировании компетенций учителя необходимо учитывать синер-гетический эффект «компетенций 21 века».

Для педагогического учреждения ком-петентностный подход должен означать, что результатом профессиональной подготовки педагога - молодого специалиста -будет не набор предметно-специфических навыков и умений, а его способность действовать в различных педагогических ситуациях. Таким образом, компетенции выпускника педагогического вуза представляют собой единство объективных профессиональных знаний, освоенных приемов и умений действовать в ситуациях, предполагаемых в педагогической деятельности. Немаловажно и то, что компетенции характеризуется возможностью переноса умения в условия, отличные от тех, в которых компетенции формировалась изначально [1]. Т.е. учитель должен демонстрировать владение компетенциями

на высоком уровне в процессе педагогической деятельности.

В настоящее время компетенции можно разделить на две группы: «мягкие» компетенции и «жесткие» компетенции ^ойзЫШ и hardskills). Softskills - это набор навыков или компетенций, которые можно назвать переменными или общими в различных видах деятельности. На^кПЬ - это знания, умения, инструменты и профессиональные навыки, которыми обладает человек.

Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых. Определения профессиональной компетентности встречаются сегодня в зарубежной литературе как понятия «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» [9]. Умения и навыки современного педагога должны соответствовать сегодняшнему дню.

Профессиональная компетентность педагога - это интегративная система профессионально-значимых личностных качеств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее результативность, соответствующая уровню современной науки и актуальным требованиям.

«Жесткие» компетенции преподавателей - необходимое условие получения качественного современного образования. Профессионализм педагогов, как ключевых фигур в системе образования, во многом определяет развитие не только образования, но и общества в целом. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизни человека и гарантирует полную самореализацию личности, реализацию всех ее способностей. Профессиональное развитие педагогов предполагает интеграцию и реализацию важных лич-ностно-профессиональных качеств и умений в педагогической деятельности.

В изучении «жестких» компетенций педагога прослеживается несколько направлений: анализ психологических основ профессиональной деятельности педагога (Л. Выготский, А. Леонтьев, А. К Маркова, Н. Кузьмина и др.), разработка основ развития педагогической направленности личности учителя и развития его профессионально необходимых качеств в целом (И. Лернер, М. Скаткин, А. Щербаков, В. Сластенин), установление истоков педагогического творчества (Ю. Кулюткин, М. Поташник и др.).

Выстраивая «идеальную модель» специалиста, почти все авторы отмечают, что компетентность может быть сформирована, проанализирована и оценена только в процессе деятельности и только в рамках определенной профессии [5]. Совершенное владение компетенциями трудно выявить в процессе обучения, так как еще идет процесс по их формированию, отсюда и следует, что точно оценить уровень компетентности преподавателя можно в процессе его педагогической деятельности.

Под формированием компетенций понимается создание комплекса знаний и навыков и формирование способностей и инициатив, которые необходимо освоить. Очевидно, что в рамках компетентностно-го подхода содержание образования может быть представлено в виде системы компетенций, определённых образовательными целями.

Компетентным можно назвать педагога, который на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность и педагогическое общение с обучающимися и коллегами, а также достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения [2]. Это демонстрирует его владение «жесткими», т.е. профессиональными, компетенциями.

Для закрепления этих навыков в образовательном учреждении необходимо проводить плодотворную работу со студентами по развитию у них способностей, необходимых для профессиональной деятельности [5]. Это поспособствует тому, что выпускники педагогических вузов будет компетентными в своей деятельности.

К профессионально-педагогическим компетенциям относятся: профессиональные педагогические знания и умения, профессионально-педагогических роли (как непрерывной связи педагога и дела, учащихся, коллег, самого себя), от характеристик профессионала.

Важно понимать, что ни один учитель не может научить студентов тому, чего не знает сам. В связи с этим вопросы формирования надпрофессиональной компетентности у педагогов XXI века заслуживают большего внимания, ведь еще не скоро будущие учителя сформируют этот комплекс умений у подрастающего поколения, определяя их успешную адаптацию в профессиональной сфере и эффективное выполнение трудовых обязанностей. В этом контексте «жесткие» навыки имеют большое значение в карьере учителя 21 века, даже если они не тесно связаны с должностными ролями и классификациями рода деятельности учителя. Нынешнему учителю сложно, даже невозможно выполнять свои профессиональные обязанности, обладая только профессиональной компетентностью [7]. Отсюда вытекает необходимость владения «мягкими» компетенциями на таком же высоком уровне.

Надпрофессиональные компетенции -это те умения и личностные качества, которые позволяют человеку быстро ориентироваться в преодолении постоянно меняющихся экономических и социальных условий жизни и вовремя приспосабливаться к ним, достигать профессиональных целей и демонстрировать высокую компетентность и успешность в работе [6]. Учитель должен быть открытым и готовым к восприятию изменений в обществе, быть в курсе всех событий и сотрудничать с учеником, что демонстрирует необходимость формирования данных навыков.

«Мягкие» компетенции - это новые навыки, «компетенции 21 века», которые подчеркивают необходимость взаимодействия с новыми умениями человека, необходимыми для жизни в новом мире. По мнению многих футурологов, в новом мире на фоне автоматизации и цифровизации будет расти спрос на человеческий контакт (услуга или товар должны идти рука об

руку с заботой о чувствах, эмоциях, людях и личности) [2]. По мере того, как растущая автоматизация на всех уровнях заменяет людей в главенствующих когнитивных задачах, новый мир будет все больше требовать эмоциональной продуктивности, творчества, идей, новизны и изобретательности (на что машины пока не способны).

Высокоразвитые профессиональные компетенции позволяют человеку ориентироваться и быстро приспосабливаться к окружающим задачам и вызовам, строить взаимоотношения и социальные коммуникации, демонстрировать высокую работоспособность и достигать поставленных целей и задач [8]. Таким образом можно сказать, что среди «компетенций 21 века» первенство смело можно отдать «мягким» компетенциям, так как современный педагог должен быть коммуникабельным, «гибким», быстро адаптироваться в раз-

Литература

1. Афанасьев А.Н., Куклев В.А., Егорова Т.М., Инновационный подход к реализации компетентностного подхода в сетевом блочно-модульном курсе // Электронное обучение в непрерывном образовании

2. Кандаурова А.В., Надпрофессиональные и метапредметные компетенции современного педагога в меняющемся мире // Специфика педагогического образования в регионах России. 2021.

3. Корзина М.И. Роль образования в эпоху четвертой промышленной революции (социально-философский анализ) // Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 10. С. 186-192

4. Красильников В.В., Тоискин В.С., Шумакова А.В. Качество образования через компетенции. Антропологический аспект: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2013. - 206 с. EDN: IFVOYU

5. Курлыгина О.Е. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект //Современные проблемы науки и образования. - 2014.

6. Малышева Е.В., О роли надпрофессиональных компетенций в профстандарте педагога СПО // Наука и общество: проблемы современных исследований. 2020.

7. Пеша А.В., Евплова Е.В., Надпрофессиональные компетенции педагога XXI века // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 3.

8. Пеша А.В., Шрамко Н.В., Николаева М.А., Образовательная среда вуза как фактор развития надпрофессиональных компетенций будущих педагогов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021.

9. Зенько С.И., Деятельностно-семантический подход к профессиональной направленности формирования понятийной компетенции учителя информатики в педагогическом университете // Методыка выкладання шфарматыю. 2018.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

личных ситуациях. Но все это не отменяет и владение профессиональными компетенциями, которые также немаловажны.

Выводы. На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод: хотя единого мнения по набору и инструментам оценки и развития компетенций нет, во всех исследованиях упоминаются ключевые компетенции: ИКТ-навыки, грамотность, вычислительное мышление и другие когнитивные способности. Анализируя мнения отечественных ученых о понимании компетентности учителя, мы согласны с тем, что компетентный педагог на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, имеет высокий уровень развития компетентности в сфере педагогического общения с учащимися и коллегами, стабильно достигает высоких результатов в воспитании и обучении молодежи.

Для цитирования: Кужева М.Р. «Компетенции 21 века» в педагогическом образовании / М.Р. Кужева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. по. 5. С. 10-15.

Информация об авторе Кужева Милана Ращидовна

студентка педагогического факультета

Ставропольский государственный педагогический институт

Ставрополь, Россия

ORCID: 0009-0008-6497-1566

E-mail: [email protected]

Информация о научном руководителе Красильников Владимир Вячеславович

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий

Ставропольский государственный педагогический институт Ставрополь, Россия E-mail: [email protected]

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6, pp. 10-15.

"COMPETENCES OF THE 21st CENTURY" IN PEDAGOGICAL EDUCATION

Kuzheva Milana Rashidovna

Stavropol State Pedagogical Institute Stavropol, Russian Federation ORCID: 0009-0008-6497-1566 E-mail: [email protected]

||| Abstract: this article discusses the concept of "competences of the 21st century", their classification and role in modern teacher education. We are talking about the need to form professional and supra-professional competencies in future teachers.

;R< Keywords: competencies, soft skills, hard skills, pedagogical education, modern teacher, fourth industrial revolution.

References

1. Afanasiev A.N., Kuklev V.A., Egorova T.M., Innovative approach to the implementation of the competency-based approach in a network block-modular course // E-learning in lifelong education

2. Kandaurova A.V., Over-professional and meta-subject competencies of a modern teacher in a changing world // Specifics of pedagogical education in the regions of Russia. 2021.

3. Korzina M. I. The role of education in the era of the fourth industrial revolution (social and philosophical analysis) // Letter, 2020. Volume 13. Issue 10. C. 186-192

4. Krasilnikov V.V., Toiskin V.S., Shumakova A.V. The quality of education through competencies. Anthropological aspect: Textbook. - Stavropol: Publishing house of SSPI, 2013. - 206 p. EDN: IFVOYU

5. Kurlygina O.E. Professional competence of the teacher: theoretical aspect // Modern problems of science and education. - 2014.

6. Malysheva E.V., On the role of supraprofessional competencies in the professional standard of a teacher of secondary vocational education // Science and society: problems of modern research. 2020.

7. Pesha A.V., Evplova E.V., Superprofessional competencies of a teacher of the XXI century // Pedagogy and education. - 2020. - No. 3.

8. Pesha A.V., Shramko N.V., Nikolaeva M.A., The educational environment of the university as a factor in the development of the supraprofessional competencies of future teachers // Modern Higher School: Innovative Aspect. 2021.

9. Zenko S.I., Activity-semantic approach to the professional orientation of the formation of the conceptual competence of an informatics teacher at a pedagogical university // Methodology of teaching informatics. 2018.

Information about the author Kuzheva Milana Rashidovna

student of pedagogical faculty Stavropol State Pedagogical Institute Stavropol, Russia. ORCID: 0009-0008-6497-1566, E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 16.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.