Компементностныы подход
УДК 37.013.46
approach in education
«КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Кужева Милана Ращидовна
Ставропольский государственный педагогический институт Ставрополь, Российская Федерация ORCID: 0009-0008-6497-1566 E-mail: [email protected]
|Р> Аннотация: в статье рассматривается понятие «компетенции 21 века», их классификация и роль в современном педагогическом образовании. Речь идет о необходимости формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций у будущих педагогов.
W Ключевые слова: компетенции, soft skills, hard skills, педагогическое образование, современный педагог, четвертая промышленная революция.
Щ? Актуальность темы заключается в следующем. Вопрос повышения качества российского образования и профессионализма учителей с помощью формирования компетенций, соответствующих требованиям новой реальности стоит сегодня очень остро.
Цель исследования - проанализировать современные компетенции в сфере педагогического образования с целью выявления тенденций, технологий и способов формирования компетенций 21 века применительно к педагогическому образованию.
Задачи исследования:
1) рассмотреть методы и приемы формирования ключевых образовательных компетенций;
2) выявить особенности формирования компетентности учителя в педагогическом образовании;
3) охарактеризовать педагогическую компетентность педагога;
4) осветить компетенции современного учителя.
Объект исследования - процесс формирования компетенций 21 века при подготовке учителей математики и информатики.
Предмет исследования - компетенции XXI века в педагогическом образовании.
Материалы и методы исследования.
В ходе данного исследования использовался анализ научных статей, электронных ресурсов и Интернет-изданий.
Компетентность и связанное с ней понятие компетентности обычно широко используется в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональных характеристик специалиста, хотя в педагогической науке ее значение не всегда трактуется однозначно.
Понятие «компетенция» (в переводе с латыни — соответствие, соразмерность) имеет два определения: объем полномочий конкретного учреждения или лица; набор вопросов, по которым у этого человека есть знания и опыт. Компетентность рассматриваемым предметом указывает на уровень образования. В одной из педаго-
гических дискуссий по компетентностно-му подходу было предложено следующее определение: компетентность - это способность действовать в неопределенной ситуации.
Важность данного исследования обусловлена тем, что сегодня четвертая промышленная революция, несмотря на свой декларативный и предсказательный характер, но еще не зарегистрированный как верифицированный социальный факт, уже считается совершенно новым и неизбежным вызовом для всех общественных сфер в ближайшем будущем, том числе и для образовательных учреждений [3]. Отсюда вытекает необходимость владения педагогами современными компетенциями, именуемыми «компетенциями 21 века».
Переход вуза на новую систему образования определил ряд ключевых особенностей, среди которых можно отметить возрастающие требования к качеству образования и уровню общекультурных и профессиональных компетенций, переход от знаниевой парадигмы образования к ком-петентностной. Компетентностный подход является метадисциплинарным подходом и поэтому, на наш взгляд, переводит систему образования в сферу синергетики [4]. Следовательно, при формировании компетенций учителя необходимо учитывать синер-гетический эффект «компетенций 21 века».
Для педагогического учреждения ком-петентностный подход должен означать, что результатом профессиональной подготовки педагога - молодого специалиста -будет не набор предметно-специфических навыков и умений, а его способность действовать в различных педагогических ситуациях. Таким образом, компетенции выпускника педагогического вуза представляют собой единство объективных профессиональных знаний, освоенных приемов и умений действовать в ситуациях, предполагаемых в педагогической деятельности. Немаловажно и то, что компетенции характеризуется возможностью переноса умения в условия, отличные от тех, в которых компетенции формировалась изначально [1]. Т.е. учитель должен демонстрировать владение компетенциями
на высоком уровне в процессе педагогической деятельности.
В настоящее время компетенции можно разделить на две группы: «мягкие» компетенции и «жесткие» компетенции ^ойзЫШ и hardskills). Softskills - это набор навыков или компетенций, которые можно назвать переменными или общими в различных видах деятельности. На^кПЬ - это знания, умения, инструменты и профессиональные навыки, которыми обладает человек.
Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых. Определения профессиональной компетентности встречаются сегодня в зарубежной литературе как понятия «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» [9]. Умения и навыки современного педагога должны соответствовать сегодняшнему дню.
Профессиональная компетентность педагога - это интегративная система профессионально-значимых личностных качеств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее результативность, соответствующая уровню современной науки и актуальным требованиям.
«Жесткие» компетенции преподавателей - необходимое условие получения качественного современного образования. Профессионализм педагогов, как ключевых фигур в системе образования, во многом определяет развитие не только образования, но и общества в целом. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизни человека и гарантирует полную самореализацию личности, реализацию всех ее способностей. Профессиональное развитие педагогов предполагает интеграцию и реализацию важных лич-ностно-профессиональных качеств и умений в педагогической деятельности.
В изучении «жестких» компетенций педагога прослеживается несколько направлений: анализ психологических основ профессиональной деятельности педагога (Л. Выготский, А. Леонтьев, А. К Маркова, Н. Кузьмина и др.), разработка основ развития педагогической направленности личности учителя и развития его профессионально необходимых качеств в целом (И. Лернер, М. Скаткин, А. Щербаков, В. Сластенин), установление истоков педагогического творчества (Ю. Кулюткин, М. Поташник и др.).
Выстраивая «идеальную модель» специалиста, почти все авторы отмечают, что компетентность может быть сформирована, проанализирована и оценена только в процессе деятельности и только в рамках определенной профессии [5]. Совершенное владение компетенциями трудно выявить в процессе обучения, так как еще идет процесс по их формированию, отсюда и следует, что точно оценить уровень компетентности преподавателя можно в процессе его педагогической деятельности.
Под формированием компетенций понимается создание комплекса знаний и навыков и формирование способностей и инициатив, которые необходимо освоить. Очевидно, что в рамках компетентностно-го подхода содержание образования может быть представлено в виде системы компетенций, определённых образовательными целями.
Компетентным можно назвать педагога, который на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность и педагогическое общение с обучающимися и коллегами, а также достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения [2]. Это демонстрирует его владение «жесткими», т.е. профессиональными, компетенциями.
Для закрепления этих навыков в образовательном учреждении необходимо проводить плодотворную работу со студентами по развитию у них способностей, необходимых для профессиональной деятельности [5]. Это поспособствует тому, что выпускники педагогических вузов будет компетентными в своей деятельности.
К профессионально-педагогическим компетенциям относятся: профессиональные педагогические знания и умения, профессионально-педагогических роли (как непрерывной связи педагога и дела, учащихся, коллег, самого себя), от характеристик профессионала.
Важно понимать, что ни один учитель не может научить студентов тому, чего не знает сам. В связи с этим вопросы формирования надпрофессиональной компетентности у педагогов XXI века заслуживают большего внимания, ведь еще не скоро будущие учителя сформируют этот комплекс умений у подрастающего поколения, определяя их успешную адаптацию в профессиональной сфере и эффективное выполнение трудовых обязанностей. В этом контексте «жесткие» навыки имеют большое значение в карьере учителя 21 века, даже если они не тесно связаны с должностными ролями и классификациями рода деятельности учителя. Нынешнему учителю сложно, даже невозможно выполнять свои профессиональные обязанности, обладая только профессиональной компетентностью [7]. Отсюда вытекает необходимость владения «мягкими» компетенциями на таком же высоком уровне.
Надпрофессиональные компетенции -это те умения и личностные качества, которые позволяют человеку быстро ориентироваться в преодолении постоянно меняющихся экономических и социальных условий жизни и вовремя приспосабливаться к ним, достигать профессиональных целей и демонстрировать высокую компетентность и успешность в работе [6]. Учитель должен быть открытым и готовым к восприятию изменений в обществе, быть в курсе всех событий и сотрудничать с учеником, что демонстрирует необходимость формирования данных навыков.
«Мягкие» компетенции - это новые навыки, «компетенции 21 века», которые подчеркивают необходимость взаимодействия с новыми умениями человека, необходимыми для жизни в новом мире. По мнению многих футурологов, в новом мире на фоне автоматизации и цифровизации будет расти спрос на человеческий контакт (услуга или товар должны идти рука об
руку с заботой о чувствах, эмоциях, людях и личности) [2]. По мере того, как растущая автоматизация на всех уровнях заменяет людей в главенствующих когнитивных задачах, новый мир будет все больше требовать эмоциональной продуктивности, творчества, идей, новизны и изобретательности (на что машины пока не способны).
Высокоразвитые профессиональные компетенции позволяют человеку ориентироваться и быстро приспосабливаться к окружающим задачам и вызовам, строить взаимоотношения и социальные коммуникации, демонстрировать высокую работоспособность и достигать поставленных целей и задач [8]. Таким образом можно сказать, что среди «компетенций 21 века» первенство смело можно отдать «мягким» компетенциям, так как современный педагог должен быть коммуникабельным, «гибким», быстро адаптироваться в раз-
Литература
1. Афанасьев А.Н., Куклев В.А., Егорова Т.М., Инновационный подход к реализации компетентностного подхода в сетевом блочно-модульном курсе // Электронное обучение в непрерывном образовании
2. Кандаурова А.В., Надпрофессиональные и метапредметные компетенции современного педагога в меняющемся мире // Специфика педагогического образования в регионах России. 2021.
3. Корзина М.И. Роль образования в эпоху четвертой промышленной революции (социально-философский анализ) // Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 10. С. 186-192
4. Красильников В.В., Тоискин В.С., Шумакова А.В. Качество образования через компетенции. Антропологический аспект: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2013. - 206 с. EDN: IFVOYU
5. Курлыгина О.Е. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект //Современные проблемы науки и образования. - 2014.
6. Малышева Е.В., О роли надпрофессиональных компетенций в профстандарте педагога СПО // Наука и общество: проблемы современных исследований. 2020.
7. Пеша А.В., Евплова Е.В., Надпрофессиональные компетенции педагога XXI века // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 3.
8. Пеша А.В., Шрамко Н.В., Николаева М.А., Образовательная среда вуза как фактор развития надпрофессиональных компетенций будущих педагогов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021.
9. Зенько С.И., Деятельностно-семантический подход к профессиональной направленности формирования понятийной компетенции учителя информатики в педагогическом университете // Методыка выкладання шфарматыю. 2018.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
личных ситуациях. Но все это не отменяет и владение профессиональными компетенциями, которые также немаловажны.
Выводы. На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод: хотя единого мнения по набору и инструментам оценки и развития компетенций нет, во всех исследованиях упоминаются ключевые компетенции: ИКТ-навыки, грамотность, вычислительное мышление и другие когнитивные способности. Анализируя мнения отечественных ученых о понимании компетентности учителя, мы согласны с тем, что компетентный педагог на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, имеет высокий уровень развития компетентности в сфере педагогического общения с учащимися и коллегами, стабильно достигает высоких результатов в воспитании и обучении молодежи.
Для цитирования: Кужева М.Р. «Компетенции 21 века» в педагогическом образовании / М.Р. Кужева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. по. 5. С. 10-15.
Информация об авторе Кужева Милана Ращидовна
студентка педагогического факультета
Ставропольский государственный педагогический институт
Ставрополь, Россия
ORCID: 0009-0008-6497-1566
E-mail: [email protected]
Информация о научном руководителе Красильников Владимир Вячеславович
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий
Ставропольский государственный педагогический институт Ставрополь, Россия E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6, pp. 10-15.
"COMPETENCES OF THE 21st CENTURY" IN PEDAGOGICAL EDUCATION
Kuzheva Milana Rashidovna
Stavropol State Pedagogical Institute Stavropol, Russian Federation ORCID: 0009-0008-6497-1566 E-mail: [email protected]
||| Abstract: this article discusses the concept of "competences of the 21st century", their classification and role in modern teacher education. We are talking about the need to form professional and supra-professional competencies in future teachers.
;R< Keywords: competencies, soft skills, hard skills, pedagogical education, modern teacher, fourth industrial revolution.
References
1. Afanasiev A.N., Kuklev V.A., Egorova T.M., Innovative approach to the implementation of the competency-based approach in a network block-modular course // E-learning in lifelong education
2. Kandaurova A.V., Over-professional and meta-subject competencies of a modern teacher in a changing world // Specifics of pedagogical education in the regions of Russia. 2021.
3. Korzina M. I. The role of education in the era of the fourth industrial revolution (social and philosophical analysis) // Letter, 2020. Volume 13. Issue 10. C. 186-192
4. Krasilnikov V.V., Toiskin V.S., Shumakova A.V. The quality of education through competencies. Anthropological aspect: Textbook. - Stavropol: Publishing house of SSPI, 2013. - 206 p. EDN: IFVOYU
5. Kurlygina O.E. Professional competence of the teacher: theoretical aspect // Modern problems of science and education. - 2014.
6. Malysheva E.V., On the role of supraprofessional competencies in the professional standard of a teacher of secondary vocational education // Science and society: problems of modern research. 2020.
7. Pesha A.V., Evplova E.V., Superprofessional competencies of a teacher of the XXI century // Pedagogy and education. - 2020. - No. 3.
8. Pesha A.V., Shramko N.V., Nikolaeva M.A., The educational environment of the university as a factor in the development of the supraprofessional competencies of future teachers // Modern Higher School: Innovative Aspect. 2021.
9. Zenko S.I., Activity-semantic approach to the professional orientation of the formation of the conceptual competence of an informatics teacher at a pedagogical university // Methodology of teaching informatics. 2018.
Information about the author Kuzheva Milana Rashidovna
student of pedagogical faculty Stavropol State Pedagogical Institute Stavropol, Russia. ORCID: 0009-0008-6497-1566, E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 16.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.06.2023.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/