Вестник «Орлеу^-kst
бенностью данной технологии в сравнении с другими видами организации и проведения исследований, которые либо описывают, интерпретируют или обобщают педагогический опыт, не принимая во внимание необходимость проведения тщательного анализа с целью выявления образовательных проблем с последующим поиском путей их решения. Целевая направленность подобной технологии заключается в изучении и последующем анализе самого процесса обучения, а не деятельности самого учителя [6, с. 17].
Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении [1]. Очень важно, чтобы идеи получали свое реальное воплощение в конкретных классах. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при
использовании методов, ориентированных на учеников.
Таким образом, Lesson study - это:
• наиболее эффективный способ профессионального развития;
• способствует созданию профессионального сообщества учителей;
• помогает учителям сфокусироваться на том,как думают учащиеся.
использованная литература
1. Руководство учителя. Третий (базовый) уровень. Курсы повышения квалификации по Программе Кембриджского Университета, 2012.www.cpm.kz
2. The Alberta Teachers Association Action research guide for Alberta teachers, 2002
3. Fred A. J. Korthagen, Younghee M. Kim, William L. Greene A Core Refl ection Approach to Quality and Inspiration in Education, 2012
4. Методическое пособие «Школьный урок», г. Кызылкия , 2006 г.
5. Eileen Ferrance Action research : Northeast and Islands Regional Educational
Laboratory At Brown University, 2000
6. Anne Burns, Helen de Silva Joyce Teachers' voices 8. : Macquarie University, 2005
компетентный подход в воспитании и в обучении детей
а
н и
н
и =
Рч
и
н =
S
Национальная культура-закономерность межкультурного общения. Это неотъемлемая часть мирного сосуществования разных национальных культур в одном полиэтническом государстве. Касаясь вопроса модернизации системы образования, хочется подчеркнуть слова нашего Президента «Главный капитал страны - качественное
Б.К. Турганова,
старший преподаватель кафедры «Инновационной технологии и методики преподавания естественно-научных (гуманитарных) дисциплин», филиал АО «НЦПК» «Орлеу» ИПК ПР по Атырауской области
образование». Высокое качество образование сегодня - высокое качество жизни завтра. Как никогда, образование находится в центре внимания казахстанской общественности. «Конкурентоспособность нации, в первую очередь, определяется уровнем ее образованности», - отмечается в Послании Президента народу Казахстана. В Послании
Президента РК народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель,единые интересы, единое будущее»: наша главная цель- к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. И, чтобы войти в 30-ку самых развитых государств мира мы должны уделять большое внимание качеству образования как обеспечению социального заказа общества, как социально определенной категории. А для этого необходимо перенять опыт зарубежных коллег. В 2012 году Центр Педагогического Мастерства с Назарбаевской Интеллектуальной Школой подготовили свыше 200 преподавателей институтов повышения квалификации, высших учебных заведений и органов управления системой образования по программе курсов Кембриджского обучения. В рамках этой Программы запланирована практическая деятельность, основанная на внедрение семи модулей. Ожидаемыми результатами программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общиться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Совершенствование профессиональной деятельности и личности необходимо начинать с определения исходного состояния, т. е. посредством использования системы методов и средств изучения профессионального уровня, определять уровень развитости мастерства, ее достоинств и недостатков, развития личностно-деловых качеств. Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность учащихся к обучению. Роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что
совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
• позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
• помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
• содействуют аргументированию учениками своих идей;
• помогает учителям понять, на какой стадии находится их ученики в процессе своего обучения.
Такие требования, предъявляемые сегодня в образовании можно реализовать через интерактивное обучение. Интерактивная методика - обучение через и посредством действия приводят к инновационным изменениям, где основой обучения воспринимается личностное развитие, так как наполненная динамикой и изменениями экономика информационной эпохи всецело зависит от компетентной и квалифицированной личности человека и специалиста.
Как специальная методика организации познавательных действий интерактивное обучение основывается на эффективной коммуникации участников процесса освоения знаний (обучающих и обучающихся). Другими словами, интерактивной можно назвать методику, которая основой обучения признает взаимодействие обучающих и обучающихся и создает все условия для подобной коммуникации. Термин «интерактивный» обозначает «быть с кем-то в тесном общении, взаимодействовать с ним и строить диалог». Принципы интерактивного обучения: создание среды, обучения через действия, связь с жизнью формирование самостоятельности и индивидуальности.
Основной целью интерактивного обучения являются:
- создавать условия, в котором обучающийся мог ощутить успешность своих действий;
- создавать условия для открытого и свободного творческого общения между обучающимися;
- преподносить знания не в готовом виде, а предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать учащихся;
- основывать обучение на практиче-
гч
а
^
н и
н
и =
Рч
и
н =
2
гч
а
^
н и
Н
И =
Рч
и
н =
2
ских действиях, рассматривать дисциплину и тему занятий как способы решения жизненных проблем;
- формирование у обучающихся навыков критического и аналитического мышления (способность к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других).
Для реализации этих целей, обучающимся требуется научиться обучению. Преподаватели, должны сосредоточить свое внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Так как информация передается, а знание и понимание формируются у самого обучающегося, то преподаватель должен оказывать помощь в этом процессе.
Остановлюсь подробнее на вышеуказанных пунктах. Создание условия, в котором обучающиеся могли ощутить успешность своих действий, необходимо создать благоприятную атмосферу сотрудничества, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Для того, чтобы настроить учеников на позитив, можно провести разные тренинги, такие как «Подари себе улыбку», «Моё настроение», «Круг пожелания» и другие, а также музыкальные разминки,- это помогает сблизить учащихся, поднять им настроение, подготовить к сотрудничеству и работе.
Создание условий для открытого и свободного творческого общения между обучающимися способствует коллаборатив-ной среде, в которой учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета и содержания обучения, т.е. должна быть направлена на обеспечение учителем обучения в атмосфере взаимного сотрудничества. Если смотреть на традиционную педагогику, то видно, что главную роль на уроке исполняет учитель, в то время как у учеников остается мало возможности на реализа-
цию своих мыслей и идей. Главной задачей учителя является стимулирование процесса учения для учащегося, облегчение его труда, умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку на уроке, атмосферу психологической поддержки.
Преподносение знания не в готовом виде, а предоставление возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать учащихся. Планировать урок надо так, чтоб он был последователен для решения разных проблем, т.е. когда учащийся уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя должна сводиться к минимуму, учитель должен создать свободную и непринужденную обстановку на уроке, которая будет стимулировать ученика к решению проблем. Я считаю, что учитель должен помогать учащимся в формировании целей и задач, которые стоят перед учеником, группами. Учитель должен помнить о том, что у учеников всегда есть своя внутренняя мотивация к учению, должен выступать в роли помощника, столкнувшись с трудностями в решении проблем, он может обратиться к педагогу. Ученик должен развивать в себе умения сотрудничества, должен быть частью своей группы, чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его, быть активным участником, должен уметь выражать свои мысли.
Основывать обучение на практических действиях, рассматривать дисциплину и тему занятий как способы решения жизненных проблем, именно этот момент, я хочу рассмотреть с точки зрения «Концепции -Я» - как форму самовыражения. В «Концепции - Я» люди самореализовываются: «Я смогу», «Я сделаю», «Если не Я, то кто?». Люди видят свой успех, самоэффективность повышается, виден результат. Человек уверен в себе.
Формирование у обучающихся навыков критического и аналитического мышления (способность к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других) - еще одна важная задача учителя. Работы, посвященные исследованию
- Вестник «
коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия - исследовательский разговор, аргументация и диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Дети должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и благополучно в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ.
Таким образом, учителя должны создать диалогическую модель класса, в котором ученики будут взаимодействовать друг с другом в целях обнаружения новых и лучших способов совместного выстраивания смысла (учителя и дети слушают друг друга, разделяют идеи и рассматривают альтер-
нативные точки зрения). В заключение хочу отметить, чтобы выявить знания учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки, а диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад.
используемая литература:
1. Стратегия Казахстан-2050. Послание Президента РК-Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Новый политический курс состоявшегося государства. Алматы, 2013
2. Руководство для учителя. Астана, 2012 НИШ
3. «Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства РК на 2006-2009 гг.», Астана
4. «Интерактивная методика обучения», А Алимов, Алматы, 2011
профессиональные компетенции педагогов в системе электронного обучения
Н.В. Цой,
начальник отдела информационных технологий филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Жамбылской области
Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев в своем послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечал, что необходимо обеспечить современную систему образования «современными программами и методиками обучения, квалифицированными педагогическими кадрами». Согласно этому постановлению филиал АО НЦПК «Эрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области проводит широкомасштабную деятельность по повышению эффективности обучения и преподавания в общеобразовательных школах и колледжах, развитию школьной практики и совершенствованию профессионального
мастерства педагогов. Изменения парадигмы образования требуют от общества в целом особого статуса профессиональной подготовленности педагогов, выраженной в формировании новых методологических подходов к обучению.
Безусловно, что формирование педаго- ^ гов новой формации трудоемкий процесс под- К готовки и переподготовки кадров базируется на современных программах и на новых методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень повышения квалификации педагогов. Н
На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обуче- ^ ния стало возможным изменить, причем ра-