Научная статья на тему 'Компетентностый подход к обучению в вузе'

Компетентностый подход к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / РЕСПОНДЕНТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паначев В. Д., Кораблева О. В.

В данной статье проведен ценностный анализ компетентностного подхода к исследованиям студенческой молодежи при обучении в университете. Определены ценностные ориентации и мотивы молодых людей на примере одного из известных в России Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностый подход к обучению в вузе»

УДК: 196

КОМПЕТЕНТНОСТЬ^ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В.Д. Паначев - заслуженный работник физической культуры РФ, доктор социологических наук, заведующий кафедрой физической культуры О.В. Кораблева - доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Пермь

COMETENCE APPROACH TO EDUCATION IN HIGH SCHOOL

V.D. Panachev - honored worker of physical culture of the Russian Federation, doctor of sociological Sciences, head of Department of physical culture O.V. Korableva - associate Professor of the Department of physical culture Perm state technical University Perm

e-mail: panachev@pstu.ru

Ключевые слова: обучение, студенты, респонденты, компетентностный подход, спортивно-массовая работа.

Аннотация. В данной статье проведен ценностный анализ компетентностного подхода к исследованиям студенческой молодежи при обучении в университете. Определены ценностные ориентации и мотивы молодых людей на примере одного из известных в России Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

Keywords: training, the students, the respondents, competence approach, sport and public

work.

Annotation. This article contains a valuable analysis of the competence-based approach to the studies of the student youth in the University. Values and motives of young people on the example of one of the famous in Russia, Perm state technical University are defined.

В Перми 60 лет назад начал работать и готовить молодых горных инженеров Пермский политехнический институт. Одной из самых первых и корпоративных кафедр молодого вуза стала кафедра физической культуры. Кафедра физической культуры, организованная в 1953 году, является одной из старейших и ведущих кафедр института, затем ПГТУ и ПНИПУ. В данной статье приведены основные этапы ее становления, отмечаются успехи в спортивно-массовой работе, научно-методической работе и опыт преподавания физической культуры в ведущем политехническом вузе России на основе компетентностного подхода.

Проблема гармонического развития человека, его духовных и физических способностей привлекала внимание мыслителей разных стран и эпох. Одной из самых важных остается эта проблема и для нашего столетия. Более того, бурный рост научно-технического прогресса в современных условиях сделал ее еще более актуальной, чем в прошлом времена. Современное Российское общество требует от человека высокую

интенсивность труда, вследствие чего возрастают физические нагрузки на организм человека. Поэтому физическое совершенствование личности приобретает весьма важное социально-экономическое значение. Единственным разумным выходом из создавшейся ситуации являются занятия физической культурой и спортом. В процессе их осуществляется глубокая связь физического воспитания с воспитанием нравственным, умственным, эстетическим, так как духовные качества человека, его моральные принципы при занятиях физической культурой и спортом раскрываются во всей полноте.

Велико значение физической культуры и том, что такие качества, как сила, ловкость, быстрота, выносливость, а также разнообразные двигательные навыки, развитие в процессе физкультурно-спортивной деятельности, могут быть перенесены и успешно использованы в производственной деятельности.

Физическая культура и спорт - мощный фактор укрепления здоровья, содействует повышению работоспособности, обеспечивает стабильность производственной деятельности в сложных экономических условиях, способствует более рациональному использованию трудовых ресурсов, поскольку отодвигает границы фактической работоспособности человека за пределы пенсионного возраста, положительно влияет на интенсивность умственного труда.

Следует особо подчеркнуть, что эти проблемы физической культуры и спорта успешно решаются на протяжении 60 лет на кафедре физической культуры Пермского национального исследовательского политехнического университета. 60 лет со дня его создания позволяет подводить итоги, анализировать результаты труда, обобщать опыт, накопленный десятилетиями и делать прогнозы на будущее. Не зная истории, прошлого, не ведая о совершенных ошибках и успехах, удачах, победах и поражениях, мы не можем с большей долей достоверности предопределять свое будущее. Это тем более актуально в наше время, время коренного изменения экономического уклада нашей жизни, время перемен и изменений.

Многие годы, с начала 80-х и до середины 90-х гг., наш спортивный коллектив по праву считался одним из ведущих и в бывшем СССР, и в России. Достаточно вспомнить победы в общекомандном зачете на Всесоюзных зимних студенческих играх, первые и призовые места, занимаемые в смотрах высшего спортивного мастертсва, представительство наших студентов-спортсменов в сборных командах страны, участие и успешное выступление на чемпионатах Союза, Европы, мира, Олимпийских играх, Всемирных студенческих играх - Универсиадах. В этом юбилейном году особенно впечатляющие спортивные праздники связаны с Универсиадой в Казани и успешным выступлением нашей университетской сборной России, студентов-спортсменов университета. Сейчас этот высокий рейтинг поддерживают физкультурники и спортсмены нового тысячелетия студентов-политехников. За последние пять лет на кафедре сложился дружный высокопрофессиональный коллектив преподавателей, из которых 25 % имеют степень доктора и кандидата наук. Творческий научный потенциал преподавателей кафедры основан на эффективной и качественной работе научно-образовательного центра «Комплексное изучение человека», в котором создана научная школа по подготовке и проведению научно-исследовательской работой двух докторских и 12 кандидатских диссертаций, исследования которых используются в учебно-воспитательном процессе. Преподаватели кафедры в учебно-методической работе активно применяют современные образовательные технологии, основанные на информационно-коммуникативных средствах. За эти годы написаны и изданы более 40 учебных пособий, получены пять грифов Министерства образования и науки, УМО РАЕ. Ежегодно проводится международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры, спорта и туризма» с изданием сборника материалов и научных статей. Преподавателями кафедры за эти годы написаны более 1000 статей в журналы ВАК РФ и международные, Всероссийские конференции, более 40

монографий по проблемам комплексного изучения человека, методики и практики физического воспитания, физической культуры и социологии спорта. Ежегодно преподаватели кафедры проводят студенческие научно-практические конференции, фестивали спорта и конкурсы знатоков истории спорта, олимпийского воспитания и образования. Лучшие студенты участвуют в финальных конкурсах и фестивалях Олимпийской академии Урала, Сибири и Центральной Олимпийской академии в Москве. Под руководством преподавателей кафедры студентами была проведена кропотливая работа по совершенствованию системы олимпийского образования студенческой молодежи в условиях политехнического вуза. Коллектив кафедры внес значительный вклад в модернизацию учебно-спортивной базы университета. За последние пять лет в университете капитально отремонтированы все спортивные сооружения кафедры, построен современный спортивный комплекс, разработана проектная документация для плоскостных сооружений, бассейна, стадиона, катков и открытых спортивных площадок для проведения учебно-методической, научно-исследовательской и физкультурно-оздоровительной работы. На кафедре работают 12 мастеров спорта, заслуженных тренеров России, отличников физической культуры и спорта, 18 доцентов. Кафедре в 2013 году исполнилось 60 лет со дня создания. Наибольшие достижения коллектив кафедры добился в последние 5 лет. Все преподаватели прошли повышение квалификации за эти годы, активно участвуя в учебно-методической работе по переходу на обучение студентов по ФГОС ВПО. За эти годы на кафедре и спортивном клубе «Политехник» подготовлено 15 мастеров спорта, а все студенты участвуют в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях под девизом «Ни дня без спорта!». Разработана Программа «Сертификат здоровья студента», которая внедряется в 2011-2015 гг. Основное научное направление связано с теорией и методикой физического воспитания, исследованием социальных процессов в социальном институте спорта и их влияние на управление развития современного спорта и развитие личности спортсменов, в последний год преимущественно у студентов. Результаты исследований доложены и напечатаны на международных конгрессах, симпозиумах и конференциях, крупных научных форумах, в том числе на 1-Ш Международных социологических конгрессах в Москве. Благодаря усилиям научного коллектива на кафедре приобретены современные тренажеры, оргтехника, инвентарь и оборудование, методические кабинеты кафедры подключены к Интернету. Кафедра стала признанным научным центром и научной школой по туризму, теории и методики физического воспитания, теории и методики профессионального обучения и социализации личности студентов. В спартакиадах вузов Пермского края Пермский национальный исследовательский политехнический университет практически постоянно выходит победителем. В этом есть заслуга всего коллектива кафедры физической культуры и спортивного клуба «Политехник». Щедро и умело преподаватели кафедры передают студентам богатый практический опыт организации физической культуры и спортивной работы. При их активном участии в университете создана и постоянно совершенствуется учебно-материальная база для занятий физической культурой и спортом, которая позволяет проводить спортивно-массовые мероприятии самого высокого уровня по различным видам спорта. Коллектив кафедры является автором научно-методических трудов по теории и методике физической культуры и спортивно-массовой работы в вузе, имеет 20 авторских свидетельств и патентов, 12 инновационных разработок. В университете впервые в Пермском крае была введена интерактивная методика проведения занятий по теоретическому разделу физической культуры с помощью электронного учебника, разработанного на кафедре. Учебное пособие «Физическая культура студентов технического университета» получило гриф Министерства образования и науки, кроме того, еще четыре учебных пособия имеют гриф УМО РАЕ. Все годы работы на кафедре физической культуры и в общественных организациях Пермского края преподаватели оказывают практическую помощь в организации массовых спортивных мероприятий. 5 июня весь

университет участвовал в спортивном празднике встречи огня Универсиады в Казани. От ПНИПУ 13 факелоносцев из числа лучших спортсменов были удостоены чести нести факел Универсиады. Принимают самое активное участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», организуют проведение массовых соревнований кадет в финальных стартах военно-патриотической игры «Зарница» Пермского края среди учащихся общеобразовательных учреждений и Спартакиады допризывной молодёжи, всероссийских фестивалях «Виват, кадет!». За время работы преподаватели кафедры физической культуры Пермского национального исследовательского политехнического университета зарекомендовали себя

высокопрофессиональными, талантливыми организаторами и педагогами. Все виды учебных занятий проводят на высоком научном и методическом уровне, эффективно применяя наиболее передовые методики преподавания. Кафедра вносит значительный вклад в разработку научно-теоретических и методических основ физической культуры в технических вузах России, что стало серьезным вкладом в повышение качества и эффективности физической культуры студентов университета. На кафедре разработаны образовательные программы по физической культуре для студентов политехнического университета. По инициативе ведущих преподавателей впервые разработана и внедрена в образовательный процесс программа по организации спортивно-массовой работы в вузе для улучшения социализации личности студента. Успешно проводится руководство научно-исследовательской работой студентов по вопросам физической культуры, профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности после окончания университета. В 2006-2011 учебных годах внедрено в образовательный процесс 12 инновационных предложений по физической культуре, за которые получены свидетельства на интеллектуальный продукт. При активном участии всех преподавателей кафедры в университете создана и постоянно совершенствуется учебно-материальная база: в 2008 году построен современный спортивный комплекс для занятий всеми видами учебных занятий по физической культуре, в котором могут одновременно заниматься 400 студентов; хорошо организована спортивно-массовая работа, учебно-тренировочные занятия по различным видам спорта, регулярно проводятся спортивные соревнования, смотры физкультурно-спортивной работы и спортивные праздники. Параллельно с педагогической и научной деятельностью преподаватели кафедры активно ведут учебно-тренировочные занятия с сильнейшими спортсменами университета. Команды университета постоянно занимают первые места в Пермском крае по различным видам спорта. Среди них есть призеры и чемпионы России, Европы и мира. В рамках реализации государственной программы «Патриотические воспитание граждан Российской Федерации» коллектив кафедры отвечает за проведение военно-патриотической игры «Зарница» среди кадет и учащихся общеобразовательных учреждений Пермского края. С 1999 года ежегодно на базе университета проводится Спартакиада допризывной молодежи Пермского края с участием учеников старших классов более 40 школ. За большой вклад в развитие физической культуры и спорта многие преподаватели кафедры награждены знаком «Отличник физической культуры и спорта» и «За заслуги в развитии олимпийского движения в России», «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», Дипломами олимпийского комитета России и Грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Обстоятельства обучения в университете заставляют с особенным беспокойством относиться к тому, как складываются жизненные пути молодых людей. Что касается интеллектуального потенциала студентов, то эффективность его использования не в малой мере определит место России в быстро меняющемся мире. Показательным является мониторинг студенческой молодежи, который проводится преподавателями и сотрудники кафедр гуманитарного факультета, которому в этом году исполнилось 20 лет. В 1993 г. это был первый гуманитарный факультет, созданный в техническом вузе. Проводя

мониторинговое исследование по студенчеству на протяжении всех двадцати лет, в нем частности рассматривались ценностные ориентации студенчества в жизненных планах. Обобщенный данный представлены в Табл. 1.

Таблица 1

Представления студентов о дальнейших жизненных планах (% от ответивших)

Чем бы Вы хотели заниматься после окончания вуза? Студенты

ю ноши де вушки В целом:

работать по специальности 49 48 48

основать свое дело, бизнес 15 11 13

будущее туманно и неопределенно 6 8 7

продолжить образование 11 11 11

поехать за границу работать или учиться 8 8 8

работать не по специальности 10 9 9

еще нет планов на будущее 3 4 3

Посвятить себя дому, семье 5 6 5

заняться научно-исследовательской работой 5 2 3,5

жить за счет случайных заработков 2 1 1,5

Данные таблицы свидетельствуют, что большая когорта респондентов хотела бы работать по специальности по окончании университета. Значительно число тех, кто хотел бы продолжить образование - это каждый десятый. Наверное, многое объясняет, то, что более половины респондентов убеждены, что найти работу нелегко и даже очень трудно, это почти две трети опрошенных. Интересно отметить, что в своей будущей работе большая часть опрошенных, (около 60 %), видит в ней источник высокого дохода. Это также справедливо к желанию почти трети респондентов получить признание посредством своей профессиональной деятельности, тогда как соответствие выбранной профессии диплому, интересует только треть.

В последнее десятилетие получение высшего образования возможно в двух формах: бесплатного (за счет бюджетных средств) и с возмещением затрат. На сегодняшний день наблюдается неравномерность распределения платных студенческих мест и существует в зависимость от специфики факультетов и специальностей. В целом, по данным Госкомстата РФ тенденция такова: платное образование в меньшей степени касается технических вузов, факультетов и специальностей, в большей - гуманитарно-социальных и экономических. В 1998 году среди обучающихся по техническим специальностям оплачивали свое обучение 5-10 % студентов, тогда как на специальностях по экономике и управлению обучение оплачивал каждый второй-третий [1, с. 153]. Сейчас количество контрактных студентов существенно возросло. Данные нашего исследования свидетельствуют, что две трети студентов учится на контрактной форме обучения.

В технических вузах платное образование является не однородным, на технических специальностях доля студентов-контрактников очень мала, численность на таком факультете определяется количеством бюджетных мест. Совершенно другую картину можем наблюдать на социально-гуманитарных, экономических специальностях, где число

контрактников составляет большинство. Но даже, если на всех факультетах одного и того же вуза есть платные места, то стоимость обучения на всех факультетах все равно разная, поскольку формируется на основе рыночных отношений и приводит в соответствие платежеспособный спрос на образовательные услуги со стороны абитуриентов и возможности учебного заведения обучать той или иной специальности. И эта дифференциация опять-таки не в пользу экономических, гуманитарных специальностей.

Изучение ценностных ориентаций, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания тех или иных ценностных систем относится к числу важнейших направлений социологических исследований. Социальные изменения последних двадцати лет, вызвавшие качественные сдвиги в сфере ценностных ориентаций россиян, не обошли и молодежь, в том числе наиболее восприимчивую к социальным переменам и интеллектуально динамичную ее часть - студенчество.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека. Теоретической основой эмпирической модели является диспозиционная концепция личности, в которой понятие ценностных ориентаций занимает одно из центральных мест. Высший уровень диспозиционной иерархии образуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Первую группу составляют терминальные ценности (ценности-цели), вторую -инструментальные ценности (ценности-средства). Терминальные ценности характеризуют жизненные целевые установки, раскрывают общую направленность поведения на основе формирования жизненно важных целей, основные сферы самореализации личности. Инструментальные ценности отражают представления о допустимых, возможных, признаваемых средствах достижения жизненно важных целей.[2, с. 96]

Методологической предпосылкой изучения ценностных ориентаций является междисциплинарный подход, диктующий единство общефилософского, социологического социально-психологического аспектов. Анализ ценностных ориентаций на общефилософском уровне связан с характеристикой ценностной ориентации как результата ценностного отношения, зафиксированного в системе личностных ценностей субъекта, и как процесса, в ходе которого формируется набор значимых для субъекта ценностей и возможных форм актуализации бытия субъекта. Иначе говоря, ценности в ценностно-ориентировочной деятельности играют двоякую роль. Они могут выступать в качестве объекта оценки и выбора субъекта, в этом смысле можно говорить об ориентации на социальные ценности. С другой стороны, ценности являются ориентиром того, в каких сферах жизнедеятельности нужно сконцентрировать субъекту свои усилия.

Место и роль ценностей в ценностной ориентации являются основанием для выделения двух ее модификаций. К первому типу относятся различные виды социальных ценностей и соотносимые с ними разновидности ценностных ориентаций - экономические ориентации (от экономических ценностей), политические (политические ценности), нравственные (моральные ценности), эстетические (ценности искусства), коммуникативные (ценности общения) и т.д. Второй тип отражает структуру важнейших сфер самореализации субъекта - профессионально-трудовая деятельность, семью, работу, досуг и т.п., - систему жизненных ориентаций субъекта.

Характер и структура терминальных и инструментальных ценностей в исследовании выявлялись двумя вопросами студенческой анкеты: «Что для Вас наиболее ценно в жизни?» и «Что сегодня важнее для достижения успеха в жизни?». Применение этой же методики в настоящем исследовании позволяет отследить динамику ценностных ориентаций студенческой молодежи за прошедшие 20 лет. В начале реформ (примерно в 1992 - 1996 гг.) социологи наблюдали нарастание тенденции прагматизации ценностного сознания молодого поколения и повышения значения таких ценностей, как: богатство

(деньги), материальные блага и удовольствия, квартира и дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой. Стихийность процессов модернизации и поиска новых ориентиров приводила к коммерциализации и криминализации общественного сознания, падению нравственности, стихии «дикого» рынка, росту преступности, безработицы и т.п. Как следствие этого, примерно к 1996 -1997 годам обострилась проблема переосмысления, «инвентаризации» ценностей, которые представлены в Табл. 2.

Таблица 2

Ценностные ориентации студентов (% от опрошенных)

Что для Вас наиболее ценно в сизни? Студенты

юноши де вушки В целом:

семья, дети 55 74 68

Здоровье 59 68 64

деньги, материальные блага, свое ело, бизнес 58 68 64

работа по душе 79 75 77

общение с друзьями 77 74 76

творчество, реализация пособностей 49 46 47

образованность, профессионализм 69 66 67

Успех 56 47 50

независимость, свобода 31 29 30

получение удовольствий 27 25 26

красота, прекрасное 25 30 27

личная безопасность 28 24 25

престиж, слава, власть 24 20 22

общение с природой 17 14 15

Согласно гипотезе Р. Инглехарта, только по прошествии десяти-пятнадцати лет изменений в социально-экономических условиях придет поколение, у которого можно ожидать сдвигов ценностей с материалистических на постматериалистические. Ценностные ориентации имеют сложную темпоральную природу. С одной стороны, ценностные приоритеты отражают актуальный статус личности, ее социально-экономическое состояние, социально-психологическое самочувствие в данный конкретный период времени. С другой, ретроспективной точки зрения, - на формирование тех или иных ценностей взрослого индивида влияют социально-экономические условия, превалировавшие в годы его детства. Наконец, ценностные ориентации включают в себя и прожективные элементы, отражающие те потребности, которые наименее удовлетворены сегодня, но являются значимыми в контексте будущих устремлений субъекта.

В данном исследовании было бы интересно рассмотреть с помощью теоретического и эмпирического анализа ценностные мотивации студентов различных специальностей. При анализе этих данных можно выделить следующие направления приоритетов. Более половины респондентов ставят на первый план семью, детей, на второй - здоровье.

Кроме того, обвинение молодежи в том, что семейные ценности и проблемы здоровья, якобы ее не волнуют, не подтверждается, ибо, исходя из данных опроса, главной

ценностью является по-прежнему для молодого поколения семья и дети. Важнейшую духовную составляющую отражают такие показатели как общение с друзьями, творчество и реализация способностей, независимость и свобода, образованность и профессионализм. Таким образом, духовные ценности, даже в новом прагматическом обществе, остаются приоритетными. Менее трети выборов составили такие переменные как независимость, свобода, получение удовольствий (хотя здесь юноши почти в два раза чаще выбирают эту категорию, чем девушки, т. е. можно предположить большую гедонистическую составляющую в системе их ценностей), красота, прекрасное, личная безопасность, престиж, слава, власть, общение с природой.

Для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели. Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. В современном обществе, находящемся в процессе трансформации, достаточно интересными являются межпоколенческие различия в ценностных ориентациях. Младшее поколение основными ценностными ориентациями определяет - семью - 68 %, любовь - 64 %, друзей - 53 %, деньги - 52 %. Представители старшего поколения наиболее ценными определяют следующие категории - дети - 80 %, семья - 62 %, работа - 52 %, здоровье - 44 % [2, с. 138].

Такие различия понятны. Младшее поколение на первое место ставит семью. Доля отметивших её как приоритетную ценность в этой группе несколько выше, чем у представителей всех остальных поколениях. В младшем поколении опрашивались респонденты от 16 до 29 лет, но, учитывая позднюю социализацию современной молодежи, отсроченное «отделение» её от родительской семьи, становится понятным, что наибольшее количество выборов ответа «семья» в этом поколении связано, в том числе с эмоциональной и экономической зависимостью от родителей. Наличие других приоритетных категории ценностей так же объясняется возрастной группой респондентов, молодежь наиболее подвижная, романтически настроенная когорта людей, участвующая активно в социальных взаимодействиях, поэтому любовь и дружба стандартно наиболее значимы для этого поколения. С другой стороны новые социально-экономические условия формируют и новую потребительскую культуру, поэтому деньги, работа, карьера являются более ценными для этой возрастной группы. Менее популярны такие ценности жизни, как секс, дети, отдых, хобби, развлечения, душевный покой.

Старшее поколение, прожив большую часть активной жизни, на первое место ставит детей, для них эта категория наиболее ценна, в детях они видят продолжение себя, а так же ждут поддержку, чувствуют гордость. На втором месте - семья, на третьем -работа, на четвертом - здоровье, такие категории ценностей достаточно традиционны для представителей старшей возрастной группы.

Большая часть респондентов утверждает, что семья является обязательным компонентом для полноценной жизни. Но проявляются и различия. Старшее поколение, прожив большую часть жизни в семье, не представляет одиночное проживание на добровольных основаниях, а не в результате разводов и вдовства.

Следует отметить, что большинство студенческой молодежи достаточно адекватно оценивает свое поколение, его сильные и слабые стороны. Но не все так плохо в молодежной среде, как считают наши респонденты. Важным аспектом жизни современной студенческой молодежи является досуговая деятельность. Неумение разумно использовать свободное время приводит к большим проблемам не только личностного, но и общественного свойства. Досуговые предпочтения являются важнейшими характеристиками избираемого молодыми людьми стиля жизни, входят в число главных критериев их самоидентификации с определенной группой или средой. Следует подчеркнуть, что досуг российской молодежи был и остается достаточно разнообразным.

Так одни виды предпочтений более популярны и распространены в молодежной среде, другие - менее. Одни связаны преимущественно с домашним времяпрепровождением, другие - с активной социальной жизнью и развлечениями вне дома. Наряду с безусловными лидерами «домашнего» досуга молодежи, такими как телевидение, прослушивание музыки и чтение в последние годы все больше распространяется увлечение компьютером, который из средства преимущественно образовательной деятельности превращается в средство развлечения. Если рассматривать внедомашний досуг на первый план выступает внедомашнее общение, контакты с друзьями, посещение концертов, дискотек, кафе, ночных клубов, т.е. активной развлекательной деятельности.

Еще одним из широко распространенных стереотипов последних лет, является утверждение о том, что молодежь не привержена таким устаревшим и скучным формам отдыха как посещение музеев, выставок занятия в различных кружках и клубах. Данные современных исследований не подтверждают это, так же как и материалы нашего исследования.

Как отмечают ученые и что подтверждают многочисленные эмпирические исследования, изменилась структура досуга. Раньше были популярны спортивные игры, туристские походы, в целом активный досуг. Это все лежало в русле современной тому времени коммунистической парадигме. Воспитывало соревновательность умение работать в команде, патриотизм, умение реализовывать в первую очередь общественные интересы.

Те, тенденции, которые характерны для досуга молодежи сегодня, не могли быть реализованы в то время по целому ряду причин. Во-первых, для постиндустриального общества характерен не столько физический, сколько интеллектуальный труд, который связан с повышенным уровнем общения с людьми, что приводит к духовному опустошению. Для этого периода характерен подход к работе, сформулированный в известной поговорке «работе - время, потехе - час». Не для отдыха, а для работы существовал человек. В условиях постиндустриального общества, человек больше времени может тратить на отдых.

Поэтому в современных условиях идет поиск путей реализации свободного времени и существует реальная альтернатива в досуговой деятельности. Так значительная часть молодежи по-прежнему увлечена активными спортивными мероприятиями и туризмом, который, однако, стал более интеллектуальным, чем раньше занятием. Наряду с этим появились новые виды досуга, такие как компьютерные игры и путешествия в сети. Стало можно открыто обсуждать сексуальные вопросы, и большая часть молодежи указала на занятия сексом как важнейшее направление гедонистического отдыха, что было невозможно ранее. Вообще изменилось и отношение к отдыху, который из передышки между трудовыми подвигами, стал превращаться в приятное времяпровождение. Т.е. наблюдается смещение приоритетов и это подтверждают материалы нашего исследования.

Чем же занимаются студенты в свободное время. И здесь данные опроса не всегда совпадают со стереотипами, распространенными в прессе. Так среди приоритетов следует назвать желание слушать музыку. Это совпадение прослеживается по вопросу о занятии хобби и любимым делом - около трети респондентов, примерно такие показатели у желающих заниматься туризмом, о занятии спортом говорят 44 % юношей, но только 28 % девушек.

Так ходить на вечера и дискотеки любят четверть девушек, у юношей этот показатель существенно ниже - только каждый десятый. Почти половина студенток любят бывать в театрах, на выставках, тогда как среди студентов таковых любителей менее трети. Зато существенно больше юношей предпочитает заниматься компьютером их почти половина, тогда как у девушек это четверть. Однако показатель позитивного отношения к занятию любовью и сексом у студентов почти половина, тогда как у студенток менее трети. Несмотря на свою загруженность учебой, «зарабатыванием» денег и другими проблемами, у студентов все-таки есть свободное время, и они проводят его в целом, по их

мнению, удовлетворительно. Таких среди студентов обеих гендерных групп больше половины. Однако, если среди девушек их чуть более этой цифры, то у юношей этот показатель составляет 60 %, что объясняется большей избирательностью и требовательностью к качеству досуга со стороны студенток. Так как в основном сам человек выбирает себе форму досуга, то недовольных тем как его проводят только около 6 % респондентов, причем среди девушек число подобных несколько больше. Тем не менее, больше трети опрошенных не очень довольны тем как они проводят досуг. Давайте посмотрим, что же мешает им проводить его, так как им бы хотелось.

Большая часть из опрошенных юношей и девушек убеждена, что им ничто не мешает проводить досуг. Таких выборов почти треть. На объективные причины такого положения, выразившиеся в материальных трудностях и нехватке свободного времени указали около 40 % студентов. Распространенное мнение о том, что здесь может помешать работа не подтвердились. Она мешает только каждому десятому. Незначительную роль играет также отсутствие компании и неумение организовать свой досуг - около 16 %.

Подводя итог, можно сказать, что студенчество перестало быть единообразной социальной группой, в составе ее выделилось ряд субкультур. Другой особенностью является феминизация студенчества, поэтому и в дальнейшем гендерные различия будут играть все большую роль. Исследования показывают, что не только увеличился процент девушек, и они составляют большинство, но и то, что они большее внимание уделяют качеству и организации процесса обучения. Девушки более мотивированы на получение качественного образования. Еще одной тенденцией является, с одной стороны, стремление к получению гуманитарного образования, позволяющего самосовершенствоваться, с другой стороны, повышенный интерес их к техническим специальностям, что открывает им дорогу в карьерном продвижении. Несомненно, в дальнейшем это позволит создать условия для реального гендерного равноправия, до которого пока еще далеко.

Как показывают исследования наших коллег, в сфере высшего образования роль студенток в целом достаточно велика, так среди преподавателей они составляют большинство, однако среди доцентов, докторов, заведующих кафедрами их удельный вес существенно не велик. Увеличение доли девушек в современном студенчестве, несомненно, на наш взгляд в дальнейшем приведет к возрастанию их удельного веса в промышленности и образовании среди высококвалифицированных и высокооплачиваемых работников.

Хотя многие социологические опросы последних двадцати лет фиксируются специалистами, как общеценностно-нормативный кризис российской молодежи, мы не склонны так драматизировать ситуацию. По нашему мнению это серьезная трансформация и переоценка культурных, этических и духовных ценностей, предшествующих поколений, характерных для эпохи больших социально-экономических потрясений. Полученные данные рядом ученых не редко трактуются как нарушение преемственности в передаче социокультурного опыта от старшего поколения к последующему [2, с. 47].

В этих выводах нашло совершенно справедливо безвременье сложившееся после распада СССР, когда молодежь и молодежная политика оказалась на периферии государственных интересов, а сама молодежь оказалась предоставлена сама себе. В связи с этим, кардинально изменились ценностные ориентации молодежи от большой политизации, как показывают исследования, к полной деполитизации, что приводит к ориентации их на традиционные ценности: семью, детей, работу и т. д. Вопросы профориентации эти годы были возложены на семью, которая должна была опираться на семейные традиции, ценности - то есть такие дефиниции, которые несут в себе проверенные временем способы деятельности, рефлексии многих поколений, кодекс отношений и правил, в соответствии с которыми строят свои взаимоотношения члены общества.

Как и социальные нормы, традиции и обычаи предполагают подчинение действий

людей определенным общественным требованиям, обеспечивают определенную стандартность поведения. Эти представления формируются на ранних этапах социализации, поэтому так устойчивы в сознании общества и поэтому их изменение вызывает ощущение нарушения механизма передачи социального опыта от старших поколений к младшим. Отсюда недовольство старшего поколения ценностными установками молодежи, которые многими воспринимаются как новые стандарты. Среди негативных характеристик современной молодежи обычно называются поверхностность, отсутствие альтруизма, гедонистичность, карьеризм и т. д. На наш взгляд, это адекватный ответ включенного поколения на изменения социальных реалий. В данном случае рынка труда.

К категории лидирующих ценностей, наряду с ценностями семьи, относится и ценность здоровья. Однако, артикуляция здоровья в качестве ведущей ценности не всегда коррелирует с практической реализацией ориентиров здорового образа жизни на деятельностно-поведенческом уровне.

Ядро ценностного сознания молодежи составляют три ведущие ценности - деньги, работа, друзья. Их значимость подтверждает практически каждый второй респондент. Деньги, материальные блага, свое дело, наличие своего бизнеса - отражение как молодежного прагматизма, так и активно развивающегося рыночного меркантилизма. Вряд ли за это можно осуждать нашу студенческую молодежь. Сложное материальное положение многих студентов, не меняющееся со временем и проводимыми реформами, отсутствие достаточных мер социальной защиты этой социальной группы предопределяют устойчивость в аксиосфере молодого поколения материальных ценностей. На вопрос «Работаете ли Вы» около 60% респондентов ответили отрицательно. Каждый четвертый перебивается случайными, нерегулярными заработками. Почти половина студентов указывает на трудное материальное положение и только 3 % респондентов довольны материальным положением своей семьи, половина опрошенных получают от родителей незначительную помощь.

Ранговую устойчивость коммуникативных ценностей в сознании студентов можно по-прежнему объяснить возрастной спецификой данной социальной группы. Друзья являются для молодых людей ведущей референтной группой. Однако процесс жизненного самоопределения студентов связан не только с поиском своей референтной группы, образованием собственной семьи, но, прежде всего, с получением профессии, интересной работы.

Значительная часть студентов соотносит успех в жизни с интересной работой, делом по душе. Ориентация на интересную работу, дело по душе коррелируют с достаточной высокой значимостью таких ценностей как профессионализм, образованность, творчество и реализация способностей. Это подтверждается и ответами студентов на вопрос «Что значимо в будущей работе?». Половина респондентов подчеркивают творческий характер работы, каждый третий - соответствие профессии их индивидуальным особенностям.

Настораживает другое. Прожективная ориентация на интересную работу в будущем, поиск дела по душе - у половины студентов не связаны с получаемой специальностью, профессией. На вопрос анкеты «Чем бы Вы хотели заниматься после окончания вуза?» только 46% респондентов ответили «работать по специальности». Наиболее значимым в будущей работе является возможность получать большие заработки, иметь высокие доходы (57%) и творческий, интересный характер работы (48%). В целом, творческая самореализация, в качестве жизненно важной ценности, отмечается каждым третьим респондентом. Но не каждый связывает эту реализацию с уже сделанным профессиональным выбором, надеждой на творческую и одновременно хорошо оплачиваемую работу. Лишь у 30% респондентов профессионализм и образованность отмечены в качестве приоритетных жизненных ценностей.

На средний уровень ценностный шкалы «попадают» ценности личностной автономности, свободы. Стремление к независимости сопровождается тревогой за личную безопасность, безопасность своих близких. На этом же уровне - стремление к удовольствиям, благополучной интимной жизни. Статусные ценности продолжают занимать одно из последних мест в шкале ценностных установок. Их опережает стремление к независимости и свободе, сопровождающееся тревогой за личную безопасность. На этом же уровне - стремление к удовольствиям и благополучной интимной жизни. Процесс обучения и воспитания в университете остается самой сложной задачей образовательного пространства вуза. Компетентностный подход к обучению существенно повышает качество и эффективности данного процесса.

Литература.

1. Статистический бюллетень. - М. : Госкомстат РФ, 1999. - № 3 (53).

2. Кирюшина, О.Н. Проблема целостного развития научного потенциала системы образования / О.Н. Кирюшина // Общественные науки. - 2011. - № 10. - М. : МИИ Наука, 2011. 204 с.

3. Салахов, С.П. Обучение в вузе и здоровье / С.П. Салахов // Студенчество стран ШОС: социокультурное измерение : Междунар. молодежные соц-кие чтения (4-5 мая 2009). - С. 259-261,

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Statistical bulleteni. - M. : Goskomstat RF, 1999. - № 3 (53).

2. Kiryushina, O.N. The Problem of the holistic development of the scientific potential of the formation / O.N. Kiryushina // Public sciences. - № 10, 2011. - M. : MIS Science, 2011. 204 p.

3. Salahov, S.P. Education in high school and health / S .P. Salahov // Students of the countries SHOS : sodolculture measurement maturational. youth social readings (4-5 May 2009). - P. 259-261,

Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.