УДК 613.83
В. Д. Паначев, А. Н. Леготкин
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация. Актуальность и цели. Социологический анализ сложного феномена здорового образа жизни студентов актуален вследствие большого значения для формирования межличностного общения во время занятий, телесной физической культуры, культуры образовательной деятельности, культуры деятельности в сфере спортивных занятий и т.д. В настоящее время здоровье нации выходит на первое место среди всех приоритетных задач развития общества. Цель работы - проанализировать ключевые особенности мотивации здорового образа жизни. Материалы и методы. Для реализации цели использовались основные методы социологического исследования: подготовка инструментария, анкетирование респондентов, анализ полученных результатов и их сопоставление с имеющимися данными у других исследователей. В анализе наибольший интерес представляют функции физкультуры и спорта, связанные с оздоровлением, проблемами социализации молодого поколения. Результаты.
По данным анкетного опроса, проведенного среди студентов (в опросе приняли участие 2800 респондентов), были получены интересные результаты для факторного анализа. Так, на вопрос «Что позволяет сформировать представление о будущей деятельности?» ответы распределились следующим образом (%): учебные занятия в вузе - 1,2; педагогическая практика - 29,0; опыт работы родителей - 23,4; самостоятельная работа - 42,3; информация из других источников (просмотр телепрограмм, чтение газет и др.) - 1,7; опыт работы друзей - 0,4; затрудняюсь ответить - 2,0. По результатам исследования составлены диаграммы и таблицы, сделаны выводы. Выводы. Главную ценность физической культуры в развитии личности студенты видят в укреплении здоровья (89 %), в развитии волевых и моральных качеств (62,3 %), во всестороннем развитии способностей личности с раннего возраста. При этом социокультурные условия реализации жизнедеятельности в сфере физкультуры и спорта, благоприятный морально-психологический климат оказывают культуроформирующее воздействие на человека, во многом определяют ценностные ориентиры деятельности индивида в других социальных группах, в сферах общественного производства и потребления.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, общество, спорт, студенты, здоровье.
V. D. Panachev, A. N. Legotkin
HEALTHY LIFE STYLE MOTIVATION FORMATION IN STUDENTS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Abstract. Background. The sociological analysis of a complex phenomenon of students’ healthy life style is quite topical due to its major importance in forming interpersonal communication during classes, physical culture, educational activity culture, culture of activity in sphere of physical training etc. At the present time the nation’s health comes out to the first place among all the priority objectives of social development. The purpose of the work is to analyze the key features of healthy lifestyle motivation. Materials and methods. To realize the purpose of the work the authors used the following methods of sociological study: preparation of tools, res-
pondents’ poll, analysis of obtained results and comparison thereof with the data by other researchers. The functions of physical culture and sport relating to health recovery and problems of socialization of the young generation are of particular interest. Results. Using the data of the poll conducted among students (2800 respondents) the authors obtained interesting results for the factor analysis. Thus, the answers to the question «What allows to form an image of future activity?» were distributed as follows (in %): university classes - 1,2; pedagogical practice - 29,0; parents’ work experience - 23,4; independent work - 42,3; information from the other sources (TV, newspapers and others ) - 1,7; friends’ work experience - 0,4; found difficulty to answer - 2,0. The results of the study were reflected in diagrams and tables, and conclusions were made. Conclusions. According to the students’ point of view the main value of physical culture in personality development lies in health building (89 %), in development of volitional and moral qualities (62,3 %), in all-round development of personality abilities from early age. At the same time the sociocultural conditions of life activity realization in the sphere of physical culture and sport, the favourable moral and psychological climate have a culturefor-ming effect on a person, determine value guide lines for individual’s activity in other social groups, in spheres of social production and consumption.
Key words: healthy lifestyle, physical culture, society, sport, students, health.
Официальная статистика утверждает, что общая заболеваемость за последние пять лет в Российской Федерации возросла по большинству классов болезней. Основные причины этого, как следует из доклада комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, заключаются в невысоком социально-экономическом положении жизни части населения, росте алкоголизма, слабой пропаганде здорового образа жизни и отсутствии серьезной научной программы по укреплению здоровья.
Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, социальной группы, нации, наиболее универсальная составляющая - физическая культура и спорт, которые являются гранями общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяют поведение человека в учебе, на производстве, в быту, способствуют решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
В настоящий момент на территории Пермского края проживает 397,5 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 26 % от общего числа населения. От нацеленности молодежи на качество услуг для обеспечения здорового образа жизни зависит и качество воспроизводства последующих поколений. Стоит только отметить, что за последний год число молодых людей, страдающих алкоголизмом и токсикоманией, увеличилось на 23 %, каждый третий юноша признан негодным для службы в армии. В связи с этим Комитетом по делам молодежи разработана целевая межведомственная программа «Студенчество Пермского края», важными направлениями которой являются формирование условий для оздоровления и отдыха студентов, развитие спорта. Негативные тенденции в молодежной среде продолжают усугубляться, поэтому просто необходимо предпринимать все усилия для их остановки путем реализации продуманной политики в отношении молодежи.
Студенты - наиболее активная и организованная часть молодежи, которая в значительной степени определяет развивающиеся в молодежной сре-
де тенденции и формирующиеся в этой среде моральные ценности. Молодежи свойственно стремление к занятиям спортом, с одной стороны, в силу своего возраста и сложившегося в обществе отношения к спорту и спортивным достижениям ведущих спортсменов, с другой - в связи с растущим пониманием ценности здоровья для будущей профессиональной деятельности и достижения своих, в хорошем смысле, карьеристских устремлений. Занятия спортом служат не только решению задачи физического совершенствования молодежи, укрепления здоровья, но и воспитывают у нее такие качества, как целеустремленность, умение планировать свое время и с пользой проводить свой досуг, закаляют характер, дают возможность для самореализации, воспитывают стремление вести здоровый образ жизни, способствуют уменьшению распространения в молодежной среде различных негативных явлений.
Прошедшие Олимпийские игры в Ванкувере с особенной остротой подчеркнули огромное отставание в создании комфортных условий для оздоровительных технологий физической культуры и спорта в любом городе Пермского края и Российской Федерации в целом. Пока ни один район не может похвастаться прекрасной учебно-спортивной базой для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения края. Это должно быть заложено в перспективных урбанистических планах развития всех территорий Пермского края.
Один из главных целевых ориентиров в подготовке будущего специалиста - его саморазвитие на основе выработки личностного отношения к содержанию образования и культуры, освоению норм и способов мышления и деятельности. Сегодня мы понимаем, что процесс обучения строится не ради чистых знаний или навыков, а ради студента, поскольку он и обучаемый элемент системы, объект разнообразных манипуляций, и прежде всего личность, «для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей» и своему месту в нем. Такая целевая установка объективно необходима в развитии образования и обусловлена сущностью самой образовательной системы, основная цель которой состоит в саморазвитии личностной индивидуальности. От каждого студента она требует самоопределения, а от вуза - создания ситуации для личностного самоопределения студентов по отношению к учебному процессу. И сегодня нужно реализовать эту цель, а не декларировать ее. С этой точки зрения необходимо отказаться от организации процесса обучения, построенного на усвоении отрывочных предметных знаний, которые не связаны в единую систему и не могут быть использованы в сфере профессиональной деятельности.
По данным анкетного опроса, проведенного среди студентов (в опросе приняли участие 2800 человек), удовлетворены качеством обучения 0,3 %, удовлетворены частично - 22,6 %, не удовлетворены - 76,1 %. На вопрос «Что позволяет сформировать представление о будущей деятельности?» ответы распределились следующим образом: учебные занятия в вузе - 1,2 %; педагогическая практика - 29,0 %; опыт работы родителей - 23,4 %; самостоятельная работа - 42,3 %; информация из других источников (просмотр телепрограмм, чтение газет и др.) - 1,7 %; опыт работы друзей - 0,4 %; затрудняюсь ответить - 2,0 %. Как видим, источники формирования представлений о будущей профессии различны. Но особенно важно, что роль вуза для
студентов сведена к минимуму. Однако при анализе крупного блока анкеты, посвященного выявлению роли различных дисциплин в подготовке к будущей профессии, были получены парадоксальные данные. Они свидетельствуют, что умению самостоятельно осуществлять планирование и организацию профессиональной деятельности способствует изучение предметов естественно-научного цикла, частично - общественно-политического и гуманитарного. В формировании профессионального мышления, умения применять полученные знания на практике роль общественно-политических дисциплин положительно оценили 52,1 % студентов, естественно-научных - 68,2 %, гуманитарных - 38,4 %, специальных - 76,3 %. По остальным позициям данные меняются лишь в процентном соотношении. Казалось бы, вуз выполняет основное свое назначение. Чем же объясняется неудовлетворенность студентов подготовкой к будущей деятельности?
Можно предположить, что материал учебных предметов усвоен студентами в прожективном плане. Так, например, известно, что формирование мышления, повышение общекультурной эрудиции, овладение навыками полемики - в основном задача предметов гуманитарного и общественнополитического циклов. Формирование профессиональных компетенций -задача предметов естественно-научного и специального циклов. Но оказывается, что в представлении студентов эти качества не являются первостепенными для выбранной профессии. Главное, по мнению будущих бакалавров, магистров и специалистов, - владение профессиональным мастерством. И несмотря на то, что каждый понимает его по-своему, рациональное зерно, на наш взгляд, заключается в том, что профессиональное мастерство - индивидуальная деятельность, обучить которой нельзя тотально, едиными для всех способами. А вуз, как известно, сегодня тиражирует только такой тип обучения. Профессиональное мастерство - это не только знания, умения и навыки, но еще и творчество, и проявление индивидуальности, самобытности. Вуз сегодня не имеет готовых средств и методик, целевых ориентиров и установок, чтобы следовать им. А выпускнику в своей жизнедеятельности приходится сталкиваться с ситуациями, действовать в которых в вузе его не обучили. Это требует от высшего образования необходимости обучения студента самостоятельному накоплению знаний, а не только их потреблению, творчеству, а не функционированию. Такой подход делает студента активным участником образовательного процесса.
Творческая личность формируется только в творческой деятельности. Другого пути нет. Таким образом, будущая профессиональная деятельность уже сегодня требует от студента самоопределения по отношению к процессу обучения. И здесь возможны два пути. Студент может самоопределяться как будущий специалист - носитель определенных производственных функций, готовящийся выполнять задания в рамках, установленных служебными предписаниями. Его характеризуют жесткость установок, приверженность к однажды усвоенным стереотипам. В таком случае он - в состоянии компетентного руководителя и оценивается административным аппаратом как хороший работник. Такого студента вполне может устраивать существующий сегодня тип обучения. Некоторые студенты, как показывает исследование, выбирают второй путь - путь профессионала, носителя социокультурных норм и способов осуществления деятельности, способного выходить за ее рамки, чтобы
анализировать контекст, в котором она выполняется, видеть за готовыми формулами проблемы, формировать личное отношение к ним на основе ценностных ориентаций и предлагать способы их разрешения, представляя проблему как комплекс задач, требующих совместного решения со специалистами из других областей знаний. Высокий профессионализм требует многогранной, разносторонней подготовки с личной включенностью в нее. Достичь этого можно посредством деятельностного содержания образования, которое подразумевает осмысление студентом ситуации и рефлексию своей деятельности на основе ценностных ориентаций.
Личностное саморазвитие каждого студента относительно процесса обучения является механизмом становления личности. Оно предполагает использование познания, способного переходить в осмысленное и культурно реализуемое практическое действие. В этом направлении в становлении и развитии высшей школы еще очень большое поле деятельности в смысле саморазвития личности студента.
Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры как вида культуры будущего специалиста.
В социологическом исследовании здорового образа жизни, проведенном авторами, 70,7 % студентов хотят улучшить состояние своего здоровья именно с помощью физической культуры и спорта. В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных исследованию эффективности внедрения нетрадиционных форм, средств и методов физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес представляют работы, в которых положено начало новым подходам к изучению физической культуры в аспектах теории культуры, оригинальным решениям в разработке новой концепции теории физической культуры и ее реализациии в условиях гуманитаризации вузовского образования. Оценивая положительный вклад специалистов в разработку проблемы физкультурной деятельности студентов, необходимо отметить, что теоретические аспекты различных видов физической культуры, обоснование целенаправленного использования ее нетрадиционных форм, средств и методов еще не нашли практического внедрения. Особого разговора заслуживают вопросы реформирования управленческой деятельности в социальном институте спорта. Остаются нерешенными и другие важные аспекты нравственного, духовного и физического оздоровления студенческой молодежи. Настало время теоретически обосновать виды, формы, средства и методы физкультурной деятельности молодежи, определить их специфику, объяснить сущность их различий и взаимосвязей, обосновать пути внедрения. Актуальна проблема формирования мотивов и потребностей студентов в неспециальном физкультурном образовании, спортивной деятельности, физиче-
ской рекреации и реабилитации. Главными критериями при разработке различных видов физической культуры в вузах следует считать как объективную (требования общества), так и субъективную составляющие (личное желание потребности в различных видах физкультурной деятельности). Для каждого из видов физической культуры необходимо разработать свою теорию, организацию, задачи, формы, средства и методы, связи с другими ее видами. Такой подход направлен непосредственно на удовлетворение потребности, мотивов и личностных ориентаций в физкультурной деятельности каждого молодого человека и в значительной степени повысит престиж физической культуры в системе гуманитаризации вузовского образования.
Основная форма функционирования физической культуры в вузах -неспециальное физкультурное образование. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества в целом. На необходимость усиления образовательной направленности физкультурной деятельности и обеспечения грамотности студенческой молодежи вузов нефизкультурного профиля указывается в ряде научных работ [1-6].
Повышение образовательной направленности физкультурной деятельности молодежи означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения их знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности.
Основными целями неспециального физкультурного образования студенческой молодежи следует считать: 1) достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека; 2) создание гуманитарных основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью; 3) воспитание у студентов потребности и способности руководствоваться в своей жизнедеятельности гуманистическими мотивами и целями физкультурной деятельности, умения прогнозировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития; 4) ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах их жизнедеятельности; 5) олимпийское самообразование и самовоспитание.
Спортивная деятельность является логическим завершением неспециального физкультурного образования, так как оно создает только начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их многообразного саморазвития. Необходимость в занятиях спортом определяется потребностями общества иметь специфические средства воспитания психофизических способностей молодого человека, будущего специалиста.
Деятельность в сфере спорта позволяет расширить круг общения молодежи, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, социальных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты вовлечены в стреми-
тельный ритм современной жизни, что иногда неблагоприятно сказывается на их психофизических качествах. В процессе спортивной деятельности создаются реальные условия для саморазвития, самосовершенствования, обеспечиваются условия для адекватного самопознания личностью студента значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения средствами избранных видов спорта. Это дает молодому человеку возможность испытать радость и наслаждение от роста спортивных результатов, осуществления намеченных в плане самосовершенствования целей. В конечном счете спорт как социальный институт, по данным авторского социологического исследования, дает студентам полноценное развитие личности во время плодотворной учебы в вузе и подготовке к предстоящей профессиональной деятельности. И главным итогом спортивных увлечений и активных занятий спортом в вузе становится активная модель саморазвития молодого поколения будущих бакалавров, магистров и специалистов.
При социологическом анализе определенных предметов и объектов исследователь вынужден редуцировать многосложный феномен «культура» по ряду составляющих явлений культуры, которые можно зафиксировать, измерить и эмпирически сопоставить. По отношению, например, к изучению жизнедеятельности в сфере физкультуры и спорта (ФКиС) культура индивида, социальной группы может быть редуцирована как культура бытовой деятельности, культура межличностного общения, культура питания и гигиены, телесная физическая культура, культура образовательной деятельности, культура деятельности в сфере спортивных занятий и т.д. Следует подчеркнуть, что функции ФКиС как социального института обусловлены исторически, являются во многом детерминантой социально-экономических условий бытия и трансформируются как по набору, так и по их иерархичности. По мере цивилизованного развития общества в формировании института ФКиС все более актуализируются функции, связанные с общением, эмоциональными отношениями соревнующихся, учащихся и преподавателей, спортсменов и тренеров, обеспечением информацией и самозащитой. В авторском исследовании наибольший интерес представляют функции ФКиС, связанные с оздоровлением населения, материально-экономическим жизнеобеспечением сферы ФКиС, проблемами социализации молодого поколения, развитием демократических основ общественных отношений.
При анализе стабилизирующих и деструктивных факторов жизнедеятельности населения в сфере ФКиС необходимо выделить наиболее существенные принципы образования социальных общностей (групп) в этой сфере социальных контактов людей, ее сущностные признаки. Нарушение, деформация этих принципов и признаков является основой деструктивных процессов в повседневной жизнедеятельности и в конечном итоге - в общем развитии массовой физкультуры и спорта.
Во-первых, основной духовной силой, интегрирующей отдельных индивидов в общий семейный союз, является чувство обязательности и необходимости занятий ФКиС для удовлетворения целого ряда важнейших потребностей индивида, его референтной группы и общества в целом. Такая обязательность и необходимость детерминируют возникновение между ними взаимной моральной ответственности.
Во-вторых, главные социальные функции сферы ФКиС - воспроизводство жизненно важных качеств населения и первичная социализация нового
поколения - предопределяют присутствие во взаимоотношениях субъектов такой деятельности не только фактора материальной и моральной заботы друг о друге, но и создание, сохранение и передачу специфических духовных ценностей этой сферы, таких как любовь к занятиям ФКиС, стремление к достижению более высоких показателей, формирование выдержки, трудолюбия, упорства терпения в достижении социально значимой цели, взаимная солидарность участников в группе, уважение соперника.
В-третьих, члены групп в сфере ФКиС во многом связаны, особенно спортивные команды, общностью бытовой деятельности, идентичностью экипировки и символикой, характером жизнедеятельности во время занятий ФКиС (например, в период сборов), сравнительно близкой идентичностью удовлетворения большинства хозяйственно-бытовых нужд, определенным кругом общих предметов обихода и т.д. Это, в свою очередь, является существенным фактором, влияющим на формирование у молодых людей в какой-то степени одинаковых потребностей, стандартов, критериев, ценностных ориентаций, ибо «сознание... есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами» [2].
Кардинальные изменения в условиях жизни подавляющего большинства россиян, деформация устоявшегося за многие десятилетия механизма преемственности и в целом процесса социализации молодых поколений, вхождения их в общественное производство, изменения в иерархии социальных ценностей и норм поведения обусловили не только актуальность вопросов устойчивого и безопасного развития государства. В число наиболее острых социальных проблем входит проблема обеспечения стабильности и безопасности формирования генотипа личности, вбирающей в себя приемлемые для современного этапа развития цивилизованного человеческого сообщества черты работника, гражданина, семьянина. В конечном счете культура появляется там, где люди пытаются договориться между собой о приемлемых правилах общежития, той или иной деятельности, общих мировоззренческих и нравственных взглядах и суждениях, моральных и эстетических оценках, о системе ценностей и т.п. Таким образом, культура в обязательном порядке является продуктом социальной коммуникации, информационных связей между людьми, общего языка и взаимопонимания. Человек, живущий на необитаемом острове, не может создать культуру этого острова, поскольку ему не с кем коммуницировать, находить общий язык, договариваться о «правилах игры» сосуществования на этом острове. Всякая культура начинается с выработки основ разговорного языка, правил взаимного уважения (или неуважения: упорядоченный антагонизм является точно такой же культурой, как и упорядоченная комплиментарность).
Важнейшим мотиватором группового существования становится решение задач поддержания и воспроизводства их общности как социокультурного феномена, носителя свойственных только данной группе культурных особенностей сознания и поведения. Но поскольку эти культурные особенности не «падают с неба» и не являются биологически запрограммированными, а постепенно формируются в процессе длительного накопления опыта совместного проживания (адаптации к ландшафту и внешнему социальному окружению, внутренней самоорганизации сообщества, познания мира, селекции
этого опыта, кумуляции отдельных его черт в ценностных формах и принципах, фиксации и интерпретации в «культурных текстах» и т.п., а главное -в результате действия очень сложного механизма его передачи следующим поколениям), то становится очевидным, что «основа основ» устойчивого коллективного существования - социальная солидарность - является продуктом социального опыта истории данного общества, выраженным в формах его культуры:
1. Историческая обусловленность и преемственность социальных процессов, ибо «...если рассматривать какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего» [1].
2. Взаимосвязь и взаимообусловленность экономических и социокультурных процессов.
3. Природно-климатическая и территориально-поселенческая обусловленность развития физической культуры и спортивных занятий населения. Речь идет в первую очередь о существенной дифференциации условий, складывающихся в различных природно-климатических зонах, обеспечивающих природные условия для занятий населения физической культурой, тем или иным видом спортивной деятельности (наличие природного льда, снега, теплых водных акваторий, лесных и гористых территорий).
Развитие института ФКиС во многом детерминировано материальноэкономическими условиями городских и сельских поселений (в одном и том же регионе) при создании и функционировании материально-технической базы для массовых занятий физической культурой. Нельзя недоучитывать и существенные различия городских и сельских жителей, разную степень их предрасположенности к занятиям ФКиС, которые, по определению Т. И. Заславской, заключаются, «во-первых, в социально-экономическом положении городского и сельского населения; во-вторых, в образе жизни этих групп населения; в-третьих, в характерном для них уровне развития личности [3]. Значительные территориально-поселенческие различия в регионе мы находим в разных городах и поселениях городского типа (например, рабочие поселки, малые, средние, крупные города). Эти различия обусловлены не только величиной городов, но и их географическим местоположением, особенностями развития производственной и социальной инфраструктуры, состава населения и т.д.
4. Взаимосвязь количественных и качественных параметров процессов воспроизводства общественной жизни, включая социальный институт ФКиС. Здесь проявляется один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Применительно к развитию процессов в сфере ФКиС проявление этого закона не столь прямолинейно и однозначно. Количественные и качественные параметры, характеризующие повседневную (ретро- и прогностическую) жизнедеятельность населения, причудливо переплетаются во взаимодействии посредством удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, обусловленных их ценностными ориентациями.
5. Диалектическое взаимодействие социального и асоциального в поведении субъекта ФКиС. Удовлетворение комплекса материальных и духовных
потребностей предполагает причастность индивидов, социальных групп к целому спектру различных видов жизнедеятельности, большинство из которых выступает не только в качестве утилитарного средства достижения той или иной цели, но и является самоценностью для личности (группы). Отсюда эффект «незаменимости» для личности того или иного вида деятельности другим видом. Здесь мы можем найти объяснение в причастности индивидов, с одной стороны, к самосохранительным видам жизнедеятельности и, с другой, - саморазрушительным, которые, по исследованиям В. М. Димова, характеризуются нежеланием считаться с нормами здорового образа жизни, питания, режима работы и отдыха, оздоровительными рекомендациями валео-логии, предписаниями медицины, санитарии и гигиены [2]. Понятие «культурный уровень» можно представить как сравнительную характеристику культуры разных социальных субъектов, процессов или культурных изменений одного или нескольких социальных субъектов во времени. «Сравниваться по культурному уровню без предварительных условий могут только однотипные субъекты культуры, социальные группы или социальные процессы. Культурный уровень можно представить как отношение культуры одного социального субъекта к культуре другого субъекта или других субъектов или к своему собственному состоянию культуры в прошлом, или ожидаемому в будущем. Критерии культурного уровня представляют, по сути, ценностный вектор шкалы, по которой ранжируются показатели культуры.
Таким образом, ФКиС можно представить как обусловленные общественными отношениями способ и меру реализации во всех сторонах ее деятельности сущностных сил и творческих способностей как отдельных индивидов, так и социальных групп. При этом социокультурные условия реализации жизнедеятельности в сфере ФКиС, «благоприятный морально-психологический климат оказывают культуроформирующее воздействие на человека, во многом определяют ценностные ориентиры деятельности индивида в других социальных группах, в сферах общественного производства и потребления». В Концепции «Сбережение населения Пермского края на период до 2015 года» [4], например, в качестве одного из важных компонентов, призванных обеспечивать желаемый формат общественного воспроизводственного процесса, необходимо выделить рациональное цивилизованное потребление, обеспечивающее в перспективе создание российского стандарта благосостояния, «при котором нормативы потребления должны соответствовать достойному уровню жизни для основной массы российских граждан. Стандарт благосостояния основан не на минимальной потребительской корзине на грани физического выживания, а учитывает качественное жилье, высокую обеспеченность товарами длительного пользования, доступность качественных услуг здравоохранения, образования, досуга, занятия спортом, достойную заработную плату и пенсию и др.».
Важная роль в социологическом исследовании принадлежит оценке значимости влияния объективных различных и субъективных факторов на уровень физкультурно-спортивной активности.
Данные табл. 1 характеризуют отношение молодых людей к физкультуре: 81,5 % опрошенных студентов относятся к физкультуре положительно; лишь 1,2 % - отрицательно; безразличное отношение - у 7,4 % студентов; затруднились ответить 9,9 %.
Таблица 1
Отношение к физической культуре в группах студентов (в процентах)
Отношение к физической культуре Студенты Все
Юноши Девушки
Положительное 79 S4 Si,5
Отрицательное 0,7 1,7 1,2
Безразличное s,s 6 7,4
Не задумывался над этим 11,5 s,3 9,9
Главную ценность физической культуры в развитии личности студенты видят в укреплении здоровья (89 %), в развитии волевых и моральных качеств (62,3 %), во всестороннем развитии способностей личностей с раннего возраста (40 %) (табл. 2).
Таблица 2
Оценка ценности физической культуры в развитии личности в группах студентов (в процентах)
Ценности физической культуры в развитии личности Студенты Все
Юноши Девушки
Всесторонне развивает способности личности с раннего возраста 4S,7 31,4 40
Обеспечивает широкие материальные перспективы жизни 12 4,7 s,3
Готовит к достижению высоких результатов 23,3 17,4 20,3
Развивает высокие волевые и моральные качества 64,7 60 62,3
Утверждает авторитет, чувство личного достоинства и долга 3S,7 20,2 29,4
Готовит к будущей профессиональной деятельности 17,3 4,2 10,7
Укрепляет здоровье S6 92 S9
Можно стать известным специалистом спорта 16 10,5 13,2
По моему мнению... 2,5 0,6 1,5
Список литературы
1. Анисимов, С. А. Развитие культуры производства и потребления: социологический анализ : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Анисимов С. А. - М., 1991.
2. Димов, В. М. Здоровье как социальная проблема самосохранения человека, безопасности этноса, выживания человеческого рода / В. М. Димов // Философия и социология здоровья. - Алматы, 1998.
3. Заславская, Т. И. Преодоление социальных различий между городом и деревней как объект междисциплинарного исследования / Т. И. Заславская // Социальная география СССР. - Л. : Изд-во ГО СССР, 1984.
4. Концепция «Сбережение населения Пермского края на период до 2015 года». Принята 6 июля 2009 г. № 393-09.
5. Паначев, В. Д. Спорт в системе физической культуры общества: институциональный подход : автореф. дис. . д-ра социол. наук / Паначев В. Д. - Пермь,
2008.
6. Флиер, А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 2002. - № 1.
References
1. Anisimov S. A. Razvitie kul’tury proizvodstva i potrebleniya: sotsiologicheskiy analiz: avtoref dis. d-ra sotsiol. nauk [Development of production and consumption culture: sociological analysis: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of sociological sciences]. Moscow, 1991.
2. Dimov V. M. Filosofiya i sotsiologiya zdorov’ya [Philosophy and sociology of health]. Almaty, 1998.
3. Zaslavskaya T. I. Sotsial’naya geografiya SSSR [Social geography of USSR]. Leningrad: Izd-vo GO SSSR, 1984.
4. Kontseptsiya «Sberezhenie naseleniya Permskogo kraya na period do 2015 goda» [Conception “Population preservation in Perm region in the period up to 2015”]. 6 July
2009, no. 393-09.
5. Panachev V. D. Sport v sisteme fizicheskoy kul’tury obshchestva: institutsional’nyy podkhod: avtoref. dis. d-ra sotsiol. nauk [Sport in the system of society’s physical culture: institutional approach: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of sociological sciences]. Perm, 2008.
6. Flier A. Ya. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciences and modern times]. 2002, no. 1.
Паначев Валерий Дмитриевич
академик Международной академии наук педагогического образования,
Российской академии естествознания, мастер спорта, председатель президиума Олимпийской академии Прикамья, доктор социологических наук, заведующий кафедрой физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Россия, г. Пермь,
Комсомольский пр., 29)
E-mail: panachev@pstu.ru
Леготкин Александр Николаевич
мастер спорта, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Россия, г. Пермь,
Комсомольский пр., 29)
E-mail: panachev@pstu.ru
Panachev Valeriy Dmitrievich Academician of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education, the Russian Academy of Natural Sciences, master of sport, chairman of the presidium of the Prikamye Olympic Academy, doctor of sociological sciences, head of sub-department of physical training, Perm National Research Polytechnic University
(29 Komsomolsky avenue, Perm, Russia)
Legotkin Aleksandr Nikolaevich Master of sport, candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of physical training,
Perm National Research Polytechnic University
(29 Komsomolsky avenue, Perm, Russia)
УДК 613.83 Паначев, В. Д.
Формирование у студентов мотивации здорового образа жизни: социологический анализ / В. Д. Паначев, А. Н. Леготкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. -№ 4 (28). - С. 120-131.