Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 1 (1), с. 24-29
УДК 378:004
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ГЕРМАНИИ © 2013 г. О.А. Палеева
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Поступила в редакцию 20.12.2012
Рассматривается актуальный вопрос внедрения компетентностного подхода в немецкое образование. Изучен опыт ФРГ, представляющий особый интерес, так как эта страна в свое время столкнулась с аналогичными проблемами, что и российская образовательная система. На основе анализа литературы и проведенного автором исследования, включающего опрос немецких студентов, сделаны выводы об успешности Г ермании в плане внедрения компетентностной модели.
Ключевые слова: компетентностный подход, немецкая компетентностная модель, компетенции
действия.
Введение
В настоящее время в мире и в России происходят глобальные изменения в целях образования, в повышении его качества, что соотносится прежде всего с задачей обеспечения вхождения человека в профессиональный мир, его адаптации на рынке труда. Эти процессы вызывают необходимость постановки вопроса о более полном, лично-стно и социально интегрированном результате образования. Общим определением такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как результат образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих, выступает понятие «компетентность/компетенция» [1].
Тем не менее сегодняшняя ситуация показывает, что в настоящее время российское образование столкнулось с достаточно трудной и неоднозначно решаемой задачей разграничения ключевых компетенций, объема входящих в них компонентов и необходима разработка подходов к созданию таких компетентностных моделей, в рамках которых студенты были бы удовлетворены как процессом, так и результатом образования.
В последнее время на повышение качества образования в России принято смотреть в новом ракурсе. Если в тексте Национальной доктрины образования в Российской Федерации 1999 года еще не было упоминания такой категории, как компетентность [2], то концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р, предусматривает «введение новых государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетент-ностного подхода, в целях формирования образо-
вательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности». В 2010 году вышли переработанные и дополненные методические рекомендации «Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования». Поэтому в настоящее время ведущие вузы страны активно реализуют идеи компе-тентностного подхода, подготовив паспорта и программы формирования профессиональных компетенций. В принятой программе развития образования РФ на 2013-2020 годы компетенции занимают центральные позиции.
Параллельно нам очень важно регулярно изучать зарубежный опыт внедрения компетентност-ного подхода на всех образовательных уровнях, так как только это позволит комплексно осмыслить проблемы, существующие в российской системе образования, обозначить пути их преодоления и стимулировать интеграционные процессы в создании единого образовательного пространства в рамках Болонских соглашений. Единое европейское образовательное пространство, о создании которого официально было объявлено в марте 2010 года на конференции министров в Вене, дает возможность России, признающей себя частью европейского образовательного пространства, критически осмыслить существующие в образовательной системе пробелы и наметить план по изменению последней, в том числе и в вопросе внедрения компетентностной модели.
Германский подход к внедрению компетентностной модели
За рубежом принято выделять три основных подхода к определению и введению в практику образования компетентностной трактовки каче-
ства результатов обучения: поведенческий подход (США), функциональный подход (Великобритания) и многомерный и целостный подход (Франция и Германия). Эти подходы появились независимо друг от друга сначала в США, затем в Великобритании и в последнюю очередь во Франции и Германии [3].
Опыт перехода Германии на компетентност-ную модель образования представляет собой особый интерес, так как страна, имеющая глубокие и крепко укоренившиеся образовательные традиции, смогла быстро внедрить изменения, связанные с компетентностными инновациями, которые прежде всего коснулись понимания качества и критериев эффективности образования. Автор данной статьи участвовала в эмпирических исследованиях на территории Германии, посвященных изучению формирования учебно-познавательной компетенции у немецких студентов.
К середине 90-х годов стали очевидны существенные недочеты немецкой образовательной системы, что дало толчок для внедрения компетентностей. Базовые проблемы заключались в том, что существовал разрыв между требованиями, которые предъявляет к выпускнику рынок, и реальным уровнем подготовки к взрослой самостоятельной жизни в условиях рынка. В процессе обучения очень большое внимание уделялось тем знаниям, которые быстро устаревали в современных условиях. В то же время с большим трудом немецкими школьниками и студентами осваивались следующие базовые навыки и умения:
- работа с графическими редакторами, статистическая обработка баз данных, построение таблиц и извлечение из них необходимой информации;
- владение основами логистики;
- умение читать, понимать и интерпретировать тексты на родном языке;
- умение грамотно изъясняться в письменной форме;
- умение разбираться в содержании деловых бумаг;
- обобщение и систематизация поступающей информации [4].
В итоге очевидными стали выводы, что традиционная модель обучения, которая основана на доминирующей роли академических фундаментальных знаний, не в состоянии обеспечить выпускнику хорошую конкурентную позицию на современном рынке труда, ведь главный акцент в определении профессионализма делался на четко определенное количество получаемых знаний, а не на результат. В 80-х годах в Германии появляется понятие «ключевых квалификаций», которое включает индивидуальные компетенции, как, например, «способность действовать автономно и
решать проблемы независимо», «гибкость», «способность к сотрудничеству», «этичность и моральная зрелость» [4]. В то время как квалификации показывают способность справиться с требованиями ситуации, появившиеся позднее компетенции обращаются к способности человека действовать и являются более целостными, включают не только содержание или предмет знаний и способностей, но также и «ядерные» и общие способности [5]. В 1996 году немецкая система образования приняла подход «компетенции действия», двигаясь от предмета к компетенциям и к учебным планам, определяющим области изучения и связанные с работой знания и навыки [6]. Немецкая образовательная система показала достаточную гибкость, перестроившись на компетентно-стный подход, который минимизирует разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускнику, и реальным уровнем его знаний и умений. Самое главное, что в немецкой модели произошел качественный сдвиг в сторону учебно-познавательной компетенции, которая ориентирована на создание умения и готовности человека учиться всю жизнь.
Сегодня немецкая компетентностная модель базируется на теории Ф. Вайнерта, она построена на соотношении между знанием и компетентностью. Компетентностное выполнение какого-то действия предполагает знание человеком того, что он делает и почему. Простые умения, полученные на основе показа и последующего подражания, не развивают у учащегося готовность самостоятельно справляться с более сложными проблемными ситуациями [4].
Согласно Вайнерту, в компетентности должны проявиться такие качества учащегося, как академическая успешность, ответственность за решение проблемной задачи, умение сокращать полученную информацию до основных идей и кодировать ее в виде специальных файлов. Без этих умений, которые позволяют осмыслить полученную информацию, обучение будет, скорее, экстенсивным и малопродуктивным с точки зрения развития личностных качеств учащегося.
Если же учащийся способен к грамотной обработке получаемой информации и может производить операционные знания, он достигает высших уровней компетентности, получает действительно содержательные знания. Особенно хорошо немецкая компетентностная модель сегодня работает в направлении насыщения образовательного процесса ситуациями, аутентичными реальным, которые ждут учащегося впоследствии в его профессиональной жизни; именно таким образом образовательная компетентность развивается, проявляется и позволяет оценить реальные знания.
Немецкая система образования приняла под-
ход, который был изначально ориентирован на так называемые компетенции действия. Особенность подхода состоит в том, что в нем фокус смещается на учебные планы системы профессионального обучения. В начале каждого плана помещается совокупность компетенций, специфических для каждого предмета и определяющих в основном приоритетные области изучения, а также (в меньшей степени) планируемые к усвоению знания, умения и навыки. Стандартная типология компетенций ориентирована на сферу будущей профессиональной деятельности выпускников учебных заведений. Она включает предметные, личностные и социальные компетенции.
Согласно принятой типологии в немецкой системе образования, предметные компетенции познавательного и функционального характера описывают способности обучаемого выполнять задачи и решать практические проблемы на основе предметных знаний и навыков. Общие когнитивные компетенции рассматриваются как предпосылки для развития предметных компетенций. К числу важнейших личностных компетенций, включающих в числе других когнитивные и социальные, относят способности обучаемых к поиску, анализу и оценке возможных путей саморазвития, самостоятельному формированию требований и ограничений в личной, трудовой и общественной жизни, развитию навыков выбора и реализации жизненных планов.
Также существует такое понятие, как само-компетенция, которая определяется как способность личности к отстаиванию положительного «я-образа» и развитию нравственности, взаимодействию с другими членами общества рациональным и честным способом, включающим развитие чувства социальной ответственности и солидарности.
Теперь каждый новый учебный план профессионального обучения выглядит следующим образом и в обязательном порядке включает в себя [4]:
- профессионально-технические «компетенции действия» (Handlungskompetenz) - описывают готовность и способность, на основе предметных знаний и навыков, выполнять задачи, решать проблемы и оценивать результаты последовательно и независимо в соответствии с целями;
- предметные компетенции (Fachkompetenz)
- включают как познавательные, так и функциональные компетенции;
- личностные компетенции (Personalkompe-tenz) - описывают готовность и способность понимать, анализировать и оценивать возможные пути развития, требования и ограничения в личной, трудовой и общественной жизни, развивать собственные навыки так же успешно, как и выбирать и реализовывать жизненные планы;
- социальные компетенции (Soziaekompetenz)
- описывают готовность и способность создавать и поддерживать отношения, идентифицировать и понимать возможные выгоды и угрозу в отношениях, а также способность взаимодействовать с другими рациональным и честным способом, включающим развитие чувства социальной ответственности и солидарности;
- общие когнитивные компетенции (Sachkompetenz) - способность думать и действовать проницательным и решающим проблему способом;
- самокомпетенции (Selbkompetenz) - определяют как способность действовать нравственно и независимо, что включает отстаивание положительного «я-образа» и развитие нравственности.
В настоящее время в Германии выделено 350 профилей профессиональной подготовки, составленных по общему формату в рамках компетент-ностного подхода и включающих компетенции в рамках единого терминологического аппарата для всех уровней образовательной системы.
Результаты исследования
В целях изучения положительного опыта внедрения компетентностной модели в немецкое образование нами в 2008-2009 гг. было проведено исследование среди студентов германских вузов.
Опрос проводился среди 100 немецких студентов второго - третьего года обучения с целью определения уровня владения ими базовыми компетенциями. Анкета из 36 вопросов была разработана таким образом, что ответы дают представление о том, насколько студенты владеют разработанными Ф. Вайнертом компетенциями в рамках действующей сегодня в Германии образовательной модели, то есть профессионально-техническими, предметными, личностными, социальными, общими когнитивными компетенциями и самокомпетенциями.
Профессионально-технические и предметные компетенции, описывающие готовность и способность, на основе предметных знаний и навыков, функционально выполнять задачи, решать проблемы и оценивать результаты последовательно и независимо в соответствии с целями, развиты у немецких студентов очень хорошо, что показывают следующие ответы на вопросы анкеты:
- большинство немецких студентов (53.2%) считают, что важнейшим аспектом в обучении является умение применять полученные знания на практике;
- 40% немецких студентов в обязательном порядке пытаются самостоятельно найти верное решение поставленной перед ними пробле-
Профессиональные и предметные компетенции 60
50 40 --: 0 -1 ™ пракги навь 1111 неские самостоятель- комплексное последе: 1КИ ность видение ная 01 в ате львенка
Рис. 1. Развитие профессиональных и предметных компетенций у немецких студентов
Личностные компетенции
1
высокая личностная важность
отвественность персонального
результата
Рис. 2. Развитие личностных компетенций у немецких студентов
мы и только потом обратятся к стандартному пути решения, предложенному ранее, или просто заучат необходимое наизусть;
- 42.9% немецких студентов готовы к проверкам знаний с длительными промежутками, потому что хотели бы сначала получить комплексное видение изучаемого предмета;
- 42.8% немецких студентов склонны к постоянной и последовательной оценке своих результатов и хотели бы на протяжении всего курса иметь возможность узнать, сколько они уже сделали и сколько им еще предстоит сделать.
О развитии личностных компетенций у немецких студентов, описывающих готовность и способность понимать, анализировать и оценивать возможные пути развития, можно следить по следующим ответам:
- 65.1% немецких студентов мотивированы к учебе собственным выбором и ответственностью;
- в выборе средств обучения видят большую личностную ответственность, в частности 31.8% немецких студентов отмечают как положительную сторону возможность использования современных средств обучения;
- в оценке своей работы для 44.7% немецких студентов важна возможность получить именно личный результат, но с подробными комментариями преподавателя.
Степень развитости социальных компетенций, описывающих готовность и способность созда-
вать и поддерживать отношения, идентифицировать и понимать возможные выгоды и угрозу в отношениях, а также способность взаимодействовать с другими рациональным и честным способом, показывают следующие ответы:
- преподаватель, по мнению большинства немецких студентов (26.8%), должен быть, прежде всего, примером для них;
- подавляющее большинство немецких студентов (54.5%) оценивают исключительную важность постоянной личной коммуникации с преподавателем;
- немецкие студенты очень положительно воспринимают совмещение традиционного обучения с групповой работой над проектом (37.4%).
Общие когнитивные компетенции - способность думать и действовать проницательным и решающим проблему способом - также отражены в ответах, звучавших выше, - 40% немецких студентов в обязательном порядке пытаются самостоятельно найти верное решение поставленной перед ними проблемы и только потом пойдут на поиски стандартных путей решения, предложенных другими.
Самокомпетенции - способность действовать нравственно и независимо - отражены в ответах на вопросы о мотивации к учебе (собственный выбор и ответственность в 65.1% случаев), а также в том, что 44.8% немецких студентов в дискуссии будут настаивать на своем личном мнении.
Рис. 3. Развитие социальных компетенций у немецких студентов
Саллоколлпетенции
мотивация выбором способность отстаивать
собственное мнение
Рис. 4. Развитие самокомпетенций у немецких студентов
Результаты опроса немецких студентов, в полном объеме владеющих базовыми компетенциями, позволяют говорить, что компетент-ностная модель была успешно и в довольно короткие сроки внедрена в образовательную систему ФРГ, что представляет особый интерес для российской системы образования.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз отметить общность проблем, с которыми в разное время пришлось столкнуться немецкой и российской образовательным системам. К особо актуальным проблемам можно отнести следующие:
- Существенный разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускнику рынком, и реальным уровнем подготовки к жизни в условиях рынка.
- Неверная расстановка акцентов в процессе обучения (очень большое внимание уделяется тем знаниям, которые быстро устаревают в современных условиях).
- Недостаточное внимание уделяется освоению базовых навыков и умений (работа с графическими редакторами, статистическая обработка баз данных, построение таблиц и извлечение из них необходимой информации, владение основами логистики, умение читать, понимать и интерпретировать тексты на родном языке, умение грамотно изъясняться в письменной форме, умение разбираться в содержа-
нии деловых бумаг, обобщение и систематизация поступающей информации).
- Доминирующая роль академических фундаментальных знаний, которая не в состоянии обеспечить выпускнику хорошую конкурентную позицию на современном рынке труда.
Таким образом, используя проблемный опыт немецкой образовательной системы, во многом аналогичный российскому проблемному опыту, можно рекомендовать к внедрению и адаптации многомерную целостную немецкую компе-тентностную модель для российских условий, учитывая идентичность опыта ФРГ и положительный результат, подтвержденный нашим исследов анием.
Также хотелось бы отметить наиболее важные преимущества компетентностного подхода, реализуемого в Г ермании:
- немецкий подход к компетенциям, как наиболее целостный, является очень распространенным, так как предлагает действенные способы состыковать возможности, которые дает образование, с требованиями, предъявляемыми рынком;
- немецкая модель довольно быстро и эффективно перешла от количественных показателей (дать обучающимся как можно больше знаний) к качественным (осмысление результата получаемых знаний);
- основной акцент обучения сегодня ставится на привитие учащимся умений правильно
обрабатывать получаемую информацию и самостоятельно оценивать ее;
- немецкая компетентностная модель базируется на учебно-познавательной компетенции, которая ориентирована на создание умения и готовности человека учиться всю жизнь, что облегчает приобретение всех остальных компетенций;
- немецкая компетентностная модель сегодня работает в направлении насыщения образовательного процесса ситуациями, аутентичными реальным, которые ждут учащегося в его последующей профессиональной жизни;
- компетентностная модель в Г ермании действует на всех образовательных уровнях (выделено 350 профилей профессиональной подготовки, составленных по общему формату в рамках компетентностного подхода и включающих компетенции в рамках единого терминологического аппарата);
- интенсивным и продуктивным компетентно-стное образование в Германии становится благодаря максимальному включению в образовательный процесс современных средств обучения (эффективно работает концепция е-1еагт^).
В связи с постоянным ускорением темпов развития общества модернизация образования, то есть его соответствие требованиям этого общества, становится первоочередной проблемой. Компетентностный подход позволяет решить эту проблему наиболее верным способом, так как во многом отвечает и ожиданиям в системе самого образования, и требованиям рынка к специалистам, являющимся продуктами этой системы, и желаниям самих обучающихся, в интересах которых - подготовка по стандартам единого европейского образовательного пространства. Сложность же реализации этого подхода состоит в отсутствии материальной и
бедности нормативной базы, в неподготовленности педагогов и профессорско-преподавательского состава, в сложившихся в обществе стереотипах, связанных с пониманием и видением образовательной системы. Поэтому зарубежный опыт, и особенно опыт Германии, которая столкнулась с аналогичными проблемами и успешно в довольно короткий срок смогла их преодолеть, является полезным и его целесообразно рекомендовать к внедрению в российскую образовательную систему.
Список литературы
1. Носко И.В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза - бакалавра педагогики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 14 (37). Аспирантские тетради. Научный журнал. СПб., 2007. С. 294-299.
2. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. Книга 2. Компетентность человека - новое качество образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4.
3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. М.: Логос, 2009. С. 36.
4. Straka G.A. Neue Lemfoimen/Alte Lemfoimen: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut fur Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005. S.111.
5. Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. V. 8. № 1. March 2005. P. 27.
6. Дахин А.Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Вопросы информатизации образования. Научно-практический альманах. Сент.—дек. 2011. С. 56.
COMPETENCE APPROACH IN GERMAN HIGHER EDUCATION
O.A. Paleeva
The article considers the implementation of the competence model in the German educational system. The author examines German experience, which is of particular interest, as this country previously faced problems similar to those that the Russian educational system is facing now. On the basis of literature analysis and the conducted research, which includes interviews with German students, the author draws conclusions regarding the success of Germany in the implementation of the competence model.
Keywords: competence approach, German competence model, action competences.