Научная статья на тему 'Компетентностный подход как основа функционального высшего образования США и Германии: опыт для России'

Компетентностный подход как основа функционального высшего образования США и Германии: опыт для России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1956
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудзинский А. О., Палеева О. А.

Анализируется опыт США и Германии по развитию функционального образования, основанного на компетентностной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH AS THE BASIS OF FUNCTIONAL HIGHER EDUCATION IN THE USA AND GERMANY: AN EXPERIENCE FOR RUSSIA

The article examines the experience of the USA and Germany in the development of functional education based on the competence model.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как основа функционального высшего образования США и Германии: опыт для России»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 25-34

УДК 316

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ США И ГЕРМАНИИ: ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ

© 2014 г. А.О. Грудзинский,1 О.А. Палеева1

'Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского ^Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

[email protected]

Птсеуполс вр4дскцою 24.03.2014

Анализируется опыт США и Г ермании по развитию функционального образования, основанного на компетентностной модели.

Ключ4вък слтвс: функциональное образование, компетентностный подход, компетентностная модель.

Введение

Социально-экономические изменения, происходящие сегодня в мире, активно затрагивают очень многие социальные институты, в том числе и систему образования. Требует своего решения вопрос о миссии, роли, значении образования в развитии общества [1].

Российское образование особенно нуждается в модернизации, так как во многом опирается на передачу определенного количества знаний обучающимся, не успевая отслеживать все новые потребности рынка и обновлять систему знаний согласно этим потребностям. Наполняя студента определенным количеством информации из разных областей, традиционное образование, которое еще принято называть дисциплинарным, не учит их систематизировать эти знания различных дисциплин в комплексные умения, необходимые для выполнения конкретных заданий. Таким образом, оценка обучающихся только по сумме знаний, которую они могут воспроизводить, не является объективной, так как не отражает реальную готовность и способность будущих молодых специалистов к самостоятельной работе в профессиональной сфере. Необходим переход от дисциплинарного образования, которое в настоящее время стало дисфункциональным, к образованию функциональному, которое будет систематизировать знания и умения по функциям.

Смысл современного обращения к проблеме функций образования состоит в том, чтобы определить область институциональной ответственности образования и разных его подсистем, а также более рационально выстроить организационную структуру образования на всех его функциональных уровнях - от учреждения до государственного управления [2].

Проблема функций образования активно обсуждалась Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, а также отечественными авторами: Ф. Филипповым, Г. Зборовским, Е. Шуклиной, А. Осиповым, С. Григорьевой, Н. Матвеевой и другими. Тем не менее считается, что в зарубежной социологии трактовка функций образования законсервировалась в основном на уровне взглядов Дюркгейма, Парсонса и Мертона, да и в российской социологии интерес к проблематике институциональных функций или утрачен, или ограничивается таким описанием, из которого, к сожалению, не вытекает возможность его практического применения [2].

И если мы можем говорить о том, что критерии функциональности высшего образования на современном этапе определены и к ним относятся: трансляция и производство нового знания, подготовка специалистов, готовых к инновационной деятельности, интеграция социальных интересов и индивидуальных образовательных потребностей [3], то с тем, чтобы данные критерии не остались сугубо теоретическими, а превратились в практические навыки выпускника вуза, существует проблема.

Функциональность образования обеспечивается тем, что учебные программы разрабатываются с учетом требований, которые практика предъявляет к человеку, получившему то или иное образование. Сейчас эти требования конкретизируются с использованием понятия «компетенции» [4]. Соответственно, одна из главных задач функционального образования на сегодня - построение такой структуры общеобразовательной подготовки, которая смогла бы обеспечить формирование профессиональных компетенций личности. Таким образом, тем отсутствующим звеном, которое позволит трансформировать полученные знания в практиче-

ские навыки, работающие в условиях реального рынка, и являются компетенции.

Компетенции занимают центральную позицию в модели вуза на основе «треугольника знаний», которая подразумевает, что то уникальное конкурентное преимущество вузов, которое не позволит другим игрокам вытеснить университеты с глобального рынка, состоит в реализации исторической функции университетов - производство человеческого капитала принципиально нового качества [5]. Согласно данной модели, главный ресурс развития экономики, который она получает от университетов, - это высококвалифицированные специалисты, обученные инновационной предпринимательской деятельности. Но подготовка таких специалистов-инноваторов на основе так называемой гумбольдтовской модели университета сегодня не возможна, эта модель больше не в состоянии отвечать требованиям рынка и современного общества. Ключевой задачей развития инновационных университетов в современной России становится подготовка людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени [6]. Сама суть модели «треугольника знаний» подразумевает полноценное внедрение компе-тентностного подхода в высшее профессиональное образование.

Появившись в США во второй половине XX века, компетентностный подход благодаря Болонскому процессу стал основой формирования единого образовательного пространства. Процесс внедрения компетентностного подхода в высшее образование России, включившейся в Болонское движение, идет с начала XXI века. Если в тексте Национальной доктрины образования в Российской Федерации 1999 года еще не было упоминания такой категории, как компетентность [6], в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы уже подробно говорилось о компетенциях, как и в переработанных и дополненных методических рекомендациях «Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования», вышедших в 2010 году, а в программе развития образования РФ на 20132020 годы им отводятся центральные позиции.

В целом, компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым и чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности, обобщен-

ных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий и их последователи. Но в настоящее время российское образование столкнулось с рядом проблем, связанных с внедрением компетенций. И если сущность и теоретическая основа компетентностного подхода в образовании в настоящее время довольно детально проработаны и раскрыты в трудах И.А. Зимней, В.И. Байденко, Ю.Г. Тату-ра, А.В. Хуторского и других, то с практической составляющей внедрения данного подхода имеются определенные сложности. На практике часто приходится сталкиваться с тем, что для всех участников образовательного процесса компетенции являются очередной модной тенденцией, новым термином, который включен в образовательные материалы, но мало что меняет в самом образовании. В то время как требуется обновление всей системы, определение новых целей и ценностей, поиск новых образовательных методик и использование новых технологий.

В данном контексте очень важным является изучение зарубежного опыта по внедрению компетентностной модели в образование, так как нам необходим именно комплексный обзор ситуации, а в России преобладают психологопедагогические исследования компетентност-ной модели. Обнаруживается недостаточный анализ взаимосвязи образования со всей социальной системой (экономическими, политическими, социокультурными факторами) [7]. В случае же отсутствия общего анализа ситуации мы не сможем комплексно осмыслить проблемы, существующие в российской системе образования, обозначить пути их преодоления и стимулировать интеграционные процессы в создании единого функционального образовательного пространства в рамках Болонских соглашений.

Американский подход к внедрению компетентностной модели

За рубежом принято выделять три основных подхода к определению и введению в практику образования компетентностной трактовки качества результатов обучения: поведенческий подход (США), функциональный подход (Великобритания) и многомерный и целостный подход (Франция и Германия) [8].

Считается, что термин «компетенция» ввел в обращение в 1959 г. Уайт для того, чтобы описать те особенности индивидуальности, которые наиболее тесно связаны с «превосходным» выполнением работы и высокой мотивацией. Постулируя взаимосвязь между когнитивными

компетенциями и мотивационными тенденциями, Уайт определил компетентность как «эффективное взаимодействие (человека) с окружающей средой» и утверждал, что существует «компетентностная мотивация» в дополнение к компетенции как к «достигнутой способности» [9].

Массовый же интерес к проблеме исследований компетенций возник в США в конце 60-х годов, когда социально-экономический кризис охватил все стороны жизни американского общества. Много негативного было высказано в адрес педагогов, т.к. считалось, что несостоятельность деятельности специалистов в различных областях экономики объясняется некомпетентностью их преподавателей [10].

Следуя подходу и определению, которое ввел в обращение Уайт, были разработаны тесты, позволяющие предсказывать эффективность в работе в противоположность тестам интеллекта; впоследствии Мак-Клилланд в 1976 г. описал характеристики, свойственные превосходному выполнению работы, как «компетенции» и опробовал этот подход в консалтинговой фирме Hay / McBer [11].

Измерение компетенций создавалось как альтернатива использованию традиционных тестов когнитивного интеллекта, так как они обладают слабыми возможностями для прогнозирования эффективности работы. Компетентностный подход начинался с наблюдения за успешными и эффективными исполнителями, с целью определить, чем эти люди отличаются от менее успешных. Компетенция, таким образом, охватывает навыки и свойства вне когнитивных способностей, например самосознание, саморегуляция и социальные навыки; в то время как некоторые из них могут также быть включены в индивидуальную таксономию [9]. Компетенции, в большей степени являясь поведенческими характеристиками, в отличие от индивидуальности и интеллекта, могут быть сформированы через обучение и развитие.

Двадцать пять лет назад Американская ассоциация менеджмента выделила пять кластеров компетенций, которые, как полагали, были связаны с эффективным поведением менеджера; эти результаты побудили Американскую ассоциацию колледжей и школ бизнеса продвигать компетентностный подход в американских бизнес-школах [11]. Позже Государственная комиссия по развитию важнейших навыков (SCANS), учрежденная американским министром труда, определила список «общих» компетенций (ресурсы, межличностные, информационные, системы и технология) [9].

В настоящее время в США компетенции определяются в терминах «основных характеристик людей», которые «причинно связаны с эффективным или «превосходным» выполнением работы» и «проявляются в различных ситуациях, в течение длительного периода времени» [12]. Было проведено исследование, в котором опытным путем, на основании исследования 2000 менеджеров, занимающих 41 должность в 12 компаниях, были определены особенности менеджеров, позволяющие им быть эффективными в различных ситуациях. В результате была предложена интегрированная модель менеджерских компетенций, которая объясняет взаимосвязь этих особенностей и их отношений как с функциями управления, так и с внутренней организационной средой [9]. Точно так же в 1993 году были продемонстрированы возможности использования методологии оценки компетенций Мак-Клилланда на анализе 650 рабочих мест, с целью создания «общих» моделей работ. Для них компетенции включают: мотивы, черты, Я-концепцию, отношения или ценности, содержание знаний, когнитивные и поведенческие навыки - любую индивидуальную особенность, которая может быть измерена или подсчитана, надежна и способна дифференцировать «превосходных» и «средних» исполнителей, или эффективных и неэффективных [9].

Большая часть современной американской литературы главным образом сконцентрирована на связанных с работой (функциональных) компетенциях, в основе которых лежат поведенческие компетенции. Например, в известной «модели компетенций лидерства», созданной в 2000 году, шесть «областей компетенций» проявляются на трех уровнях: первый - общеорганизационный; второй - процессы и третий - индивидуальный уровень [13]. Эти «области» декомпозируются в «группы компетенций» и затем дробятся на «субкомпетенции». На уровне работы организации идентифицированы две области компетенций - стратегическое мышление и стратегическое управление, которые декомпозированы вниз, четырьмя и пятью группами компетенций соответственно, с дальнейшим дроблением на субкомпетенции. Точно так же на уровне процесса каждая из двух идентифицированных областей компетенций - управление процессами и планирование процессов -декомпозируется на три группы компетенций, с дальнейшим дроблением на субкомпетенции. На индивидуальном уровне каждая из двух областей компетенций - эффективность работников и оценка работников - делится на четыре группы компетенций, с дальнейшим дроблением на субкомпетенции. Входящие в модель

компетенции в основном являются функциональными (связанными с работой), а не поведенческими (хотя в основе некоторых лежат явно поведенческие компетенции) [9].

В то время как поведенческий подход к компетенциям, наиболее сильно развиваемый Мак-Клилландом, все еще очень популярен в США, более широкая концепция компетенций, которая подчеркивает важность связанных с работой функциональных навыков и знаний, делает значительные успехи. Так, например, в качестве принятой практики внедрения компе-тентностного подхода в высшее образование США для оперативной коррекции содержания и технологий образования существуют следующие формы получения «обратной связи» от работодателей:

- постоянный контакт университета с рынком труда с целью отслеживания его требований и происходящих перемен, учет требований промышленности при разработке учебных планов, постоянное обновление знаний и навыков специалистов вследствие их устаревания;

- оценка успешности учебных программ в подготовке выпускников к дальнейшей жизни;

- периодические исследования профессиональной карьеры выпускников, использование результатов для оценки и корректировки программ (так, примером локальной практики по всем перечисленным мероприятиям может являться Исполнительный комитет Университета Оклахомы, США).

Кроме того, дополнительно можно отметить такие формы обеспечения «обратной связи» образовательного учреждения и работодателей будущих специалистов, как программы совместной подготовки специалистов вузами и компаниями, где осуществляется взаимодействие на этапе организации учебного процесса (Международная инженерная программа Университета Род-Айленда, США) [14].

Германский подход к внедрению компетентностной модели

Опыт перехода Г ермании на компетентност-ную модель образования представляет собой особый интерес, так как страна, имеющая глубокие и крепко укоренившиеся образовательные традиции, смогла быстро внедрить изменения, связанные с компетентностными инновациями, которые прежде всего коснулись понимания качества и критериев эффективности образования. Также один из авторов данной статьи участвовал в эмпирических исследованиях на территории Германии, посвященных изучению формирования учебно-познавательной компетенции у немецких студентов.

К середине 90-х годов стали очевидны существенные недочеты немецкой образовательной системы, что дало толчок для внедрения компетентностей. Базовые проблемы заключались в том, что существовал разрыв между требованиями, которые предъявляет к выпускнику рынок, и реальным уровнем подготовки к взрослой самостоятельной жизни в условиях рынка. В процессе обучения очень большое внимание уделялось тем знаниям, которые быстро устаревали в современных условиях. В то же самое время с большим трудом немецкими школьниками и студентами осваивались следующие базовые навыки и умения:

- работа с графическими редакторами, статистическая обработка баз данных, построение таблиц и извлечение из них необходимой информации;

- владение основами логистики;

- умение читать, понимать и интерпретировать тексты на родном языке;

- умение грамотно изъясняться в письменной форме;

- умение разбираться в содержании деловых бумаг;

- обобщение и систематизация поступающей информации [15].

В итоге, очевидными стали выводы о том, что традиционная модель обучения, которая основана на доминирующей роли академических фундаментальных знаний, не в состоянии обеспечить выпускнику хорошую конкурентную позицию на современном рынке труда, ведь главный акцент в определении профессионализма делался на четко определенное количество получаемых знаний, а не на результат. В 80-х годах в Германии появляется понятие «ключевых квалификаций», которое включает индивидуальные компетенции, как, например, «способность действовать автономно и решать проблемы независимо», «гибкость», «способность к сотрудничеству», «этичность и моральная зрелость» [15]. В то время как квалификации показывают способность справиться с требованиями ситуации, появившиеся позднее компетенции обращаются к способности человека действовать и являются более целостными, включают не только содержание или предмет знаний и способностей, но также и «ядерные» и общие способности [16]. А в 1996 году немецкая система образования приняла подход «компетенции действия», двигаясь от предмета к компетенциям и к учебным планам, определяющим области изучения и связанные с работой знания и навыки [17]. Немецкая образовательная система показала достаточную гибкость, перестроившись на компетентностный

подход, который минимизирует разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускнику, и реальным уровнем его знаний и умений. Самое главное, что в немецкой модели произошел качественный сдвиг в сторону учебно-познавательной компетенции, которая ориентирована на создание умения и готовности человека учиться всю жизнь.

Сегодня немецкая компетентностная модель базируется на теории Ф. Вайнерта, она построена на соотношении между знанием и компетентностью. Компетентностное выполнение какого-то действия предполагает знание человеком того, что он делает и почему. Простые умения, полученные на основе показа и последующего подражания, не развивают у учащегося готовность самостоятельно справляться с более сложными проблемными ситуациями [15].

Согласно Вайнерту, в компетентности должны проявиться такие качества учащегося, как академическая успешность, ответственность за решение проблемной задачи, умение сокращать полученную информацию до основных идей и кодировать ее в виде специальных файлов. Без этих умений, которые позволяют осмыслить полученную информацию, обучение будет, скорее, экстенсивным и малопродуктивным с точки зрения развития личностных качеств учащегося.

Если же учащийся способен к грамотной обработке получаемой информации и может производить операционные знания, он достигает высших уровней компетентности, получает действительно содержательные знания. Особенно хорошо немецкая компетентностная модель сегодня работает в направлении насыщения образовательного процесса ситуациями, аутентичными реальным, которые ждут учащегося впоследствии в его профессиональной жизни, именно таким образом образовательная компетентность развивается, проявляется и позволяет оценить реальные знания.

Немецкая система образования приняла подход, который был изначально ориентирован на так называемые компетенции действия. Особенность подхода состоит в том, что в нем фокус смещается на учебные планы системы профессионального обучения. В начале каждого плана помещается совокупность компетенций, специфических для каждого предмета и определяющих в основном приоритетные области изучения, а также (в меньшей степени) планируемые к усвоению знания, умения и навыки. Стандартная типология компетенций ориентирована на сферу будущей профессиональной деятельности выпускников учебных заведений. Она включает предметные, личностные и социальные компетенции.

Согласно принятой типологии в немецкой системе образования, предметные компетенции

познавательного и функционального характера описывают способности обучаемого выполнять задачи и решать практические проблемы на основе предметных знаний и навыков. Общие когнитивные компетенции рассматриваются как предпосылки для развития предметных компетенций. К числу важнейших личностных компетенций, включающих в числе других когнитивные и социальные, относят способности обучаемых к поиску, анализу и оценке возможных путей саморазвития, самостоятельному формированию требований и ограничений в личной, трудовой и общественной жизни, развитию навыков выбора и реализации жизненных планов.

Также существует такое понятие, как само-компетенция, которая определяется как способность личности к отстаиванию положительного «Я-образа» и развитию нравственности, взаимодействию с другими членами общества рациональным и честным способом, включающим развитие чувства социальной ответственности и солидарности.

Теперь каждый новый учебный план профессионального обучения выглядит следующим образом и в обязательном порядке включает в себя: профессионально-технические компетен-

ции, предметные компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, общие когнитивные компетенции, самокомпетенции [15].

В настоящее время в Германии выделено 350 профилей профессиональной подготовки, составленных по общему формату в рамках ком-петентностного подхода и включающих компетенции в рамках единого терминологического аппарата.

Результаты исследования

В целях изучения положительного опыта внедрения компетентностной модели в образование нами в 2008 - 2009 гг. было проведено исследование среди студентов вузов США, Г ермании и России.

Опрос проводился среди 100 американских, 100 немецких и 100 российских студентов третьего - четвертого года обучения с целью определения уровня владения ими базовыми компетенциями. Анкета из 36 вопросов была разработана таким образом, что ответы дают представление о том, насколько студенты владеют компетенциями в рамках действующей сегодня в каждой из трех стран образовательной модели, акцент ставился на учебно-познавательную компетенцию.

Итоги опроса - США

Компетенции содержания знаний развиты у американских студентов очень хорошо, что показывают следующие ответы на вопросы анкеты:

- большинство американских студентов (58.8%) считают, что важнейшим аспектом в обучении является умение применять полученные знания на практике;

- 46.3% американских студентов в обязательном порядке пытаются самостоятельно найти верное решение поставленной перед ними проблемы и только потом обратятся к стандартному пути решения, предложенному ранее, или просто заучат необходимое наизусть;

- 36.6% американских студентов готовы к регулярным проверкам знаний (например, еженедельным);

- 59.2% американских студентов склонны к постоянной и последовательной оценке своих результатов и хотели бы на протяжении всего курса иметь возможность узнать, сколько они уже сделали и сколько им еще предстоит сделать.

О развитии личностных (Я-концепция) и компетенций мотивации у американских студентов можно следить по следующим ответам:

- 63.3% американских студентов мотивированы к учебе собственным выбором и ответственностью и тем, что учеба дает им возможность развиваться как личности;

- в выборе средств обучения видят возможность гибче распределять собственное время 28.5%, в частности 30.8% американских студентов отмечают как положительную сторону возможность использования современных средств обучения;

- 30.8% американских студентов в дискуссии будут настаивать на своем личном мнении;

- в оценке своей работы для 43.2% американских студентов важна возможность сравнить личный результат с группой в целом.

Степень развитости ценностных компетенций показывают следующие ответы:

- преподаватель, по мнению большинства американских студентов (23.7%), должен быть прежде всего экспертом в своей области;

- подавляющее большинство американских студентов (53.3%) оценивают исключительную важность постоянной личной коммуникации с преподав ателем;

- американские студенты очень положительно воспринимают совмещение традиционного обучения с групповой работой над проектом (54.4%).

Общие когнитивные и поведенческие компетенции также отражены в ответах, звучавших выше, - 46.3% американских студентов в обязательном порядке пытаются самостоятельно най-

ти верное решение поставленной перед ними проблемы и только потом пойдут на поиски стандартных путей решения, предложенных другими.

Результаты опроса американских студентов, в полном объеме владеющих базовыми компетенциями, позволяют говорить, что компетентностная модель была успешно внедрена в образовательную систему США и, что особенно важно, доказала свою практическую эффективность, что представляет отдельный интерес для российской системы образования.

Итоги опроса - Германия

Профессионально-технические и предметные компетенции, описывающие готовность и способность, на основе предметных знаний и навыков, функционально выполнять задачи, решать проблемы и оценивать результаты последовательно и независимо в соответствии с целями, развиты у немецких студентов очень хорошо, что показывают следующие ответы на вопросы анкеты:

- большинство немецких студентов (53.2%) считают, что важнейшим аспектом в обучении является умение применять полученные знания на практике;

- 40% немецких студентов в обязательном порядке пытаются самостоятельно найти верное решение поставленной перед ними проблемы и только потом обратятся к стандартному пути решения, предложенному ранее, или просто заучат необходимое наизусть;

- 42.9% немецких студентов готовы к проверкам знаний с длительными промежутками, потому что хотели бы сначала получить комплексное видение изучаемого предмета;

- 42.8% немецких студентов склонны к постоянной и последовательной оценке своих результатов и хотели бы на протяжении всего курса иметь возможность узнать, сколько они уже сделали и сколько им еще предстоит сделать.

О развитии личностных компетенций у немецких студентов, описывающих готовность и способность понимать, анализировать и оценивать возможные пути развития, можно следить по следующим ответам:

- 65.1% немецких студентов мотивированы к учебе собственным выбором и ответственностью;

- в выборе средств обучения видят большую личную ответственность, в частности 31.8% немецких студентов отмечают как положительную сторону возможность использования современных средств обучения;

- в оценке своей работы для 44.7% немецких студентов важна возможность получить именно личный результат, но с подробными комментариями преподавателя.

США Г ермания Россия

Применение знаний на практике Внешние мотивы

Собственный выбор

Рис. 1. Развитие мотивационно-ценностного компонента у студентов США, ФРГ и России (% опрошенных)

Степень развитости социальных компетенций, описывающих готовность и способность создавать и поддерживать отношения, идентифицировать и понимать возможные выгоды и угрозу в отношениях, а также способность взаимодействовать с другими рациональным и честным способом, показывают следующие ответы:

- преподаватель, по мнению большинства немецких студентов (26.8%), должен быть прежде всего примером для них;

- подавляющее большинство немецких студентов (54.5%) оценивают исключительную важность постоянной личной коммуникации с преподав ателем;

- немецкие студенты очень положительно воспринимают совмещение традиционного обучения с групповой работой над проектом (37.4%).

Общие когнитивные компетенции - способность думать и действовать проницательным и решающим проблему способом - также отражены в ответах, звучавших выше, - 40% немецких студентов в обязательном порядке пытаются самостоятельно найти верное решение поставленной перед ними проблемы и только потом пойдут на поиски стандартных путей решения, предложенных другими.

Самокомпетенции - способность действовать нравственно и независимо - отражены в ответах на вопрос о мотивации к учебе - собственный выбор и ответственность в 65.1% случаев, а также в том, что 44.8% немецких студентов в дискуссии будут настаивать на своем личном мнении.

Результаты опроса немецких студентов, в полном объеме владеющих базовыми компетенциями, позволяют говорит о том, что ком-петентностная модель была успешно и в довольно короткие сроки внедрена в образовательную систему ФРГ, что представляет особый интерес для российской системы образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоги опроса - Россия. Сравнительный анализ

Так как фокус нашего исследования изначально был направлен на учебно-познавательную компетенцию, сравнительные итоги подводились по компонентам вышеуказанной компетенции - мотивационно-ценностному, содержательно-деятельностному и рефлексивно-оценочному.

Что касается мотивационно-ценностного компонента, то результаты опроса американских и немецких студентов, приведенные выше, показали, что студенты США мотивированы к обучению возможностью применять знания на практике. Студенты ФРГ мотивированы к учебе собственным выбором и ответственностью. А результаты опроса русских студентов показали, что они мотивированы к учебе внешними мотивами, такими как получение и сохранение работы, сохранение хороших отношений с родителями, а также необходимость сдавать экзамены (52.2%).

Содержательно-деятельностный компонент выглядит следующим образом: студенты США предпочитают работать в вузе в группах, домашнюю работу выполняют в библиотеке, желают усваивать знания тем же способом, как и другие. Студенты ФРГ предпочитают совмещение традиционного обучения с работой над проектом, домашнее задание выполняют в библиотеке, больше всего любят работать индивидуально (самостоятельно). Студенты из России предпочитают традиционное обучение в вузе и занятия дома (77.3%), считают, что заучивание наизусть - гарантированный способ получения положительной оценки на экзамене (28%).

Рефлексивно-оценочный компонент - американские студенты предпочитают знать только личный результат в конце курса обучения, а в качестве проверки выбирают тесты с множественными вариантами ответов. Для немецких студен-

Предпочитаемый способ обучения, % опрошенных

77

54

37

80 60 40

20

0

США Германия Россия

О Работа в группе ^ Традиционное занятие

Предпочитаемое место выполнения дом. задания, % опрошенных

□ в библиотеке

Шь Дома

Рис. 2. Развитие содержательно-деятельностного компонента у студентов США, ФРГ и России

Предпочитаемый способ получения результата, % опрошенных

США Германия Россия

О Лично по e-mail (Ц В сравнении со всей группой

Предпочитаемый способ проверки знаний, % опрошенных

І I Тест

I Экзамен

Рис. 3. Развитие рефлексивно-оценочного компонента у студентов США, ФРГ и России

тов важен личный результат с комментариями преподавателя, они предпочитают получать оценки по блоку дисциплин, а в качестве проверки выбирают тесты со свободным ответом. Российские студенты сравнивают себя с другими (33.8%), предпочитают частые и регулярные проверки знаний, особенно в виде экзаменов (33%).

Заключение

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что российское образование сегодня активно пытается решить серьезную проблему практического внедрения компетентностной модели на все образовательные уровни. Американское образование, впервые столкнувшееся с аналогичной проблемой в 60-х годах XX века, смогло за это время успешно разработать компетентностную модель, отвечающую потребностям всех участников как образовательного процесса, так и рынка, выявить недостатки и устранить их. На сегодня американскую компетентностную модель можно считать оптимальной именно в достижении максимального контакта между образовательной системой, обучающимися и рынком труда. Так, во многих образовательных учреждениях США приняты следующие мероприятия по обеспечению связи с потенциальным работодателем будущих выпускников:

- различные формы содействия трудоустройству через помощь служб трудоустройства вузов;

- организация банков данных, содержащих информацию, какую работу предпочли бы после окончания учебы студенты и аспиранты, и предоставляющих эту информацию заинтересованным организациям (аналог пекинского «Фьючерсного рынка для высококвалифицированных специалистов»).

Помимо частных технологий обеспечения качества высшего образования США, в реализации компетентностного подхода идеально встроена система аккредитации как ключевой механизм данного процесса. Данная система контроля качества американского образования позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля, преследуя основные цели:

- обеспечение прогресса в высшем образовании за счет разработки критериев и принципов оценки эффективности образования;

- стимулирование развития образовательных учреждений и совершенствование образовательных программ путем непрерывного самооб-следования и планирования;

- гарантирование обществу, что учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильно сформулированные цели и условия их достижения;

- обеспечение помощи в становлении и развитии вузов и образовательных программ;

- защита учебных заведений от вмешательства в их образовательную деятельность и ущемления их академических свобод [12].

Таким образом, используя проблемный опыт американской образовательной системы, предлагающий комплексное и практическое решение вопроса, особенно интересующего сейчас российскую образовательную систему, можно рекомендовать к внедрению и адаптации поведенческую американскую компетентностную модель для российских условий, учитывая идентичность опыта на стадии внедрения и положительный результат, подтвержденный нашим исследованием.

Германия же, по мнению авторов, представляет для российской образовательной системы особый интерес, так как сегодняшние проблемы нашего высшего образования были актуальны и для немецкого образования на стадии внедрения компетентностной модели обучения, но были решены в кратчайшие сроки.

Среди наиболее важных преимуществ ком-петентностного подхода, реализуемого в Германии, представляющих интерес для России, хотелось бы отметить следующие:

- немецкий подход к компетенциям, как наиболее целостный, является очень распространенным, так как предлагает действенные способы состыковать возможности, которые дает образование, с требованиями, предъявляемыми рынком;

- немецкая модель довольно быстро и эффективно перешла от количественных показателей (дать обучающимся как можно больше знаний) к качественным (осмысление результата получаемых знаний);

- основной акцент обучения сегодня ставится на привитие учащимся умений правильно обрабатывать получаемую информацию и самостоятельно оценивать ее;

- немецкая компетентностная модель базируется на учебно-познавательной компетенции, которая ориентирована на создание умения и готовности человека учиться всю жизнь, что облегчает приобретение всех остальных компетенций;

- немецкая компетентностная модель сегодня работает в направлении насыщения образовательного процесса ситуациями, аутентичными реальным, которые ждут учащегося в его последующей профессиональной жизни;

- компетентностная модель в Г ермании действует на всех образовательных уровнях (выделено 350 профилей профессиональной подготовки, составленных по общему формату в рамках компетентностного подхода и включающих компетенции в рамках единого терминологического аппарата);

- интенсивным и продуктивным компетентно-стное образование в Германии стало благодаря максимальному включению в образовательный процесс современных средств обучения (эффективно работает концепция e-leaming).

Таким образом, используя проблемный опыт американской и немецкой образовательной системы, предлагающий комплексное и практическое решение вопроса, особенно интересующего сейчас российскую образовательную систему, можно рекомендовать к внедрению и адаптации отдельные особо эффективные составляющие обеих моделей. Для американской -это достижение оптимального контакта между образовательным учреждением, его выпускником и рынком труда, а также проработанная до совершенства система аккредитации. Для немецкой - детальная проработка компетентност-ной модели на всех образовательных уровнях в едином терминологическом аппарате, максимальная стыковка образовательных возможностей и требований рынка, а также максимальное включение в образовательный процесс современных средств обучения. При адекватной адаптации этих составляющих к российским условиям можно создать эффективную компе-тентностную модель, учитывая идентичность опыта решения ряда проблем у США и Г ермании на стадии внедрения, а также положительный результат, который был достигнут обеими странами, подтвержденный нашим исследованием.

Список литературы

1. Осипов А.М., Матвеева Н.А. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 36-42.

2. Иванова В.А. Институциональные функции образования: устаревшая или перспективная проблема? // Социология образования. 2011. № 4. С. 104-118.

3. Акманаева Д.Х. Научная деятельность студентов вузов как фактор повышения функциональности высшего профессионального образования. Автореферат дис. ... кандидата социологических наук. Ульяновск: Изд-воУлГТУ, 2012. 27 с.

4. Еремеев Б.А. Измерение результатов непрерывного образования // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена): Сборник статей по материалам Международной научной конференции. Ч. 2. СПб.: Изд-во рГпУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 86-93.

5. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Концепция конкурентноспособного университета: модель тетраэдра // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 29-36.

6. Волков А., Ливанов Д. Университет будущего: Ставка на новое содержание // Ведомости. 2012. № 165 (3179).

7. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. Кн. 2. Компетентность человека - новое качество образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 40 с.

8. Бутенко И.А. Профессионализм: гарантии качества // Социологические исследования. № 1. 2009. С. 136-143.

9. Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. V. 8. № 1. March 2005. P. 27-46.

10. Терешков В.А. Необходимые компетенции специалиста профессионально-педагогического профиля // Психология и педагогика на современном этапе. Матер. II Междунар. научно-практической конференции. Ставрополь: Тираж, 2012. 148 c.

11. Spencer L.M., McClelland D.C. and Kelner S. Competency Assesment Methods. Boston, M. A.: Hay/McBer, 1997.

12. Hayes J.L. A new look at managerial competence: the AMA model of worthy performance // Managerial Review. November 1979. P. 2-3.

13. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. New York: Willey, 1982.

14. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентност-ный подход. М.: Логос, 2009. 330 c.

15. Straka G.A. Neue Lernformen/Alte Lernformen: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut fur Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005. S. 111.

16. Дахин А.Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Вопросы информатизации образования. Научно-практический альманах. Сент.-дек. 2011. С. 56.

17. Алисултанова Э.Д. Компетентностный подход в инженерном образовании. М.: Академия естествознания, 2010.

18. Holton E.F. and Lynham S.A. Performance driven leadership development // Advances in Developing Human Resources. V. 6. 2000. P. 1-17.

COMPETENCE-BASED APPROACH AS THE BASIS OF FUNCTIONAL HIGHER EDUCATION IN THE USA AND GERMANY: AN EXPERIENCE FOR RUSSIA

A.O. Grudzinskiy, O.A Paleeva

The article examines the experience of the USA and Germany in the development of functional education based on the competence model.

Keywords: functional education, competence-based approach, competence model.

References

1. Osipov A.M., Matveeva N.A. Sociologiya obrazova-niya v Rossii: «rabota nad oshibkami» v nachale XXI veka // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 9. S. 36-42.

2. Ivanova V.A. Institucional'nye funkcii obrazova-niya: ustarevshaya ili perspektivnaya problema? // Sociologiya obrazovaniya. 2011. № 4. S. 104-118.

3. Akmanaeva D.H. Nauchnaya deyatel'nost' studen-tov vuzov kak faktor povysheniya funkcional'nosti vys-shego professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dis. ... kandidata sociologicheskih nauk. Ul'yanovsk: Izd-vo UlGTU, 2012. 27 s.

4. Eremeev B.A. Izmerenie rezul'tatov nepre-ryvnogo obrazovaniya // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennom mire: ot issledovatel'skogo poiska k produktivnym resheniyam (k 20-letiyu NII NPO RGPU im. A.I. Gercena): Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. CH. 2. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2013. S. 86-93.

5. Grudzinskij A.O., Bednyj A.B. Koncepciya kon-kurentnosposobnogo universiteta: model' tetraehdra // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 12. S. 29-36.

6. Volkov A., Livanov D. Universitet budushchego: Stavka na novoe soderzhanie // Vedomosti. 2012. № 165 (3179).

7. Zimnyaya I.A. Kompetentnost' cheloveka - novoe kachestvo rezul'tata obrazovaniya // Problemy kachestva obrazovaniya. Materialy XIII Vserossijskogo soveshcha-niya. Kn. 2. Kompetentnost' cheloveka - novoe kachestvo obrazovaniya. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2003. 40 c.

8. Butenko I.A. Professionalizm: garantii kachestva // Sociologicheskie issledovaniya. № 1. 2009. S. 136-143.

9. Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. V. 8. № 1. March 2005. P. 27-46.

10. Tereshkov V.A. Neobhodimye kompetencii spe-cialista professional'no-pedagogicheskogo profilya // Psihologiya i pedagogika na sovremennom ehtape. Mater. II Mezhdunar. nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Tirazh, 2012. 148 c.

11. Spencer L.M., McClelland D.C. and Kelner S. Competency Assesment Methods. Boston, M. A.: Hay/McBer, 1997.

12. Hayes J.L. A new look at managerial competence: the AMA model of worthy performance // Managerial Review. November 1979. P. 2-3.

13. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. New York: Willey, 1982.

14. Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Kontrol' kachestva obucheniya pri attestacii: kompetentnostnyj pod-hod. M.: Logos, 2009. 330 c.

15. Straka G.A. Neue Lernformen/Alte Lernformen: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut fur Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005. S. 111.

16. Dahin A.N. Kompetentnostnoe obuchenie v Rossii

i za rubezhom: popytka sopostavleniya // Voprosy infor-matizacii obrazovaniya. Nauchno-prakticheskij al'manah. Sent.-dek. 2011. S. 56.

17. Alisultanova EH.D. Kompetentnostnyj podhod v inzhenernom obrazovanii. M.: Akademiya estestvozna-niya, 2010.

18. Holton E.F. and Lynham S.A. Performance driven leadership development // Advances in Developing Human Resources. V. 6. 2000. P. 1-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.