Научная статья на тему 'Компетентностный подход в системе современного профессионального образования'

Компетентностный подход в системе современного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИИ / ТАКСОНОМИЯ Б. БЛУМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобова Е. П., Сафиуллина С. Б.

В статье рассматриваются основные понятия, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход представлен в сочетании в инновационными технологиями и моделью построения компетенций. Также в настоящей работе разграничиваются понятия «компетенция» и «компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в системе современного профессионального образования»

раскрашиваем.

В возрасте 9 - 15 лет рекомендуем синтезировать различные виды лепки. Работать на плоскости и объеме, осваивая новые материалы для лепки: воск, вощину, холодный фарфор, сладкое сдобное тесто, природный материал, глину (полимерную и обычную). Лепим подарочные сувениры, пироги к чаю. Учимся создавать лепные картины и панно.

Итогом полученных навыков в области различных техник лепки является выставка поделок, изготовленных детьми и их родителями, под названием: «В Мире Гармонии», «Мы вместе».

Занятия лепкой у детей с ОВЗ формируют положительные эмоции, дают хорошие результаты и длительную положительную динамику в развитии мелкой моторики рук. Увлеченность этим видом деятельности помогает родителям организовать досуг детей в домашних условиях используя предложенные формы работы.

В дальнейшем лепка помогает детям освоить такие виды профессий как повар - кондитер, учитель труда, мастер по изготовлению сувениров, предприниматель. Список использованной литературы

1. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Цветной мир, 2013.

4. Лыкова И.А. Лепим игрушки, мастерилка. Москва, Карапуз - дидактика, 2009.

5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

© Кулясова С.Н., Гончарова И.Н., 2018

УДК 330

Е.П. Лобова,

канд. филол. наук ГАПОУ Нефтекамский нефтяной колледж,

С.Б. Сафиуллина, преподаватель ГАПОУ Нефтекамский нефтяной колледж,

г. Нефтекамск E-mail: katya-lep@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются основные понятия, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход представлен в сочетании в инновационными технологиями и моделью построения компетенций. Также в настоящей работе разграничиваются понятия «компетенция» и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

«компетентность».

Ключевые слова

Компетентность, компетенция, модель, инновации, таксономия Б. Блума

В настоящее время жизнь в целом, в том числе и профессиональная деятельность, характеризуются возрастающей сложностью, неопределенностью и динамикой, поэтому люди должны быть готовы функционировать в непрерывно изменяющейся социально-экономической среде, а потому компетентностный подход приобретает все большую актуальность в образовании. В современном мире знание само по себе перестает быть ценностью, а «обучаемость» начинает цениться больше, чем «обученность ».

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Основной ценностью обучения становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Компетентность - это особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в определенном виде деятельности. Это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, используя набор способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.

Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, ситуацией и должностью.

Компетентности и компетенции во взаимодействии обусловливают результат деятельности и успех решения проблем. Как компетентности, так и компетенции имеют сложный состав и многоуровневую структуру, а также разные уровни их сформированности у конкретной личности, латентные особенности проявления, специфические взаимодействия и степени проявления каждой в зависимости от мотивации и внешних условий форм и методов обучения, особенностей будущей профессии.

Оцениваться компетенции могут в ходе специальных оценочных процедур, связанных с деятельностью, а проявление или не проявление компетенций в той или иной ситуации связано в том числе с мотивацией человека к осуществлению деятельности или действия. Поэтому компетенции являются показателями не результативности деятельности, а самого процесса или того, как человек осуществляет деятельность. Отметим, что в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» Ж. Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [1, с. 3] и определил, по сути, основные глобальные компетенции. Результаты обучения в терминах компетенций позволяют проектировать стандарты и основные образовательные программы, модули и рабочие программы на одном языке, обеспечивающем одинаковое понимание качества обучения на всех уровнях системы образования в странах и за рубежом:

• Сформулировать набор требований к каждому уровню обучения;

• Обеспечить сопоставимость результатов и квалификаций;

• Задать единый формат проектирования программ для различных форм и уровней обучений;

• Установить согласование между запросами сферы труда и возможностями системы образования.

В методических материалах по проектированию ФГОС СПО в основу выделения необходимых компетенций заложена таксономия Б. Блума и предложенные им уровни мыслительного поведения - от простого воспроизведения фактов на низшем уровне до процесса анализа и оценки на высшем. Классификация и категоризация мыслительного поведения обучающихся в трудах Б. Блума предоставляет преподавателям готовую структуру и списки глаголов для написания результатов обучения, которые, в свою очередь, должны поддаваться оцениванию.

Это не только схема классификации, но и попытка организовать различные мыслительные процессы

как иерархию, в которой каждый уровень зависит от способности обучающегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Б.Блум и команда американских специалистов по образованию предприняли попытку классифицировать человеческие способности в их отношении к образованию. Они разделили способности научение на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную.

Одной из важнейших компетенций, способствующих развитию личности, является решение проблем, требующих проектной деятельности.

Формируемые умения при обучении решению проблем:

• определение и постановка цели, позиционный анализ, определение жанра, перевод цели в задачи, определение структуры задачи, определение структуры работы;

• определение проблемы, её описание и анализ, поиск пути ее решения;

• определение достаточности условия и информации для решения;

• создание плана решения проблемы и его согласование;

• планирование решения, поиск способов и средств (моделирование);

• реализация способа решения и определение временного ресурса;

• разделение работы на части;

• проверка и описание результатов, сравнение результата с эталоном;

• анализ адекватности выбранных методов задаче;

• обоснование действий на каждой стадии решения проблемы;

• постановка задачи на саморазвитие.

При развитии могут появиться как ожидаемые, так и непредвиденные компетенции. Модель компетенций как раз и является эффективным инструментом организации образовательного процесса: обучение, формирование и развитие необходимых компетенций, оценивание результатов обучения и уровня сформированности компетенций на каждом ключевом этапе образования. При этом модель компетенций, как бы тщательно она не была проработана, не является волшебным средством. Она не превратит плохо отлаженный процесс образовательной деятельности в эффективный, не скомпенсирует непрофессионализм педагогов и недостаток технологического оборудования. Вместе с тем она способна задать импульс коллективной ответственности студентов и преподавателей за результаты обучения.

Список использованной литературы 1. Делор Ж. Доклад международной комиссии по образованию в XXI веке // Образование: сокрытое сокровище. - М.: ЮНЕСКО. - 31 с.

© Лобова Е.П., Сафиуллина С.Б., 2018

УДК 378

Ш.Р. Таджибаева

преподаватель ГулГУ г. Гулистан, Узбекистан

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассматривается роль межкультурного подхода в обучении второму иностранному языку как специального предмета, говорится о необходимости формирования социокультурной компетентности как у учителей, так и у учащихся.

Ключевые слова

Социокультурное образование, аспект, компетентность, подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.