in Samara state University of railway engineering teachers of the Department "Higher mathematics". To confirm the effectiveness of the proposed method investigates four stochastic variables that characterize the coefficient of mastering of educational material by the individual student resulting from two control tests in experimental and control groups. As the result of an experiment, data is a set of numbers, which are difficult to capture any pattern of change (variation), they are subjected to statistical processing. Built for this interval variational series; the calculated basic numerical characteristics: sample average (arithmetic average value of the attribute of the sample), sample variance (average of squared deviations of observed values from their average values) and sample standard deviation (square root of sample variance). Determined the observed value of goodness-of-fit Pearson that allows you to install, after comparing them with critical values that all of the investigated random variable subject to normal distribution law. Built line of empirical densities of the results obtained in control and experimental groups after the first and after the second test, allowing, to estimate dynamics of process of mastering of educational material. The calculated coefficients of variation characterizing the dispersion of the variational series. Thus it is shown that in the experimental group by the end of training not only increased the average (10% compared with the control group), but decreased the dispersion of results about the mean (16,55 to 13,67 %), which undoubtedly confirms the effectiveness of the proposed method.
Key words: Pedagogical experiment, self-educational activity, the coefficient of mastering of educational information, random variable, sample average, sample variance, sample standard deviation, goodness-of-fit, empirical density function, the coefficient of variation.
Original article submitted 17.10.2015; revision submitted 20.10.2015
Elena N. Ryabinova, Doctor of Pedagogical Sciences (P.D.), Professor of the Department of Higher Mathematics and Applied Informatics.
Yulia V. Gumennikova, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics.
Ruzilya N. Chernitsina, Senior Teacher of the Department of Higher Mathematics. УДК 378. 147
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ»
Н.А. Татаренкова
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассматривается значение преподавания курса «История» в вузе для формирования национальной идентичности современного российского общества. Историческая память рассматривается как основа национальной идентичности. Подчеркивается важность развития у студентов умения осмысливать социальный опыт предшествующих поколений. Фокусируется внимание на проведении национально-патриотической концепции истории России, воспитании уважительного отношения к прошлому страны. Указывается, что Победа в Великой Отечественной войне является краеугольным камнем национально-гражданской самоидентификации. Раскрывается
Наталья Андреевна Татаренкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политических наук и истории Отечества.
педагогический опыт автора в сохранении исторической памяти молодого поколения, который может быть востребован на практике. Предлагается опираться на «пантеон героев», способных объединить общество и помочь ощутить сопричастность с историей страны.
Ключевые слова: национальная идентичность, историческая память, историческое образование, целостность исторического процесса, национально-патриотическая концепция истории России, активные и интерактивные формы обучения.
Историческая наука является одной из системообразующих в обязательном блоке дисциплин гуманитарного цикла, изучаемых в высших учебных заведениях. Знания о прошлом собственной страны и народа помогают молодому поколению ориентироваться в историческом времени и социальном пространстве, усваивать моральные и иные ценности, выработанные предшествующими поколениями. Функция социальной памяти, которую выполняет историческое знание в обществе, способствует сохранению преемственности поколений и самоидентификации личности. Нельзя не согласиться с классиком отечественной исторической мысли В.О. Ключевским, который писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться... Знание своего прошлого .не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности... Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином» [1].
Вузовское историческое образование является одним из важных источников формирования национальной идентичности, гражданской консолидации и ответственности за будущее страны. Термином национальная идентичность обозначают чувство сопринадлежности человека к определенному государству или нации, разделяемое с группой людей независимо от гражданства индивида [2]. Важность общей исторической памяти как основы национальной идентичности подчеркивалась в одной из опубликованных нами работ [3].
С 1990-х гг. Россия переживает кризис идентичности, так как в этот период она утратила представление о своей геополитической и цивилизационной роли в мире. Это чревато не только потерей национальных ценностных ориентиров, но и части суверенитета страны - отказом от собственных национальных интересов и неспособностью к самостоятельной внутренней и внешней политике. «Идентичность является важным структурным компонентом конкурентоспособности национальных государств... выигрывают те государства, чья идентичность имеет большую историческую, культурную, этническую и политическую глубину и силу» [4, с. 7, 11]. Данная проблема осознана как одна из актуальных государством и всеми образовательными институтами, что демонстрируется большим общественным вниманием к вопросам общего исторического образования и единого учебника по истории для средней школы.
В настоящее время идет процесс формирования новой российской идентичности. Она должна сочетать русский и отчасти позитивный советский исторический опыт, дополненный демократическими механизмами, доказавшими свою эффективность [4, с. 19].
Систематическая деятельность в данном направлении должна осуществляться и в высшей школе, где у студентов важно развивать способность к осмыслению пройденного страной исторического пути и понимание стоящих перед ней задач в настоящем и будущем. Год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне показал, что национальная идентичность российского общества во многом базируется на исторической памяти о подвиге нашего народа в 1941-1945 гг. Победа над фашизмом - одно
из немногих исторических событий, которое воспринимается всем российским обществом положительно, хотя и не исключает дискуссий по ряду проблем истории войны. После распада СССР российское общество мучительно искало ответ на вопрос: «Кто мы теперь?» Проведение акции «Бессмертный полк» 9 мая 2015 г. в Москве и многих городах страны дало очевидный ответ на него: «Мы - народ, спасший миллионами своих жизней мировую цивилизацию от страшного порождения XX века - фашизма». Верность подвигу наших отцов и дедов - это краеугольный камень национальной идентичности, на который могут опираться вековые традиции тысячелетней России и ее исторические перспективы.
Социологические исследования, проведенные в среде российского студенчества, показали, что оно обладает хорошими знаниями о начале и конце войны (90 % опрошенных дали правильный ответ). Имена героев Великой Отечественной войны им знакомы гораздо меньше: лишь каждый четвертый узнал Александра Матросова, Олега Кошевого, Виктора Талалихина, Алексея Маресьева в списке предложенных имен. Удовлетворительный уровень знаний продемонстрировали студенты и при выборе полководцев, обеспечивших Победу в Великой Отечественной войне. Однако до 20 % респондентов путали их с полководцами Гражданской войны, Первой мировой, Отечественной войны 1812 г. и др. У 30 % студентов нет точных знаний об основных событиях Великой Отечественной войны, они путают ее с Первой и Второй мировыми войнами, а также с Гражданской войной [5, с. 102-106]. Многолетний опыт работы со студенческой молодежью убеждает, что требуются постоянные усилия для формирования у нее объективных представлений и исторической памяти о войне. Это необходимо делать для того, чтобы не допустить переформатирования исторического сознания новых поколений. Негативные примеры такого переформатирования мы видим сегодня на Украине и в Прибалтике.
Тема Великой Отечественной войны является одной из центральных на практических занятиях по дисциплине «История» в техническом вузе. На протяжении последних лет при ее изучении нами используется такой подход, как переход на уровень микроистории, объектом рассмотрения которой является жизнь «маленького человека». Такой акцент позволяет под новым для студентов углом зрения увидеть и персонифицировать многие события войны. В течение семестра они готовят проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Студенты получают задание изучить электронный ресурс Министерства обороны РФ «Подвиг народа» (podvignaroda.ru), представляющий собой общероссийский электронный банк документов периода Великой Отечественной войны. Его содержимое составляют документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). Это дела о награждениях и оперативном управлении войсками. На конец сентября 2012 г. на сайте была представлена информация о более чем 12,5 млн награждений. Первокурсники имеют целью найти на данном сайте материалы о членах своей семьи - участниках войны. Они должны записать воспоминания и семейные истории о тех, кто воевал или трудился в тылу, собрать сохраненные реликвии -фотографии, фронтовые дневники и треугольники, боевые награды и др. Собранный документальный материал студенты оформляют в родословную своей семьи, мультимедийную презентацию, научную или публицистическую статью.
При проведении данного занятия очень важен пример самого преподавателя, который он может продемонстрировать на истории участия своей семьи в событиях Великой Отечественной войны. Так, мы обязательно рассказываем студентам о своем отце, Бегунове Андрее Егоровиче, который прошел дорогами войны с первого ее дня долгих три года. Его военная биография прослежена нами в одной из публикаций [6],
знакомство с нею студентов помогает сформировать у них представление об образе фронтового поколения - поколения победителей. Мы считаем это актуальной задачей, так как в последние десятилетия «идеология победителей» активно замещалась в нашем общественном сознании «идеологией потребителей». В результате выросло число непатриотичных граждан, которые не знают истории своей страны, не ассоциируют себя с ней, не готовы ради нее совершать подвиги. Мы убедились, что воспитательный эффект предложенного нами изучения войны очень высок. Он еще более усиливается, если рассказ преподавателя сопровождается мультимедийной презентацией, демонстрацией документов и семейных реликвий. В текущем учебном году студентам также был показан сюжет из цикла «Здесь живет семья российского героя», снятый о нашем отце Всероссийской телерадиокомпанией «Самара» (ВГТРК-Самара) [7]. Они с необыкновенным вниманием и интересом восприняли этот рассказ, наглядно показавший образец уважительного отношения к старшим поколениям, созидавшим и защищавшим Отечество.
Работа над проектом «Великая Отечественная война в истории моей семьи» важна для осознания своей сопричастности к главнейшим событиям в истории страны. У многих наших соотечественников в силу множества драматических событий XX века личный исторический горизонт ограничивается тремя-четырьмя поколениями, поэтому для них история предстает абстрактной и неинтересной схемой. Реконструкция истории своей семьи помогает молодым людям воссоздать ее связь с развитием нашего государства и понять свое собственное место в истории. Она дает ощущение сопринадлежности к государству и нации, что и является выражением идентичности. Важным результатом нашей работы можно считать то, что около трети студентов составляют родословные своей семьи, в которые включают семейные истории, фотографии, архивные и иные документы.
Практические занятия по курсу «История», проводимые не формально, а творчески с целью восстановления связей современного поколения с тысячелетней историей Российского государства мы рассматриваем как необходимое звено в реализации политики исторической памяти. Активные и интерактивные формы обучения в образовательном процессе - это не дань моде и требованиям федеральных государственных стандартов нового поколения, а важное условие развития интеллектуального потенциала студентов. Дискуссионная форма обсуждения различных проблем истории страны - героических и трагических - формирует у них навыки самостоятельного и критического мышления, умения использовать аналитический подход к изучению исторического прошлого, позволяющего глубже понимать происходящие процессы в современном российском обществе. Дискуссия - это всегда интеллектуальный спор, в ходе которого приходит умение точно и грамотно формулировать свою мысль, слушать своих оппонентов и, что не менее важно, принимать и понимать историю своего народа такой, какой она состоялась, со всеми ее героическими и трагическими страницами, взлетами и падениями.
На лекционных и практических занятиях нами ставится задача сформировать у обучающихся представление о целостности исторического процесса, в котором не было полностью провальных этапов, за которые им могло бы быть сегодня стыдно. Мы проводим национально-патриотическую концепцию истории России, которая, по нашему мнению, является одним из главных инструментов формирования национальной идентичности, в противовес концепции «ущербной» истории страны. В российской научной и учебной литературе 1990-х - начала 2000-х гг. доминировала концепция, в которой Россия вечно отставала от прогрессивной европейской цивилизации и должна покаяться за всевозможные «грехи» своих правителей - Ивана Грозно-
го, В.И. Ленина, И.В. Сталина и др. Несомненно, это сказалось на размывании исторических представлений и исторической памяти уже не одного поколения.
Преодолеть определенный «комплекс неполноценности» в сознании многих молодых людей возможно, если строить преподавание с опорой на «пантеон героев», которых в нашей истории отнюдь не меньше, чем в европейской. При изучении любой темы курса, предусмотренной программой, мы выделяем ключевую личность или нескольких героев, чья деятельность определяла лицо эпохи. Мы поставили задачу персонифицировать российскую историю, «населить» ее людьми, «очеловечить» для того, чтобы она предстала обучающимся в виде действий конкретных личностей, а не абстрактных масс, классов, социальных групп или партий. Для этого к каждому практическому занятию студенты готовят доклады, посвященные государственным и общественным деятелям нашей страны. При этом они не должны ограничиваться биографией выбранного персонажа, а обязаны поразмышлять о его вкладе в развитие и процветание российского государства. Конечно, это не означает, что от обучающихся требуется «петь оды» во славу того или иного исторического деятеля. Мы учим их понимать, что любая личность - это соединение противоречивых начал, но при этом расставляем акценты на началах созидательных, творческих, патриотичных. Мы считаем, что роль школьного и вузовского образования в продвижении героев российской истории в общественное сознание должна быть значительной, поскольку только оно может обеспечить в этом научный и комплексный подход. Попытка средств массовой информации идентифицировать с именем «Россия» лишь одно историческое лицо, на наш взгляд, выглядит ущербно. Мы значительно расширили пантеон российских героев и по сравнению с теми, что изображены на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» на территории Новгородского Кремля. Студенты изучают государственную и общественно полезную деятельность не только представителей двух правящих династий, но и крупных реформаторов (М.М. Сперанский, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин), защитников Отечества (Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), просветителей и ученых (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.В. Ломоносов, К. Циолковский, С.П. Королев, И.В. Курчатов. А.Д. Сахаров), деятелей культуры и церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, митрополит Филипп, патриарх Гермоген, патриарх Тихон, А.И. Солженицын), купцов и предпринимателей (Строгановы, Демидовы, Солдатенковы, Рябушинские) и др.
Пантеон российских исторических деятелей выстраивается и в авторском учебном пособии [8], материалы и задания которого используются на практических занятиях. В нем представлены исторические портреты 115 политических и общественных деятелей России и ряда европейских государств с IX по XIX век включительно. Однако автор не пошел по пути, к которому привыкли студенты в век интернета, -получить готовый ответ на искомый вопрос. Он не обозначил имя исторической персоны, поставив задачу обучающимся: понять, о ком идет речь в предложенном описании и самим продолжить данный исторический портрет самостоятельно подобранными фактами и характеристиками того или иного персонажа. Данный вид самостоятельной работы неизменно вызывает интерес и убеждает студентов, что российская земля рождала множество талантливейших людей, радеющих за интересы страны, которыми можно и должно гордиться. Мы убеждены, что пантеон собственных героев играет объединяющую роль в становлении современного российского общества и формировании его идентичности.
Проблема идентичности проходит через весь курс в качестве одной из основных, поскольку его целью является формирование у студентов понимания культурно-исторического своеобразия России, ее места и роли в мировой цивилизации. Уже на
вводном занятии перед ними ставится проблема: что же из себя представляет Россия? Принадлежит ли она к Западу или к Востоку? Или это самобытная цивилизация? Поиск ответа на вопрос, как соотносятся в нашей истории, культуре, менталитете европейские и азиатские черты, продолжается не одно занятие, в ходе которых постепенно формируется представление о том, что российский народ является носителем самобытной, уникальной общественно-политической и духовной культуры в силу особенностей его географического положения и исторического развития. Наряду с анализом основных событий нашего прошлого, в курсе «История» рассматриваются главные тенденции всемирной и европейской истории, позволяющие сравнить развитие разных стран и народов, увидеть особенности их бытия и культуры. В современных условиях нам представляется весьма актуальным делать акцент на тех традициях и нравственных ценностях, которые выработало российское общество на протяжении своего сложного исторического пути. Нравственный пример наших предков должен служить преградой на пути утраты национальной идентичности, что происходит в ряде европейских государств, в которых религия, культурные традиции, право приносятся в жертву политике мультикультурализма.
Сформулированные выше концептуальные положения о формировании национальной идентичности в процессе преподавания курса «История» апробированы автором на ряде факультетов Самарского государственного технического университета при подготовке бакалавров различных направлений и профилей. Определить уровень сформированности национальной идентичности у студентов и проследить его изменение довольно сложно, так как обретение чувства сопринадлежности к Российскому государству - процесс длительный, а изучение курса «История» в вузе непродолжительно - всего один семестр. Одним из инструментов может служить собеседование или анкетирование, проводимое в заключение занятий, в ходе которых студенты отвечают на предложенные вопросы:
- ощущаете ли вы себя неотъемлемой частью Российского государства?
- готовы ли вы применять свои знания, полученные в университете, в России (другой стране)?
- насколько помогли вам занятия по курсу «История» понять общественно-политические и социокультурные особенности нашей страны?
- какую роль сыграла для вас работа над проектом «Великая Отечественная война в истории моей семьи»?
- какие государственные и общественные деятели России вызывают у вас чувство гордости за страну и собственную принадлежность к ней?
Анализ ответов убеждает нас в том, что педагогический опыт автора по формированию исторической памяти у студенческой молодежи может быть востребован в практике. Укрепление национальной идентичности - это стратегическая задача российского общества, решение которой во многом будет зависеть от уровня и содержания исторического образования в школе и вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9 т. Т. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec02.htm (дата доступа: 03.06.2015).
2. Национальная идентичность и будущее России: Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Москва, февраль 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/valdai/doklad_identichnost_RUS_ISBN.pdf (дата доступа: 04.06.2015).
3. Татаренкова Н.А. Мотивация к изучению дисциплины «История» и средства ее
реализации в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 2 (22). - С. 185-191.
4. Коршунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 589 c.
5. Стегний В.Н. Историческое сознание студента // Власть. - 2015. - № 3. - С. 99-107.
6. Татаренкова Н.А. Биография участника Великой Отечественной войны как инструмент реконструкции образа фронтового поколения // Человек и общество в условиях войн и революций: Сб. мат-лов Всеросс. науч. конф. 11 декабря 2014 г., Самара, СамГТУ Вып 1 / Отв. ред. Е.Ю. Семенова. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. - С. 194-200.
7. Здесь живет семья российского героя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tvsamara.ru/news/2282/ (дата доступа: 26.03.2015).
8. Татаренкова Н.А. История: Учеб.-практ. пособие для бакалавров. В 2 ч. Ч. 1. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. - 110 с.; Ч. 2. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. - 121 с.
Поступила в редакцию 17.09.2015; в окончательном варианте 24.09.2015
UDC 378. 147
THE FORMATION OF THE NATIONAL IDENTITY OF STUDENTS IN THE STUDY OF THE COURSE "HISTORY"
NA. Tatarenkova
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article discusses the importance of teaching the course "History" in high school for the formation of national identity of modern Russian society. Historical memory is regarded as the basis of national identity. The importance of the development of students' ability to comprehend the social experience of previous generations. It focuses on the conduct of the national-patriotic conception of Russian history, education of respect to the past of the country. It is pointed out that the victory in the Great Patriotic War is a cornerstone of the national civil identity. Reveals the author's teaching experience in the preservation of the historical memory of the younger generation, which can be claimed in practice. It is proposed to build on the "pantheon of heroes" that can unite society and to feel ownership to the history of the country.
Key words: national identity, historical memory, historical education, the integrity of the historical process, the national-patriotic conception of the history of Russia, active and interactive forms of learning.
Original article submitted 17.09.2015; revision submitted 24.09.2015.
Natalia A. Tatarenkova, Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor of Sociology, Political Sciences and the History of the Fatherland.