Научная статья на тему 'Компетентностный подход в организации работы педагогического коллектива в условиях обновления образовательной программы современного образовательного учреждения'

Компетентностный подход в организации работы педагогического коллектива в условиях обновления образовательной программы современного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / COMPETENCE / COMPETENCIES / COMPETENCIAL APPROACH / EDUCATION / INNOVATIONS IN EDUCATION / MODERN MANAGEMENT / EDUCATIVE RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брюховецкая Вера Николаевна

В данной статье рассматриваются проблемы совершенствования деятельности педагогического коллектива современного общеобразовательного учреждения, направленной на обновление образовательной программы в условиях использования компетентностного подхода. Особо акцентируется роль руководителя школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competencial approach in organization of pedagogic personnel work in the conditions of modern educative institution program renewal

Pedagogic personnel activity (directed at educative program renewal in the conditions of competencial approach usage) perfection problems in organization of work modern educative institution are examined in the article. The head teacher's role is accentuated especially.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в организации работы педагогического коллектива в условиях обновления образовательной программы современного образовательного учреждения»

УДК 371

Брюховецкая Вера Николаевна

общеобразовательная школа № 338 Невского района (г. Санкт-Петербург)

[email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы совершенствования деятельности педагогического коллектива современного общеобразовательного учреждения, направленной на обновление образовательной программы в условиях использования компетентностного подхода. Особо акцентируется роль руководителя школы.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, компетентностный подход, образования, инновации в образовании, современный менеджмент, образовательный результат.

Социально-экономические перемены, происходящие в современной России, диктуют свои требования к подготовке выпускников школ. В настоящее время в российском образовании происходят изменения, которые связаны со сменой самого подхода к оценке уровня образованности современного выпускника. На смену традиционного «знаниевого» приходит компетентностный подход в образовании. Это своего рода ответ на социальную ситуацию, в которой формируется современный обучающийся общеобразовательного учреждения, когда его будущая жизнь и благосостояние всего общества во многом зависят от его активной творческой позиции. Перед общеобразовательными учреждениями поставлена задача формирования ключевых компетентностей обучающегося, готового самостоятельно и творчески участвовать в жизни современного общества, способного к личной инициативе и новаторству.

Как показал анализ педагогической литературы, компетентностный подход объективно соответствует как социальным ожиданиям в сфере образования, так и интересам участников образовательного процесса.

Мы рассматриваем компетентностный подход, как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

О.Е. Лебедев к числу таких принципов отнес следующие положения:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Почему же провозглашенный во всех нормативных документах об образовании последних лет, востребованный обществом в целом и системой образования, как общественным институтом в частности, компетентностный подход с таким трудом пробивает себе дорогу? Мы разделяем мнение о том, что одна из причин этого в том, что его внедрение требует серьезной перестройки почти всех элементов системы образования -от стандартов и содержания, до оценки уровня достижений и требований к выпускникам.

Одним из способов перестройки образовательного процесса в школе в условиях компетентност-ного подхода является обновление образовательной программы, как основного документа, регламентирующего уровень образованности выпускника данного образовательного учреждения. Руководителю школы необходимо решать вопросы интеграции усилий и действий учителей для достижения новых образовательных результатов. Мы считаем, что при этом для получения лучших результатов необходимо обучать учителей проектной деятельности, «дабы они осуществляли ее не

Решаемые задачи

Способы решения

Информирование об основных направлениях реформирования образования

Организационная форма, аргументация выбора

Лекция

Авторитет лектора — известного ученого, специалиста управления образованием

Осознание педагогами необходимости и неизбежности перемен

Изучение последних нормативных документов

Информационное

совещание

Необходимость понимания направлений реформирования образования

Определение учителем своего места в реализации компететностного подхода

Осознание педагогами рисков при сохранении образовательной программы в

Разработка проекта обновления образовательной программы

Swot - анализ Методика позволяет руководителю и сотрудникам формировать информационное поле на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации. ч............................

ґ Л

Творческие группы Методика позволяет руководителю делегировать задание по проектированию и полномочия педагогам школы

____________________________У

Мотивация учителя на самообразование и самоконтроль при реализации обновленной образовательной программы

Разработка

критериального аппарата для оценки эффективности проекта обновления образовательной программы Ч___________________________х

Проблемно-деятельная игра Игра формирует индивидуальный стиль мышления, предвидение последствий принимаемых решений, чувства личной и коллективной ответственности

Схема 1. Алгоритм организации работы педколлектива по обновлению образовательной программы школы

Таблица1

Результативность реализации образовательной программы школы

Объект обновления Критерии оценки Показатели

Содержание образовательной программы Соответствие требованиям новых образовательных стандартов. Удовлетворенность учащихся и их родителей образовательными услугами школы Сформированность ключевых компетенций обучающихся. Востребованность образовательных программ школы учащимися и их родителями. Сохранение и развитие контингента учащихся.

Организация учебного процесса Обеспечение условий для формирования ключевых компетенций.. Доступность образования в школе. Умение обучающихся решать учебные и познавательные проблемы. Вариативность образовательных программ основного образования. Преемственность предпрофильной подготовки, профильного обучения и дальнейшей профессиональной карьеры. Охват учащихся дополнительным образованием. Востребованность дополнительных образовательных программ. Отсутствие жалоб со стороны родителей. Сохранение и развитие контингента школы.

Организация воспитательного процесса Создание условий для подготовки обучающихся к решению проблем, связанных с реализацией определённых социальных ролей. Творческая и социальная активность учащихся: доля учащихся, участвующих в творческих конкурсах, результаты участия; охват учащихся социальными акциями.

Психолого- педагогическое сопровождение Подготовка обучающихся к решению проблем профессионального выбора. Комфортность среды обучения. Г отовность учащихся к обучению и самоопределению. Определение выпускниками школы сферы своих будущих профессиональных интересов. Уровень комфортности учащихся в школе. Стабильная мотивация учащихся на обучение.

Повышение квалификации педагогов школы Соответствие форм и методов работы учителей требованиям компетентностного подхода. Творческая активность педагогов. Профессиональная компетентность учителей. Готовность учителей к применению инновационных педагогических технологий. Доля учителей, ведущих инновационную и экспериментальную работу. Участие педагогов в профессиональных конкурсах и их результативность. Уровень и аудитория мероприятий по методическому сопровождению реализации образовательной программы.

Образовательная среда (материальнотехнические условия) Соответствие материальнотехнического обеспечения школы требованиям современного образовательного процесса Уровень подготовки в сфере ИКТ. Количество единиц современных технических средств обучения, эффективность их использования. Обеспеченность УВП современными учебными пособиями, их востребованность учителями.

Окончание таблицы 1

У правленческая деятельность Эффективность управления школой. Развитие информационного пространства школы. Позитивное отношение родителей и общественности к школе. Наличие органов самоуправления школой и результативность принятых решений. Оперативность, полнота и востребованность информации о школе (Интернет-портал, информационные брошюры, СМИ). Представление школы на выставках, форумах, конкурсах, в т.ч. грантовых, их результативность. Степень вовлеченности родителей в деятельность школы.

Результативность обучения Качество образования. Г отовность к продолжению образования Уровень образованности выпускников. Уровень сформированности ключевых компетенций обучающися. Результаты ЕГЭ. Г отовность выпускников к профессиональному самоопределению.

Система социального партнерства Эффективность системы социального партнерства школы. Развитие МТБ школы за счет ресурсов социальных партнеров. Расширение дополнительных возможностей обучения и воспитания учащихся, повышения квалификации учителей.

вынужденно, стихийно, неосознанно, не только интуитивно, а осмысленно, намеренно, и что самое главное - профессионально».

Особенно актуальными мы считаем задачи:

- выбора и апробации форм работы с педагогическим коллективом по обновлению образовательной программы школы;

- оценки их эффективности;

- разработки обновленной образовательной программы;

- разработки критериального аппарата для оценки эффективности реализации образовательной программы школы.

Мы исходим из того, что огромное значение для успеха новвоведений имеет мотивация ее исполнителей. Мотивировать - значит побуждать людей действовать в определенном направлении, передовая им основания для принятия соответствующих решений. На схеме 1 представлен разработанный алгоритм организации работы педколлектива по обновлению образовательной программы школы в условиях компетентностного подхода.

Описанный алгоритм был апробирован в школе № 338 Санкт-Петербурга при разработке проекта обновления и поддержки образовательной программы ОУ на 2008/2009 учебный год. Результаты проектной деятельности педагогов свидетельствуют о его эффективности.

Так в качестве рисков при сохранении образовательной программы школы в неизменном виде учителями были выделены и обоснованы следующие:

- недостаточная конкурентоспособность школы и, как следствие, потеря контингента;

- снижение качества обучения в школе, т.к. образовательный процесс в школе не будет способствовать овладению учащимися новыми образовательными стандартам, неготовность выпускников к социальной адаптации в обществе;

- образовательная среда школы не будет соответствовать требованиям современного информационного общества, отсутствие мотивации учащихся на учебную и творческую деятельность, социальную активность;

- в школе не будут созданы оптимальные условия для индивидуализации образовательного маршрута и не будет гарантировано равенство образовательных возможностей в школе;

- в школе не будут созданы условия для стимулирования личностных результатов как учащихся, так и педагогов.

Так же были определены основные объекты обновления, критерии и показатели эффективности работы педагогического коллектива, что заложило основу для дальнейшей организации самоконтроля деятельности учителей. Эти критерии и показатели приведены в таблице 1.

Таблица2

Проблемы организационно-педагогической деятельности руководителя по обновлению образовательной программы

Проблемы управления Организационно-педагогическая деятельность администрации Критерий эффективности управления

Интеллектуальные Не готовность педагогов к новой для них проектной деятельности -Информирование педколлектива по актуальным вопроса развития образования в стране, городе. -Организация самообразования учителей. -Применение инновационных форм методической работы Г отовность учителей к новой для них проектнопрограммной деятельности: разработке концепций, программ, проектов

Мотивационные Нежелание перемен, инертность, большая загруженность -Стимулирование творческой активности педагогов. -Привлечение педагогов к контрольнодиагностическая деятельность Повышение интереса к инновациям, преодоление сопротивления некоторой части коллектива

Нормативно-правовые Упорядочение деятельности, предотвращение возможных претензий со стороны проверяющих организаций Разработка положений, заключение договоров, получение разрешений на эксперименты и инновации разного уровня Сформированность нормативно-правовой базы образовательной программы

Ресурсные Ограниченное финансирование, появившиеся возможности для привлечение дополнительных средств -Участие в профессиональных грантовых конкурсах, в том числе в ПНП «Образование». -Привлечение ресурсов социальных партнеров к реализации образовательной программы школы Обеспечение финансами, оборудованием, помещениями, кадрами

На пути любых инноваций всегда встает сопротивление. При работе по обновлению образовательной программы администрация школы № 338 встретила сопротивление как отдельных педагогов, так и части педагогического коллектива. В вязи с этим, мы считаем необходимым рассмотреть возможные трудности управления педагогическим коллективом при реализации алгоритма работы.

Таким образом, мы разработали алгоритм организации работы педагогического коллектива по обновлению образовательной программы школы в условиях становления компетентностно-го подхода в образовании. В ходе апробации ал-

горитма выявили трудности руководителя, наметили пути и определили критерии эффективности решения этих проблем.

Представленный алгоритм направлен на развитие профессиональной компетенции учителей. Он способствует формированию у педагогов системы знаний о современном уровне развития системы образования (понятийный уровень); системы умений, в том числе и проектной деятельности (практико-деятельный уровень); опыта продуктивной (творческой) деятельности (прак-тико-мировозренческий уровень); личностноценностного отношения к развитию школы (концептуальный уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.