ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 37.02 (045)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА
О. Ю. Алешкина — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой анатомии, профессор, доктор медицинских наук; Н. Б. Логашова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ В. И. им. Разумовского» Минздрава России, старший преподаватель кафедры гигиены медико-профилактического факультета, кандидат биологических наук.
COMPETENCE APPROACH TO THE EDUCATION OF UNDERGRADUATE STUDENTS
O. Yu. Aleshkina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky Head of Department of Human Anatomy, Professor, Doctor of Medical Science; N. B. Logashova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Candidate of Biological Science.
Дата поступления — 18.04.2014 г. Дата принятия в печать — 10.09.2014 г.
Алешкина О.Ю., Логашова Н.Б. Компетентностью подход в обучении студентов по программе бакалавриата. Саратовский научно-медицинский журнал 2014; 10 (3): 469-471.
Модернизация программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Сестринское дело» направлена на повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Рассматриваются особенности подготовки бакалавров в рамках утвержденного в 2011 г. Федерального государственного образовательного стандарта III поколения, ключевыми отличиями которого являются: приобретение студентами профессиональных компетентностей, создание учебных модулей, интегрированный подход в преподавании дисциплин, проблемно ориентированное обучение, а также перспективы развития и пути совершенствования подготовки специалистов с высшим сестринским образованием.
Ключевые слова: высшее сестринское образование, бакалавриат, компетентность, организация и оптимизация образовательного процесса.
Aleshkina OY, Logashova NB. Competence approach to the education of undergraduate students Saratov Journal of Medical Scientific Research 2014; 10 (3): 469-471.
Modernization programs of higher education in "Nursing" preparation is aimed at improving the competitiveness of graduates in the labor market. The article discusses the features of bachelor degree within the Federal State Educational Standard Generation III approved in 2011. The key differences include the obtaining of professional competence of students, the creation of training modules, integrated approach to the teaching, problem-oriented training and development of prospects and ways to improve training of specialists with higher education.
Key words: higher nursing education, undergraduate, competence, organization and optimization of the educational process.
Ориентация экономики страны на развитие рынка и рыночных отношений существенно изменила роль руководящих кадров учреждений здравоохранения. Интеграция России в международное сообщество и связанные с этим процессом изменения в системе отечественного образования отразились в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. и в Федеральном законе «Об образовании» (Ф3-273 от 21.12.2012), основными направлениями которых является создание более высокого уровня качества образования, повышение конкурентоспособности специалистов, необходимость разработки новых подходов к подготовке управленческих кадров [1, 2].
Ответственный автор — Алешкина Ольга Юрьевна
Тел.: (8452) 669765
E-mail: [email protected]
В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г определены приоритетные задачи развития системы управления сестринской деятельностью в соответствии с едиными целями и задачами развития здравоохранения [3]. Это привело к изменению требований к выпускнику вуза, который должен уметь ориентироваться в непредвиденных и меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения, понимать их последствия и нести за них ответственность [4]. Вектор развития высшего сестринского образования изменился и с подписанием Россией в 2003 г Болонской декларации.
Вышедшее в конце декабря 2009 г постановление Правительства РФ [5] закрепило в статусе специ-алитета все существовавшие в высшей медицинской школе специальности, кроме одной — «Сестринское дело», для которой был определен бакалавриат [6].
470
ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
С января 2011 г. утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело», квалификация «Бакалавр», который предусматривает компетентностный подход к подготовке бакалавра здравоохранения на всех ее этапах и позволяет более точно регламентировать перечни компетенций и логику развития значимых в профессиональном плане педагогических и управленческих знаний и умений [7]. В основе новой модели российского высшего сестринского образования лежит предусмотренная законодательством двухуровневая система высшего профессионального образования: бакалавриат — 4 года и магистратура — 2 года. При этом имеется возможность обучения по сокращенной программе бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля [8].
Подготовка по программе бакалавриата в Институте сестринского образования Саратовского государственного медицинского университета начата с сентября 2012 г по ФГОС 3-го поколения, позволяющему осуществить переход от квалификационной модели обучения (ГОС 2-го поколения) к компетент-ностной и нацеленному на развитие практической и научной деятельности студентов.
Существенное отличие от ГОС 2-го поколения имеет профессиональная подготовка будущих сестер-бакалавров, включающая конкретные виды деятельности, такие, как лечебно-диагностическая, реабилитационная медико-профилактическая, организационно-управленческая, исследовательская, с соответствующими компетенциями.
Компетентностная модель предполагает владение выпускником общекультурными и профессиональными компетенциями, усвоение которых в университете происходит поэтапно на различных формах обучения: учебных занятиях, в центре практических навыков, в ходе научно-исследовательской работы, на учебной и производственной практиках.
Формирование общекультурных компетенций ведется на дисциплинах гуманитарного, социально-экономического, математического и естественно-научного циклов. Каждый цикл объединяет ряд дисциплин, позволяющих студенту получить знания, умения и овладеть определенными навыками профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции студенты осваивают на общепрофессиональных и специальных дисциплинах, в перечень которых включены 16 новых дисциплин, 3 учебные и 7 производственных практик.
Реализация компетентностного подхода к обучению осуществляется на лекционных и практических занятиях с использованием мультимедийных презентаций. Каждому занятию соответствует определенная цель, знание последовательности и техники выполнения действий; кратность, точность и быстрота их выполнения, наличие критериев оценки, постоянный контроль над ходом и результатами действий, как со стороны студента, так и преподавателя [9].
Формирование общих профессиональных компетенций студентов в основном зависит от организации их деятельности, и в частности от самостоятельной внеаудиторной работы. Содержание самостоятельной работы студентов подразумевает задания по целеполаганию, обобщению и классификации материала, коррекцию и оценку своей деятельности, а также умение решать профессиональные задачи,
понимать психологию других людей, осознавать свои действия. Результатом организации самостоятельной работы является развитие у студентов аналитических, коммуникативных организаторских, эмпа-тийных и рефлексивных умений, обеспечивающих формирование их профессиональных компетенций [10].
Для освоения управленческих и педагогических компетенций в учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые, ролевые, дидактические, организационно-деятельностные игры, решение ситуационных задач, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой. Для этих целей выпускающими кафедрами подготовлены учебно-методические разработки по соответствующим компетенциям. Применение интерактивных методов обучения позволяет формировать у студентов-бакалавров открытую познавательную позицию, которая является существенным фактором развития общих и профессиональных компетенций.
Учебные практики (уход за больными, манипуля-ционная, научно-исследовательская деятельность) предусматривают освоение студентами 1 и 2 курсов мануальных навыков на фантомах, с помощью си-муляционных тренингов, овладение всеми видами ухода за больными под руководством преподавателя и самостоятельно у постели больного в период производственных практик под руководством старших медицинских сестер в клиниках СГМУ.
Профессионально-практическая подготовка студентов старших курсов проводится на реаби-литационно-профилактической и организационно-управленческой производственных практиках, где студенты отрабатывает компетенции в организациях, обладающих кадровым и научно-техническим потенциалом, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки специалиста.
В новом образовательном стандарте большое внимание уделяется развитию научно-исследовательской деятельности студентов, поэтому в программу обучения с 1 курса введен новый предмет — «Основы научно-исследовательской работы» и 4-недельная учебная практика по данному направлению. Это позволит студенту овладеть умением работать с научной литературой, проводить исследовательскую работу, анализировать ее результаты. Соответствующие компетенции студенты будут осваивать в научных студенческих кружках, при написании докладов по исследовательской работе, выступая на внутри- и межвузовских конференциях, что особенно важно, так как итогом обучения для каждого студента является защита дипломной работы. Для этого выпускающие кафедры приступили к разработке программы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности, включающей общекультурные и профессиональные компетенции, формирующие профессиональное мировоззрение и определенный уровень культуры у выпускника.
В целом используемые методы обучения в подготовке бакалавров направлены на формирование у студентов собственной точки зрения, умение ее аргументировать; использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний, освоения умений и приобретение опыта практических действий.
Таким образом, компетентностный подход в обучении бакалавров предусматривает преемственность преподавания дисциплин, т. к. для освоения той или
Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. Т. 10, № 3.
PEDAGOGICS AND EDUCATION
471
иной компетенции студент должен за весь период обучения последовательно получать знания, умения и практические навыки по 6-10 дисциплинам. Поэтому целесообразно создавать междисциплинарные программы, способствующие сформировать у студента к концу обучения полное представление о данной компетенции. Активная междисциплинарная интеграция позволит проводить постоянную актуализацию учебного материала, оперативно вносить изменения в рабочие учебные планы и реализовать цель любого вуза — выпуск конкурентноспособного, востребованного на рынке труда молодого специалиста.
References (Литература)
1. Kontseptsii Federal'noj tselevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gg. М., 2011. Russian (Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.). М., 2011.
2. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii» № FZ-273 ot 21.12.2012. М., 2013. Russian (Федеральный закон «Об образовании» № Ф3-273 от 21.12.2012. М., 2013).
3. Kontseptsiya razvitiya sistemy zdravookhraneniya v Rossijskoj Federatsii do 2020 g. URL: http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.protown.ru/information/doc/4293. html).
4. Ozerin AA. Specificity of professional identity undergraduate students. In: Bulletin of the University of Volgograd. Episode 11: Natural Sciences. Issue 1, 2011; p. 100-104. Russian (Озери-на А. А. Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров. В сб.: Вестник Волгоградского университета. Серия 11: Естественные науки. Вып.1, 2011; с. 100-104).
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2009 g. № 1136 «Ob utverzhdenii perechnya napravlenij podgotovki (spetsial'nostej) vysshego professional'nogo obrazovaniya, po kotorym ustanovleny inye normativnye sroki osvoeniya osnovnykh obrazovatel'nykh programm vysshego professional'nogo obrazovaniya (programm bakalavriata, programm podgotovki spetsialista ili programm magistratury) i perechnya napravlenij podgotovki (spetsial'nostej) vysshego professional'nogo obrazovaniya, podtverzhdaemogo prisvoeniem litsu kvalifikatsii (stepeni) «spetsialist». М., 2010. Russian (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего
профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист». М., 2010).
6. Kamynina NN. Development of higher education in nursing Rossii. Elektronny magazine about education 2013. Russian (Камынина Н. Н. Развитие высшего сестринского образования в России. Электронный журнал об образовании 2013). http://www.akvobr.ru/razvitie_sestrinskogo_obrazovania.html
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 17 yanvarya 2011 g. № 57 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 060500 Sestrinskoe delo (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr»)» М., 2011. Russian (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 57 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»)». М., 2011.).
8. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 13 maya 2002 g. № 1725 «Ob utverzhdenii Uslovij osvoeniya osnovnykh obrazovatel'nykh programm vysshego professional'nogo obrazovaniya v sokrashhennye sroki» М., 2002. Russian (Приказ Минобразования РФ от 13 мая 2002 г. № 1725 «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки». М., 2002).
9. Bobkov EJ. Educational resource for students of 1st year part-time and correspondence forms of training specialties economic discipline «Information». Modern problems of science and education 2009; (1): 67. Russian (Бобкова Е. Ю. Образовательный информационный ресурс для студентов 1 курса очно-заочной и заочной форм обучения экономических специальностей, дисциплина «Информатика» // Современные проблемы науки и образования 2009; (1): 67).
10. Fedulina SB. Formirovanie information competence of graduates in «management». Education and self-development Kazan, 2013; 2 (36): 92-97. Russian (Федулина С. Б. Формирование информационной компетентности выпускников вуза по направлению «менеджмент». Образование и саморазвитие Казань, 2013; 2 (36); 92-97).
УДК 61:378.146 (048.8)
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА — ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Ю. В. Черненков — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России проректор по научной работе, заведующий кафедрой госпитальной педиатрии и неонатологии, профессор, доктор медицинских наук; О. И. Гу-менюк — ГБОУ вПо «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры госпитальной педиатрии и неонатологии, кандидат медицинских наук.
RATING SYSTEM-INNOVATIVE METHOD OF EVALUATION OF STUDENT'S ACADEMIC
AND PRACTICAL PREPARATION
Yu. V. Chernenkov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Hospital Pediatrics, Professor, Doctor of Medical Science; O. I. Gumenyuk — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Pediatrics, Assistant Professor, Candidate of Medical Science.
Дата поступления — 4.07.2014 г. Дата принятия в печать — 10.09.2014 г.
Черненков Ю. В., Гуменюк О. И. Балльно-рейтинговая система — инновационная методика оценки академической успеваемости и практической подготовки студентов. Саратовский научно-медицинский журнал 2014; 10 (3): 471-474.
Балльно-рейтинговая система — это качественная и количественная оценка академической и практической активности студентов. В статье авторы демонстрируют опыт использования данной системы в российских вузах.
Ключевые слова: инновация, рейтинг, балльно-рейтинговая система, Болонский процесс, компетенция, медицинское образование.