6. Скорость реакции пропорциональна концентрации реагирующих веществ в степени их стехиометрических коэффициентов - это:
1) закон действия масс; 2)принцип Ле-Шателье; 3)правило Вант-Гоффа.
7. Константа скорости химической реакции не зависит от...
1) природы реагирующих веществ; 2)кощентрации реагирующих веществ; 3) температуры.
8. Если на систему, находящуюся в равновесии, оказывается внешнее воздействие, то равновесие смещается в таком направлении, которое ослабляет внешнее воздействие -
1) закон действия масс; 2) принцип Ле-Шателье; 3) правило Вант-Гоффа.
9. Смещение химического равновесия не зависит от:
1)концентрации реагирующих веществ; 2)присутствия катализатора; 3)те^ературы.
10. Механизм действия катализатора объясняется ...
1)увегачением доли активных молекул; 2)увеличением скорости движения молекул; 3)пон^ением энергии активации реакции за счет образования промежуточного комплекса
катализатора с реагирующим веществом. Ключи к тестовым заданиям
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№ ответа 3 2 3 1 3 1 2 2 2 3
Пособие «Задания для самостоятельной работы» прошло апробацию на нескольких потоках студентов Университета машиностроения. Примеры решения задач и выполнения заданий значительно облегчают работу преподавателя и позволяют сэкономить время на лекциях и семинарах. Студенты, работавшие по этому пособию, демонстрируют хороший уровень знаний на экзамене.
Литература
1. Супоницкая И.И., Мартынова Т В., Гоголевская Н И. Задания для индивидуальной работы по общей химии с методическими указаниями к их выполнению. М.: МПГУ, 2002. -105 с.
Компетентностный подход в образовании - основа повышения конкурентоспособности выпускника вуза
к.э.н. проф. Райкова ЛИ.
Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, доб. 1316
Аннотация. Рассматривается необходимость качественных преобразований в российской системе высшего образования.
Ключевые слова: российская система высшего профессионального образования, качественные преобразования.
В настоящее время единого представления о том, что считать образовательной услугой, ещё не сложилось. Только подход к высшему образованию как квазиобщественному благу позволяет обеспечить государственную поддержку и регулирование. Для того, чтобы российская система высшего образования могла качественно войти в единое международное образовательное пространство необходимо формировать среду комплексного развития студентов, основанную как на профессиональных, так и универсальных компетенциях.
Развитие в России рыночных отношений привело к необходимости качественных преобразований во всей российской образовательной системе. Актуальность данных преобразований вызвана тем, что возникшие в России рыночные отношения вызвали в структуре высшего образования перекосы из-за того, что в перестроечные годы потребовалось большое количество специалистов по продвижению товаров и услуг, по защите интересов продавцов и покупателей, т.е. в области работы на рынке и обслуживания его.
В 90-х годах двадцатого века практически все российские вузы стали усиленно готовить специалистов по маркетингу, менеджменту и юристов. Притом, что образовательные учреждения среднего звена, такие как профессионально-те^шческие училища и техникумы стали закрываться по причине того, что обществу требовались специалисты, обслуживающие рынок В эти годы никто не хотел учиться на токаря или слесаря, да и предприятия закрывались. Подрастающее поколение россиян хотело обслуживать рынок, работать на рынке, быть бизнесменами. В результате появилось большое количество коммерческих вузов, у которых не было никакой научно-исследовательской и образовательной базы, они просто делали деньги на образовании. Если учесть ещё и то, что это происходило на фоне демографического спада, из-за которого российские вузы были вынуждены усиленно привлекать молодежь со школьной скамьи, то становится понятно, почему количество вузов стало превышать демографические возможности.
В эти годы наблюдалось интересное явление, когда продукт из общественного блага быстро трансформировал в чисто частное благо.
В условиях постиндустриального общества система образования становится важным ресурсом экономического развития, во главу угла образовательной политики все более явно ставятся финансовые проблемы.
Вопрос о том, быть ли образованию (в особенности высшему профессиональному) образовательной услугой, т.е. чисто частным благом или оставаться общественным благом, неизбежно связан с особенностями «качество образования».
Качество высшего образования определяется такими свойствами, как фундаментальность, научность и гуманистическая направленность, которые не имеют адекватного стоимостного выражения и, следовательно, не могут приниматься в расчет при сугубо экономическом рассмотрении. Эти важнейшие характеристики остаются вне рамок «рыночного» определения качества образования. Образование не есть объект «^пли-продажи»; это объект более сложных и тонких общественных отношений. Поэтому к определению качества высшего образования необходимо применять подход, учитывающий не только потребности различных «заттересованных сторон».
При рассмотрении вопросов фундаментальности, научности и гуманистической направленности образования выявляется, что по своей сути оно должно оставаться общественным благом. Вряд ли можно оспорить утверждение о том, что полноценное образование неотделимо от понятия «качество», одним из основных показателей которого является духовность.
Между тем идея «рьшочных отношений», проникая во все сферы жизни общества, приводит к тому, что образование начинают рассматривать не как носитель «вешжой миссии», а как деятельность, нацеленную на удовлетворение потребностей заказчика - студента, работодателя и др. Оборотной стороной этих процессов является утрата высшим образованием общекультурной и гуманистической составляющих, а также снижение фундаментальности образования.
На наш взгляд, качество высшего образования может быть достигну только если будет полностью исключена составляющая - образование - как чисто частное благо, а вместо этого следует рассматривать образование как квазиобщественное благо. Такой подход позволяет исключить неконкурентоспособность образования. Что касается среднего и высшего профессионального образования, предоставляемого на конкурсной основе, то его получение ограничено не только индивидуальными способностями личности, но и выбором приоритетов государственной образовательной политики, отражаемой в контрольных цифрах приема. В настоящее время единого представления о том, что считать образовательной услугой, ещё не сложилось. Часто под образовательной услугой понимают систему знаний, умений и навыков, которые приобретаются в ходе учебы. Вузы, предлагая платные образовательные услуги, осуществляют коммерческую деятельность с целью использования получаемой прибыли
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования для обогащения учредителя, а не для развития материально-те^ической базы вузов, обеспечения учебного процесса вычислительной техникой и лабораторным оборудованием, а также учебной литературой. А ведь если эти средства использовать для развития материально-технической базы вузов, то это позволит облегчить финансовую нагрузку на государственный бюджет. Одновременно с этим во многих вузах преподаватели, работающие с контрактными студентами, получают заработную плату выше, чем преподаватели, работающие с бюджетными студентами. Руководство вузов, как правило, также имеет внебюджетные надбавки к заработной плате. Это не что иное, как признаки коммерческой образовательной деятельности. Но всего лишь признаки, поэтому вряд ли можно утверждать, что вузы, предоставляя платные образовательные услуги, осуществляют коммерческую деятельность в строгом смысле слова, выступая при этом в качестве субъектов рыночных отношений. Платность или бесплатность (оплата из бюджетов различных уровней) образования не является основанием для его отнесения к рыночным явлениям.
В России функционирует искаженная схема бюджетного финансирования. Это связано, прежде всего, с множественностью видов собственников в реальном секторе экономики, а также с отменой обязательного трудоустройства выпускников по полученной ими специальности.
Выпускники вузов потеряли возможность иметь статус «молодого специалиста» со всеми вытекающими отсюда последствиями, а работодатели, за исключением работодателей бюджетной сферы, приобрели возможность безвозмездно нанимать на работу работников с высшим образованием, да ещё и диктовать свои условия.
Конечно, образовательное благо имеет определенную стоимость и цену. И перевод его на этом основании в разряд квазиобщественного блага позволит обеспечить государственную поддержку и регулирование. Государство сможет в полной мере определять не только образовательные стандарты, но и контролировать образовательный процесс в обществе. Квазиобщественное благо осуществляется господдержка и контроль, при возникновении рыночного спроса начинает работать частное, но контролируемое государством благо.
Чтобы нашей стране качественно войти в единое международное образовательное пространство, необходимо учитывать, что уровень образования должен состоять из бакалавриата и магистратуры. Бакалавры по существу - это технически и идеологически подготовленное среднее звено специалистов, а магистры - это технически и идеологически подготовленные специалисты, обеспечивающие высшее звено специалистов, формирующих научно-технический и преподавательский потенциал страны.
Подготовка бакалавров на 90% должно входить в компетенцию государства, а 10% обеспечиваться спонсорством и быть коммерческим. Подготовка магистров на 40% должно обеспечиваться государством и на 60% быть коммерческим.
Как известно, современная парадигма высшего образования должна меняться, должен осуществляться переход от преподавания к «с^денто-цен^ированному обучению», т.е. личносгно-ориентированному обучению, когда студент является активным участником образовательного процесса. На основе данной парадигмы должны формироваться профессиональные и универсальные компетенции студентов.
Рассмотрим формирование профессиональных и универсальных компетенций студентов в техническом вузе на основе инновационных образовательных технологий.
Инновационные технологии сочетают в себе особые средства и приемы обучения, которые требуют профессионально компетентных преподавателей, готовность к эксперименту, эмоционально-психологическую атмосферу в вузе, материально-те^^еские и финансовые возможности вуза.
При этом необходимо не забывать, что формирование фундаментальных знаний должно осуществляться на базе общеобразовательных технологий, которые формируют общекультурные компетенции, несущие в себе идеологическую составляющую, направленную на
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования формирование гражданских реалий, помогающих вхождение в социум молодого специалиста как сознательного гражданина отечества.
Приемами реализации инновационных образовательных технологий могут быть про-блемно-ориентарованный и проектно-оргшизованный методы обучения.
Проблемно-ориентированный метод обучения основан на постановке конкретной проблемной ситуации, которая развивает:
• активизацию познавательной деятельности студентов;
• мотивацию самостоятельного получения знаний из разных областей, группировки и концентрации их в контексте конкретной решаемой задачи;
• фокусирования внимания студентов на анализе и разрешении к-л конкретной проблемной ситуации;
• обучение студентов грамотной постановке и формированию проблемы.
Проектно-организованный метод обучения направлен на создание условий, соответствующих реальной инженерной деятельности за счет:
• комплексного решения задач инженерного проектирования;
• развития навыков сотрудничества при выполнении проекта;
• распределения функций и ответственности между членами коллектива.
Проблемно-ориентарованный и проекгно-оргажзованный методы обучения позволяют развивать как профессиональные, так и социально-жчностные компетенции. Они формируют также коммуникационные навыки при проектировании и конструировании.
Для бакалавриата профессиональные и социально-жчностные компетенции формируются на основе базовых дисциплин, которые сочетаются с решением поставленных проблем и инженерным проектированием.
При этом использование дидактических концепций и междисциплинарных проектов позволяет студентам интегрировать знания и привыкать к работе в команде. Компетентность бакалавра может осуществляться за счет создания:
• интернет-с^та (постер);
• портфолио (опирают документы и файлы);
• краткого отчета по теме своей работы;
• устной презентации и письменного отчета;
• экспозиций для выставки.
Магистратурная подготовка должна быть направлена на проектирование продукта промышленного назначения, которое может состоять из формирования:
• инженерного проектирования, ориентированного на потребителя;
• этики и ответственности в инженерном проектировании;
• инженерного проекта с учетом внешних и внутренних факторов;
• проектирования и изготовления опытных образцов;
• проведения бизнес-се^наров по управлению затратами, маркетингом, экономическими расчетами;
• формирования опыта ответственности проектирования при участии представителей промышленности и экспертов в области бизнеса;
• формирования акцента на этику, экологию и социальную ответственность;
• творческих навыков и умений работы в команде;
• среду для комплексного развития всех необходимых профессиональных и универсальных компетенций.
В настоящее время с целью формирования среды комплексного развития студентов, основанного на необходимых профессиональных и универсальных компетенциях, создаются учебные центры практической подготовки, научно-жновадионные учебные центры, технопарки.
Как известно, бизнес-т^баторы, создают наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий, обучения персонала, консалтинга, маркетинговых исследований.
Такая среда комплексного развития не только обеспечивает научно-исследовательскую деятельность и научно-те^ическое творчество студентов, но и способствует организации конкурсно-грштовой деятельности профессорско-^еподавательского состава, научных работников, магистрантов.
Все это осуществляется на базе учебной и научной деятельности, а также в ходе выполнения инновационной образовательной программы.
Мировой образовательный опыт показал, что ключевыми составляющими компетенциями инженера должны быть те которые, обеспечат ему возможность интегрироваться в единое международное образовательное пространство. Таким компетенциями являются:
• лидерские качества;
• способность к эффективной коммуникации;
• готовность работы в команде;
• творческий подход к проектированию современного промышленного производства;
• социальная и гражданская ответственность.
При этом компетентность магистра может осуществляться:
• через семинары-^енинги, особенно на начальной стадии подготовки;
• по цикловой системе (те^щее тестирование, предварительный экзамен, основной экзамен);
• на основе защиты диссертационной работы, в которой должна быть новизна подхода к теме и практическая значимость, подтвержденная актами внедрения.
Магистр должен обладать одновременно общекультурными, техническими и управленческими знаниями, чтобы не только оценивать бизнес-си^ации, но и контролировать их.
Таким образом, наработанный к настоящему времени мировой опыт в образовательных технологиях показывает, что подготовка студентов в технических вузах должна базироваться на компетентносгном подходе, складывающемся из фундаментальных, профессиональных и общекультурных составляющих. Только такой подход формирует у современного человека способность решать вопросы, возникающие на рабочем месте в реальном времени, т.е. позволяет ему оптимально встраиваться в структуру производственного процесса предприятия.
Опыт западных вузов показал также, что основными функциями современного преподавателя должны быть не управленческие, а направляющие.
При этом создание и функционирование в университетах технопарков, бизнес-инкубаторов, т.е. инновационной инфраструктуры, является той важной предпосылкой для создания пояса малых инновационных предприятий, обеспечивающих эффективное внедрение научных разработок в экономику страны.
Литература
1. Коммюнике Конференции министров, отвечающих за высшее образование (Лондон,18 мая 2007 г.). URL: www.vovr.ru/bolon.html
2. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен /Лувен-ла-Нев, 28-29 апреля 2009 г.) // Высшее образование в России. 2009. № 7. с. 156-162.
3. Декларация о Европейском пространстве высшего образования Будапешт- Вена, 12марта 2010 г.) // Высшее образование в России. 2010. № 5. с. 59-61. 18.
4. Бойкот Болонскому процессу: беспорядки в защиту образования? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 4.
5. Сенашенко B.C., Ткач Г.Ф. О тенденциях реформирования высшей школы. // Высшее образование в России. 2010. № 10. с. 29-43.