Научная статья на тему 'Компетентностный подход в многоуровневом географическом образовании'

Компетентностный подход в многоуровневом географическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL THE COMPETENCE / COMMON CULTURAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчакова И. В.

В статье речь идет о сущности таких понятий как компетентностный подход, компетенции, компетентность в свете ФГОС нового поколения, показаны пути развития общекультурных и профессиональных компетенций в курсе «Теория и методика обучения географии», их значимость в процессе становления личности будущего учителя географии в условиях многоуровневого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старчакова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE APPROACH IN MULTILEVEL GEOGRAPHICAL FORMATION

In article it is a question of essence of such concepts as competence the approach, the competence, competence in the light of FGOS new generation, ways of development common cultural and professional компетенций in a course «The Theory and a technique of training of geography», their importance in the course of formation of the person of the future teacher of geography in conditions the multilevel formations are shown.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в многоуровневом географическом образовании»

УДК 371.3

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В МНОГОУРОВНЕВОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Старчакова И. В.

Забайкальский государственныйгуманитарно-педагогический

университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Чита, Россия

E-mail: [email protected]

В статье речь идет о сущности таких понятий как компетентностный подход, компетенции, компетентность в свете ФГОС нового поколения, показаны пути развития общекультурных и профессиональных компетенций в курсе «Теория и методика обучения географии», их значимость в процессе становления личности будущего учителя географии в условиях многоуровневого образования.

Ключевые слова: компетентностный подход; компетентность; компетенции; общекультурные; общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

UDC 371.3

THE COMPETENCE APPROACH IN MULTILEVEL GEOGRAPHICAL FORMATION

Starchakova I. V.

Transbaikalian state gumanitarno-pedagogical University of N. G. Chernyshevsky, Chita, Russia

E-mail: [email protected]

In article it is a question of essence of such concepts as competence the approach, the competence, competence in the light of FGOS new generation, ways of development common cultural and professional компетенций in a course «The Theory and a technique of training of geography», their importance in the course of formation of the person of the future teacher of geography in conditions the multilevel formations are shown.

Keywords: competence approach; competence; the competence; common cultural; common cultural and professional the competence.

Совершенствование методической подготовки студентов выступает сегодня главной идеей модернизации многоуровневого педагогического образования. Развитие профессиональных качеств будущих учителей было актуально во все времена, так как именно педагогические кадры влияют на эффективность всей системы образования и государства в целом.

В настоящее время значительно расширились и усложнились профессиональные задачи российского учительства. Современной школе нужен учитель — организатор самостоятельной учебной деятельности учащихся, учитель — исследователь, новатор, способный видеть проблемы современного образования, быстро принимать решения, организовывать творческий поиск, использовать разнообразные методы, формы, средства обучения, элементы современных технологий и так далее. То есть в современном образовании востребован учитель — профессионал с высоким чувством ответственности, широким кругозором, способный к постоянному саморазвитию.

Однако опыт практики показал, что в современной системе профессиональной подготовки существует ряд недостатков, в деятельности учителей просматриваются стереотипы, методические штампы. Поэтому, необходима систематическая работа по преодолению противоречия между «... вовлеченностью студентов в педагогический труд на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в профессиональном обучении, прежде всего, на процессы внимания, восприятия, памяти» [1, С. 231].

В отечественной педагогике представлено довольно большое число различных подходов, лежащих в основе современной подготовки специалистов. В их числе традиционные подходы: знаниецентрист-ский, системный, деятельностный, комплексный, личностно-ори-ентированный, личностно-деятельностный и новые: ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический, компетентностный. С учетом проблемы исследования остановимся на последнем. Компетентностный подход применительно к высшему профессиональному образованию не является новым. Направленность на усвоение знаний, умений и навыков, разнообразных способов деятельности всегда находила отражение в трудах отечественных педагогов. Данный подход реализуется через формирование профессиональных компетенций.

Согласно концепции Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования нового поколения под компетенцией понимается определенный набор (совокупность) знаний, умений, навыков, позволяющих субъекту продуктивно действовать при решении практических задач, то есть рациональным ядром компетенции выступает деятельность, направленная на решение профессионально-педагогических задач.

Анализ исследований отечественных (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.) и зарубежных (Р. Барнетт, В. Вестер и др.) авторов показал, что готовность студента к будущей педагогической деятельности реализуется не только через практическую деятельность, но и подкрепляется познавательными процессами, самопознанием, эмоционально-ценностным отношением к миру и так далее.

В соответствии с позицией ряда исследователей (М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.), под профессиональной компетенцией понимаем функциональную готовность к продуктивному решению профессиональных задач, личностную готовность будущего педагога к деятельности, основанной на знаниях, опыте, ценностях, которые освоены в процессе обучения в вузе. Компетентность проявляется как комплексное качество личности, связанное с интеграцией профессиональных знаний, умений и способов деятельности, ценностных отношений. В этой системе ценностные отношения, профессионально-ценностные ориентации, мотивы деятельности педагога выступают как факторы, влияющие на ценностное сознание учащихся, развивают, корректируют их духовно-нравственные представления. На этот процесс влияет и специфика соответствующего учебного предмета. География — единственный школьный предмет, изучающий природу, население, экономику в их разнообразии и взаимосвязи.

Поэтому, профессиональные компетенции будущего учителя географии представляют собой систему характеристик деятельности, в которых отражены специфика географии как дисциплины мировоззренческого характера и процесса обучения географии как процесса познания. Таким образом, согласимся с Е. А. Беловоловой и Е. А. Гончар [2, С. 38], которые, учитывая значительную мировоззренческую направленность географического образования, выделяют специально-предметные компетенции трех уровней:

Компетенция в области географической культуры, которая формируется в основном в процессе освоения дисциплин профильной подготовки. Основу здесь составляют знания о предмете.

Компетенция в области туристско-краеведческой деятельности, которая формируется в основном в ходе учебных полевых практик, а также при изучении элективных курсов краеведческого содержания.

Методические компетенции, которые формируются в системе методической подготовки вуза в рамках дисциплин профессионального цикла.

Таким образом, сущность компетентностного подхода в системе профессионально-педагогического образования заключается в направленности образования «... на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, посредством решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе» [3, С. 23].

Компетентностный подход способствует не просто накоплению знаний по предмету, а умений самостоятельно оперировать этими знаниями. Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным — создание условий для достижения поставленной цели в образовательном учреждении любого типа.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста, развитие его как личности. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [4, С. 22-46].

Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда, то есть речь идет о компетенциях, охватывающих«. способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для

выполнения деятельности. Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность» [там же].

Наиболее полными и, в некоторой степени, обобщенными являются определения компетенции и компетентности В. В. Краевского и А. В. Хуторского. По их мнению, компетенция — заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выражающее совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Это способности и умения, которыми владеет ученик [5, С. 54].

Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности. Это характеристика человека [там же].

Первоначально были выделены ключевые компетенции. Ключевые компетенции — система универсальных, базовых знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и личной ответственности обучающихся. Этими ключевыми компетенциями должны владеть все студенты. К ним относим:

Когнитивные (познавательные) — умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Креативные (творческие) — вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств, движений, способность прогнозировать, критичность, наличие своего мнения.

Оргдеятельностные (методологические)- способность осознания целей деятельности и умения их пояснить, умение поставить цель и организовать ее достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

Мировоззренческие, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе.

Коммуникативные, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его

информационными потоками, умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, интернет).

Перечисленные компетенции не отражают всю специфику профессионального, в том числе педагогического образования, особенно в области развития личности будущего учителя, поэтому, согласно концепции ФГОС ВПО нового поколения, выделены общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции — это те компетенции, которые позволяют будущему учителю действовать эффективно при решении практических задач в области общекультурной деятельности, таким образом, способствуя развитию его культурной сферы.

В рамках дисциплины «Теория и методика обучения географии» общекультурные компетенции формируются как на лекционных, так и практических занятиях, во время педагогической практики. Этот процесс связан с развитием географической культуры как составной частью общечеловеческой культуры. Сущность географической культуры заключается в совершенствовании умения мыслить географическими категориями, грамотно использовать в устной и письменной речи понятийный аппарат географической науки.

Лекционные занятия по темам «Теория и методика обучения географии как наука», «Психолого-педагогические основы географического образования», «Научный потенциал современной школьной географии» и другие способствуют формированиюумения анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать знания о современной географической картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; применять методы теоретического и эмпирического исследования и так далее.

Практические занятия по темам «Современные образовательные технологии, использование их элементов в практике географического образования», «Методы и средства обучения географии», «Теория и методика обучения региональной географии» развивают общекультурные компетенции, связанные с овладением культурой мышления; способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; постановке цели и выбору путей ее достижения; пониманием значения

культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Профессиональные компетенции будущего учителя географии представляют собой систему характеристик деятельности, в которых отражены специфика географии как дисциплины мировоззренческого характера и процесса обучения географии как процесса познания. Учитывая специфику педагогического образования, Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Общепрофессиональные компетенции отражают общие характеристики подготовки будущего учителя.

Общепрофессиональные компетенции также как и общекультурные, формируются в процессе изучения курса «Теория и методика обучения географии». На лекциях и семинарах по темам «Межпредметные связи географии и методики обучения географии», «Живое слово учителя как фактор развития познавательного интереса учащихся», «Актуализация знаний на уроках географии» формируются компетенции, связанные с осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности; использованием систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении профессиональных задач; способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции в значительной степени отражают специфику предметной подготовки.

Формирование и развитие профессиональных компетенций протекает в процессе всего изучение курса «Теория и методика обучения географии», на лекционных и практических занятиях, семинарах, педагогической практике.

Тема «Стандартизация содержания географического образования» развиваетспособность реализовывать программы базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях различного типа; «Методы обучения географии» и «Современные образовательные технологии» формируют готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на кон-

кретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

Большое значение для развития способности использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса имеют семинары по темам «Школьный учебно-методический комплекс по географии» и «Учебно-методические комплекты по географии».

Во время педагогической практики совершенствуются все компетенции, которые формировались во время аудиторных занятий, особенно, умение включаться во взаимодействие с родителями, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

- способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников и готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

В процессе формирования компетенций, а значит реализации компетентностного подхода, целесообразно использовать некоторые общие рекомендации:

1. Главное в процессе обучения — личность, которую мы формируем.

2. На развитие и воспитание личности не жалейте ни времени, ни усилий. 3. Учите студентов учиться.

4. Чаще используйте вопросы «зачем?», «почему?», «а что произойдет, если.».

5. Шире используйте знания на практике.

6. Приучайте студентов думать и действовать самостоятельно.

7. Развивайте творческое мышление всесторонним анализом проблем.

8.Познавательные и творческие задачи решайте разнообразными способами.

9. Чаще показывайте студентам перспективы их обучения и развития.

10.Учитывайте индивидуальные особенности каждого студента, реализуйте дифференцированный подход.

11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт студентов, их интересы, особенности развития.

12. Чаще предлагайте студентам исследовательские задания, знакомьте их с техникой педагогического эксперимента.

13. на конкретных примерах доказывайте студентам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Учитывая сказанное, представляется возможным сделать вывод о том, что компетентный человек — тот, который обладает определенными возможностями, подготовкой, позволяющими ему справляться с ситуацией, вовремя активизировать и актуализировать свои знания и умения, приемы и способы деятельности, то есть применять знания и умения на практике.

Таким образом, определяется сущность компетентностного подхода в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, подхода, который является фактором профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластенин В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога/В. А. Сластенин//Воспитатель-ная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научной конференции. — М.: МАН-ПО; Ярославль, 2009. — С. 231

2. Беловолова Е. А., Гончар Е. А. Компетенции как критерии и фактор профессионально-личностного развития будущего педагога (на примере географического профиля)/Е. А. Белоголова, Е. А. Гончар.//Педагогическое образование: вызовы 21 века: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: МАНПО; 2010. — С. 38

3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?/И. А. Зимняя//Высшее образование сегодня. 2006, № 8. — С. 23

4. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса/В. И. Байденко, Б. Оскарссон.//Профессиональное образование и формирование личности специалиста. — М., 2002.-С. 22-46

5. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М., 2007. — С. 54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.