Библиографический список
1. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / Пер. А.Ф. Усков. - СПб.: Б. С. К., 1997. - 96 с.
2. ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
3. Минияров В.М. Педагогическая психология.
Ч. 1. Психология воспитания: Учебно-методическое пособие. - Самара.: Изд-во СамГПУ, 2003. -169 с.
4. Орёл В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999. - С. 76-97.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1635 / Пер. ГВ. Барышниковой. - М.: Наука, 1999. -455 с.
6. Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. С. Меленевская, Д. Викторова. -СПБ.: Питер Ком, 1999. - 608 с.
7. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. -СПБ.: Изд-во «Питер», 1999. - 656 с.
8. Pines A., Aronson E. Career burnout: cases and cures. - New York: Free press, 1988.
9. Professional burnout: recent development in theory and research. Ed. Shaufelly W., Maslach C., Marek T. - Washington: DC, 1993.
УДК 378.017.4
В.Г. Журова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В работе проведен терминологический анализ основных понятий, описывающих проблематику гражданской компетентности. Определены основные условия формирования гражданской компетентности студенческой молодежи в контексте современных социокультурных реалий развития российского общества.
Ключевые слова: компетентностный подход, гражданское образование, компетентность, компетенция, гражданская компетентность.
Последние десятилетия XX и начало XXI века для России - это время форми. рования гражданского общества и правового государства, смены образовательной парадигмы. Приоритеты, определенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», указывают на необходимость усиления воспитательного потенциала образовательного процесса, роли гражданского образования, развития демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой нести гражданские обязанности, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны [2].
В соответствии с целями и задачами модернизации российского образования перед современной школой ставится задача формировать у обучающихся не просто знания, умения и навыки, а многофункциональные, надпредметные,
базовые компетенции. Поэтому основным результатом образования выступает компетентность.
Понятия «компетентность», «компетенция» в настоящее время используются достаточно широко и часто встречаются в работах педагогов, психологов, философов, политологов, социологов. В «Толковом словаре иноязычных слов» дается следующее определение этих понятий: «Компетентность - 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо»; «Компетенция (лат. сompetentia - принадлежность по праву) - 1) осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой-нибудь области знания; 2) круг чьих-нибудь полномочий» [5, с. 342]. А.В. Хуторской под компетенцией понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность -владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [8].
© В.Г Журова, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
343
М.А. Холодная дает следующее определение компетентности: «Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» [7, с. 128].
Компетентностный подход ориентирован не на простую комбинацию знаний, умений, навыков, а на решение реальных задач, стоящих перед человеком, формирование способности и готовности самостоятельно изменять социальную позицию, принимать решения и усваивать новый социальный опыт. Понятие «компетентность» шире понятия знания, или умения, или навыка и включает не только когнитивную и операциональную составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Как подчеркивает И.А. Зимняя, все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что» [1].
Компетентностный подход является одним из основных в гражданском образовании и воспитании студенческой молодежи. В России под гражданским образованием понимается новое направление воспитательно-образовательной работы, которое включает правовое образование, а также элементы политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских и психологических знаний, осмысленных на основе определенных ценностных ориентиров, и предполагает создание условий для включения в социум подрастающего поколения, обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной совокупностью знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность и навыки позитивного участия в общественной жизни, жизни микросоциума. На гражданское образование студенческой молодежи ложится важнейшая задача воспитания ответственности за свою личную судьбу, судьбу других людей, судьбу страны и общества.
Компетентностный подход предполагает, результатом гражданского образования и воспитания выступает гражданская компетентность личности, под которой понимается «совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать
весь комплекс гражданских прав и свобод в демократическом обществе, применить свои знания на практике» [3]. Известный немецкий ученый, профессор Университета им. Гумбольдта Херфрид Мюнклер определяет гражданскую компетентность как способность осуществлять своеобразные виды действий, направленные на реализацию своих прав, обязанностей и свобод и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей [6]. И.А. Зимней был введен термин «компетенции гражданственности», компонентами которой являются знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн) [1]. По нашему мнению под гражданской компетентностью понимается готовность и способность личности активно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, а также стремление к конкретным практическим делам по реализации прав и обязанностей гражданина. Понятие гражданской компетентности имеет интегративный характер, так как стать полноценным гражданином невозможно без профессиональной состоятельности, социальных навыков, полноценной включенности в жизнь общества.
Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых характеризуется определенным набором способностей:
- предметная компетентность - владение основами знаний о человеке, семье, обществе, государстве, основных сферах общественной жизни, представления об отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям;
- компетентность в учебно-познавательной деятельности - способность и готовность к постоянному обновлению и совершенствованию своих знаний, усвоению способов приобретения знаний из различных источников информации, умению ее анализировать и критически осмысливать;
- компетентность в области общественно-политической и правовой деятельности - способность и готовность понимать и уважать конституционные принципы и государственно-политическое устройство Российской Федерации, реализовывать права и обязанности гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью;
- морально-нравственная компетентность -способность и готовность принимать ценности демократического общества и патриотизма; понимание важнейших нравственных понятий: добро и зло, жизнь и смерть, человек и Бог, человек и природа, человек и нация, честь и долг, совесть; способность и готовность к личному нравственному выбору и его оценке;
- компетентность в социально-экономической сфере - способность и готовность анализировать собственные профессиональные склонности и возможности, ориентироваться в сфере рыночных отношений, приобретать навыки организации труда, следовать нормам коллективной трудовой этики;
- социально-психологическая компетентность - способность и готовность осуществлять выбор и принимать решения в конкретной социальной ситуации, сознательно участвовать в совместной деятельности в рамках вуза и местного сообщества, проектировать будущее и осуществлять проектные замыслы, выстраивать отношения социального партнерства;
- коммуникативная компетентность - способность и готовность эффективно слушать и общаться, вести диалог и конструктивно разрешать конфликты, взаимодействовать с другими людьми при решении социальных проблем, быть толерантным;
- культурно-историческая - способность и готовность положительно воспринимать историю и культуру нашей страны, уважать традиции национально-культурного большинства и национальных меньшинств, толерантно относиться к национальным, конфессиональным, расовым и языковым различиям.
Основными условиями формирования гражданской компетентности студенческой молодежи являются:
- интегрирование элементов гражданского образования, содержащихся во всех учебных курсах, особенно в дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов;
- использование активных и интерактивных методов, стимулирующих познавательную и поисковую активность, развивающих аналитические, исследовательские и коммуникативные навыки, самостоятельность и инициативность мышления;
- организация внеаудиторной деятельности студентов, ориентированной на самоопределение и социальную адаптацию, закрепление знаний
и умений, осуществление социально значимой деятельности;
- создание демократического уклада жизни вуза: наличие общественных объединений, клубов по интересам, системы студенческого самоуправления; реализация гражданских норм во всех сферах жизнедеятельности коллектива педагогов, студентов, родителей, администрации, социальных партнеров; широкое участие студентов в разработке и решении вузовских и местных проблем;
- создание системы социального партнерства, при которой члены вузовского коллектива активно взаимодействуют с представителями различных социальных групп, предприятий, учреждений, участвуют в выявлении, анализе и решении актуальных социальных проблем.
Становление гражданской компетентности студентов неразрывно связано с формированием у них основополагающих гражданских ценностей. Президент Д.А. Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию назвал такие ценности как справедливость, уважение прав и свобод, человеческого достоинства; уважение законов страны, самостоятельность и независимость Российского государства, равенство людей перед законом, патриотизм, межнациональный мир, бережное отношение к национальным традициям и культурным ценностям [4]. Будущие специалисты должны руководствоваться гражданскими ценностями в своей профессиональной деятельности. Без этого невозможно гражданское самоопределение студентов.
Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Особую роль в процессе формирования гражданской компетентности играет гражданская деятельность (патриотического, правового, политического, природоохранного характера). Гражданская компетентность предполагает не только наличие определенной жизненной позиции, но и внутреннюю готовность к ее реализации и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации. Активную жизненную гражданскую позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение социально-экономических явлений. Студенты, включаясь в различные виды гражданской деятельности, расширяют сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируют нравственные качества личности. Хотя учеба и остается главным делом для студента, но основные новообразования в его
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
345
психике возникают, прежде всего, в деятельности. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующую для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, молодые люди вырабатывают взгляды на различные явления природы и общества, усваивают социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания студентов как граждан.
Одним из интенсивных методов социальной практики является социально-ориентированная проектная деятельность. Можно выделить существенные признаки проектной деятельности: самостоятельность, творчество, интерактивный и социальный характер. Эти характеристики позволяют рассматривать проектную деятельность не только как средство, но и как необходимое условие развития гражданской компетентности студенческой молодежи. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у студентов собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей, так как ориентация на самостоятельность участников и направленность на практическое решение общественно-значимой проблемы способствуют взаимодействию студентов с вузовским сообществом, с общественностью и властными структурами. Социальные проекты дают студентам возможность связать и соотнести полученные знания с реальной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города и страны в целом.
Таким образом, современные социально-экономические преобразования, связанные с построением гражданского общества и правового государства, требуют формирования активных,
компетентных граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе. В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетентности подрастающего поколения, овладение гражданской компетентностью будет способствовать самореализации выпускников вуза в условиях возросшей свободы экономического, политического, мировоззренческого выбора, позволит решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 33-45.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. Сборник приказов и инструкций Министерства образования России. - 2002. -№6. - С. 10-40.
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-15-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
4. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (5 ноября 2008 года). «Российская газета» от 6 ноября 2008 г.
5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.
6. ХерфридМюнклер. Гражданская компетентность. Режим доступа: http://www.academy-go.ru/ Site/GЮbsh/PuЫicatюns/Munkler1.shtml
7. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.