ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378 Кужеков Андрей Юрьевич
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Kuzhekov Andrey Yurievich
PhD in Law, Senior Lecturer, State and Legal Disciplines Department, Vladimir Institute of Law under the Federal Service for the Execution of Sentences
TOPICAL ISSUES OF STUDENTS' CIVIL IDENTITY DEVELOPMENT
Аннотация:
Статья посвящена отдельным проблемам формирования гражданской идентичности в условиях образовательного пространства. Уделяется внимание таким понятиям, как «гражданская идентичность», «личностная компетентность». Подвергаются анализу цели и функции гражданской идентичности, сделан акцент на необходимости использования компетентностного подхода в образовательном процессе. Автор приходит к выводу, что итоговым результатом сформированной гражданской идентичности будет являться наличие у индивида основополагающих гражданских компетентностей.
Ключевые слова:
гражданская идентичность, патриотизм, гражданская компетентность, учащаяся молодежь, демократическое общество, воспитание, образовательный процесс, компетентностный подход.
Summary:
The article discusses some issues of the civic identity development in the context of the education system. The article focuses on such concepts as "civic identity" and "personal competence". The purpose and functions of the civic identity is analyzed, the need for a competence-based approach in the educational process is substantiated. It is concluded that the final result of the developed civic identity is presence of fundamental civil competencies.
Keywords:
national identity, patriotism, civic competence, students, democratic society, education, educational process, competence approach.
Гражданское становление молодого поколения в настоящее время является одной из ключевых проблем отечественного образования. Учащаяся молодежь, являясь, по сути, будущим государства, стратегическим ресурсом социума, должна быть приоритетным объектом поддержки и внимания. Особую актуальность в данном контексте приобретает гражданское образование молодежи, связанное с формированием и развитием гражданских чувств и нравственных ценностей. Ключевой целью гражданского образования является формирование полноценного гражданина, который способен жить и соблюдать нормы демократического государства, правила гражданского общества. Итогом гражданского образования будет становление гражданской идентичности и личностной компетентности. Последняя представляет собой совокупность готовности и умений, с помощью которых будет эффективно реализовываться полный комплекс имеющихся гражданских прав и обязанностей, будут надлежащим образом применяться навыки и способности в практической деятельности.
Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта [1].
При этом Е.М. Арутюнова отмечает, что государственная, или гражданская, идентичность из всей совокупности идентичностей должна рассматриваться как доминантная, так как в ней достигается концентрация важнейших жизненных устремлений. Степень укорененности общероссийской идентичности в сознании и действиях россиян - залог политической, духовной консолидации, единства российского общества. Чем больше в общности число разделяющих единую идентичность, тем выше вероятность совместных действий в ее интересах [2].
Гражданская идентичность призвана выполнять важнейшие социально значимые функции, среди которых следует выделить: интеграцию в единую общность; самореализацию и самоактуализацию личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; функцию, реализующую потребность в принадлежности к группе.
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей. Понимание многообразия
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 8)
истории и культуры каждого народа в развитии человечества является существенным условием формирования идентичности личности в единстве общечеловеческой, гражданской и этнокультурной составляющих [3]. Напротив, предвзятость, предубеждения, ложные стереотипы и неоправданные ожидания, связанные как с историей, так и с пониманием настоящего и будущего общества, приводят к нарушению формирования гражданской идентичности [4].
Анализ литературы по данной проблематике дает основание предположить, что в формировании гражданской идентичности огромную роль играет гражданско-правовое воспитание учащейся молодежи, которое, являясь самостоятельным направлением воспитательной работы, требует целостного и комплексного подхода к реализации целей и задач.
Этот подход в первую очередь должен:
- акцентировать в процессе воспитания внимание на решении крупных общественных задач, направленных на объединение российского общества и утверждение патриотической идентичности;
- формировать на уровне личных ценностей и идеалов понимание гражданственности, социальной солидарности и ответственности;
- обеспечивать целостность развития индивидуальности личности и ее коллективистского самоопределения.
В рамках этого подхода необходимо учитывать государственные задачи патриотического воспитания граждан нашего общества, специфику региона и общей воспитательной среды, а также интересы, жизненные ориентации и способности самих учащихся.
Ряд авторов - В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова, В.Д. Шадриков и т. д. - в процессе формирования гражданской позиции учащихся предлагают использовать компетентностный подход [5]. Этот подход основан на формировании у воспитанников ряда ключевых компетенций - таких умений и качеств, которые необходимы человеку для успешной его социализации:
- политических и социальных - это в первую очередь способность брать на себя ответственность за свои действия и поступки, а также совершившиеся события, к которым имеется причастность, умение успешного разрешения конфликтов путем мирного урегулирования с учетом мнения обеих сторон, участие в поддержании интересов общества;
- личностные компетенции, связанные с жизнью мультикультурного сообщества - это принятие различий между людьми, уважение к культуре других народов, толерантность к людям другой культуры, языка, вероисповедания и т. п. [6].
Показателями сформированности гражданской идентичности личности выступают такие интегративные качества личности, как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности [7].
Итоговым результатом сформированной гражданской идентичности будет выступать наличие у индивида основополагающих гражданских компетентностей, ключевые из которых: полное уяснение гражданских прав и обязанностей в демократическом социуме, умение и готовность самостоятельно принимать ответственные решения, сознательно инициативно принимать участие в совместной деятельности, понимание общепризнанных ценностных ориентиров демократического социума, готовность к эффективному слушанию и общению, способность грамотно вести диалог и в просоциальном ключе разрешать возникающие конфликты.
Таким образом, гражданская идентичность, являясь важнейшей составляющей полноценного гражданина, напрямую зависит от эффективности реализуемого педагогического процесса в образовательных учреждениях и организациях РФ. Понимание важности этого процесса позволит в отдаленной, но четкой перспективе обеспечить формирование правового общества и государства в условиях российских реалий.
Ссылки:
1. Кожанов И.В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.
2. Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 77-84.
3. Заковоротная М.Ф. Идентичность человека. Ростов-н/Д., 2000.
4. Видт И.Е. Образование как феномен культуры. Тюмень, 2006.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие. М., 2003.
6. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007.
7. Саенко И.С. Особенности становления гражданской идентичности личности // Identity of a personality and a group: psycho-pedagogical and sociocultural aspects = Идентичность личности и группы: психолого-педагогические и социокультурные аспекты : сб. материалов науч. конф. Прага, 2014. С. 45-49.