Научная статья на тему 'Компетентностный подход в формировании клинического мышления врача - интерна стоматолога общей практики'

Компетентностный подход в формировании клинического мышления врача - интерна стоматолога общей практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL SCHOOLS / ИНТЕРНАТУРА / INTERNSHIP / ПРАКТИКА / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашмурина В. Р., Мишутина О. Л., Волченкова Г. В.

В статье обсуждается компетентностный подход в формировании клинического мышления врача в интернатуре по специальности «Стоматология общей практики». Авторами предлагается ряд шагов по повышению качества обучения врачей-интернов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шашмурина В. Р., Мишутина О. Л., Волченкова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key trends of competence-based approach in the development of clinical thinkings in «Dentistry of common practice» interhship are discussed in the paper. Authors offer to make some steps for improve the quality of training of medical interns.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в формировании клинического мышления врача - интерна стоматолога общей практики»

УДК 616.31:614.252+378.147-388

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВРАЧА - ИНТЕРНА СТОМАТОЛОГА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Волченкова Г.В.

Смоленский государственный медицинский университет, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской 28

Реферат. В статье обсуждается компетентностный подход в формировании клинического мышления врача в интернатуре по специальности «Стоматология общей практики». Авторами предлагается ряд шагов по повышению качества обучения врачей-интернов.

Ключевые слова: компетенция, методы обучения, высшее медицинское образование, интернатура, практика.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF CLINICAL THINKING OF MEDICAL INTERNS IN «DENTISTRY OF COMMON PRACTICE» SPECIALITY

Shashmurina V.R., Mishutina O.L., Volchenkova G. V.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia,

Abstract. Key trends of competence-based approach in the development of clinical thinkings in «Dentistry of common practice» interhship are discussed in the paper. Authors offer to make some steps for improve the quality of training of medical interns.

Key words: competence, teaching methods, Higher Medical Schools, internship, practice.

Основным направлением «Приоритетного федерального национального проекта «Образование» является достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нем предусмотрено внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов [1]. Уровень образования специалиста сегодня должен определяться не только путем оценки степени воспроизведения учебного материала, но и посредством самостоятельно проделанной работы, изменения подходов к ее проведению и обоснованности выбора методологии [2].

Компетенция - это способность на основе органического единства знаний, умений и опыта осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность. Под данным термином подразумевается перечень требований к человеку, которые позволят стать ему профессиональным в определенном виде деятельности [3].

Компетентностный подход в образовательном процессе должен включать в себя:

- широкое применение в процессе обучения активных и интерактивных форм проведения занятий (кейсов, тренингов, деловых игр);

- встречи с ведущими экспертами, представителями российских и зарубежных школ, предприятий, организаций;

- укомплектованность вузов преподавателями, которые должны иметь опыт практической работы более 10 лет и/или ученую степень по профилю преподаваемой дисциплины [1, 5].

Среди активных форм обучения широкое распространение получила деловая игра, которая позволяет воссоздать предметный контекст - обстановку профессиональной деятельности и социальный контекст, где обучаемый взаимодействует с другими ролевыми участниками. Таким образом, в деловой игре реализуется коллективная учебная деятельность на модели

определенных профессиональных ситуаций. Деловые игры отличаются методикой проведения и поставленными конечными целями:

- обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

- констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

- поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения;

- имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

- организационно-деятельностные игры -не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем;

- инновационные игры - формируют инновационное мышление участников [1]. Компетентностно-ориентированные образовательные программы требуют увеличения разнообразия используемых образовательных технологий преимущественно деятельного и интерактивного типа. На первый план выступает самостоятельная работа обучающихся, увеличение доли практической подготовки, изменение структуры и принципа оценивания усвоенных знаний, преподаватель становится консультантом, наставником [4].

В условиях реформы высшего медицинского образования повышается ответственность преподавателей медицинских ВУЗов за результаты своего труда, поэтому значимым становится правильное распределение между формами обучения и соответствие их компетентностному подходу в профессиональном образовании. Так, изменение соотношения учебной нагрузки в сторону увеличения самостоятельной работы с учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами стало возможным при модульной модели учебного процесса. Важную роль отводят системе стимулов и поощрений для обучающегося, что повышает у него интерес к осваиванию того или иного раздела специальности. Об этом образно написал Дейл Карнеги: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то, и что он делает

все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования».

При обучении врачей-интернов в стоматологии большое значение придается работе с пациентами, которая является основным методом освоения практических умений. Компетентностный подход в процессе подготовки будущего врача предполагает вовлечение его в лечебно-диагностический процесс. Учитывая особенности последипломной подготовки, большинство обучающихся в клинической интернатуре не могут быть допущены к самостоятельной врачебной практике. Курирование больных проводится только совместно с преподавателями кафедры, которые являются сотрудниками лечебных учреждений [4]. На кафедре стоматологии ФПК и ППС данная проблема решается таким образом, что за каждым преподавателем закреплён конкретный раздел теоретической и практической подготовки. Так, освоение раздела «Стоматология детская» врачи-интерны проходят на базе стоматологического кабинета школы № 33, где кроме профессиональных умений осваивают компетенцию психологического общения с детьми. Подготовка включает их участие в уроках здоровья в рамках профилактической программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь». Молодые врачи в игровой форме рассказывают учащимся младших классов о правилах гигиены рта, раздают наглядные пособия, зубные пасты и щетки. В процессе проведения уроков с детьми врачи - интерны стоматологи учатся ясно излагать свои мысли в доступной для детей форме, в процессе подготовки к занятию повторяют информацию по гигиене рта, предусмотренную программой обучения. На клиническом приеме преподаватель объясняет аспекты психологической подготовки ребенка к стоматологическому лечению, которая включает доброжелательное отношение, поощрение, невербальные способы общения, такие как «улыбка», «открытые жесты», методику «рассказал - показал - сделал», которые обучающиеся успешно применяют на практике.

Самым необходимым практическим навыком, определяющим профессионализм

и квалификацию врача, является сформированное клиническое мышление, которое должно развиваться в процессе обучения и совершенствоваться на протяжении всей последующей врачебной деятельности. Под клиническим мышлением понимают сформированную в процессе обучения умственную деятельность, позволяющую решать нетиповые диагностические и лечебные задачи [5]. Понятие клинического мышления всегда связано с выбором оптимального решения из ряда возможных в каждой конкретной клинической ситуаций, а, следовательно, оно является разновидностью продуктивного мышления.

Разработанные на кафедре стоматологии ФПК и ППС рабочие программы, учебно-методические комплексы по стоматологическим специальностям позволяют преподавателям провести анализ знаний слушателей путем предварительного, промежуточного и итогового тестирования, а применение ситуационных задач, деловых игр в образовательном процессе и прием тематических больных успешно способствует формированию клинического мышления обучающихся.

Мы полагаем, что в настоящее время существует проблема бездумного использования электронных ресурсов при написании рефератов и нужно искать новые формы обучения. С 2013 года на кафедре внедрены новые методы оценки компетенций, например, проводятся конкурсы для врачей - интернов на лучшую презентацию, в которой они должны представить фотографии своих клинических наблюдений,

либо провести дифференциальную диагностику стоматологических заболеваний, или описать этапы применения современных методик диагностики и лечения, проанализировав полученные результаты. Всё это значительно повысило качество обучения и мотивацию будущих специалистов.

С 2015 года на кафедре запланировано внедрение электронного портфолио врача -интерна стоматолога. В нём будет отражены участие в конференциях, мастер-классах, проводимых как в России, так и за рубежом; фотографии интересных клинических наблюдений и результатов проведенного стоматологического лечения тематических больных; рефераты, презентации, видеофильмы, созданные самими обучающимися; участие их в научно-исследовательской работе.

Из всего вышесказанного следует, что компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в развитии у врачей - интернов стоматологов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Среди них, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, должны присутствовать такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Изменения в формах обучения на кафедре стоматологии ФПК и ППС позволили повысить качество обучения и мотивацию будущих специалистов.

Литература

1. Всемирный доклад Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «К обществам знания» [Текст]. - М.: Издательство ЮНЕСКО, 2005. - 239 с.

2. Звездова, А.Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс] / А.Б. Звездова, В.Г. Орешкин. - Режим доступа: http:// miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf.

3. Инновационность и профессионализация в системе высшего образования [Текст] / Н.А. Забокрицкий [и др.] // Материалы Евразийского Конгресса с международным участием «Медицина, фармация и общественное здоровье». Екатеринбург, 21-23 мая 2013 года. - Екатеринбург, 2013. - С. 553-557

4. Мирошниченко, И.В. Опыт решения проблемы оптимизации работы ППС в Оренбургской государственной медицинской академии [Текст] / И.В. Мирошниченко, Е.М. Нефедова // Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конференции. - Красноярск,

2014. - С. 64-66.

5. Тарарышкина, М.А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы [Текст]: дис.... канд. пед. наук. / М.А. Тарарышкина. - М., 2007. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.