УДК 37.033-057.875
ББК 4448.005.28 ГСНТИ 14.07.05 Код ВАК 13.00.01
Шлюндт Светлана Александровна,
кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры туризма и гостеприимства, Факультет туризма и гостиничного сервиса, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: [email protected].
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическое воспитание; культурологический подход; педагогическая модель; экологическая культура.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрена роль культурологического подхода в экологическом воспитании молодежи. Выявлена взаимосвязь между экологическим воспитанием и уровнем сформиро-ванности экологической культуры. Предложена педагогическая модель экологического воспитания молодежи с позиций культурологического подхода.
Shlyundt Svetlana Aleksandrovna,
Candidate of Geography, Associate Professor of Department of Tourism and Hospitality, Faculty of Tourism and Hotel Service, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE: CULTUROLOGICAL ASPECT
KEYWORDS: ecological education; culturological approach; pedagogical model; ecological culture.
ABSTRACT. The article highlights the role of the culturological approach in ecological education of young people. The interrelation between ecological education and the level of ecological culture is revealed. The author offers a pedagogical model of ecological education of youth, built up with the help of the culturological approach.
Процесс глобализации современного культурного пространства свидетельствует, что формирование культурного единства мира сопровождается возникновением новых проблем. Потребительский путь развития современного социума привел к экологически нестабильной обстановке во всем мире. С развитием промышленных технологий возросли возможности общества в преобразовании окружающего мира природы, поэтому, постепенно расширяясь, экологический кризис со второй половины XX в. охватил все стороны развития общества. Экологические проблемы сегодня являются ключевыми глобальными проблемами всего культурного пространства. Они выявляют противоречия между современным обществом и окружающей природной средой, которые обусловлены сильнейшим антропогенным прессингом на глобальную экосистему Земли.
Современному обществу нужны образованные, воспитанные нравственные люди, способные принимать ответственные решения в сложных экологических ситуациях. В связи с этим одной из первостепенных задач являются вопросы экологического воспитания молодежи. Многочисленные работы посвящены вопросам экологического воспитания в системе образования. Проблемы экологического воспитания рассмотрены в трудах А. А. Вербицкого, С. Н. Глазачева, С. С. Кашлева, О. Н. Козловой, Н. П. Ма-медова, К. И. Шилина, Т. А. Бобылевой,
Л. Д. Бобылевой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева, Н. М. Мамедова, Л. П. Са-леевой, И. Т. Суравегиной, Л. П. Симоновой, Е. Ф. Козиной, Е. Н. Степанян, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясшцева, А. П. Си-дельковского, П. М. Якобсона, Л. С. Выготского, П.Я.Гальперина, Ж.Пиаже, В.В. Зеньковского, А. В. Запорожца, Д. Б. Элько-нина, Е. В. Субботского, Л. Я. Пэрну, Т. А. Репиной, Л. А. Венгера, 3. Матейчика, Н. И. Непомнящей, А. А. Рояк, В.Л.Лола, В. К. Ко-тырло и других.
Однако анализ литературы на данную тему позволяет сделать вывод о том, что наряду со значительными достижениями сохраняется немало спорных, нерешенных вопросов. В том числе недостаточно четко разработаны культурологические аспекты экологического воспитания молодежи. Это обусловливает необходимость дальнейшей разработки методики экологического воспитания студенческой молодежи в процессе обучения. Проблема определила цель работы: предложить педагогическую модель экологического воспитания студенческой молодежи с позиций культурологического подхода.
К молодежи относят поколение людей, проходящих стадию социализации и усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции в обществе [6, с. 66]. Процесс усвоения отмеченных социальных функций в
© Шлюндт С. А., 2014
наибольшем объеме происходит в процессе образования, поэтому проблемы, существующие в экологическом воспитании, а также подходы и принципы воспитания были рассмотрены для молодых людей, обучающихся по программе бакалавриата. Под экологическим воспитанием мы будем понимать системное воздействие на поведение молодых людей, в результате которого произойдет формирование устойчивой необходимости бережного отношения к природе [1, с. 157]. Главная цель экологического воспитания это формирование экологической культуры молодого поколения, которая предполагает определенный набор экологических знаний, умений и практического опыта во взаимоотношениях с природной средой. Для грамотного проведения воспитательной работы по вопросам экологии необходимо знание основных подходов в этом процессе [5, с. 146]. В качестве ключевых научно-методических подходов при разработке содержания экологического воспитания могут выступать культурологический, аксиологический и праксиологический.
С позиции культурологического подхода экологическое воспитание может быть рассмотрено как сфера саморазвития молодого человека с позиций его культурных практик [3, с. 78]. Этот подход позволяет рассмотреть актуальные результаты экологических исследований в историческом аспекте научного знания. Это позволит выявить различные точки зрения в науке и приведет к полноценному познанию экологических проблем в современном обществе. Поэтому в рамках культурологического подхода могут быть сформированы такие личностные позиции участников педагогического процесса, как: экологическое мировоззрение, установка на созидательное поведение в природной среде, модели эколо-госообразного образа жизни.
Аксиологический подход является своеобразным фундаментом культурологического подхода и определяет приоритетные ценности, которые позволяют реализовать молодому поколению ценностное отношение к природе, обществу и самим себе как части природы. Аксиологический подход обуславливает также возможность формирования мировоззренческих основ экологической культуры.
Праксиологический подход при организации экологического воспитания молодежи предполагает включение каждого молодого человека в разнообразные виды и направления активной деятельности на непосредственные действия по охране природы и на поиск возможных путей решения экологических проблем.
Для того, чтобы выявить основные направления экологического воспитания молодежи, необходимо выполнить две основные задачи:
1) проанализировать программу обучения студентов с точки зрения овладения ими экологических знаний, навыков, компетенций, получаемых в процессе обучения;
2) оценить степень сформированное™ основных аспектов экологической культуры.
Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение шести учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, которая устанавливается вузом [9, с. 35]. Дисциплины всех шести циклов обогащаются экологическими понятиями, проблемами, которые должны плавно вливаться в контекст материала экологизируемой учебной дисциплины. Процесс экологизации не должен ослаблять научную основу изучаемой дисциплины. Исследуя уровень теоретической подготовленности студентов к грамотному экологическому поведению в повседневной жизни, была предложена анкета, которая содержала тестовые задания, ориентированные на выявление экологических знаний.
Исследование проводилось на базе факультета туризма и гостиничного сервиса Уральского государственного педагогического университета. Оно показало, что 5% опрошенных студентов имеют необходимые теоретические знания в области экологии и стремятся к грамотному экологическому поведению, абсолютное большинство (71%) - показали очень низкий уровень теоретической подготовки, а, следовательно, и практических навыков во взаимоотношениях с природой, оставшиеся (24%) показали средний уровень экологических знаний, отметив, что стремятся их повысить и более грамотно вести себя во взаимоотношениях с природной средой. Полученные результаты говорят о том, что экологическое воспитание должно быть подвергнуто пристальному вниманию и, в случае необходимости, корректировке, дабы сформировать эколо-госообразное поведение студентов во всех жизненных ситуациях.
В процессе экологического воспитания необходимо выделить следующие основные компоненты:
Когнитивно-ценностный - предполагает определенную систему естественнонаучных знаний, прежде всего по экологии, отражающих нормы и ценности экологической деятельности, а также определенный стиль мышления и поведения в системе «человек - природа». В рамках этого ком-
понента происходит интеграция науки и образования [2, с. 6].
Мировоззренческо-мотивационный -отражает социально-нравственную позицию будущего специалиста в решении проблем экологии, его убеждений в необходимости бережного отношения к природным ресурсам предполагает определенный уровень сформированное™ потребностей, направленных на грамотную экологическую деятельность. Характеризует уровень экологической направленности личности.
Поведенческий (праксиологический, практикоориентированный) - интеграция различных видов деятельности: экологической (природоохранные мероприятия, научная деятельность), образовательной (изучение объектов природы, анализ причинно-следственных связей и т. д.);
Творческий - предполагает активную позицию в проведении природоохранных мероприятий;
Эмоциональный - связан с развитием духовно-нравственных, эмоциональных проявлений по отношению к окружающему миру;
Волевой - отражает гражданскую позицию молодого человека в решении проблем экологии, его убеждений в необходимости учитывать возможности природной среды при использовании ее ресурсов;
Конативная составляющая - потребность в углублении, систематизации и расширении накопленных ранее знаний, в овладении новыми навыками и знаниями, что приведет к расширению экологического кругозора в культурном пространстве, повлияет на моделирование экологической деятельности.
Таким образом, экологическое воспитание молодежи может быть реализовано в результате согласованного воздействия на эмоционально-волевую сферу молодежи, их сознание в сочетании с грамотно организо-
ванной экологической деятельностью. Опираясь на основные компоненты, выделенные в рамках экологического воспитания молодежи, можно наметить основные направления, в которых оно должно проводиться. Первое направление - это формирование экологического мировоззрения. Второе - формирование экологической компетентности у профессионалов в любой сфере деятельности [4, с. 113]. Третье - современная молодежь должна уметь сочетать экологические знания со знаниями, полученными в таких направлениях подготовки как экономика, политика, правоведение и др. [7, с. 140]. Главная цель экологического воспитания: сформировать такое мировосприятие, при котором каждый молодой человек будет чувствовать себя элементом, составной частью окружающего мира природы.
Важной составляющей в процессе экологического воспитания является формирование экологической культуры личности. Для формирования, в частности, экологической культуры студентов необходимо разработать педагогическую модель, которая позволит научно обоснованно проводить процесс воспитания. Эта модель должна представлять целостную теоретическую систему по формированию экологической культуры на основе интеграции всех отраслей знаний, так как эта интеграция позволит продемонстрировать взаимодействие общества, как с природной, так и с социальной средой. Цель модели определена социальной установкой общества на воспитание личности, которая готова квалифицированно воспринимать и использовать экологические знания в любых направлениях профессиональной деятельности. Такая модель позволит выработать у молодого гражданина экологически оправданное поведение, направленное на улучшение и сохранение природной среды, в которой он живет и частью которой он является [8, с. 148].
_Модель формирования экологической культуры студента
Целевой модуль:_
Цель: Формирование экологической культуры молодежи_
Подходы:
Культурологический;
Аксиологический
Праксиологический
Принципы:
Культуросообразности; Природосообразности; Краеведческий_
Задачи:
Формирование экологического сознания, основанного на ценностном отношении к природе
Формирование практических умений, навыков и опыта применения экологических знаний во взаимодействии с окружающей природой
Формирование эколого-культурных ценностей через навыки культуры взаимодействия с окружающей природной средой, основу которой составляет система ценностей
Создание педагогических условий в учебном заведении для формирования экологической культуры обучающихся
Диагностический модуль:
Критерии сформированности экологической культуры
Сформированное^ экологического мышления, экологическая грамотность в процессе общения с природой Формирование культуры общения с природой, понимание глубинных экологических связей Владение необходимыми практическими навыками поведения в природе
Показате^и^сфо{»»4т>ованности эколоп™йГой"1}5™уры >—' '
экологические знания
грамотного эколого-сообразного поведения в повседневной жизни
ция этических норм, основанных на уважении к природе
жить в гармонии с окружающей средой
глобальных экологических связей
принимать ответственные решения во взаимоотношениях с природой
Практический модуль:
Методы формирования экологической культуры: интегрированное образование, метод проектов, внедрение кейс-метода, арттехнологии, обучение на природе, диалоговый характер проведения занятий, внедрение в процесс обучения основ экологической этики_
Формы организации занятий: учебные, внеучебные
Результативно-оценочный модуль: ^---
Результат - выпускник вуза, владеющий экологической культурой.
В предлагаемой педагогической модели экологического воспитания молодежи важную роль играют принципы: культуро-сообразности, природосообразности, краеведческий.
Принцип кулыуросообразности ориентирует воспитание на общечеловеческие ценности культуры.
Принцип природосообразности обеспечивает отношение к каждому человеку как к части биосферы и предполагает его воспитание и развитие в единстве с окружающей природой.
Краеведческий принцип ориентирован на то, что в процесс экологического воспитания обязательно должно быть включено изучение не только глобальных экологических проблем, но и региональных, а также того населенного пункта, где проживает молодой человек. Необходимо изучать конкретную экологическую информацию и опыт природоохранной деятельности в районе проживания или обучения. Кроме того актуально участие молодых людей в эколо-
гическом мониторинге окружающей среды в своем районе и предоставление данных мониторинга в территориальные административные органы управления. Таким образом, важнейшая задача краеведческого принципа - целостно раскрыть местные экологические проблемы и сформировать качества личности, составляющие ценностную основу экологической культуры.
Практическое внедрение данных принципов реализуется при использовании всех форм учебно-воспитательного процесса: лекционно-практические занятия, учебно-полевые практики, факультативная и общественная деятельность.
Уровень сформированности экологической культуры проявляется в эффективности экологической деятельности: расширением и активизацией культурной природоохранной деятельности молодежи. Полученное в процессе обучения экологическое образование и воспитание только в самостоятельной практической деятельности становится систематизированным и отражает определенный уровень экологической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук В. В. Воспитание и самовоспитание // Педагогическое образование в России. 2014. №1. С. 156-159.
2. Байлук В. В., Ларионова И. А. Научно-педагогическая школа института социального образования: самореализация субъектов социальной сферы в современном социуме // Педагогическое образование в России. 2011. №4. С. 6-11.
3. Беляева М. А. Воспитание репродуктивной культуры молодежи: культурологический аспект // Педагогическое образование в России. 2011. №1. С. 77-85.
4. Дегтерев В. А. К вопросу о компетентности, мобильности и конкурентоспособности // Педагогическое образование в России. 2014. №1. С. 112-118.
5. Дегтерев В. А. К вопросу об интегративно-дифференцированном подходе к практической подготовке специалистов социальной сферы // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. №1. С. 46.
6. Дегтерев В. А. Развитие социальной активности студенческой молодежи // Педагогическое образование и наука. 2010. №7. С. 65-71.
7. Коротун А. В. Модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. №7. С. 139-149.
8. ШлюндтС. А. Компетентностный подход в экологическом образовании // Педагогическое образование в России. 2012. №4. С. 145-149.
9. Шрамко Н. В. Условия самореализации личности в образовательной среде вуза // Педагогическое образование в России. 2011. №4. С. 34-38.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент 0. С. Тоистева.