Т.Д. Перепелюк, В.В. Швец «ТКАЦТВОТЕРАПИЯ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ...
Поэтому мы можем сказать, что поэтапная целеустремленная работа психолога, правильным образом организованная, с использованием производительных техник и методов работы, позволяет решить проблему воспитания и развития умственно отсталых учащихся, работая над индивидуальным развитием каждого индивида и улучшая межличностные взаимосвязи в ученическо-педагогическом коллективе в целом.
Занятия по «ткачествотерапии» являются разноплановым и многофункциональным методом работы с теми учениками, для которых индивидуальное развитие осталось за чертой искусственно созданной блокады мотиваций к обучению и развитию в целом. Это альтернативная работа, позволяющая сразу видеть результаты работы и повышать мотивационную составляющую ученика, стимулируя к всестороннему развитию и самосовершен-
ствованию. Характеристика методов указанной работы требует дальнейшего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства/ Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т., Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.
2. Грузенберг С. А. Теория катарсиса. Творчество как катарсис / С. А. Грузенберг / / Практическая психология и социальная работа. - 2008. - № 1. - С. 69-80.
3. Данилова В. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования / В. Данилова.
- X.: РИП «Оригинал», ИМП «Рубикон», 1994. - 128 с.
4. Титаренко Т. М. Жизненный мир личности: в пределах и за пределами обыденности / Т.М. Титаренко. -М.: Просвещение, 2003. - 376 с.
«TKATSTVOTERAPIYA» AS AN ALTERNATIVE IN THE SCHOOL PSYCHOLOGIST WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
© 2013
T.D. Perepelyuk, associate Professor of Psychology V.V. Shvets, competitor, teacher of Sobkyvsky scientific and correctional complex,
Uman, region of Cherkasy
Uman State Pedagogical University Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)
Annotation'. With the development of modern society acutely the question arises for children with special educational problems, «heavy» and problematic children, individuals from disadvantaged families and the development of personal creative core members of society through new forms and ways of working. Date and a new form of practical psychology is «tkachestvoterapiya», which helps to maintain not only mental but also physical health of students.
Keywords: tkachestvoterapiya, creativity, development, psychosomatic, psychological and physical development, thinking and communication skills.
УДК 378.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013
А.В. Путилова, начальник отдела организации и планирования
Северо-Казахстанский государственный университета им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: Результатом последних требований, предъявляемых к качеству современного высшего образования, стал компетентностный подход. На сегодняшний день существующая схема «знания — умения — навыки» для определения соответствия выпускника высшей школы запросам общества уже не актуальна, традиционные знания, умения и навыки уступают свои позиции компетенциям. В статье анализируются тенденции проектирования образовательного процесса в вузе на основе компетентностного подхода, его необходимость и востребованность в современном образовательном пространстве.
Ключевые слова: компетентностный подход, результаты обучения, качество образования, образовательный процесс в вузе.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире обеспечение высокого уровня развития личности - это стратегия реализации любого из уровней образования, будь то дошкольное, среднее, профессиональное, высшее или послевузовское. В контексте Болонского процесса, модернизация содержания образования, оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса и переосмысление цели и результата обучения, все эти и другие, наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы, находят свое отражение. Всеми заинтересованными сторонами, участницами Болонского процесса, вырабатывается язык компетенций и результатов, способствующий описанию направлений современных образовательных программ. Новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам вузов, среди которых все большее значение приобретают требования к таким компетенциям как: коммуникативная компетентность, способность к организации, способность решать поставленные задачи, способность к самообразованию, способность работать в команде, позволяющих успешно и эффективно организовывать свою деятельность в социальном, экономическом, культурном контекстах.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Быстроизменчивые процессы в образовательной сфере требуют от вузов внедрения новых подходов к процессу обучения. Одно из основополагающих решений в этом направлении - реализация компетентностного подхода, основанного на формировании и развитии у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию на рынке труда [1].
Одна из основных задач высшей школы - формирование профессионально компетентного будущего специалиста, «способного свободно и активно мыслить, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания и тем самым добиваться лучших результатов в своей профессиональной деятельности и реализации собственных профессиональных возможностей» [2].
Реализацию указанной задачи мы связываем, в первую очередь, с компетентностным подходом, актуализирующим практическую, действенную сторону профессиональной подготовки и акцентирующим внимание на результатах обучения — компетенциях. В этой свя-
зи приведем позицию участников проекта «Настройка образовательных структур в Европе»: «развитие компетенций в рамках образовательных программ может стать началом большой совместной работы на уровне европейских университетов в новой парадигме высшего образования, повышения качества образования, возможностей трудоустройства и воспитания гражданственности, а также формирования европейского пространства высшего образования» [3].
В условиях нарастающей глобализации социальноэкономической и культурно-политической жизни мирового сообщества изменяется научная парадигма высшего образования. Более актуальной становится компе-тентностная ориентация образовательного процесса, направленного на формирование практически применимых комплексных навыков, умений и знаний, тогда как традиционный подход к подготовке специалистов рассматривает образовательный процесс как сугубо рациональное «втягивание» профессиональной подготовки «в круг наукоучения» с его жесткой предопределенностью, однозначностью понятийного аппарата» [4].
Автор Н.А. Балабанова отмечает объективную потребность компетентностного подхода: «Работодатели как потребители результатов образовательных систем оценивают качество образования и подготовленность специалистов по уровню их компетентности, скорости овладения известными компетенциями и способности создавать новые компетенции. Такое понимание качества образования потребовало от университетов переосмысления целей и результатов образования, содержания и методов обучения, технологий организации образовательного процесса, сформированных в рамках традиционной когнитивной образовательной парадигмы высшего образования» [5].
Также широко известны работы И.А. Зимней, в которых детально прослежена история возникновения и становления компетентностного подхода в образовании [6; 7]. Новый этап в исследовании компетенций связан с работами В.Д. Шадрикова, внесшего значительный вклад в развитие компетентностного подхода [8; 9]. По В.Д. Шадрикову, «компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам» [9].
В настоящее время наблюдается узкое понимание компетенции, при котором она отождествляется с навыком. Очень часто, при формировании компетенций по определенной образовательной программе упускаются из виду общие компетенции, напрямую не связанные со специальностью, но крайне необходимые при подготовке выпускника. Недостаточный учет таких компетенций может резко понизить уровень подготовки современного выпускника, что принципиально неверно. В то же время, несмотря на наличие недостаточно исследованных вопросов и многочисленных противоречий, компе-тентностный подход в настоящее время является, безусловно, наиболее продуктивным и перспективным.
Квалификации в современном мире становятся сравнимыми и прозрачными, этому в полной мере способствует ориентация образовательных программ на результаты обучения. Но этого нельзя сказать о содержании образования, которое не является единым не только для стран, но и для образовательных учреждений даже при подготовке по одной и той же специальности.
Результаты обучения, выраженные на языке компетенций, как считают западные эксперты, - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций [3].
Развитие компетенций хорошо вписывается в парадигму современной системы образования, в целом ориентированной на личность обучающегося. Использование компетенций, ориентация на результат, их обсуждение в предметных областях, а также попытки определить их в качестве основных критериев подготовленности выпускника, могут сыграть важнейшую роль в создании понятных и сопоставимых академических степеней и в формировании единого Европейского пространства высшего образования. Однако вопросы, связанные с разработкой, реализацией, оценкой уровня развития компетенций и отражения их в образовательных программах нуждаются в рассмотрении и обсуждении [3].
В рамках компетентностного подхода происходит ориентация на построение учебного процесса в соответствии с результатами обучения: при разработке образовательных программ, основанных на компетенциях, изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что выпускник будет знать и уметь после окончания соответствующей образовательной программы. Дублинские дескрипторы обеспечили ориентацию образовательных программ на личность обучаемого. Результаты обучения и компетенции, с одной стороны, определяют содержание образовательных программ, с другой - они устанавливаются, исходя из требований конкретной учебной дисциплины или модуля, а также из социальных задач по формированию у выпускников гражданской зрелости и способности к трудоустройству. Максимальное использование опыта и знаний преподавателей - важный принцип реализации содержания обучения, однако он не должен становиться ведущим. Важно подчеркнуть, что именно студент осваивает компетенции и является активным субъектом деятельности, а не преподаватель передает ему свои знания.
Иначе говоря, компетентностный подход предполагает готовность и стремление человека применять свои знания, умения и личностные качества в определенной области профессиональной деятельности [10].
При проектировании основных образовательных программ и технологий обучения, нацеленных на формирование перечня компетенций, которыми должен обладать выпускник, необходимо разработать структуру компетентностной модели специалиста, отражающую идеологию нового образовательного стандарта и позволяющую осуществить практическую реализацию сложного процесса подготовки компетентных кадров, отвечающих потребностям рынка труда [11].
Формирование целей статьи (постановка задания). Основой для подготовки качественного специалиста, востребованного на современном рынке труда, на сегодняшний день является разработка компетенций с учетом их конкретного состава. При формировании определенной компетенции очень важен вопрос о выборе правильной стратегии ее формирования, а именно то, какие компоненты и кем должны формироваться в первую очередь, поскольку являются основой для формирования других.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Направлениями реализации компетентностного подхода в деятельности вуза являются следующие:
- описание целей и результатов образования на языке компетенций;
- ориентация образовательного процесса на личность обучаемого;
- формирование образовательных программ с учетом индивидуальной образовательной траектории;
- использование модульного подхода при формиро-
вании образовательных программ;
- разработка методического обеспечения образовательных программ, построенных с учетом компетент-ностного подхода.
Методическое обеспечение образовательных программ, разработанное в логике компетентностного подхода, является на сегодняшний день ключевым элементом, с помощью которого реализуются необходимые цели и задачи. Для этого традиционное методическое обеспечение должно приобрести соответствующую компетентностную ориентацию и быть четко ориентированным на достижение результата. Для этого существующее методическое обеспечение образовательных программ вуза должно быть модифицировано и откорректировано в соответствии с новыми требованиями и разработками в сфере высшего образования.
Сложившаяся ситуация в сфере методического обеспечения учебного процесса в вузе привела к тому, что выпускники вузов становятся невостребованными на рынке труда и неконкурентоспособными в современном мире. Выпускник вуза обязан сегодня значительно быстрее адаптироваться к социальным условиям и требованиям современного рынка труда, но это возможно в том случае, если при разработке методического обеспечения учебного процесса вуза будут четко определены необходимые компетенции будущего специалиста и с их учетом спроектированы модульные образовательные программы.
В ходе обучения компетенции формируются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в коллоквиумах и студенческих научных конференциях, работе в коллективных студенческих научно-исследовательских и творческих проектах, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями и научным руководителем, прочих видов образовательной деятельности. Следует подчеркнуть, что формирование компетенций редко бывает связано лишь с освоением теоретических курсов, преподносимых студенту в лекционной (аудиторной) форме. Как правило, компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения - когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике и т.п. - и могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы [12].
Для определения компетенций целесообразно проводить опросы широкого круга респондентов и использовать полученные в ходе опросов данные при разработке модульных образовательных программ на основе компетентностного подхода. На основании обработки результатов анкетирования, проведенного среди профессорско-преподавательского состава, выпускников и работодателей, по каждой специальности, определяется перечень общих и предметных компетенций, которые являются основой для разработки Требований к уровню квалификации и компетентности выпускника по определенной образовательной программе.
Этапы формирования образовательных программ в вузе:
- анализ потребности рынка труда.
- подтверждение востребованности образовательных программ.
- проведение социологических исследований (опрос, анкетирование, интервьюирование и т.д.) со всеми заинтересованными лицами.
- разработка и методическое обеспечение модульных образовательных программ.
На первом этапе проходит анализ потребности рынка труда: проводится работа по прогнозу потребности региона в кадрах. Образовательная программа формируется исходя из потребностей рынка труда и должна удовлетворять ожиданиям работодателей.
На втором этапе подтверждается востребован-
ность образовательных программ, рассматриваются вопросы об актуальности образовательных программ. Осуществляется мониторинг рынка труда, выявляется потребность в программах тех или иных специальностей и специализаций на региональном уровне путем консультаций (анкетирования, опроса, интервьюирования и др.) социальных партнеров, работодателей, профессиональных объединений. По итогам данной работы проводится оптимизация специальностей.
На третьем этапе для выявления траектории образовательных программ проводятся социологические исследования (опрос, анкетирование, интервьюирование
и.т.д.) с работниками управлений департаментов и ведомств, работниками предприятий и учреждений, а также с выпускниками вуза и студентами-практикантами. Предложения работодателей обсуждаются на учебнометодическом совете вуза, по итогам работы формируются новые образовательные траектории, новые элективные курсы.
На четвертом этапе идет непосредственная работа по разработке и методическому обеспечению образовательных программ. Для этого разрабатываются: Требования к уровню квалификации и компетентности бакалавра по специальности (на основании Национальной рамки квалификаций, государственных общеобязательных стандартов образования, требований международных аккредитационных агентств), которые в обязательном порядке согласуются с работодателями. При разработке данных требований учитывается, что компетенции могут быть трех уровней: международные, национальные и региональные. Разработанные Требования к уровню квалификации и компетентности бакалавра представлены в следующей таблице:
Таблица 1- Требования к уровню квалификации и компетентности
Знания Умения и навыки Личностные и профессиональные компетенции
1 Общие знания 1 Общие умения и навыки 1 Общие компетенции
1.1 Общие социально-этические знания 1.1 Общие социально-этические умения и навыки 1.1 Общие социально-этические компетенции
1.2 Общие личностные знания 1.2 Общие личностные умения и навыки 12 Общие личностные компетенции
13 Общие экономические и организационно-управленческие знания 13 Общие экономические и ор г ани з ащто нно-у правленческие умения и навыки 13 Общие экономические и организационно-управленческие компетенции
2 Специальные знания 2 Специальные умения и навыки 2 Специальные компетенции
2.1 Общие профессиональные знания 2.1 Общие профессиональные умения и навыки 2.1 Общие профессиональные компетенции
2.2 Специальные профессиональные знания 22 Специальные профессиональные умения и навыки 22 Специальные профессиональные компетенции
2.3 Научно-исследовательские знания 23 Научно-исследовательские умения и навыки 2.3 Научно-исследовательские компетенции
Модернизация современного высшего образования предполагает инновационный характер развития всей системы образования. Существенную роль в процессе модернизации высшего образования призвано выполнять грамотное учебно-методическое обеспечение не только отдельной дисциплины, но и всего образовательного процесса в целом, проектирование и разработка которого по-прежнему является тем исходным видом работы, который обеспечивает необходимое основание учебного процесса, его качество и эффективность.
Компетентностная ориентация современных вузовских образовательных программ определяет необходимость командного подхода к процессу проектирования. Иными словами, целесообразно, чтобы конкретную образовательную программу, подчиненную общей цели и ориентированную на достижение единых результатов, но при этом состоящую из отдельных модулей, конструировала команда разработчиков.
Команда разработчиков образовательных программ должна решать следующие задачи:
- осуществляет совместное определение целей и ожидаемых результатов образовательной программы, а также квалификационных характеристик её выпускника (проведение анкетирования по определению компетенций);
- определяет организационную и содержательную структуру модулей образовательной программы, вклю-
чающую инвариантную и вариативную (подлежащие выбору студента) части (каталог модульных образовательных программ, куррикулум, учебный план);
- вырабатывает общую логику построения учебнометодического комплекса модуля;
- отдельные представители команды разрабатывают конкретные учебные модули в соответствии со своей специальностью, а также учебно-методический комплекс к ним [12].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Междисциплинарный характер современных образовательных программ определяет необходимость участия в команде разработчиков представителей разных специальностей. А работа команды должна быть организована таким образом, чтобы участники, имеющие разное базовое образование и квалификацию, могли согласовать свои позиции и предложить в итоге обобщенную междисциплинарную целостную концепцию образовательной программы.
По окончании эксперимента разработанные Требования к уровню квалификации и компетентности были внедрены в образовательный процесс СевероКазахстанского государственного университета имени М. Козыбаева по всем специальностям бакалавриата. Таким образом, результаты проведенного эксперимента показывают, что формируя востребованную на современном рынке труда образовательную программу на основе компетентностного подхода, нужно уделять особое внимание определению компетенций и результатов обучения. Чтобы достичь высокого качества образовательных услуг, вузам необходимо привлекать к разработке образовательных программ всех заинтересованных участников образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 8. С. 52-55.
2. Мирза Н.В. Научно-теоретические основы форми-
© 2013
рования профессиональной компетентности будущего педагога: Автореф.... канд. пед. наук. Караганда, 2010. 38с.
3. Настройка образовательных структур в Европе. [Электронный ресурс]: база данных. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru
4. Сахарчук Е. Гуманитарный механизм управления качеством подготовки специалистов для сферы образования // Вестник высшей школы. Almamater. 2003. №9. С. 47-50.
5. Балабанова Н.А. Результаты образования в контексте компетентностного подхода // Сейтеновские чтения
- 7: материалы международной научно-практической конференции. - Кокшетау, 2012. 476 с. С. 141-145.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
8. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.
9. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вест. Яросл. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Серия «Психология», 2006. № 1. С. 15-21.
10. Савруцкая Е.П. Межпредметные связи в свете компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 86-90.
11. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 24-29.
12. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов // Под ред. С.В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 212 с.
COMPETENCE-BASED APPROACH AT DESIGN OF EDUCATIONAL PROCESS AS THE MECHANISM OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATION
A.V. Putilova, head of department of the organization and planning
North Kazakhstan state university named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Annotation: Competence-based approach became result of the last demands made to quality of modern higher education. Today the existing scheme “knowledge — abilities — skills” to inquiries of society isn’t actual for determination of compliance of the graduate of the higher school, traditional knowledge, skills yield the position to competences. In article tendencies of design of educational process in higher education institution on the basis of competence-based approach, its need and a demand for modern educational space are analyzed.
Keywords: competence-based approach, results of training, quality of education, educational process in higher education institution.