Вопросы общего образования
УДК 376.1-058+378.04 ББК Ч484(2)6
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ АДАПТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНВАЛИДОВ ПРИ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова Челябинский государственный университет
COMPETENCE-BASED APPROACH
AS A BASIS FOR CONSTRUCTING ADAPTATION
AND EDUCATIONAL PROGRAM OF PRE-UNIVERSITY TRAINING
OF DISABLED PEOPLE IN A UNIVERSITY
E. Martynova, D. Romanenkova Chelyabinsk State University
Сформулированы принципы реализации компетентностного подхода к довузовской подготовке инвалидов. Раскрыто понятие ключевых компетенций применительно к довузовской подготовке инвалидов, показано их содержание и специфика в процессе реализации адаптационно-образовательной программы довузовской подготовки инвалидов в Челябинском государственном университете.
Ключевые слова: компетентностями подход, ключевые компетенции, довузовская подготовка, инвалиды.
Principles of implementation of competence-based approach for pre-university training of disabled people are formulated. The notion of key competences is specified for pre-university training of disabled people, the content and peculiarity of the competences are shown in the process of implementation of adaptation and educational program of pre-university training of disabled people in Chelyabinsk State University.
Keywords: competence-based approach, key competencies, pre-university training, disabled people.
Изменения, происходящие в различных сферах жизнедеятельности общества, ускорение темпов его развития, не могут не оказывать влияния на ситуацию в сфере образования. Смена парадигмы образования в информационном обществе связана со свободным доступом людей к информации и ростом роли личностных особенностей в процессе обретения индивидом определенного социального статуса. Сегодня система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. В связи с
этим происходит переход от традиционного образования, основанного на знаниях, к образованию, основанному на развитии. С позиций традиционного подхода: чем больше знаний приобрел обучаемый, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно определить как компетентност-ный подход. Компетентностный подход предполагает не усвоение обучаемым отдельных
друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это прежде всего заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.
В настоящее время существует потребность получения инвалидами высшего образования. Однако проблемы, связанные с состоянием здоровья детей-инвалидов, зачастую затрудняют получение качественного школьного образования, что препятствует поступлению в вуз и дальнейшему интегрированному обучению. Поэтому необходима специально организованная система довузовской подготовки инвалидов при учреждении высшего профессионального образования.
Целью довузовской подготовки является устранение барьеров, препятствующих образованию инвалидов в вузе, путем довузовской адаптации и подготовки инвалидов к поступлению в вуз и дальнейшему интегрированному обучению.
Процесс довузовской подготовки инвалидов должен быть организован таким образом, чтобы создать оптимальные условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей каждого инвалида - слушателя довузовской подготовки в соответствии с его особенностями, ограничениями, возможностями, уровнем развития [5].
Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе довузовской подготовки инвалидов связана с концепцией развивающего профессионального образования [2], определяющего целенаправленное формирование новообразований личности, которые обеспечивают формирование компетенций будущего профессионального развития.
Важнейшие принципы реализации компе-тентностного подхода в довузовской подготовке следующие:
- приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого, учет его индивидуальных особенностей и возможностей;
- технологии довузовской подготовки соотносятся с закономерностями становления личности;
- содержание довузовской подготовки определяется уровнем развития современных социальных отношений, информационных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности;
- довузовская подготовка имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием комплекса ключевых компетенций и развитием функциональных качеств будущего студента в избранном направлении подготовки.
В отношении инвалидов следует опираться на теорию Л.С. Выготского о сверхкомпенсации личности [1], имеющей физические нарушения, обращая внимание на развитие тех психических новообразований, которые направлены на социальную адаптацию и интеграцию, на формирование ценностно-
мотивационного, когнитивно-познавательного и деятельностного подходов к будущей профессиональной деятельности и ее осознанному и адекватному выбору. В рассматриваемом случае следует также учесть дополнительные принципы:
- действенность довузовской подготов-
ки молодых инвалидов определяется организацией специальной образовательно-
реабилитационной среды в вузе;
- довузовская подготовка имеет вариативный характер, обеспечивая индивидуальную траекторию развития путем дифференциации форм и методов обучения в соответствии с личностными и физическими особенностями инвалидов;
- довузовская подготовка максимально обращена к развитию позитивных индивидуальных личностных качеств инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Сформулированные принципы ставят акцент на начальном уровне образованности и мотивации слушателей-инвалидов - уровне сформированности мотивов, знаний, умений, навыков. Каждому инвалиду предоставляется возможность осуществления индивидуальной траектории подготовки и выбора профессии. Дидактические средства адаптируются к познавательным возможностям слушателей-инвалидов, оптимальной является блочномодульная компоновка содержания довузовской подготовки и ориентация образователь-
Вопросы общего образования
ной программы на будущую учебнопрофессиональную деятельность. Среди образовательных технологий преобладают дидак-тоцентрические, облегчающие переход умственных действий в практические и наоборот. Ключевые компетенции включают деятельностные знания, умения и способности, необходимые для успешной адаптации к вузу, адекватного выбора в профессиональной сфере, перехода к учебной деятельности в вузе и выполнения разнообразных взаимосвязанных видов деятельности.
Организационной основой учебного процесса в Региональном центре образования инвалидов Челябинского государственного университета является инновационная образовательно-реабилитационная программа, которая состоит из двух групп дисциплин: дисциплин предметной подготовки, необходимых для сдачи вступительных испытаний (русский язык, математика, обществознание, история, биология и т. п.), и адаптационных дисциплин, ориентированных на дальнейшее интегрированное обучение в вузе (основы методики самостоятельной работы в вузе, профориентация и психология личности, информационные технологии, основы правовых знаний). Эта программа реализуется в очной и дистанционной формах.
Определим ключевые компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплин довузовской подготовки инвалидов, а также технологии, методы и приемы, средства и формы организации образовательного процесса, способствующие реализации компе-тентностного подхода [4].
Под ключевыми компетенциями применительно к довузовскому образованию мы понимаем способность молодых инвалидов самостоятельно действовать в ситуации, осложненной их физическими и социальными ограничениями, при решении актуальных для них проблем, связанных с переходом от средней школы к высшей. Перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также на основных видах деятельности слушателя, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе [6].
Ценностно-смысловые компетенции связаны с формированием ценности высшего образования, знаний, саморазвития. Данные компетенции обеспечивают механизм само-
определения слушателя в ситуациях учебной и иной деятельности, от них зависит индивидуальная образовательная траектория слушателя. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с выбором профессии, планированием жизненного и профессионального пути. Дисциплинами, в ходе изучения которых формируются ценностно-смысловые компетенции, являются «Основы методики самостоятельной работы в вузе» и «Профориентация и психология личности».
Под общекультурными компетенциями понимается совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами. Приоритет в формировании общекультурных компетенций отводится воспитательной и внеучебной работе со слушателями. В процесс довузовской подготовки включаются комплексные воспитательные мероприятия для слушателей-инвалидов, в которых принимают участие сами слушатели, студенты-волонтеры старших курсов специальности «Педагогика и психология», преподаватели и сотрудники Регионального центра образования инвалидов. Воспитание в коллективе и через коллектив - это адаптация инвалида к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, к правилам социума и под контролем социума.
Учебно-познавательные компетенции -это совокупность компетенций слушателя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Поскольку данные компетенции являются основными для получения образования в вузе, их формированию уделяется особое значение. В ходе изучения дисциплины «Основы методики самостоятельной работы в вузе» слушатели-инвалиды получают определенную сумму знаний и навыков учебной, учебно-исследовательской и научноисследовательской работы с целью их адаптации к будущей самостоятельной организации интеллектуального труда. На формирование учебно-познавательных компетенций направлены также дисциплины предметной подготовки.
Информационные компетенции форми-
руются в ходе изучения дисциплины «Информационные технологии». Слушатели-инвалиды должны не только овладеть необходимыми навыками пользователя персонального компьютера, включая изучение основных принципов телекоммуникаций в современном мире, получение практических навыков поиска информации в глобальной сети Интернет; работы с электронной почтой, с базами данных и знаний, но и приобрести умения применять информационные технологии в учебном процессе. Также они должны научиться использовать специальные технические средства в учебном процессе с тем, чтобы компенсировать влияние нарушенных органов и систем. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности слушателя по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Задача формирования коммуникативных компетенций - одна из основных задач изучения всех дисциплин адаптационного цикла. К ним относятся усвоение закономерностей процесса общения в жизни каждого человека и путей преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах вузовской жизни, так и вне ее, привитие коммуникативных навыков межличностного и группового общения, владение различными социальными ролями в коллективе. Слушатель-инвалид должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в граждан-ско-общественной и социально-трудовой сферах, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Развитию этих компетенций способствует дисциплина «Основы правовых знаний». Приоритет в учебной программе по основам правовых знаний отдается знаниям о правах человека, организации правового государства и органов местного управления, тех учреждений и организаций, с которыми приходится встречаться инвалиду, то есть предназначенных для защиты инвалидов. Полученные знания создают основу для социальной ориентации инвалида, развития его деятельности и инициативы.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуаль-
ного саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Данные компетенции очень важны для слушателей-инвалидов, имеющих нарушения биологического, психологического и социального здоровья. В ходе изучения дисциплины «Профориентация и психология личности» у слушателей развиваются умения адекватно оценивать собственные физические и интеллектуальные возможности, управлять своим поведением, распознавать и корректировать собственные психические состояния, свойства и индивидуальные особенности своей личности, они обучаются методам самоанализа, самопознания и рефлексии, необходимым в разных жизненных ситуациях.
Рассмотренные ключевые компетенции относятся к метапредметному содержанию довузовского образования инвалидов, общепредметные и предметные компетенции должны конструироваться для каждой дисциплины адаптационного и предметного цикла.
Использование компетентностного подхода в процессе довузовской подготовки инвалидов предполагает существенные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов слушателей по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции усвоения знаний.
Для эффективности процесса довузовской подготовки инвалидов необходим баланс использования методов традиционного обучения (методов, носящих репродуктивный характер и направленных на передачу слушателям определенной суммы знаний,
формирование навыков и умений) и методов активного обучения (методов, направленных на развитие у слушателей самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи). В учебном процессе используются как индивидуальные активные методы обучения (выполнение практических задач, тренировка), так и групповые (групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, элементы социально-психологического тренинга). В ходе обучения по очной форме предусмотрены лекции, практические занятия, тренинги, тесты, система самостоятельных заданий, рефераты, библиографические описания. В дистанционной форме применяются следующие формы поддержки учебного процесса инвалидов: интернет-лекции и веби-нары, очные и дистанционные консультации
Вопросы общего образования
преподавателей-тьюторов, тематические форумы. Для повышения мотивации познавательной деятельности эффективным является использование различных рейтинговых процедур, которое оказывает стимулирующее влияние на повышение эффективности деятельности слушателей, формирование и поддержание мотивации, развитие чувства ответственности за полученный результат.
Результаты довузовской подготовки инвалидов определяются на основе владения, обладания слушателем-инвалидом соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Для оценки результатов довузовской подготовки слушателей-инвалидов и сформи-ровананности у них компетенций мы используем следующие критерии [3]: мотивационный - готовность к проявлению компетенции; когнитивный - владение знанием содержания компетенции; поведенческий - опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; ценностносмысловой - отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения; эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетенции. В качестве методов проверки сформированности компетенций выступают: анкетирование, тестирование, домашние сочинения, дневники самонаблюдений, психологические автопортреты, экспертные оценки, самооценки. В завершение довузовской подготовки каждый слушатель пишет самостоятельную творческую работу, отражающую осознанность выбора спе-
циальности и готовность к продолжению образования в вузе.
Литература
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 367 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 240 с.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5. - С. 34-42.
4. Мартынова, Е.А. Реализация компе-тентностного подхода в процессе довузовской подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова // Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях: материалы Всерос. науч. конф., Челябинск, 30-31 марта 2011 г. / под ред. С.А. Репина. - Челябинск: ЧелГУ, 2011. - С. 88-90.
5. Мартынова, Е.А. Социальные и педаго-
гические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Мартынова. -
Челябинск: ЧелГУ, 2002. - 383 с.
6. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журн. - 2005. - 12 дек. - http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm.
Поступила в редакцию 26 января 2012 г