Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке финансистов'

Компетентностный подход к подготовке финансистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СВЯЗЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИННОВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPECIALISTS' TRAINING / QUALITY OF TRAINING / STRATEGIC PARTNERSHIP / INTERRELATION OF SCIENCE AND PRACTICE / COMPETITIVENESS OF SPECIALISTS / INNOVATIONS IN STUDIES / SCIENTIFIC RESEARCH / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудько-силиванов Виктор Владимирович, Брызгалова Наталья Яковлевна, Крючкова Елена Андреевна

Статья посвящена вопросам подготовки специалистов по специальности «Финансы и кредит» в тесном взаимодействии с Главным управлением Банка России по Приморскому краю. В статье отражены основные направления деятельности выпускающей кафедры «Финансы и кредит» ТГЭУ по подготовке высокопрофессиональных специалистов, ориентированных на региональный рынок труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудько-силиванов Виктор Владимирович, Брызгалова Наталья Яковлевна, Крючкова Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach to training of specialists in finances

The article is devoted to the problems of training specialists in Finance and Banking in close co6operation with the Administration of the Bank of Russia in Primorsky Region. The main trends of PSUE Finance and Banking Department preparing high-qualified specialists for the regional labour market are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке финансистов»

в.в. рудько-силиванов, Компетентностный

Н°ЯФБрЫЗГАЛОВА, доцент ПОДхОД К ПОДгОТОвКе

Е.А. КРЮЧКОВА, доцент финаНСИСТОВ

Статья посвящена вопросам подготовки специалистов по специальности «Финансы и кредит » в тесном взаимодействии с Главным управлением Банка России по Приморскому краю. В статье отражены основные направления деятельности выпускающей кафедры «Финансы и кредит» ТГЭУ по подготовке высокопрофессиональных специалистов, ориентированных на региональный рынок труда.

Ключевые слова: подготовка специалистов, качество подготовки, стратегическое партнерство, связь науки и практики, конкурентоспособность специалистов, инновации в учебном процессе, научные исследования, профессиональная деятельность.

Быть финансистом не просто модно, но по-настоящемуинтересно, особенно для тех, кто хочет понять, в чем суть реальной экономической жизни. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что специалист-финансист будет востребован в любом месте и при любой власти. Ведь история человеческих отношений - это история совершенствования управления финансами, кредитами, инвестициями и денежными потоками.

Более 15 лет Тихоокеанский государственный экономический университет совместно с Главным управлением Банка России по Приморскому краю целенаправленно формируют систему профессионального образования специалистов в области финансов, кредита и банковского дела. На базе университета создана и успешно функционирует система непрерывного обучения специалистов: Банковский колледж - Международный институт финансов, кредита и банковского дела - НОУ «Дальневосточный банковский учебный центр».

Один из основных результатов стратегического партнерства - открытие в 1992 г. кафедры «Финансы и кредит», ставшей выпускающей по специальности «Финансы и кредит». Создание кафедры было обусловлено необходимостью подготовки специалистов, непосредственно ориентированных на новое качество и перспективы развития российской финансовой и банковской систем в рыночных условиях. В настоящее время на кафедре ведется подготовка всех уровней: бакалавров, специалистов,

магистров и аспирантов. Основателем и бессменным руководителем кафедры является Виктор Владимирович Рудько-Силива-нов - доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, успешно сочетающий научно-педагогическую деятельность с практической работой в должности начальника Главного Управления Банка России по Приморскому краю.

Научно-педагогический состав кафедры - один из самых высококвалифицированных среди вузов Дальнего Востока. Это 4 доктора наук, профессора по специальности «Финансы, денежное обращение и

Из жизни вуза

73

кредит», 18 кандидатов наук, доцентов, 7 старших преподавателей. Наши преподаватели - это ученые-практики, обладающие знаниями фундаментального и прикладного уровня, имеющие опыт работы в новых рыночных условиях, авторитетные специалисты, профессионалы высокого уровня. Половина педагогического состава кафедры - это руководители и ведущие специалисты Администрации Приморского края, ГУ ЦБ РФ по Приморскому краю, Управления Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства РФ по Приморскому краю, коммерческих банков, инвестиционных и страховых компаний.

Совместная деятельность теоретиков и практиков по развитию учебно-методической и научной базы позволяет создать современные условия для высококачественного обучения, быть в курсе происходящего, как говорится, «держать руку на пульсе», то есть на деле реализовывать компе-тентностный подход, который рассматривается нами как инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средством углубления их сотрудничества и взаимного доверия.

Кафедра «Финансы и кредит» в соответствии с договорами о сотрудничестве с финансовыми структурами Дальневосточного федерального округа (ДФО) организует практическую подготовку и научно-исследовательскую работу студентов. Производственная и преддипломная практики в обязательном порядке предполагают выполнение индивидуального практического задания.

Научно-исследовательская работа ППС кафедры и студентов ведется в рамках научно-исследовательской программы «Формирование системы денежно-кредитных инструментов стимулирования регионального экономического развития». Содержание проектов раскрывается комплексом перспективных исследовательских направлений: обобщение концептуальных подходов к совершенствованию механизма регулирования спроса и предложения на денежном и товарном рынках; изучение процесса адаптации экономики Дальнего Вос-

тока к методам регулирования экономического роста денежно-кредитными инструментами. Результаты научных исследований оформляются в виде научных публикаций, курсовых, выпускных квалификационных работ и диссертаций, используются при подготовке учебных пособий и иных учебно-методических материалов, доводятся до научной общественности в докладах и выступлениях на конференциях, семинарах и совещаниях, включаются в рекомендации органам власти и управления, предприятиям региона.

Кафедра тесно взаимодействует с управленческими и производственными структурами региона (Администрацией Приморского края, банками, Азиатско-Тихоокеанской валютной биржей) и ведущими научно-исследовательскими центрами страны (Институтом экономики РАН, НИИ Банка России, Финансовой академией при Правительстве РФ, Дальневосточным отделением РАЕН).

Творческая деятельность преподавате-лей-практиков обеспечила кафедре «Финансы и кредит» заслуженный авторитет не только в Приморском крае, но и на рынке образовательных услуг Дальнего Востока и Сибири.

В целях повышения качества подготовки специалистов для учреждений Банка России в ДФО и обеспечения непрерывности банковского образования в рамках договора о сотрудничестве между Банком России и ДВГАЭУ (1997 г.) на базе кафедры «Финансы и кредит» и ГУ Банка России по Приморскому краю был организован Межрегиональный учебный комплекс Банка России. В настоящее время эта идея получила дальнейшее развитие: подготовка специалистов ведется не только для субъектов Дальневосточного федерального округа, но и для других регионов, таких как Республика Тыва, Республика Бурятия, Омская, Тюменская, Иркутская и Читинская области. Для большего территориального охвата и создания оптимальных условий обучения в заочном институте широко используются современные образовательные технологии, в том числе дистанционные.

Кроме того, кафедра с 1998 г. реализует Президентскую программу «Подготовка управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации » по направлению «Финансы и кредит». В этой программе участвуют энергичные и инновационно мыслящие специалисты, которые понимают важность подготовки управленческих кадров для экономики.

Учебный процесс по специальности «Финансы и кредит» ориентирован на развитие традиционных и внедрение новых форм и методов обучения. Преподаватели кафедры широко используют имитационные методы, в которых учебно-познавательная деятельность построена на организации квазипрофессиональной деятельности, и неимитационные, базирующиеся на активизации познавательной деятельности в ходе лекционных, практических и семи-нарскихзанятий. Это деловые игры по курсам, проблемные лекции, дискуссии, круглые столы, решение хозяйственных ситуаций и задач, анкетные опросы, просмотр и обсуждение учебных видеофильмов и др. Внедрена модульно-рейтинговая система оценки знаний в режиме on-line, что позволяет студентам старших курсов изучать ряд

дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий. Благодаря методам активного обучения возможно перейти от традиционной информационноознакомительной технологии к системе проблемного обучения с использованием отечественных и зарубежных педагогических новаций, привить студентам навыки профессиональной деятельности.

На кафедре «Финансы и кредит » работает лаборатория финансовых исследований, задачами которой являются углубление и творческое наполнение учебного материала, а также обучение студентов методике и средствам самостоятельного решения научных задач и навыкам работы в научных коллективах.

В настоящее время все большее значение приобретает междисциплинарное взаимодействие, использование аппарата других наук для решения задач организации и развития денежно-кредитных отношений. В первую очередь это касается взаимодействия экономики и математики, что неудивительно, поскольку последняя привносит в банковскую деятельность точность расчетов при определении рисков. В сочетании со знанием банковского дела умение строить экономико-математические модели по-

Из жизни вуза

15

зволяет банкам избегать неоправданных действий и потерь, повышать качество своей работы. Именно поэтому в нашем университете банковское дело изучают не только будущие банкиры, но и математики, коммерсанты и др.

Развитие международного сотрудничества в сфере образования дало толчок к реализации совместных образовательных программ с зарубежными вузами. С одной стороны, предусматривается организация зарубежной ознакомительной и производственной практики студентов в рамках договоров о сотрудничестве с вузами КНР. Программа зарубежной практики ориентирована на закрепление теоретических знаний и знакомство с международной банковской системой. С другой стороны, мы принимаем активное участие в подготовке бакалавров из КНР по направлению «Экономика ». Ведется прием на очную форму обучения студентов из КНДР и КНР по направлению «Финансы и кредит».

У нас учится талантливая молодежь, и мы гарантируем ей достойное место в жизни, высокую квалификацию и профессионализм. Модернизируя нашу модель образования, мы ориентируемся в первую очередь на запросы потребителя кадров - работодателя. С первых дней работы кафедра «Финансы и кредит» выстраивает систему партнерства с работодателями и прилагает все усилия к тому, чтобы ее выпускники были востребованы в регионе и нашли свое место не только в финансовых структурах, но и на промышленных предприятиях, в торговле и во многих других сферах.

За 15 лет работы кафедра подготовила более 1500 специалистов, многие из них занимают руководящие ответственные должности, трудятся на ответственных государственных постах, в финансово-банковской сфере, в образовательных учреждениях. Немало среди выпускников тех, кто сделал успешную профессионально-должностную карьеру (президенты отечественных и зарубежных банков, ведущие специалисты министерств и ведомств, территориальных управлений Банка России на Дальнем Востоке), а это - показатель эффективности вуза.

С 2006 г. кафедра активно сотрудничает с международной аудиторской компанией PricewaterherhouseCoopers (PWC), четыре выпускника по специальности «Финансы и кредит» прошли конкурсный отбор и приглашены на работу в Москву.

Таким образом, высокое качество образовательных услуг в подготовке специалистов для финансово-кредитной сферы, значимые результаты научных исследований, внедрение инновационныхтехнологий являются результатом целенаправленныхсовме-стных действий кафедры «Финансы и кредит», ГУ Банка России по Приморскому краю и других стратегических партнеров.

RUDKO-SILIVANOV V.V., BRYZGALOVA N.Y., KRUCHKOVA E.A. COMPETENCE APPROACH TO TRAINING OF SPECIALISTS IN FINANCES

The article is devoted to the problems of training specialists in Finance and Banking in close co-operation with the Administration of the Bank of Russia in Primorsky Region. The

main trends of PSUE Finance and Banking Department preparing high-qualified specialists for the regional labour market are presented in the article.

Keywords: specialists’ training, quality of training, strategic partnership, interrelation of science and practice, competitiveness of specialists, innovations in studies, scientific research, professional activities.

Опыт внедрения СМК

В.А. ЮРЧЕНКО, доцент, проректор по инновационной работе

Т.В. КОРОТКОВА, ст. преподаватель

В статье изложен практический опыт решения проблем, возникающих при разработке, внедрении и сертификации системы менеджмента качества в образовательном учреждении высшего профессионального образования на соответствие требованиям международного стандарта 180 9001:2000. Приведены конкретные проблемы и способы их решения, принятые и одобренные сертифицирующим органом

Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарт, высшее образование, политика в области качества, миссия, качество подготовки специалистов, руководство по качеству, сертификация.

Подобно промышленным предприятиям, организациям сферы торговли и услуг, современные вузы вступили на путь конкурентной борьбы как за рынок поставщиков (абитуриентов и их родителей), так и за рынок потребителей своей продукции -работодателей. В связи с этим руководство вузов стало понимать, что необходимо создавать условия, обеспечивающие требуемый рынком уровень подготовки специалистов, и научиться им управлять.

Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, умений и навыков выпускников вузов, уровнем их культуры и в итоге - конкурентоспособностью на рынке труда. Высокое качество результатов может быть достигнуто только при высоком качестве образовательного процесса, которое обеспечивается, с одной стороны, его содержанием, а с другой - материальнотехническими, информационными и кадровыми ресурсами при должном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех иерархических уровнях управления вузом.

Деятельность образовательного учреждения можно рассматривать как совокуп-

ность и взаимосвязь определенных процессов (видов деятельности), а именно образовательного, научного, финансового, информационного, административно-хозяйственного, социального и кадрового, которые, по существу, являются основными процессами для любого российского вуза. Для успешного функционирования организация должна осуществлять менеджмент многочисленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.