Т.И. ЕЛИСЕЕВА, доцент, проректор по учебной работе Е.Б. ГАФФОРОВА, доцент Е.Г. ЮРЧЕНКО, доцент О.П. ГОЛОВИНА, начальник учебно -методического управления
Качество образования: выполнение требований заинтересованных сторон
Статья посвящена вопросам выполнения требований всех заинтересованных сторон (работодателей, родителей, студентов) в управлении качеством подготовки специалистов в университете. Приведены результаты деятельности по разработке механизма интеграции интересов вуза и работодателей, по организации опережающей подготовки специалистов и продвижению на региональный рынок механизма независимой оценки выпускников.
Ключевые слова: качество образования, требования к качеству образования, потребители образовательных услуг, предприятие-работодатель, модель подготовки специалиста, трудоустройство, рынок труда, опережающая подготовка специалистов, социальные партнеры, независимая оценка.
Обеспечение качества образования
является одним из основных приоритетов деятельности коллектива Тихоокеанского государственного экономического университета. Актуальность этой темы в течение последнего десятилетия поддерживается тем обстоятельством, что, несмотря на ужесточающуюся конкуренцию на рынке образовательных услуг, ожидаемого «по теории » общего повышения их качества не происходит. На наш взгляд, это со всей очевидностью свидетельствует о специфичности образовательной деятельности и особенностях конкурентной среды в данной сфере. Потому и классические подходы к менеджменту качества, применяемые на предприятиях большинства отраслей экономики, при их использовании в управлении вузами также приобретают определенную специфику. В частности, это касается условий оказания образовательных услуг (учебно-методического, материального, информационного и др. обеспечения) для максимального выполнения сбалансированных требований к качеству всех заинтересованных сторон.
Главным фактором, определяющим выбор критериев качества подготовки специалистов в вузе, является его суще-
ствование одновременно в двух средах - государственно - регулируемой и рыночной, в которых возможно наличие порой взаимоисключающих требований к специалистам. Основным источником информации при организации образовательного процесса являются требования государства, отраженные в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в том числе государственных образовательных стандартах, документах по лицензиро-
ванию, аттестации и аккредитации, так как выполнение именно этих требований является условием существования вуза с государственной аккредитацией. Ценность рыночной составляющей в деятельности вуза связана с необходимостью учета реальных запросов рынка образовательных услуг и привлечения внебюджетных ресурсов к созданию условий, обеспечивающих качество подготовки специалистов.
Отсюда следует важность социологической идентификации всех групп заинтересованных сторон и учета их требований к качеству образования. Как известно, понятие «потребитель образовательных услуг» весьма неоднозначно. Несмотря на то, что чаще всего единственными потребителями продукции вузов считаются работодатели, тем не менее эта позиция не бесспорна. Уровень знаний и умений выпущенных вузом специалистов, который может оценить работодатель, в значительной мере, но далеко не напрямую зависит от качества предоставляемых вузом услуг. Кроме того, отсутствие регулярного сотрудничества вузов с работодателями (ввиду нежелания последних) затрудняет процесс изучения их требований для формулировки наиболее значимых характеристик будущих специалистов. Приходится также констатировать, что далеко не все работодатели в состоянии объективно и квалифицированно сформулировать требования к выпускникам и дать оценку их знаниям и умениям. В такой ситуации перед вузом стоит задача самостоятельного изучения потребностей рынка труда.
Очевидно, что и самих студентов, и их родителей также можно считать потребителями самого процесса предоставления образовательных услуг. При этом, как известно, студент играет дуалистическую роль в процессе образования: уровень приобретенных им знаний и умений во многом зависит
не только от качества всех составляющих образовательной услуги, но и от его индивидуальных способностей и личностных усилий.
На протяжении многих лет в ТГЭУ по итогам сессий проводится анализ успеваемости студентов очной формы обучения. Изучаются причины снижения либо повышения такого показателя, как «абсолютная успеваемость », на разных курсах, а именно: количество и качество принимаемых абитуриентов; процент студентов, обучающихся на компенсационной основе; наполняемость групп; структура форм контроля (соотношение экзаменов, зачетов, наличие курсовых работ или проектов); требовательность преподавателя; использование дистанционных технологий обучения; отношение студентов к учебе.
Особое место в университете отводится изучению требований к качеству образования самих студентов - как непосредственных потребителей образовательной услуги. С этой целью проводится ежегодное анкетирование студентов, направленное на изучение основных мотивов поступления и обу-
чения в вузе, их претензии к организации учебного процесса и методам преподавания дисциплин. Полученные в последние годы результаты такого анкетирования свидетельствуют, что основными стимулами, побуждающими студентов к активной роли в обучении, являются отнюдь не высокие требования работодателей, а более насущные проблемы: «получение стипендии» и «высокие требования на экзаменах». Претензии студентов в первую очередь связаны с социальными условиями обучения, материально-техническим и информационно-методическим обеспечением учебного процесса.
Ежегодный анализ результатов сессии позволяет изучить тенденции общей подготовки студентов, отметить «слабые» места в организации учебного процесса, откорректировать графики учебных процессов. Контроль знаний дает возможность соотнести результаты обучения с мотивами студентов, установить их соответствие ожиданиям и интересам обучающихся. Полученные данные позволяют говорить, что в настоящее время для университета актуально формирование такой информационной среды, которая бы способствовала развитию научно-исследовательской работы студентов, индивидуализации обучения, повышению мотивации к приобретению знаний, а в результате - формированию личности, способной к деятельности в современных условиях.
Процедура идентификации требований заинтересованных сторон определяет постановку целей, создание структуры и методов управления качеством на текущий период. Совокупность этих требований, как отмечено выше, может оказаться внутренне противоречивой. Поэтому на определенном этапе реализации отдельных процессов и управления вузом в целом не все они могут быть удовлетворены в равной степени; исключение касается
лишь обязательных требований государства. Что касается остальных требований (работодателей и самих студентов), удовлетворение которых также является частью стратегии развития вуза, то необходимо установить их приоритеты. Для этого специалистами университета разработана методика, позволяющая выстроить иерархию требований заинтересованных сторон. Для отслеживания их выполнения в системе управления качеством университета разработан перечень показателей, в который включены как показатели государственной аккредитации, так и показатели, отражающие выполнение требований других групп потребителей. Тем самым обеспечивается системный подход к достижению поставленных целей и получению результатов по измерению степени удовлетворенности сторон.
Поскольку вуз реализует свою академическую свободу через самостоятельную разработку образовательных программ, это дает ему возможность гибко и оперативно реагировать на потребности общества, производства, социальной сферы, а также на запросы личности в процессе образования. Ак-
туальной проблемой региональной системы профессионального образования является поэтому создание адекватных моделей подготовки специалистов. Основным направлением ее решения является выбор методов и способов укрепления взаимоотношений между потенциальными работодателями и выпускниками вуза для регулярной актуализации требований к содержанию и организации учебного процесса, а также к аттестации выпускников на предмет использования ими приобретенных знаний и умений при выполнении практической деятельности.
В нашем университете в 2000 г. был создан Отдел содействия трудоустройству выпускников и организации практик студентов (ОСТ и ОП), в обязанности которого входит подбор предприятий, организаций, учреждений как для прохождения практики, так и для возможного дальнейшего трудоустройства выпускников. Главной целью ОСТ и ОП является создание системы прямого взаимодействия между вузом, предприятиями и организациями-работодателями на основе анализа структурного соответствия спроса и предложения на рынке труда выпускников вуза. При этом задача университета - использовать данные по развитию рынка труда для планирования собственной деятельности и готовить выпускников по специальностям, необходимым в регионе, гибко реагируя на изменения экономической ситуации и потребности в специалистах.
Разработка механизма интеграции интересов вуза и работодателей организуется по двум направлениям. Базовым вариантом сотрудничества является текущее информационное взаимодействие университета с кадровыми службами предприятий. В этом случае предприятие направляет в ОСТ и ОП заявку на подбор кандидатов для трудоустройства. Сотрудники отдела размещают сведения о работодателе в базе
данных информационной системы содействия трудоустройству и производят поиск кандидатов для замещения вакантных рабочих мест. В том же порядке рассматриваются заявки от предприятий на направление студентов для прохождения производственной и преддипломной практики. Необходимо отметить, что за последние годы количество поступающих вакансий на постоянную работу для наших выпускников увеличилось.
С учетом региональных требований формируется стратегия вуза по организации опережающей подготовки специалистов по актуальным направлениям развития экономики. Она нацелена на создание учебно-научно-производственных комплексов по перспективным сегментам рынка. Подготовка специалистов в рамках комплексов с учетом результата мониторинга образовательных услуг осуществляется по достаточно гибкому учебному плану, предусматривающему альтернативные дисциплины для ведения курсов по выбору, а также содержащему несколько специализа-
ций. При этом она учитывает перспективы развития региона и отраслей Приморского края. Так, студенты всех специальностей экономического института ТГЭУ изучают в качестве факультатива корейский язык - в связи с планами организации совместной образовательной программы с ЮжноКорейским вузом по программе МВА. В последнее время укрепляются и расширяются связи со странами Юго-Восточной Азии. Поэтому данное направление позволит выпускникам быть в дальнейшем более востребованными на рынке труда.
Для получения опережающей информации о содержании обучения вводятся элементы прогнозирования, которые в первую очередь касаются характеристик отраслей Приморского края и перспектив их развития. Для этого курсовые и выпускные квалификационные работы выполняются по договорам с ведущими организациями края. Одним из факторов опережающей подготовки специалистов является разработка учебной программы по определенному курсу и внесение изменений в учебные планы специальностей. Исходя из этого на специальностях вводятся новые специализации с учетом перспектив развития отраслей региона. Так, например, на специальности «Технология продуктов общественного питания» открыта специализация «Ресурсосберегающие технологии пищевых производств»; на специальности «Экономика и управление на предприятии» - специализация «Экономика и управление в здравоохранении» и т.д.
Для реального использования запросов работодателей при организации учебного процесса университет участвует в программах стратегического партнерства, ориентированных на формирование цивилизованного рынка образовательных услуг и труда, посредством создания учебно-научно-
технических комплексов и инновационных центров, в частности, по направлениям «Управление качеством, стандартизация и сертификация» (УНТК СПК «Наука-сервис») и «Пищевые технологии» (Инновационно-технологический центр).
В этом случае взаимодействие партнера и вуза осуществляется в виде участия представителей предприятия в самом процессе профессиональной подготовки и переподготовки. Имеется в виду чтение лекций, руководство (соруководство) курсовыми и дипломными проектами студентов и слушателей; преподавание отдельных практи-ко-административных спецкурсов, текущая оценка профессионального становления специалистов; руководство различными видами производственных и учебных практик; обучение на рабочем месте (по отдельным новейшим технологиям, которые представлены на конкретном предприятии); повышение квалификации преподавательского корпуса вуза. Особую значимость при реализации обозначенных программ имеет консолидация ресурсов вуза и ресурсов предприятий-партнеров - как материально-технических (предоставление оборудования, помещений для целей производственных практик, стажировок и дипломного проектирования), так и интеллектуальных (включение в учебный процесс новаторских разработок и другой интеллектуальной собственности).
Особое место в стратегии вуза отводится направлениям, связанным с выполнением требований общества к активному участию вуза в формировании региональной жизни и развитии реальных секторов экономики. Так, университет является коллективным членом Международной академии наук высшей школы, членом ассоциаций аудиторов, биотехнологов, Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров, коллективным членом Приморской торго-
во-промышленной палаты, Российского союза туриндустрии. ТГЭУ входит во Всероссийскую маркетинговую систему, участвует в реализации Президентской программы «Подготовка управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ» по направлению «Финансы и кредит».
Учитывая, что особым требованием к качеству образования со стороны студентов и их родителей является востребованность на рынке труда, получают развитие новые формы содействия трудоустройству выпускников. Университет организует и проводит ежегодные внутривузовские акции «Молодой специалист» с приглашением работодателей, принимает участие в краевом форуме студентов «Карьера-форум», где со студентами проводятся психологические тренинги по вопросам самопрезентации, анкетирование выпускников.
При реализации этого направления требуется дальнейшее совершенствование форм и методов взаимодействия социальных партнеров: управленческих структур, службы занятости, работодателей. В настоящее время серьезной проблемой является вопрос профессиональной адаптации молодых специалистов. В связи с этим в учебный план всех специальностей введена дисциплина «Технология поиска работы», цель которой - дать студенту первоначальные знания в области технологий трудоустройства. Департаментом федеральной службы занятости населения по Приморскому краю в рамках заключенного с вузом договора организуются тренинги и ролевые игры. Опыт показывает, что эту работу нужно вести не только с выпускниками, но и со студентами младших курсов. Это позволит студентам своевременно сориентироваться на рынке труда, соотнести требования, предъявляемые работодателями, со своими возможностями.
С целью повышения конкурентоспособности выпускников университета и усиления практической составляющей в подготовке будущих специалистов студенты параллельно с освоением основной образовательной программы получают документ государственного образца о дополнительном образовании по рабочей профессии (повар, бармен-официант, инспектор по контролю за исполнением поручений, секретарь делопроизводства государственной и муниципальной службы, секретарь-референт со знанием специфики работы турфирмы и др.).
Выпускники ТГЭУ не остаются один на один с проблемой трудоустройства после окончания вуза. Университет, осуществляя постоянную и целенаправленную работу с потенциальными работодателями, помогает молодым специалистам делать первые шаги в профессиональной деятельности. В этом плане в вузе ведутся исследования и осуществляются практические разработки по созданию и продвижению на региональный рынок механизма независимой оценки (аттестации) выпускников различных специальностей.
Результатом научно-исследовательской работы в данной области является подготовка пакета методических материалов по проекту «Разработка региональной системы независимой аттестации/ сертификации выпускников (специалистов)», предложенному в рамках целевой программы развития системы образования Приморского края на 2004-2010 гг. Такая система дает возможность получения достоверной и объективной информации о компетентности молодого специалиста. Анализ «карты расхождений» требований работодателей с фактическими характеристиками выпускника способствует получению данных о качестве подготовки специалиста и возможности его интеграции в производственную деятельность. На основе
этих сведении вуз может совершенствовать учебные планы и программы подготовки специалистов, предприятие может их использовать при заключении трудового контракта и установлении вознаграждения, аттестованныи специалист -сделать вывод о дальнеиших путях развития своеИ профессиональной компетентности. Результаты послевузовской аттестации могут стать объективным основанием для формирования профессионального паспорта специалиста, целесообразность использования которого при оценке качества образования в настоящее время обсуждается Минобрнауки России.
Накопленный в вузе научный и методический потенциал позволяет говорить о возможности выполнения на его базе проекта по созданию «Системы независимой оценки (общественной экспертизы) качества высшего образования», основными задачами которого являются: объективное информирование общественности о
качестве высшего образования; использование оценок общественной экспертизы для повышения эффективности управления вузом и качества подготовки специалистов в целом; содействие трудоустройству молодых специалистов; укрепление связи вузов с работодателями и общественностью; повышение ответственности вузов за качество предоставляемых услуг и использование всех видов ресурсов.
Как известно, такие исследования являются приоритетными в рамках направлений научных работ Минобрна-уки РФ по совершенствованию независимой системы оценки качества и его аудита в образовании и науке.
ELISEEVA T.I, GAFFOROVA E.B, YURCHENKO E.G., GOLOVINA O.P. THE QUALITY OF EDUCATION AS THE COURSE TO MEETING THE DEMANDS
The article is devoted to issues regarding meeting the demands of all parties (employers, parents, students) interested in the control of the quality of specialists training at the University. The results of determining the priorities of satisfying these requirements, developing the mechanism of integration of both University's and employers' interests, organizing the forward training of specialists and promotion of the mechanism of independent estimating the graduates into the regional market are given in the article.
Keywords: quality ofeducation, education quality requirements, consumers ofeducational services, enterprise-employer, the pattern of specialist training, employment, labour market, the leading specialists training, social partners, independent quality assurance.