УДК: 37.013.75
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Е.Н.РябиноваТ. Б. Тарабрина2, В.П. Кузнецов3, Р.Н. Хайруллина4
1 Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail:[email protected] 2E-mail: [email protected]
3Самарский государственный университет путей сообщения 443066, Самара, 1-й Безымянный переулок, 18 E-mail: [email protected] 4E-mail: [email protected]
Описывается инновационный подход к организации самостоятельной и самообразовательной деятельности студентов. Рассмотрена инвариантная структура самообразовательной деятельности формирования компетенций. Введено понятие самообразовательных компетенций четырех уровней сложности, описано их содержание и показана связь с общекультурными и профессиональными компетенциями.
Ключевые слова:инвариантность, самообразовательная компетенция, матричная модель, организация самообразовательной деятельности.
На кафедре высшей математики Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) разрабатывается инновационный подход к организации самостоятельной и самообразовательной деятельности студентов с целью повышения качества подготовки будущих профессионалов, в основе которого лежит сочетание технологий компетентностного, личностно-деятельностного и модульного обучения.
Согласно матричной модели [2 - 4], формирование самообразовательной деятельности (СОД) подчиняется принципу последовательного восхождения по дея-тельностным уровням сложности, что отражает иерархию возможностей человека: сначала в процессе аудиторной самостоятельной работы, выполняемой под руководством преподавателя, усваивается репродуктивная самообразовательная деятельность (РСОД) на уровне узнавания; затемв процессе внеаудиторной самостоятельной работы, выполняемой по заданию и при методическом обеспечении преподавателя, усваивается РСОД на уровне воспроизведения; далее возможно усвоение продуктивной самообразовательной деятельности (ПСОД) сначала на уровне применения, а потом - творчества (см. рисунок).
Последовательность усвоения уровней СОД студентом
Елена Николаевна Рябинова, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и прикладной информатики.
Тамара Борисовна Тарабрина - аспирант кафедры психологии и педагогики.
Владимир Петрович Кузнецов, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий
кафедрой высшей математики.
Рузиля Нябиулловна Хайруллина, аспирант, преподаватель кафедры высшей математики.
Усвоение этих уровней является необходимым условием для формирования навыков самообразовательной деятельности у студентов. Эта модель организации СОД и педагогическая технология ее реализации апробированы и успешно реализуются на кафедре высшей математики СамГУПС с помощью учебно-методического комплекса [5 - 8].
Рассмотрим инвариантную структуру СОД формирования компетенций. Инвариантность, инвариант (лат. invariants - неизменяющейся) - понятия, широко применяемые в науке, в частности в математике, и означающие неизменность какой-либо величины при изменении физических условий или по отношению к некоторым преобразованиям; независимость от чего-либо. В лингвистике это абстрактная единица, обладающая совокупностью основных признаков всех ее конкретных реализаций и тем объединяющая их [9].
Базовые понятия «компетентность» и «компетенция», характеризующие профессионально-личностные качества выпускника вуза и определяющие качество профессиональной деятельности, различаются тем, что «компетенция» -способность к выполнению какой-либо деятельности, а «компетентность» -способность, реализованная на практике [1].
Поскольку матричная модель формирования СОД является поэлементным представлением совокупности действий и разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, в результате усвоения которых формируются компетенции, обеспечивающие в дальнейшем общекультурную и профессиональную подготовку индивидуума, то назовем эти компетенции самообразовательными (СК).
В табл. 1 представлено поэлементное формирование компетенций РСОД на уровне узнавания (первого уровня сложности).
Таблица 1
Инвариантная структура самообразовательной компетенции первого уровня сложности СК
Самообразовательные компетенции СЮ Познавательные уровни ЦТ. СК!
Отражение Кц I
Осмысление \|/ К2! Л
Алгоритмирование \|/ К3! \
Контролирование \|/ К4! 1
Самообразовательная компетенция первого уровня сложности СК1 состоит из четырех инвариантных составляющих (элементов): К11 -отражение (предметно-смысловое) на уровне узнавания; К21 - осмысление на уровне узнавания; К31 - алгоритмирование на уровне узнавания и К41 -контролирование на уровне узнавания, которые формируются при выполнении учебных заданий первого уровня сложности в последовательности Кц=> Кг1=> Кз1=>К41. Она может быть представлена формулой
4
К,= Кп + К21+ *э1+ *4!=х; Ка . (1)
1=1
В табл. 2 представлено формирование самообразовательной компетенции второго уровня сложности СК2 РСОД на уровне воспроизведения, которая состоит из восьми инвариантных составляющих. К четырем элементам СКЬ определяемых формулой (1), добавляются: К12 — отражение на уровне воспроизведения, К22 — осмысление на уровне воспроизведения, К32 - алгоритмирование на уровне воспроизведения, К42 - контролирование на уровне воспроизведения. Компетентность СК2 формально может быть представлена формулой
4
СК2= СК^К2 . (2)
1=1
Таблица 2
Инвариантная структура самообразовательной компетенции второго уровня сложности
Самообразовательные компетенции СЮ Познавательные уровни \|/. СК2
СОД на уровне узнавания СОД на уровне воспроизведения
Отражение К„ ■
Осмысление \\!2 К21 К22 ^
Алгоритмирование \|/3 К31
Контролирование \|/4 К41 —►-
Поскольку формирование СК2 происходит строго в определенной последовательности инвариантных элементов Кц=> К12=> К21=>К22=> Ь0п=> К32 =>К41=>К42;то логично формулу (2) переписать в виде
СК2 -Кп+Ки+ К21 + К22 + Кзх + К32 + К41 + К42 -
2 2 2 2
(3)
7=1
7=1
г=1
СК3 ПСОД - уровень применения (третий уровень сложности), последовательность формирования представлена в табл. 3.
СК3 состоит из двенадцати составляющих: к восьми элементам СК2 добавляются Ко - отражение на уровне применения, К23 -осмысление на уровне применения, К33 - алгоритмирование на уровне применения, К43 -контролирование на уровне применения, что можно записать формулой
СК3 -СК2+^Кг3.
г=1
Инвариантная структура самообразовательной компетенции третьего уровня сложности
Самообразовательные компетенции СЮ Познавательные ^^^^^ уровни \|/. СКз ПСОД на уровне применения
Отражение \|/1 Кц К12 -►
Осмысление \)/2 К21 ^ К23 ^
Алгоритмирование \|/з К31 3 —^^ К33___
Контролирование \)/4 К41 -► К43
Учитывая строгую поэлементную последовательность инвариантных элементов Кц=> К12=> Кн=> Кг1=> К22=>Кгз=> Кз1=> Кзг=>Кзз=> К41=>К42 =>К43, представим формулу (4) в виде, аналогичном (3):
3 3 3 3
СКЪ=^К1]+^К2]+^ КЪ]+^К4]. (5)
¡=1 ;=1 ¡=1 ;=1
Самообразовательная компетентность четвертого уровня сложности СК4 ПСОД на уровне творчества формируется из шестнадцати инвариантных составляющих (табл. 4): к двенадцати элементам СК3 добавляются К14 -отражение на уровне творчества, К24 -осмысление на уровне творчества, К34 -алгоритмирование на уровне творчества и К44 - контролирование на уровне творчества, что формально можно представить формулой
4
СК4=СК3+^К14. (6)
7=1
Учитывая строгую последовательность инвариантных составляющих Кц=> К12=> К1з=>К14=> Кг1=> К22=>К2з=>К24=> Кз1=> Кзг=>Кзз=> Кз4=> К41^К42=>К4з=>К44,представим формулу (6) в виде
4 4 4 4
СК4 +^К4Г (7)
1=1 м 1=1 1=1
Инвариантная структура самообразовательной компетенции четвертого уровня сложности
Самообразовательные компетенции СЮ Познавательные уровни \|/. СК4 ПСОД на уровне творчества
Отражение \|/1 К11 ■ К12 ► К13 ^ --
Осмысление \)/2 К21 . д22 ,-- ""К23 ^ =К23=к-
Алгоритмирование \|/3 К31
Контролирование \|/4 К41 ~К43 ► . -К44—^
Самообразовательные компетенции четырех уровней сложности СК1, СК2, СК3, СК4 СОД и их составляющие (элементы) образуют инвариантную матричную модель формирования самообразовательной компетенции (СК), которую можно записать в виде формулы
4 4
СК = СК] + СК2 + СКЪ = Х • (8)
¿=1 ¿=1
В табл. 5 представлено содержание самообразовательных компетенций студентов, формируемых с помощью инвариантных составляющих СК.
Таблица 5
Содержание самообразовательных компетенций
Обозначение компетенций Инвариантные сост авляющие К Содержание СК
СК1 К11; К21; К31; К41 Умение отражать, осмысливать, алгоритмировать и контролировать усвоенный учебный материал на уровне узнавания, т. е. начальное овладение учебными навыками, способность использовать базовые знания в профессиональной деятельности, понимание смысла полученного результата для заданий первого уровня сложности, готовность к формированию самообразовательных компетенций следующего уровня сложности.
СК2 К11; К12; К21; К22; К31 ;К32;К41 ;К42 Овладение навыками логического мышления, т. е. информация не только узнается, но и воспроизводится в различных сочетаниях и комбинациях, обнаруживая различные логические связи и аналоги на уровне воспроизведения.
СК3 К11; К12; К13; К21; К22; К23; К31; К32; К33; К41; К42; К43 Умение применять полученные знания, т. е. информация не только узнается и воспроизводится, но и применяется в более сложных задачах смешанного типа, требующих осмысления поставленной задачи ипредваритель-ного понимания конечного результата.
СК4 К11; К12; К13; К14; К21; К22; К23; К24; К31; К32; К33; К34; Способность к творческим действиям, к исследованию, умение трансформировать и переносить знания.
Выявим связь общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) с самообразовательными:
п
ОК = СК + ^ (ОК),. , (9)
!=1
где п - число общекультурных компетенций рассматриваемого направления и профиля подготовки, связанных с целями общеобразовательной подготовки (ООП) и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО;
п т т
ПК = СК + ^ (ОК), + X (ПК)] =ок + X (ПК)], (10) ¿=1 м м
где т - число профессиональных компетенций рассматриваемого направления и профиля подготовки, связанных с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО.
Результаты анализа СК, ОК, и ПК показывают, что формирование ОК и ПК невозможно без СК: самообразовательные компетенции являются необходимой составляющей как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Таким образом, технологии формирования самообразовательных компетенций, системообразующим фактором которых являются матричные модели, могут быть использованы и для формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильязова М.Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентовв вузе (на примере студентов-социологов): Монография. - Астрахань: изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. - 228 с.
2. Рябинова Е.Н. Успешная математическая подготовка как результат формирования навыков самообразовательной деятельности студентов: Матер. междунар. науч.-практ. конф., посв. 100-летию Могилевского гос. ун-та им. А.А.Кулешова. - Беларусь, г. Могилев, 2022 февраля 2013 г. - С.48 - 62.
3. Рябинова Е.Н., Тарабрина Т.Б. Матричная модель формирования навыков самообразовательной деятельности у студентов//Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - №1 (19). - 2013. - С.138 - 144.
4. Рябинова Е.Н., Тарабрина Т.Б. Один из методов формирования профессионального самообразования студентов// Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет математики, физики и информатики: Вып. 8. - Самара: ПГСГА, 2013. - С.215 - 222.
5. Рябинова Е.Н., Данилкина О.Ю., Хайруллина Р.Н.Организация самообразовательной деятельности студентов при изучении кривых второго порядка: Учеб.-метод. пособие для са-мост. професс. подготовки студентов техн. ун-тов. - Самара: СамГУПС, 2011. - 206 с.
6. Рябинова Е.Н.,Хайруллина Р.Н.Самообразовательная деятельность студентов: изучаем комплексные числа: руководство к выполнению индивидуальных заданий. - Самара: Изд-во СамГУПС, 2013. - 67 с.
7. Рябинова Е.Н.,Рудина Т.В., Кузнецов В.П.Организация самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности при изучении линейной алгебры: Учеб.-метод. пособие. - Самара: Изд-во СамГУПС, 2011. - 160с.
8. Рябинова Е.Н.,Бесперстова Е.Н.Организация самообразовательной деятельности студентов технического университета при изучении векторной алгебры: Учеб.-метод. пособие для самост. проф. подготовки студентов техн. ун-тов. - Самара: Изд-во СамГУПС, 2012. - 162с.
9. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: Агентство КРПА «Олимп»; Изд-во АСТ, 2002. - 778с.
Поступила в редакцию 21.10.2013; в окончательном варианте 21.10.2013
UDC: 37.013.75
COMPETENCEAPPROACH TOSELFORGANIZATIONOFSTUDENTS. E.N. Ryabinova1, T.B. Tarabrina2, V.P. Kuznetsov3, R.N. Khayrullina4
1SamaraStateTechnicalUniversity
244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100
E-mail:[email protected]
2E-mail: [email protected]
3Samara State University of Transport
18, Pervy Bezymyanny pereulok, Samara, 443066
E-mail: [email protected]
4E-mail: [email protected]
This paper describes an innovative approach to self-organization and self-education of the students. The invariant structure of the self-education activities to build skills is considered. The concept of self-education competencies of four levels of difficulty is introduced, the content is described and the relationship with general cultural and professional competences is shown.
Key words:invariance, self-educational competence, matrix model, organization of self-education activities.
Original article submitted 21.10.2013; revision submitted 21.10.2013
Elena N. Ryabinova, Doctor of Pedagogical Science (P.D.), Professor, Chair of Higher Mathematics and Applied Informatics.
Tamara B. Tarabrina, Postgraduate student, department of Psychology and Pedagogy. Vladimir P. Kuznetsov, Candidate of Physical and Mathematical Engineering, Associate Professor, Head of department «Higher Mathematics».
Ruzilya N. Khayrullina, Postgraduate student, teacher of «Higher Mathematics».