В статье рассмотрены вопросы организации учебного процесса при преподавании начертательной геометрии и инженерной графики на основе компетентностного подхода по государственным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения.
Ключевые слова: компетентностный подход, высшее профессиональное образование, профессиональные компетенции, начертательная геометрия, инженерная графика.
I.G. Borisenko THE COMPETENCE APPROACH IN TEACHING THE DESCRIPTIVE GEOMETRY AND ENGINEERING GRAPHICS
The issues of the educational process organization when teaching the descriptive geometry and engineering graphics on the basis of the competence approach on the state standards of higher vocational education of the third generation are considered in the article.
Key words: competence approach, higher vocational education, professional competences, descriptive geometry, engineering graphics.
Современный уровень развития производства, внедрение новых технологий, направленных на создание конкурентоспособной продукции, а также социально-политические и экономические преобразования России, предъявляют все более высокие требования к подготовке специалистов, приближения уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям, а это требует совершенствования всей системы высшего образования [2, 4, 5, 6].
Концепция модернизации российского образования определяет компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения с учетом предыдущего опыта и рекомендаций Болонской декларации, принятой в 1999 году. В декларации сформулирован ряд целей, достижение которых, по мнению участников Болонского процесса, позволят создать единое взаимосвязанное европейское пространство высшего образования [3].
Есть определение понятия «профессиональная компетентность» в системе образования, предложенное Ю.Г. Татур: «Компетентность специалиста - это проявление на практике его стремлений и способности (готовности) реализовать свой потенциал знаний, умения, опыт, личные качества и другие для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результат своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [10]. Однако споры по осмыслению определения понятий «компетенции», «профессиональная компетентность» ведутся до сих пор, что обусловлено, прежде всего, особенностями структуры деятельности специалистов различных профессиональных областей. Однако объединяющей характеристикой данного понятия остается степень сформированности у специалистов единого комплекса знаний, умений и навыков, а также ответственности и ценностного отношения в профессиональной и социальной деятельности [11, 12].
Компетентностный подход является основой разработки профессиональных стандартов нового поколения и требует переориентации всего образовательного процесса «на студентоцентрированный характер» [2].
Основными единицами профессиональных стандартов должны стать ключевые компетенции, формирование которых будет способствовать усилению фундаментальной подготовки бакалавров и специалистов [2].
В процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам при разработке методического сопровождения используются различные предметно знаковые системы, оказывающие поддержку преподавателю путем создания и реализации соответствующих средств и условий для достижения результата - приобретения компетентностей [13, 14].
В нынешних условиях методическая деятельность преподавателя направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник для повышения эффективности обучения студентов, в первую очередь, за счет увеличения интенсивности самостоятельной работы.
Начертательная геометрия и инженерная графика составляют основу инженерного образования, формирующего базовые знания, необходимые для изучения специальных дисциплин [7].
Постоянно растущий объем предлагаемых студентам знаний при уменьшении часов аудиторных занятий требует оптимизации времени учебного процесса.
Для реализации задач, которые ставит современное общество перед высшей школой, с учетом изложенных выше проблем, на кафедре начертательной геометрии (НГЧ) Сибирского федерального университета (СФУ) проводится поиск и внедрение новых форм обучения.
Эффективность изучения начертательной геометрии и инженерной графически в значительной степени можно повысить за счет использования новых информационных технологий, наибольшую же эффективность принесет использование трехмерной компьютерной графики и анимации. На кафедре разработаны методические материалы с использованием трехмерной графики. Мультимедийное обеспечение лекций не только дает возможность разнообразить иллюстративный материал, но, благодаря использованию новых технологий, позволяет студентам представить и понять сложный теоретический материал. Лекции проходят более разнообразно, вызывая интерес аудитории, что формирует повышение познавательной активности студентов. Использование анимации и электронных слайдов создают у студентов осознание отображения различных пространственных объектов на плоскости, что способствует развитию пространственного мышления и повышению уровня усвоения рассматриваемого материала.
Одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь. Тетрадь, содержащая графические условия предлагаемых задач, разработана на основании учебного пособия, в котором подробно объясняется методика решения задач с указанием страниц основных понятий как в рабочей тетради [9], так и в учебном пособии (курс лекций) [8]. Таким образом, студенты имеют возможность по ссылке на страницу в тетради быстро посмотреть и вспомнить те понятия, которые уже встречались ранее. Если возникает необходимость более подробно рассмотреть теоретические вопросы, то они могут обратиться к учебнику на ту страницу, ссылка на которую указана в пособии. Студенты учатся пользоваться учебной литературой и приобретают навык необходимости использования литературы как способа расширения круга знаний.
В настоящее время около 80 % поступающих в технические вузы, к сожалению, не изучали в школе черчение, плохо знают геометрию, не обладают пространственным представлением, не умеют организовать самостоятельную работу [1]. Поэтому использование рабочей тетради на практических занятиях приобретает особое значение. Оно способствует синхронному решению максимального количества задач на доске и в тетради, так как полностью исключается неточность копирования студентами исходных данных, а также экономится время студента при самостоятельном решении задач дома.
Наряду с традиционными предлагаются задачи, имеющие несколько вариантов решений, что исключает возможность дублирования решений задач, так как одно и то же графическое решение у нескольких студентов становится практически невозможным. Причем перед студентами ставится задача не только найти, но и выбрать более рациональный путь ее решения. Это ведет к развитию индивидуализации и творческого начала у студентов.
В результате повысилась эффективность самостоятельной работы студентов как при подготовке к практическим занятиям, так и при подготовке к экзаменам, а также их успеваемость, несмотря на слабую первоначальную подготовку.
Как показала практика, применение в процессе обучения рабочей тетради способствует более продуктивному усвоению студентами специальных терминов и понятий, приобретению практических умений и навыков, формированию у обучающихся умений и навыков самоконтроля, развитию пространственного мышления, что дает возможность преподавателю постоянно контролировать процесс обучения и уровень усвоения материала.
Разработка современного методического сопровождения, использование новейших технических, компьютерных и других интерактивных средств в преподавании начертательной геометрии, инженерной графики и других инженерных дисциплин, позволяет внедрять активные методы обучения с целью повышения его эффективности, развития познавательной и творческой деятельности обучающихся, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности. Все это в совокупности способствует развитию компетентности будущего квалифицированного специалиста, отвечающего требованиям интенсивно развивающейся экономики и общества в целом.
Литература
1. Абросимов С.Н. Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» за 68 часов. Возможно ли это?
БГТУ «Военмех»// Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011.
- С. 306-308.
2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. - М., 2006. - 55 с.
3. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена, С.А. Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с.
4. Болотина Г.К. Мониторинг качества обучения, воспитания и развития студентов // Методист. - 2006. -№ 10. - С. 55-56.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование». - М., 2001.
6. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2005. - 495 с.
7. Грачева С.В., Виткалов В.Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. - Саратов, 2001. - С. 102-104.
8. Дергач В.В., Корнева И.Г., Толстихин А.К. Начертательная геометрия: курс лекций. - Красноярск: Изд-во СФУ, 2007. - 87 с.
9. Дергач В.В., Борисенко И.Г., Толстихин А.К. Начертательная геометрия: рабочая тетрадь / сост. В.В. Дергач. - Красноярск: ИПЦ СФУ, 2009. - 55 с.
10. Звягинцева Н.Ю. Компетентный подход в обучении будущего педагога // Синергетика образования: науч. журн. - Армавир, 2007. - Вып. 15.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - М.; Воронеж, 2003. - 480 с.
12. Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - С. 156.
13. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. - М., 2004.
14. Три принципа организации учебного процесса на основании теории Питера Друкера / В.В. Дергач, И.Г. Борисенко, К.С. Рушелюк [и др.] // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2011: сб. науч. тр. - Одесса: Черноморье, 2011. - Т. 2. - С. 27-33.
---------♦'----------
УДК 378.9 И.Н. Полиенко
МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье рассматриваются вопросы качества и эффективности учебных занятий по физической культуре в Красноярском государственном аграрном университете. Приведены результаты социологического опроса студентов по выявлению личной заинтересованности к предмету.
Ключевые слова: мотивация, личностная ориентация, физическая культура.
I.N. Polienko MOTIVATION AND PERSONALITY ORIENTATION OF STUDENTS AT THE PHYSICAL TRAINING LESSONS
T issues of quality and efficiency of the physical training academic studies in Krasnoyarsk state agrarian university are considered in the article. The student survey results on revealing personal interest in the subject are given.
Key words: motivation, personality orientation, physical training.