УДК 378:372.881.1 ББК 74.580 Ш 98
М.Х. Шхапацева
Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета; с.т. 8-918-426-63-43
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
( Рецензирована )
Аннотация. Статья содержит изложение сути компетентностного подхода к подготовке современного педагога в русле комплексного изучения лингводидактических процессов в российском образовательном пространстве на основе современных государственных стандартов.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессионализм, языковая компетентность, лингвистическая компетенция, языковая личность, федеральный государственный образовательный стандарт, язык как система, лексический состав языка.
M.Kh. Shkhapatseva
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Departement of Russian and Technique of its Teaching, Adyghe State University; ph.: 8-918-426-63-43
COMPETENCE-BASED APPROACH TO LINGUAL-METHODICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS
Abstract. The paper contains a statement of an essence of competence-based approach to the modern teacher training in line with complex studying the lingual-didactic processes in the Russian educational space based on modern state standards.
Keywords: competence, competency, professionalism, language competence, linguistic competence, language personality, federal state educational standard, language as system, lexical structure of language.
На данном этапе одним из важных к выпускникам — педагогам является
концептуальных положений обновле- свободное владение русским языком,
ния содержания образования в нашей являющимся основой профессиональ-
стране провозглашен компетентност- ной компетентности, ный подход, соответствующий миро- Понятие «профессиональная ком-
вой теории и практике определения петентность» представлено совокуп-
уровней владения языком. В связи с ностью универсальных (социальная,
этим в лингвометодической подготовке коммуникативная, информационная
будущего педагога огромное значение и др.) и профессиональных (общепро-
приобретает знание основных законов фессиональные и специальные) компе-
русского литературного языка, практи- тенций. Образуя сложную структуру,
ческое владение русским языком, яв- названные составляющие формируют
ляющимся не только важным учебным профессиональную компетентность бу-
предметом, но и языком обучения и об- дущего педагога. Компетентностный
разования. Одним из основных требо- подход в основном относится к цели
ваний Государственного стандарта выс- и результату образования, что, в свою
шего профессионального образования очередь, определяет и его содержание,
которое состоит в качественном образовании путем обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности программ, формирования системы непрерывного обучения и образования.
Современный этап развития образования связан с появлением отечественных исследований, в которых профессиональная деятельность становится предметом специального анализа. При этом компетентность трактовалась как синоним профессионализма или как один из его компонентов. Споры вызывало и вызывает и соотношение понятий «компетенция» и «компетентность». В большинстве случаев авторы приходят к справедливому выводу, что компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях личности, которые приобретены в процессе обучения. Компетентность же — это цель личностного результата образования, обеспечивающего успешное функционирование человека в различных сферах жизни. Компетентность имеет интегративную природу, объединяет ряд знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности. Компетентность должна быть социально востребованной и способствовать студенту быть адекватным типичным ситуациям.
Понятие «компетентность» шире понятия «компетенция»: оно включает как технологические составляющие (когнитивную и операционную), так и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Являясь совокупностью знаний, умений и навыков, компетенция представляет собой сочетание уровневых характеристик, относящихся к знаниям и их применению, к мотивам, ценностям, навыкам и опыту деятельности. Без знаний не может быть компетенции, но сами знания еще не компетенция. Без компетенций знания могут и не проявиться, поэтому в современных технологиях обучения ставится задача формирования определенных компетенций параллельно с обучением
знаниям, затем проводится проверка проявления компетенции на основе знаний. Основой современных образовательных стандартов является формирование таких базовых знаний, как: информационные — умение искать, анализировать, расширять информацию для решения новых проблем; коммуникативные — умение эффективно общаться, сотрудничать с другими людьми; самоорганизации — умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы; самообразования — готовность реализовать собственную образовательную траекторию.
К базовому блоку для будущих педагогов относится коммуникативная компетенция, которая непосредственно связана с решением социальных и профессиональных задач.
Коммуникативная компетенция — это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию [1]. При этом следует иметь в виду, что коммуникативная компетенция предполагает овладение не только вербальными, но и невербальными средствами.
Коммуникативную компетенцию можно рассматривать как структуру, состоящую из пяти уровней: 1) психофизические особенности личности; 2) социальная характеристика и статус личности; 3) культурный фонд личности; 4) языковая компетенция личности; 5) прагматика личности [2: 36].
Коммуникативная компетенция определяется рядом значимых характеристик: во-первых, она содержательна и динамична, проходит в своем развитии через промежуточные этапы, и только в зрелом возрасте человек достигает стабильной компетенции с присущими каждому человеку индивидуальными особенностями; во-вторых, в коммуникативной компетенции достигается единство «языка-речи» как средства (язык) и способа реализации (речь). Речевая направленность предусматривает использование коммуника-
тивно-ценного речевого материала для общения на русском языке, для чего важно учитывать три фактора: а) конкретные сферы, в которых предполагается общение; б) виды будущей деятельности обучаемых; в) их возрастные интересы.
Несмотря на то, что проблема формирования коммуникативной компетенции исследуется достаточно широко (Е.А. Быстрова, Т.К. Донская, Е.М. Верещагин, Е.В. Клюев, И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, Н.М. Шанский и др.), она на данном этапе не получила своего достаточного обоснования, разрешения.
Развитие коммуникативной компетентности студентов — проблема сложная. Это связано с тем, что: 1) студенты (особенно младших курсов) недостаточно владеют навыками слушания; 2) недостаточно владеют навыками делового общения, что является следствием отсутствия опыта групповой работы в школе; 3) у студентов совсем не возникает или возникает мало вопросов по содержанию учебного занятия, не умеют формулировать вопросы; 4) большинство студентов не способны аргументированно, разносторонне с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения, что объясняется отсутствием опыта участия в дискуссиях.
В связи со сказанным приоритетной задачей вузовской коммуникативной подготовки будущих педагогов является перестановка акцентов с монологической речи и пассивного слушания на диалог. Диалог как форма речевого взаимодействия заключает в себе огромные возможности тренировки в речевом общении. Диалог используется для получения новых знаний. Чтобы получить новую информацию или сообщить её кому-либо, студент вступает в диалог или с преподавателем, или с сокурсниками.
Компонентами коммуникативного содержания обучения выступают: сферы общения, темы и ситуации, типы коммуникативных задач, речевые действия, актуальные для определенных типов ситуаций. Они сопрягаются с не-
обходимыми для реализации этих речевых действий знаниями, умениями и навыками (речевая компетенция) и минимумом языковых средств, реализующих данные коммуникативные задачи (языковое содержание обучения, языковая компетенция). Таким образом, коммуникативное содержание обучения, опираясь на требуемые речевые навыки и умения, базируясь на отобранном фонетическом, лексическом и грамматическом материале, обеспечивает действительное речевое общение будущих педагогов.
Опираясь на классификацию, соответствующую структуре макета федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров, можно выделить следующие компетенции: социально-личностные, общекультурные, общенаучные, инструментальные, профессиональные.
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей понятия «профессионализм», «квалификация», « профессиональные способности ». По мнению В. И. Введенской, необходимо при этом разграничивать компетентность как личностную характеристику и компетенцию как совокупность конкретных профессиональных и функциональных характеристик [3: 53]. Коммуникативная компетенция как необходимое условие успешной реализации профессиональной деятельности, исследуемая многими авторами (А.К. Маркова, Е.В. Прозорова, Г.Н. Серикова, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, И.И. Ры-данова, A.A. Майер и др.), представляет систему внутренних ресурсов, совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для построения эффективного действия в определенном круге ситуаций межличностных отношений.
Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога возможно только на базе лингвистической
и языковой компетенций. Лингвистическая компетенция предполагает: 1) знание основ науки о языке, усвоение понятийной базы курса; 2) формирование представлений об уровнях русского языка, их взаимодействия; 3) формирование учебно-языковых умений и навыков, к которым относятся: опознавательные умения (умение отличать одно явление от другого), классификационные (умение делить языковые единицы на группы), аналитические (умение анализировать языковые единицы).
Языковая компетенция предполагает не только теоретическое, но и практическое владение языком как системой, его фонетическим, лексическим, грамматическим строем.
Тесные внутрипредметные связи в курсе «Современный русский язык» определяются тем, что в языке тесно взаимосвязаны его фонетический строй, лексический состав (лексика и фразеология) и грамматическая система как различные стороны одного и того же явления — языка. Поэтому только взаимосвязанное изучение разных уровней может привести к восприятию языка как единой системы, единого целого, явится основой теоретического и практического овладения им, развитию полноценной образной русской речи у будущих педагогов.
Здесь важно заметить, что отношения между уровнями языка во многом определяются спецификой конкретного языка, заложены в самом языке. Русский язык с его флективным строем и многообразными способами и средствами словообразования и словоизменения требует неослабного внимания к изучению значения и форм слов в их единстве, что лучшим образом достигается при тесной связи всех уровней языка: изучение морфологии на синтаксической основе, лексики в составе словосочетания, предложения в связной речи при постепенном усилении работы над лексической и грамматической синонимией [4]. При этом следует иметь в виду, что объединяющиеся в синтаксисе единицы не одинаковы не только по своим структур-
но-семантическим признакам, но и по функции: одни из них непосредственно формируют сообщение, другие являются компонентами единиц, формирующих сообщение (Г.А. Золотова).
Так для формирования языковой компетенции будущих педагогов должно особое внимание уделяться лексическим вопросам, непосредственно связанным с синтаксическим употреблением, контекстом, так как слово является единицей языка, пронизывающей все уровни, тесно их связывающей. Овладение языком начинается с накопления лексического запаса, с обогащения словаря. Лексический состав современного русского языка богат и разнообразен. Слова в языке различаются по своей семантике, грамматическим и словообразовательным признакам, когнитивной функции, синтаксическому употреблению. Каждое слово по набору признаков образует определенную семантическую и грамматическую парадигму. Это однозначные и многозначные слова, слова синонимического и антонимического ряда, слова разных частей речи. В связи с этим в формировании языковой компетенции важное значение имеет системная словарная работа, эффективная ее организация. Работа над словом должна быть комплексной и включать: 1) работу над семантикой слова; 2) работу над деривационными связями слова, что естественно предполагает орфографическую и орфоэпическую работу; 3) работу над грамматическими формами слова; 4) работу над сочетаемостью слов; 5) работу над употреблением слова в речи; 6) стилистическую работу. Количественное и качественное обогащение словаря, многоаспектное овладение словом может быть реализовано только в процессе взаимосвязанного изучения всех языковых уровней на синтаксической основе путем выполнения лексико-семантических, лексико-грам-матических, лексико-стилистических, орфографических, орфоэпических упражнений в процессе развития всех видов речевой деятельности и на всех этапах обучения. В процессе выполне-
ния специально подобранного комплекса упражнений словарный запас будущих педагогов не только пополняется новой лексикой, но и обогащается формами слов разных частей речи, также в речи активизируется ранее усвоенная лексика. Внутренняя связь и сложные взаимоотношения между лексическим и грамматическим значениями слов определяют необходимость тщательного отбора лексического материала, на котором вводится конкретная грамматическая категория. В процессе такой работы усваиваются не только разнообразные значения слов, но и их сочетаемость.
В эффективном овладении словарным составом русского языка, его активизации в речи большую роль играет целенаправленная и систематическая работа над составом слова и словообразованием. Значимые части слова служат для выражения грамматической формы и грамматического значения слов разных частей речи, слова каждой части речи имеют свои флексии, приставки, суффиксы, обладают своим набором словообразовательных моделей. И задача состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно образовывать слова по известным им моделям, научить из известных им аффиксов выбирать такой, который способствует наиболее точной передаче указанного значения. В результате систематической и целенаправленной работы над составом слова и словообразованием в процессе изучения морфологии студенты осознают словообразовательные типы таких слов, которые характеризуются единством аффиксального элемента, производящей основы и семантики. Привитие умения правильного разбора слов разных частей речи по составу, образования новых слов с использованием словообразовательных моделей способствует и осознанному усвоению орфографии,
выработке и совершенствованию орфографических навыков.
На современном этапе большое значение придается культуроносной функции языка, обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Культуроведческая компетенция включает знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного русского быта, национальных игр, устного народного творчества и т.д.
Компетентностный подход к языковому образованию предполагает обращение к языковой личности. Языковая личность является системообразующим понятием в современной лингвистике, проникает во все аспекты изучения языка и культуры, и человек как языковая личность становится их носителем (Ю.Н. Караулов). Языковая личность — социальное явление, но в ней присутствует и индивидуальное. Индивидуальное в языковой личности формируется через внутреннее отношение к языку, через становление личностных языковых смыслов. В то же время языковая личность оказывает влияние на становление языковых традиций. Каждая языковая личность уникальна, обладает собственным когнитивным пространством, собственными знаниями языка и особенностями его использования. В связи с этим компетентностный подход к языковому образованию предполагает формирование языковой личности.
Значимость формирования профессиональной коммуникативной компетентности подтверждается также тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к снижению коммуникативной культуры современной молодежи, которая воспитана на получении информации не только через языковые каналы (чтение-слушание), но и через средства массовой коммуникации.
Примечания:
1. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую концепцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Дрофа, 2004.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.
3. Введенская В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. №10. С. 51-55.
4. Шхапацева М.Х. Коммуникация в зеркале психолингвистики // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №1. С. 167-172.
5. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982.
6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
7. Кошанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 2005.
References:
1. Bystrova Е.А. The aims of teaching Russian, or what kind of concept we form in class // Teaching the Russian language at school: a manual for students of Teachers' training colleges. M.: Drofa, 2004.
2. Zimnyaya I.A. Key competences as a new paradigm of education // Higher education today. 2003. No. 5. P. 34-42.
3. Vvedenskaya V. N. Modelling of teacher's professional competence // Pedagogy. 2003. No. 10. P. 51-55.
4. Shkhapatseva M.Kh. Communication in the mirror of psycholinguistics // Bulletin of the Adyghe State University. 2006. No. 1. P. 167-172.
5. Zolotova G. A. Communicative aspects of the Russian syntax. M.: Nauka, 1982.
6. Karaulov Yu.N. The Russian language and linguistic personality. M., 1987.
7. Koshansky G.V. Communicative function and the language structure. M., 2005.