Научная статья на тему 'Компетентностное самообразование учителя главное условие его самореализации'

Компетентностное самообразование учителя главное условие его самореализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛДіРУ / құЗЫ-РЕТТі / үЗДіКСіЗ өЗіНДіК БіЛіМ ЖЕТіЛДіРУ / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / SELF EDUCATION / COMPETENT / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / НЕПРЕРЫВНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS SELF-EDUCATION / САМООБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕТНОСТНОЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садыкова А. К.

В статье рассматриваются особенности компетентностно-го самообразования учителя как главного условия его самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s competence-based self-education is main condition of his self-realization

The paper deals with an innovative approach to self-realization of the modern teacher.

Текст научной работы на тему «Компетентностное самообразование учителя главное условие его самореализации»

s

да

о

%

р-

рз О

I-

О §

№ Е-

S

PL

О № Е-

Садыкова А.К. к.п.н.,

доцент кафедры дошкольного, начального обучения и воспитания личности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Неггзгг свздер: вз бшмт жетглдгру, цузы-реттг, уздтаз взгндгк бшм жетглдгру, рефлексия.

Ключевые слова: самообразование, компетет-ностное, самореализация, непрерывное самообразование, рефлексия.

Keywords: self-

education, competent, self-realization, continuous self-education, reflection.

= Вестник «Oрлеу»-kst

КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Ацдатпа:

Макалада 6YriHri KYHri M^raniM тулгасыныц езшдш кэсь би децгешн жогары дэрежеге жYзеrе асырудагы педагогикалык aeneKTinepi карастырылган.

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности компетентностно-го самообразование учителя как главного условия его самореализации.

Annotatoin:

The paper deals with an innovative approach to self-realization of the modern teacher.

Свою статью хочется начать с высказывания Д.И. Писарева: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование, и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий»[1].

Реализация компетентностного подхода предполагает освоение умений на таком уровне, что позволит успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Индивидуализация современного общества подразумевает: практику личной ответственности за профессиональное и жизненное самоопределение. Здесь очень важно уметь правильно выстраивать цель, в которой в той или иной мере должны быть представлены желания молодого учителя. Это должны быть желания самого учителя. По мнению И. Вагина «Ваши желания - единственный локомотив, который привезет вас именно в ваше будущее и именно на ту станцию, которая нужна конкретно вам, а не куда-нибудь еще по воле других людей или обстоятельств... Старайтесь исполнять даже свои мелкие желания, ибо исполненное желание повышает настроение и дает дополнительную энергию, радость жизни» [2].

XXI век - век компетентности. Нынешняя молодежь мобильна и с раннего детства легко обучается новым информационно-коммуникативным технологиям. Непрерывное образование XXI века в настоящее время проявляется в закономерной необходимости формирования потребности к обучению на всю жизнь, следствием которого выступают педагогические эффекты самореализации личности. Очевидна закономерная взаимосвязь между отношением к познанию, а значит, и отношением к обучению взрослого человека или к повышению квалификации и степенью самореализации личности учителя

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

современной школы Казахстана.

Еще Аристотель говорил, что самое вожделенное для человека - счастье. Все остальное - здоровье, красота, деньги, власть - ценно лишь постольку, поскольку делает его счастливее. Можем ли мы, наконец, управлять состоянием счастья, вызывая его по собственному желанию?

В своей преподавательской практике я использую теорию Михай Чиксентмихай «О потоке».

М. Чиксентмихайи, профессор психологии и менеджмента Клермонтского университета (США), много лет посвятил поиску ответов на вопросы самореализации. Главное в его теории - концепция оптимального переживания или потока. Так он назвал состояние человека, который полностью отдаётся достижению выбранной им самим цели. Его книга «Flow. The Psychology of Optimal Experience» (она несколько раз переиздавалась в США) объясняет, сколь близок поток к тому, что в обыденном языке называют счастьем. Чиксент-михайи подолгу наблюдал за художниками и скульпторами. Его поразили одержимость и погруженность людей искусства в свою работу. По их словам, работа увлекала их, как течение реки. Чиксентмихайи воспользовался метафорой, назвав потоком ощущение полной погружённости в то, что ты делаешь здесь и сейчас, и абсолютной самоотдачи, вплоть до потери чувства времени. Большинство людей, вспоминая самые счастливые моменты своей жизни, говорили о чем-то подобном. Поэтому модно поставить знак равенство между потоком и оптимальным опытом. «Большинство из нас заперто в жестких рамках заданной генетической и социальной парадигмы - «инструкций», которые вписали в наше сознание родители и общество. Люди ощущают себя несвободными, запрограммированными и, вследствие этого, несчастными. Но каждый может вырваться из этого плена» - говорит Чиксентмихайи [3]. Когда же свой особый путь становится яснее, надо полностью отдаться предназначению, не отвлекаясь на сиюминутные потребности и мелкие события. Важно уметь концентрироваться на главном. Если вы не сосредоточены, любая мелочь может увести вас от цели, вы испытываете

неудовлетворенность, беспокойство, страх, смятение и другие отрицательные эмоции (автор называет это психической энтропией). К сожалению, люди не понимают, насколько сосредоточенность и счастье близки друг другу. Редко кто готов заставить себя сконцентрироваться на том, что делает сейчас. К примеру, мы охотно откладываем в сторону книгу и включаем телевизор, как только становится «трудно» удерживать внимание на чтении.

Субъектную самореализацию личности в процессе формирования её социальных компетенций мы рассматриваем, как реализуемое умение устанавливать меру своей социальной востребованности. Проявляется субъектная самореализация личности многогранно - в форме познания, отношения, преобразования, действия. Субъектная самореализация проявляется в отношении к социальным явлениям, в преобразовании социального окружения в целом и себя в нем, в частности. Социальные компетенции характеризуют меру субъектной самореализации личности. Они включают в себя опыт межличностного взаимодействия и владения продуктивными технологиями организации деятельности: средство общения, способ самореализации, цель саморазвития, условие профессионального роста, результат самосовершенствования, условие социальной успешности, механизм социального совершенствования.

Самореализация личности представляет собой процесс постоянного индивидуально-личностного само строительства на основе собственных способностей, возможностей, интересов, притязаний и конечно, ценностей.

В центре педагогической концепции самореализации лежит вера в индивидуальный опыт человека, в его способность к самораскрытию, в возможность выявления в себе уникальной и неповторимой сущности, в определении направления и средств личностного роста. Причина самореализации заключается в необходимости согласовывать внутренние интенции человека и условия, в которых он живёт.

Педагогический аспект самореализации личности предполагает разработку средств и условий, стимулирующих процессы самопознания, целеполагания, проектирования пер-

да

о р-

рз

О *

S

I-

о §

S

PL

о

Ш

Вестник «Oрлеу»-kst

5

да о

рь № О

I-

О §

№ Е-

5

РЬ

О № Е-

спектив индивидуальной жизнедеятельности. Таки образом, теоретическая по своей сути проблема самореализации личности носит практико-ориентированный характер.

Самореализация личности как личност-но-осознанная и необходимая потребность к саморазвитию и самосовершенствованию формируется с раннего детства, приобретая на каждом этапе жизненного, социального и профессионального самоопределения дополнительный ценностный смысл.

Самореализация личности - это основная движущая сила, обеспечивающая запуск внутренних мотивационных механизмов саморазвития и самосовершенствования. Побуждающим фактором к самопродвижению на основе индивидуальной образовательной траектории, на основе индивидуальной образовательной программы самосозидания выступают социальные мотивы, когда для личности жизненно важным являются ценности самоактуализации и самодостижений.

Очевидно, что непрерывное образование сегодня, предъявляя требования к качеству образования на всех ступенях и этапах, одновременно выступает важнейшим социальным залогом, обеспечивающим социально-педагогические эффекты самореализации личности.

Самореализация личности строится через осознание субъектом собственных индивидуальных свойств, черт, качеств и путей их актуализации; способности принимать решения, которые мотивируются потребностями роста.

Условия успешной самореализации в организованном образовательном пространстве:

- непременное использование рефлексивных процедур;

- достижение компромисса в интерпретации результатов диагностики;

- наличие возможностей для свободной коммуникации;

- поддержка в попытках устранения мо-тивационных барьеров: «хочу - но не могу», между «лучше и еще лучше», «хочу-могу и надо»;

- помощь в поиске средств реализации деятельности;

- учет индивидуальных особенностей и дифференцирование педагогических воздействий при общей гуманистической ориента-

ции [4].

Самореализация, как вершина пирамиды ценностей (Абрахам Маслоу) в целостном педагогическом процессе требует реализации следующих обязательных действий:

1. Целеполагание осуществляемое на основе согласованного самоопределения учителя;

2. Выделение предпосылок самоопредления;

3. Формирование совокупности предположений о путях и способах достижения поставленной цели;

4. Выбор наиболее перспективных гипотез;

5. Выявление показателей движения к поставленной цели;

6. Выработка организационно-технологической схемы достижения поставленной цели;

7. Осуществление рефлексии и перепроектирование с последующей реализацией [4].

Таким образом, самореализация - это одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность, одновременно с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность.

В свою очередь, самореализация личности современного учителя - это одновременно и цель, и результат, как системы образования, так и всего государства. Только компетент-ностное самообразование учителя позволит преодолеть личный «Эверест» его самореализации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Писарев Д.И. Сочинения в 4-х томах. Том 3. - М., Просвещение. 1956г. С. 127

2. Вагин И.О. «Выиграй у судьбы в рулетку». - СПб.: Питер, 2001. - С.24.

3. Чиксентмихайи Михай. Поток: психология оптимального переживания. - 2012, Аль-пина нан - фикшю - 464с.

4. Руководство для тренера. Третий (базовый) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.