Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированный подход в обучении студентов кафедры общей гигиены и экологии'

Компетентностно-ориентированный подход в обучении студентов кафедры общей гигиены и экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / интерактивные методы / инновационные технологии / учебный процесс / құзіреттілік / интерактивті тәсілдер / инновациялық технологиялар / оқу үдерісі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Е. Алимова, А Е. Ержанова

Современные мировые тенденции в образовании в целом и в высшем медицинском образовании в частности ориентированы на освоение компетентностного подхода. Главной чертой оптимизации учебного процесса на кафедре является совершенствование УМКД, т.к. смена образовательной парадигмы, переход к компетентностному образованию требуют переосмысления и разработки новых целей, форм, методов, средств и содержания обучения. На кафедре широко внедряются интерактивные методы, что способствует развитию интереса, чувства удовлетворения от учебы, создает условия для развития хороших коммуникаций между студентами и преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Жалпы гигиена және экология кафедрасында студенттерге қҧзіреттілікті – бағдарлы амалдармен оқыту

Құзіреттілікті амалдарды меңгеруіне бағыт беретін, соның ішінде заманауи әлемдік тенденцияларға сәйкес біртұтас білім мен медициналық білім беру болып табылады. Негізгі оқу үдерісін кафедрада оңтайландыру болып, пәндердің оқу әдістемелік кешенін жетілдіру, яғни білім беру парадигмасына ауысуы, құзіреттілікті білім беруге ӛтуіне байланысты, оқытудың мазмұны мен құралдарын, жаңа мақсаттарын, тәсілдерін ӛңдеуге және қайта ойлауға қажет етеді. Кафедрада интерактивті тәсілдер кеңінен еңгізілуде, бұл қызығушылықтың ӛркендеуіне, оқудан қанағаттандырулуына және де оқытушы мен студент арасында жақсы қатынастың орнығуына жағдай жасауына әкеп соғады.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированный подход в обучении студентов кафедры общей гигиены и экологии»

Эти формы активно используется при проведении самостоятельной работы студента под руководством преподавателя в виде приготовления индивидуальных презентаций или презентаций в малых группах. Альтернативой служат формы исполнения в виде составления кроссворда, приготовления ситуационных задач по конкретной тематике и т.д.

Проведение занятий осуществляется так же с элементами проблемно-ориентированного обучения путем обсуждения конкретных случаев в малых группах. С нашей точки зрения, такой подход к изучению материала позволяет возбудить исследовательский интерес у студентов, организовать процесс общения с ними так, чтобы студенты стремились сами познать истину.

Наиболее востребованные и апробированные из них: мультимедийные презентации, деловые игры, учебные дискуссии, «мозговые штурмы» и др.

Все вышеуказанные методы обучения позволяют поэтапно, по шагам закрепить преподаваемый материал, научить будущих врачей общей практики работать самостоятельно. Таким образом, проведенная работа представляет собой симбиоз теоретических знаний и практических навыков, который позволяет глубже изучить дисциплину применительно к медицинской практике, формировать гигиеническое мышление, вызывать интерес к дисциплине и к обучению в целом, что способствует подготовке высококвалифицированного специалиста.

Кафедрада пэвдердi окыту боыйнша медициналык бЫм берудщ жана моделш ецгау

Кенесариев Y.H., Ержанова А.Е.

Непзп к^реттшкп ецпзумен бiрге оку Yдерiсiне методологияльщ амалдарды кажет ететш Болондьщ Yдерiстщ талаптарына сэйкес келетщ жогары бшм берудщ реформдалуы, оныц жеке т^лга жэне маман ретiнде жузеге асыруына кажет етедi. Бiздiн кафедрамызда келесi окыту эдастерг кейс-стади, мультимедиялык презен-тациялар, iскерлiк ойындар, окулык пiкiр-таластар, жэне т.б. кещнен енгiзiлуде. Ягни, б^л сабактар теориялык бiлiм мен машыктык дагдылар симбиозы ретiнде ^сынылуы, пэндi терендетiлген тYPде, медициналык тэжирiбеге сай жэне де гигиеналык дуние тануын калыптастыруын талкылауга, сонын iшiнде бiрт¥гас окуына назар аудару, негiзiнен жогары бшкл маман дайындауга мYмкiндiк трызады.

ТYЙiндi сездер: Болондык Yдерiс, к¥зiреттшк, медициналык бiлiм беру моделi

Introduction of new model of medical education in teaching of disciplines of chair

Kenesariev U.I., Erzhanova A.E.

Higher education reforming according to demands of Bologna process demands methodological orientation of educational process with introduction key competence which are necessary for its personal and professional realization. On our chair following methods of training widely take root: the case-stady, multimedia presentations, business games, educational discussions, «cerebral storms», etc. That is employment represent symbiosis of theoretical knowledge and practical skills which allows to study more deeply discipline with reference to medical practice, to form hygienic thinking, to cause interest to discipline and to training as a whole that promotes preparation of the highly skilled expert.

Keywords: Bologna process, competence, model of medical education.

УДК 613:577.4:378.147-057.875

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ

ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

Н.Е. Алимова, А.Е. Ержанова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

Современные мировые тенденции в образовании в целом и в высшем медицинском образовании в частности ориентированы на освоение компетентностного подхода. Главной чертой оптимизации учебного процесса на кафедре является совершенствование УМКД, т.к. смена образовательной парадигмы, переход к компе-тентностному образованию требуют переосмысления и разработки новых целей, форм, методов, средств и содержания обучения. На кафедре широко внедряются интерактивные методы, что способствует развитию интереса, чувства удовлетворения от учебы, создает условия для развития хороших коммуникаций между студентами и преподавателем.

Ключевые слова: компетентность, интерактивные методы, инновационные технологии, учебный процесс.

Современные мировые тенденции в образовании в целом и в высшем медицинском образовании в частности ориентированы на освоение компетентностного подхода. В Казахстане в высших медицинских заведениях также активно осваивается это направление.

Понятие «компетенция» создает возможность для отражения единства теоретической и практической готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности. Т.е. готовности студентов использо-

вать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки для решения практических и теоретических проблем. Готовность к профессиональной деятельности обеспечивается как узкопрофессиональной подготовкой, так и ключевыми компетенциями, которые являются выражением становления личности врача-гигиениста в ходе получения высшего медицинского образования.

На нашей кафедре ведется активная работа по применению компетентностно-ориентированного подхода в обучении студентов. Вообще, основными дисциплинами кафедры являются - общая гигиена, экология, окружающая среда, которые преподаются по всем специальностям бакалавриата. Особый интерес сегодня представляет интеграция преподавания по вертикали, то есть учебная программа многих дисциплин позволяет координировать межкафедральные и междисциплинарные связи в учебном процессе. Последнее позволит унифицировать учебно-методическую документацию (УМКД), что значительно оптимизирует изучаемый материал, совершенствует методическую помощь как студентам так и преподавателям.

Т.е. главной чертой оптимизации учебного процесса на кафедре является совершенствование УМКД, т.к. смена образовательной парадигмы, переход к компетентностному образованию требуют переосмысления и разработки новых целей, форм, методов, средств и содержания обучения.

В подготовке высококвалифицированного специалиста традиционные схемы домашней подготовки (обычное чтение учебников и монографий) часто являются недостаточно эффективными. Для этого необходимо изыскивать резервные возможности активизации познавательной деятельности обучающихся. Последние нам видятся в разнообразии форм обучения и контроля знаний. Непременными условиями при этом должны быть заинтересованность и увлеченность работой, своевременность и обязательность ее выполнения для каждого обучающегося.

Внедрение новых стандартов образования предполагает широкое использование новых методов обучения, способствующих более быстрому и качественному усвоению теоретического курса и практических навыков: кейс-стади, научно-исследовательских работ студентов, составление эссе, рефератов, кроссвордов, мультимедийная презентация, деловые игры и т.д.

При этом, особые требования предъявляются к лекциям. Т.к. в процессе формирования знаний именно лекции должны помочь студенту приобрести ориентиры по обсуждаемой проблеме. Традиционные методы изложения лекционного материала в сфере сегодняшних требований, безусловно, не позволяют достичь желаемого результата. Среди требований, предъявляемых к лектору, выделяют применение новых информационных технологий, создание проблемных ситуаций, моделирование элементов подаваемого материала, мобилизация обратной связи.. Появление мультимедийной презентации дало возможность совершенствовать процесс подачи лекционного материала, повышается глубина его освоения, интерес к обучению.

Во время практических занятий студент должен извлекать основное содержание темы, точно формулировать мысли, строить оригинальные высказывания по заданному вопросу, исследовать различные варианты решения задач, выбирать наилучшие, сотрудничать с другими (студентами и преподавателем) при выполнении общего задания и т.д.

Интерактивное обучение является специальной формой организации учебного процесса, когда практически все студенты оказываются вовлеченными в познавательную деятельность, оно способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студентов: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

На кафедре активно внедряется обучение в малых группах. Фактор социального взаимодействия и межличностного общения положительно влияет на развитие коммуникативности, мышления и интеллекта, приводит к более высоким учебным результатам по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами обучения. Такой метод обучения применяется на кафедре при работе с приборами, решении кейс -стади, составлении кроссвордов, мини-викторин.

Применение на кафедре деловых игр позволяет достичь цели игры: продемонстрировать коммуникативные навыки, умение интерпретировать лабораторно-инструментальные исследования, аргументировано назначать дополнительные методы исследования, продемонстрировать умение разрабатывать профилактические мероприятия. Не менее важное значение предается разбору деловых игр, где студенты - наблюдатели анализируют действие участников игры, высказывают свою точку зрения, демонстрируют уровень знаний, умение критически оценивать ситуацию с соблюдением этики в атмосфере дружеских отношений. Детальный анализ действий участников игры, допущенных ошибок, позволяет студентам усовершенствовать гигиенические навыки.

Важным моментом при проведении круглых столов, дискуссий при изучении нашей дисциплины является демонстрация важности и возможности коллегиального решения проблемы, а также отработка практики рационального обмена знаниями, различной информации для логичного решения задачи.

Использование методики проблемного обучения при изучении дисциплины, позволяет студентам развивать самостоятельность, а значит, учит принимать нужное решение в тех или иных ситуациях. Самостоятельность формирует ответственность. Кроме того, проявляется познавательный интерес у студента к изучаемому предмету, расширяются мыслительные способности студентов.

На кафедре активно ведется работа по подготовке видеоматериалов, касающихся отбора проб объектов окружающей среды, что будет способствовать наглядному усвоению теоретического материала.

Инновационный подход также применяется при сдаче СРС. На кафедре успешно зарекомендовала себя форма сдачи СРС в виде мультимедийной презентации, по окончании доклада студент проводит контроль над качеством усвоения докладываемого материла (сам составляет тесты или вопросы по типу обратной связи). Тем самым повышается заинтересованность студентов в усвоении внеаудиторных тем. При подготовке студенты пользуются многими источниками информации: учебниками, монографиями, периодическими медицинскими изданиями, интернет и др.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения, широко внедряемых на кафедре, способствует развитию интереса, чувства удовлетворения от учебы, создает условия для развития хороших коммуникаций между студентами и преподавателем. Т.к. современное развитие нашего государства требует подготовку конкурентоспособных, высококлассных специалистов, что, без сомнения, невозможно без изменения методик преподавания и введения новых инновационных технологий обучения.

Жалпы гигиена жэне экология кафедрасында студенттерге к^мреттшшп - баFдарлы амалдармен окыту

Алимова Н.Е., Ержанова А.Е.

К^реттшкп амалдарды мецгеруше багыт беретш, соньщ iшiнде заманауи элемдж тенденцияларга сэйкес бiрт¥гас бшм мен медициналык бшм беру болып табылады. Непзп оку YДерiсiн кафедрада оцтайландыру болып, пэндердщ оку эдiстемелiк кешенiн жетiлдiру, ягни бiлiм беру парадигмасына ауысуы, к^реттшкп бiлiм беруге втуiне байланысты, окытудыц мазм^ны мен к¥раддарын, жаца максаттарын, тэсiлдерiн вцдеуге жэне кайта ойлауга кажет етедi. Кафедрада интерактивтi тэалдер кецiнен ецгiзiлуде, б^л кызыгушылыктыц вркендеуше, окудан канагаттандырулуына жэне де окытушы мен студент арасында жаксы катынастыц орныгуына жагдай жасауына экеп согады.

Tyümdi свздер: к¥зiреттшк, интерактивтi тэалдер, инновациялык технологиялар, оку YДерiсi.

Competence-oriented approach in training of students of chair of the general hygiene and a bionomics

Alimova N.E., Erzhanova A.E.

Modern world tendencies in formation in whole and in the higher medical education in particular are focused on development ^mpetence the approach. The main line of optimization of educational process on chair is curriculum perfection as change of an educational paradigm, transition to ^mpetence to formation reconsideration and working out of the new purposes, forms, methods, agents and the training maintenance demand. On chair interactive methods that promotes development of interest, content from study widely take root, frames conditions for development of good communications between students and the teacher.

Key words: competence, interactive methods, innovative technologies, educational process.

УДК:371.3.001.76

НЕГ1ЗГ1 ПЭНДЕРД1 ОЦЫТУДА ИННОВАЦИЯЛЬЩ ТЭСШДЕРД1 ЦОЛДАНУДЫЦ

МАЦЫЗДЫЛЫГЫ

Б.Т Сейтханова, А.А Ахметова

Оцгуспк Казакстан мемлекетпк фармацевтикальщ академия, Шымкент к.

Мацалада негiзгi пэндердi оцытуда инновациялыц жэне интерактивтi тэсiлдi цолданудыц мацыздылыгы кврсетшген. Инновациялыц тэалдер студенттерде взiндiк ойлау жэне вз ойын дамытуга ыцпал жасап сабацтыц белсендiлiгiн арттырады.

ТYйiндi свздер : инновация, интерактив, коммуникативтi дагдылар,прогресс,

Жогары мектептеп кэаби кадрларды даярлаудыц жуйесш жетiлдiрудiц мацызды факторларыныц бiрi -бшм беру процеанде казiрri замангы инновациялык технологияны пайдалану[1].

Осы аймактагы шынайы зерттеулердiн санына карамастан, элi кунге дейiн вткiр мэселе ретiнде оныц теориясы мен эдiстемесiн одан ары тугыну мэселесi взектi. Iргелi гылым мен инновациялык динамика идеялары жогары медициналык бiлiм дидактикасын камтып, окытылатын пэндi даму жэне жетiлдiру тургысынан тYсiнуге ыкпал етуi керек. [2]

Квптеген гылыми -техникалык бiлiмдер инновациялык Yрдiстердiн ыкпалымен индустриядан кейiнгi жаца вркениетке негiз болды.

Соцгы жылдары педагогикалык технологияны жасауда, белсендi окытудыц мазм^ны мен тэсiлдерiнде алга бастаушылык (прогресс) байкалады, осыныц нэтижесiнде жогаргы оку орнында бiлiм берудiц бугшп кYндегi жогары мектептегi жогары кэабиленген мамандарды даярлау кезiнде орын алатын квптеген дидактикалык мэселелердi тиiмдi шешуге мYмкiндiк беретiн тиiмдi интерактивтi формаларыныц Yлкен эр алуандылыгы жасалынган [3].

Инновациялык окыту, оку процесшщ барысында взара сэйкестiкке мYмкiндiк беретiн окыту тYрi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.