Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированный подход к разработке фонда оценочных средств дисциплины'

Компетентностно-ориентированный подход к разработке фонда оценочных средств дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начертательная геометрия / компетенция / фонд оценочных средств / критерии оценки / descriptive geometry / competence / assessment tools fund / evaluation criteria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабенко Вера Михайловна

Статья посвящена вопросу формирования фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» в свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении студентов. Предлагаются пять этапов формирования ФОС: первый этап – определение и анализ компетенций, формируемых дисциплиной для конкретного направления обучения; второй этап – постановка главной цели изучения дисциплины, планирование конечных результатов обучения; третий этап – формулирование подцелей и основных требований к знаниям, умениям и владениям для каждого модуля на базе планируемых результатов обучения; четвертый этап – определение содержания обучения по каждому блоку курса и разработка критериев оценивания; пятый этап – разработка разноуровневых инновационных заданий для контроля знаний, умений и достижений студентов. ФОС рассматривается как неотъемлемая часть образовательных технологий, действенное средство оценки знаний и результатов обучения. Разработчик ФОС должен ориентироваться на конкретный вид профессиональной деятельности, к которой готовится будущий специалист. В статье приводятся примеры подходов планирования результатов обучения, критериев оценивания умений в соответствии с различным уровнем подготовки студентов и пример разработки разноуровневых заданий по начертательной геометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабенко Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF ASSESSMENT TOOLS FUND OF THE DISCIPLINE

The article is devoted to the question of forming the fund of assessment instruments (FAI) for the discipline “Descriptive Geometry, Engineering Graphics” in the light of the implementation of the Federal state Educational Standards of higher professional education and in the context of the student-centered approach in teaching. The five stages of the formation of FAI are considered. The first stage is defining the confidences formed by the discipline in the specific areas and their analysis. The second stage is considering the aims of the course and “planning” the final learning outcomes. The third stage is giving the objectives and basic requirements for knowledge, skills, and performance of the students in each module taking into consideration the planned learning outcomes. The fourth stage is building the evaluation procedures and the content of training for each block of the studied course. The fifth stage is developing the variety of innovative assignments for testing students’ abilities, progress, achievement and proficiency on the basis of the learner-centered assessment system. FAI is considered to be an integral part of the educational techniques, an effective means of purposeful assessment that meets learners’ academic needs. The FAI developer is expected to focus on specific kinds of professional activities which the future specialists are going to be involved in. The article gives examples of approaches in final outcomes planning, as well as in developing the performance evaluation criteria based on the adequately determined performance levels, and samples of multi-level assignments in Descriptive Geometry.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированный подход к разработке фонда оценочных средств дисциплины»

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ

Бабенко Вера Михайловна

канд. техн. наук, доцент ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет », 299053, РФ, г. Севастополь, ул. Университетская, 33

E-mail: bmv57@yandex.ru

COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF ASSESSMENT TOOLS FUND OF THE DISCIPLINE

Vera Babenko

Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of Sevastopol State University, 299053, Russia, Sevastopol, Universitetskaya str.,33

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросу формирования фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» в свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и в контексте личностноориентированного подхода в обучении студентов. Предлагаются пять этапов формирования ФОС: первый этап - определение и анализ компетенций, формируемых дисциплиной для конкретного направления обучения; второй этап - постановка главной цели изучения дисциплины, планирование конечных результатов обучения; третий этап - формулирование подцелей и основных требований к знаниям, умениям и владениям для каждого модуля на базе планируемых результатов обучения; четвертый этап - определение содержания обучения по каждому блоку курса и разработка критериев оценивания; пятый

Бабенко В.М. Компетентностно-ориентированный подход к разработке фонда оценочных средств дисциплины // Universum: Технические науки : электрон. научн. журн. 2016. № 2 (24) . URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/2966

этап - разработка разноуровневых инновационных заданий для контроля знаний, умений и достижений студентов.

ФОС рассматривается как неотъемлемая часть образовательных технологий, действенное средство оценки знаний и результатов обучения. Разработчик ФОС должен ориентироваться на конкретный вид профессиональной деятельности, к которой готовится будущий специалист.

В статье приводятся примеры подходов планирования результатов обучения, критериев оценивания умений в соответствии с различным уровнем подготовки студентов и пример разработки разноуровневых заданий по начертательной геометрии.

ABSTRACT

The article is devoted to the question of forming the fund of assessment instruments (FAI) for the discipline “Descriptive Geometry, Engineering Graphics” in the light of the implementation of the Federal state Educational Standards of higher professional education and in the context of the student-centered approach in teaching.

The five stages of the formation of FAI are considered. The first stage is defining the confidences formed by the discipline in the specific areas and their analysis. The second stage is considering the aims of the course and “planning” the final learning outcomes. The third stage is giving the objectives and basic requirements for knowledge, skills, and performance of the students in each module taking into consideration the planned learning outcomes. The fourth stage is building the evaluation procedures and the content of training for each block of the studied course. The fifth stage is developing the variety of innovative assignments for testing students’ abilities, progress, achievement and proficiency on the basis of the learner-centered assessment system.

FAI is considered to be an integral part of the educational techniques, an effective means of purposeful assessment that meets learners’ academic needs. The FAI developer is expected to focus on specific kinds of professional activities which the future specialists are going to be involved in.

The article gives examples of approaches in final outcomes planning, as well as in developing the performance evaluation criteria based on the adequately determined performance levels, and samples of multi-level assignments in Descriptive Geometry.

Ключевые слова: начертательная геометрия, компетенция, фонд

оценочных средств, критерии оценки.

Keywords: descriptive geometry, competence, assessment tools fund,

evaluation criteria.

В каждой развитой стране существует система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. В Российской Федерации совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, изложены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. При этом следует отметить, что во ФГОС последних поколений сделан акцент на смещение требований с содержания образования к его запланированным результатам, выраженным в формате компетенций, где компетенции рассматриваются как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

При разработке и реализации рабочей программы конкретной учебной дисциплины (РПД) разработчик обязан ориентироваться на конкретный вид профессиональной деятельности, к которому готовится будущий бакалавр или специалист, исходя из потребностей рынка труда, и на формирование конкретных общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК). Именно этот фактор является определяющим при формировании основной цели РПД.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений создаются фонды оценочных средств (ФОС) для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ФОС является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ФГОС ВПО и, в частности, входит в состав РПД. ФОС должен быть ориентирован на формирование и достижение заявленной цели дисциплины, а само оценивание направлено на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения.

Цель статьи - рассмотреть основные аспекты компетентностно-ориентированного подхода формирования фонда оценочных средств на базе четко сформулированных целей и задач изучения дисциплины в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении студентов.

Рассмотрим некоторые аспекты формирования ФОС для дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» (НГИиКГ).

Весь процесс формирования ФОС можно разбить на несколько этапов.

1-й этап - определение и анализ компетенций, которые будут формироваться дисциплиной в соответствии с ФГОС ВПО для данного направления обучения; в соответствии с компетенциями постановка главной цели изучения дисциплины, а также подцелей и задач дисциплины для каждого модуля.

В ФГОС ВПО для различных направлений обучения конкретные компетенции для данной дисциплины не прописаны, но на базовом уровне дисциплина НГИиКГ формирует проектно-конструкторскую компетентность. Например, для специальности 23.05.01 «Наземные транспортнотехнологические средства» она сформулирована в виде ПК 7 «Способность разрабатывать с использованием информационных технологий конструкторскотехническую документацию для производства новых или модернизируемых образцов наземных транспортно-технологических средств и их технологического оборудования».

В формулировке данной компетенции прописано обязательное использование информационных технологий. Поэтому разработчикам программы следует проанализировать, какие конкретные современные технологии используются на машиностроительных производствах, для которых готовятся специалисты данного направления обучения.

Наиболее современными технологиями производства является технологии PLM и прототипирования. Концепция PLM предполагает, что создается единая информационная база, описывающая три краеугольные компоненты: Продукт -Процессы - Ресурсы и взаимосвязи между ними. На первом этапе создания PLM разрабатывается цифровая модель будущего изделия с помощью 3D CAD -систем.

Технология BD-прототипирования - это технология быстрого изготовления макетов изделий на базе 3D цифровых моделей, которые используются для проверки и доработки конструкторских решений.

Таким образом, дисциплина должна формировать у студентов знания способов образования различных поверхностей, умения из простейших геометрических форм создавать сложные пространственные объекты, навыки творческого моделирования, а также на базе знаний нормативных документов разрабатывать конструкторско-технологическую документацию

для создаваемых промышленных изделий с использованием цифровых моделей.

2-й этап - определение главной цели изучения дисциплины на базе анализа формируемых компетенций с учетом требований современных высокотехнологических производств; планирование результатов обучения по дисциплине на базе требований, содержащихся в ФГОС и дополненными требованиями, вытекающими из заявленных целей и академических свобод учебного заведения.

Сформированная основная цель изучения дисциплины НГИиКГ на базе данной компетенции может звучать следующим образом: формирование базового (начального) уровня проектно-конструкторской компетенции,

заключающейся в готовности и способности обучающегося на основе полученных знаний, умений и владений создавать проектно-конструкторскую документацию в соответствии с требованиями современных высокотехнологических производств.

В качестве планируемых результатов обучения для конкретного этапа (уровня) освоения компетенции выделяются следующие категории «владеть» (навыком, методом, способом, технологией пр.), «уметь» и «знать». В таблице 1 представлены планируемые результаты обучения по дисциплине НГИиКГ.

3-й этап - формулирование подцелей, основных задач для формирования знаний, умений и владений для каждого модуля на базе планируемых результатов обучения.

Целью модуля «Начертательная геометрия» является формирование знаний пространственных форм, их взаимодействий и свойств и способов изображения их на чертежах.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения по дисциплине НГИиКГ

Код и уровень формируемой компетенции Владеет Умеет Знает

В (ПК 7) - I У (ПК 7) - I З (ПК 7) - I

инженерной выполнять классификационные

терминологией в чертежи деталей и признаки поверхностей,

области производства сборочных единиц их образование и

наземных транспортно- в соответствии с свойства, способы

технологических требованиями к построения чертежей

средств и комплексов; конструкторской деталей любой сложности;

методами документации, в принципы чтения

проектирования том числе с чертежей общего вида

ПК 7- I автомобилей и использованием механизмов автомобилей

тракторов, их узлов и систем и тракторов и комплексов

агрегатов, в том числе с автоматизированно на их базе;

использованием систем го проектирования нормативную базу ЕСКД,

автоматизированного и методов знает основы двух-,

проектирования; трехмерного трехмерного

методами трехмерного компьютерного геометрического

компьютерного моделирования компьютерного

моделирования. моделирования в среде

САПР.

Целью модуля «Инженерная графика» является формирование владений, необходимых студентам для разработки и составления конструкторской и технической документации производства в соответствии с ГОСТами ЕСКД в области профессиональной деятельности.

Целью модуля «Компьютерная графика» является формирование основ знаний и владений 2D и 3D геометрического компьютерного моделирования в среде САПР.

4-й этап - определение содержания обучения для формирования знаний, умений, владений по каждому блоку изучаемой дисциплины; разрабатывается полный состав требований к системе оценки компетенций студентов на каждой стадии контроля, где компетенции рассматриваются как способность применять знания, умения, владения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

В таблице 2 представлен пример соответствия критериев оценивания умений студентов на оценки «отлично» и «удовлетворительно» (с учетом личностных качеств студентов) планируемым результатам обучения по блоку «Начертательная геометрия».

Таблица 2.

Соответствие критериев оценивания умений планируемым результатам обучения

Планируемые результаты обучения Критерии оценивания результатов обучения

ОЦЕНКА «Отлично» (90-100 баллов) ОЦЕНКА «Удовлетворительно» (64-73 балла)

Уметь: У (ПК 7) - I.1 решать задачи кодирования, декодирования, переработки геометрической информации; решать метрические и позиционные задачи методами преобразования комплексного чертежа (КЧ), выбирать оптимальный способ решения задач и реализовывать его на чертеже; моделировать пространственные объекты по заданным характеристикам, правильно излагать геометрическую идею с помощью чертежа. На базе знаний способов кодирования, декодирования и переработки геометрической информации умеет моделировать пространственные объекты по заданным характеристикам; умеет составлять алгоритмы преобразования КЧ и с их помощью решать сложные конструктивные задачи; умеет решать задачи на конструирование и изображение сложных поверхностей кинематическим способом; умеет находить и аргументировать оптимальные способы решения нестандартных задач. Умеет решать элементарные задачи, связанные с кодированием, декодированием, переработкой геометрической информации; умеет исследовать геометрические свойства формообразующих элементов пространства; умеет решать базовые задачи преобразования КЧ; умеет выполнять развертки элементарных геометрических поверхностей; способен с помощью преподавателя анализировать и исправлять допущенные ошибки.

Все эти этапы являются подготовительными при формировании ФОС, однако наличие результатов этих этапов позволяют разработчикам увидеть общую картину и вклад каждого блока в формирование нужных компетенций.

5-й этап - непосредственная разработка разноуровневых инновационных заданий для практических аудиторных занятий, индивидуальных заданий для всех принятых в рабочей программе видов контроля знаний студентов в соответствии с личностно-ориентированным подходом в обучении.

Рассмотрим пример индивидуального задания по теме «Решение метрических задач».

Студентам предлагается два уровня задания: уровень А «Моделирование геометрического объекта по заданным метрическим характеристикам», максимальная сумма баллов за правильное выполнение задания - 100, что соответствует оценке «отлично», и уровень В «Исследование метрических характеристик геометрического объекта», максимальная сумма баллов за правильное выполнение задания - 81, что соответствует оценке «хорошо».

Цель данного задания - научить «сильных» студентов уже на первых этапах обучения инженерным дисциплинам моделировать геометрические объекты по заданным характеристикам и условиям использования. Более «слабые» студенты имеют возможность начать изучение с решения элементарных метрических задач и получить базовые знания по данной теме.

При проведении практических занятий на каждом этапе изучения дисциплины преподаватель должен стремиться подбирать студентам комплексные задачи, направленные на развитие логического мышления. Решая такие задачи, студент должен уметь применять знания всех разделов начертательной геометрии, уметь решать задачи различными способами.

В таблице 3 приведены примеры задач трех уровней сложности, рассчитанные на студентов с разным уровнем подготовки. В первой строке таблицы представлены условия задач. Во второй строке таблицы представлены задачи, которые студенты могут решать уже на 3-й неделе обучения. Третий уровень сложности рассчитан на студентов, которые могут не только применять знания, полученные на лекциях по начертательной геометрии, но и использовать знания, полученные в школе при изучении элементарной геометрии. В третьей строке таблицы эти же задачи решаются другими способами на более поздних этапах обучения дисциплине. Подобный подход к выбору заданий учит студентов видеть пути решения сложных задач различными способами и выбирать из них наиболее оптимальные.

Дифференцированный подход к формированию ФОС исключает усредненную оценку знаний и умений студентов, повышает уровень мотивации обучения, реализует желание и возможность сильных студентов получить более

качественные знания, а слабые студенты получают возможность испытать успех от малых побед и постепенно подняться на уровень выше. Кроме того, таким образом формируется общекультурная компетенция - умение оценить свои собственные силы и способности.

Таблица 3.

Примеры метрических задач различного уровня сложности

Выводы

1. ФОС как неотъемлемая часть образовательных технологий должно стать действенным средством не только оценки, но и обучения.

2. При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно быть обеспечено его соответствие заявленным целям дисциплины.

3. При формировании ФОС важно учитывать личностные качества и

способности различных групп студентов.

Список литературы:

1. Рукавишников В.А., Халуева В.В. Цель как ключевой компонент компетентностной модели геометромодельной подготовки инженера // Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч. практ. конф. (Брест, 21-22 марта 2013 г.). - Брест, 2013. - С. 83-86.

References:

1. Rukavishnikov V.A., Halueva V.V. The goal as a key component of the competence model of geometromodel engineer training. Innovacionnye tehnologii v inzhenernoj grafike. Problemy i perspektivy [Innovative technologies in engineering graphics. Problems and prospects]. Brest, 2013, pp. 83-86. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.