КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14315 УДК 378.147:004.9
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Мухина Милена Львовна,
кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной графики ГОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород milena.an@bk.ru
Ширшова Ирина Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной графики ГОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород iashirshova@rambler.ru
Оптимальные подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе
Аннотация. Геометро-графические дисциплины рассматривают построение графических моделей инженерной сферы деятельности, таких как чертежи, пространственные модели, наглядные изображения, с использованием современных компьютерных технологий. Технологические возможности новых средств обучения не только активизируют познавательную деятельность обучающихся, но и побуждают их к творческим разработкам и экспериментированию, расширяют ощущение возможного. Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении геометро-графических курсов, необходимы для изучения общеинженерных и специальных технических дисциплин, а также в последующей инженерной деятельности. Ключевые слова: двухмерные и трехмерные модели, профессиональные компетенции, компьютерная графика, фундаментальные знания и умения студентов, технический вуз.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Профессиональное техническое образование является базисом развития общества, основой совершенствования производства, поэтому в настоящее время особенно актуальны вопросы модернизации системы инженерного образования. Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости [1].
Современный этап реформирования профессионального образования характеризуется поиском и внедрением путей, позволяющих обеспечивать повышение профессиональной компетентности будущих специалистов технической сферы, максимальное приближение к реальному производству, надежное сочетание фундаментальных знаний с использованием инновационных технологий. Кроме того, есть и объективный запрос на перемены в системе подготовки инженерных кадров. Меняется не только технологический, но и весь уклад жизни, меняются и представления об инженерной деятельности, растут требования к этой профессии [2]. Решение данных задач позволит существенно изменить парадигму инженерного образования и, соответственно, структуру содержания и методы подготовки инженерных кадров.
r\j Л r\j
к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы
научно-методический электронный журнал
ART 14315
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Для эффективного решения вышеуказанных задач, стоящих перед научно-технической сферой, необходимо повышение качества профессиональной подготовки студентов технического вуза, то есть развитая современная геометро-графическая подготовка будущих инженеров на базе компьютерных технологий.
Классические учебные графические дисциплины («Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Компьютерная графика») входят в базовую часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по различным направлениям подготовки. В результате обучения в соответствии с ФГОС ВПО должны быть сформированы определенные профессиональные компетенции:
- владеть элементами начертательной геометрии;
- знать теоретические основы построения чертежа;
- применять методы графического представления объектов;
- участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации новых или модернизируемых технических объектов, оформлении законченных проектно-конструкторских работ в соответствии со стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами в области профессиональной деятельности;
- обладать готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию и обоснованию технических решений в рамках своей профессиональной компетенции;
- использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области;
- приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания с использованием современных образовательных и информационных технологий;
- проектировать и обеспечивать моделирование технических объектов с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием в своей предметной области.
Традиционно дисциплины преподавались в высших учебных заведениях, в том числе и в Нижегородском государственном техническом университете им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), в «ручной» технологии. Изучение графических дисциплин, таких как начертательная геометрия, проекционное черчение, техническое рисование, техническое черчение, проходило с помощью карандаша, чертежного инструмента и листа чертежной бумаги «ватман». Использование в процессе обучения графическим дисциплинам систем автоматизированного проектирования (САПР) активно ведется с 90-х гг. прошлого столетия. В НГТУ и его филиалах геометро-графические дисциплины студенты изучают на базе программного продукта AutoCAD компании Autodesk. Выбор AutoCAD как инструментального средства обучения вызван известными достоинствами этого наиболее распространенного в России на тот момент пакета САПР. Первоначально графические работы выполнялись студентами с помощью 2D-технологий проектирования, когда компьютер фактически используется в качестве электронного кульмана. По 2 D-технологии центральное место занимает чертеж, конструктор строит проекции создаваемого объекта, а проектирование идет одновременно с созданием чертежа объекта. Схема традиционной 2 D-технологии представлена на рис. 1 [3].
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14315 УДК 378.147:004.9
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Рис. 1. Схема 2й-технологии
Задание выдается обычно в бумажном виде. Студенты выполняют электронный вариант данного задания и только затем на его основе создают трехмерную модель. Пример выполненного задания приводится на рис. 2.
Рис. 2. Пример выполненного задания «Втулка»
Таким образом, задания в основном сводятся к выполнению электронной копии существующих чертежей, а учебная программа практически ориентирована на формирование у студентов умений использовать пакеты прикладных программ, базирующихся на знаниях принципов работы с графическими изображениями, принципов функционирования графических пакетов. Данная технология, возможно, оправдывает себя в учебных курсах, где не обязательно использование 3 D-технологий проектирования, которые обеспечивают реалистичную наглядность изделия, включая анимацию, параметризацию и автоматизацию инженерных и конструкторских работ.
С учетом того что главным системообразующим фактором при определении структуры дисциплин является объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста, структурирование дисциплин графической подготовки должно быть подчинено последовательности (основным этапам) профессионально-ориентированной деятельности.
В настоящее время в практике ведущих промышленных предприятий, где в дальнейшем работают студенты технических вузов, реализуются новые подходы к проектно-конструкторским работам, где в основу положены технологии 3D. Анализ систем геометрического моделирования системы автоматизированного проектирования (САПР) различных уровней (от ориентированных на персональные компьютеры до специализированных рабочих станций) показывает, что в настоящее время наблюдается смена традиционных представлений о процессе проектирования. При
IV 3 ^
к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы
научно-методический электронный журнал
ART 14315
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
этом изменение идеологии конструирования - переход от традиционных методов выполнения графических работ («электронного» кульмана) к полноценному трехмерному моделированию, с одной стороны, открывает новые возможности по использованию графики в процессе конструирования, а с другой стороны, предъявляет повышенные требования к «геометрическому» интеллекту конструктора. В таких условиях необходимо готовить конкурентоспособных специалистов, эффективно применяющих различные САПР и 3D-технологии проектирования для решения задач в области своей профессиональной деятельности.
В основе трехмерного моделирования лежит возможность быстро создавать сложные объемные элементы. Любой такой объект состоит из совокупности простых элементов, объединенных по определенным правилам. Трехмерное проектирование - это качественно новый уровень выполнения проектных работ. Меняется не только процесс проектирования - меняется подход к работе. Трехмерное моделирование проектируемого объекта позволяет работать над этим объектом сразу группе специалистов. Каждый специалист обязан выполнять предписанные ему операции, поскольку от его действий зависят смежные участники процесса проектирования. Затраты времени на создание моделей проектируемого объекта в дальнейшем компенсируются более быстрой их корректировкой. Результат проектирования (разрезы, виды и др.) обобщается на основе максимально законченной модели, что существенно сокращает время выпуска проектной документации [4].
Традиционно обучение по Зй-технологии начинается лишь в четвертом семестре (после изучения курсов «Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Компьютерная графика») в рамках курса «Геометрическое моделирование» и выполняемой студентами курсовой работы. На наш взгляд, такая последовательность введения содержания обучения требует корректировки, обусловленной рядом причин. На уровне учебного предмета необходимо учитывать логический принцип упорядочения содержания (структурирование учебной информации отображает логику профессиональной деятельности) и психологический принцип (при проектировании учебного материала следует ориентироваться на теоретические закономерности формирования геометро-графических умений и профессиональных компетенций обучающихся).
Зй-технологии инженерного проектирования предполагают получение чертежа на заключительной стадии проектирования после создания пространственной модели и сохраняют за конструктором задачи определения оптимального содержания чертежа (см. рис. 3). Основные концепции такого подхода следующие: в качестве источника данных на протяжении всего жизненного цикла изделия принимается Зй-модель (в отличие от конструкторско-технологической документации); вычислительные, технологические операции также связаны с моделью; используется единый источник данных, однократно введенных в процесс и используемых всеми участниками проекта.
Конструктор сразу строит реалистичную пространственную виртуальную модель детали, узла, собирая ее, как из кирпичиков, из объемных примитивов, а также примитивов на основе вращения или выдавливания плоского контура, не прибегая к построению чертежа. Модель, формируемая на экране, является наглядным способом представления оригинала, ее можно осмотреть со всех сторон, разрезать, отредактировать форму, произвести инженерный, например прочностной, расчет. «Этот естественный для человека вариант проектирования стал реально возможным в последние десять лет благодаря компьютерной графике, позволяющей создавать трехмерные виртуальные модели объектов и наглядно отображать их на экране» [5].
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14315 УДК 378.147:004.9
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Рис. 3. Схема Зй-технологии
Эй-технологии также способствуют лучшему освоению графических дисциплин студентами, в том числе и со слабой начальной графической подготовкой, потому что построение пространственной модели не вызывает трудностей, в отличие от построения чертежа, а дальнейшее получение чертежа на основе Зй-технологии носит более формальный характер. Ограничения при выполнении проектных работ, основанных на 2й-технологии, состоят также в невозможности простого анализа сборочных конструкций, усложнении процесса проверки, требовании физических прототипов, невозможности передачи данных в прикладные программы. И наоборот, преимущества Зй-технологии - в простоте обучения и использования, быстром построении концептуального проекта, сокращении количества ошибок, отсутствии в необходимости в физическом прототипе. Создание различных графических изображений с помощью компьютерных технологий, обладающих уникальными возможностями, является не только инструментом для передачи и хранения информации, но и средством реализации имеющихся у обучающихся способностей к конструкторской деятельности.
Если обучение компьютерной 2й-технологии построения чертежа давно ведется на кафедре «Инженерная графика» НГТУ, то методы Зй-технологии на ранних этапах обучения еще не нашли должного отражения в учебном процессе. Как показывает практика, уровень аппаратного и программного обеспечения технических вузов достаточно высок, но потенциал информационно-коммуникационных технологий как средства повышения качества подготовки специалиста в образовательной практике используется недостаточно; ключевая для обучения и самообразования информационная компетенция студентов формируется слабо и не играет определяющей роли в становлении профессиональной компетентности студентов технического вуза [6]. Следовательно, одним из наиболее актуальных вопросов является разработка методологических основ теории и практики применения информационных образовательных ресурсов как фактора эффективного формирования профессиональных компетенций [7].
На наш взгляд, включение Зй-технологий в учебный процесс на более раннем этапе позволит повысить интерес к графической деятельности, более эффективно, в короткие сроки сформировать геометро-графические умения, перенести основной акцент на содержание и увеличение творческих компонентов учебной познаватель-
(V С rw
ART 14315
научно-методический электронный журнал
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
но-творческой деятельности, на развитие графической, технологической и информационной культуры [8]. Так, «Начертательная геометрия» как наука изучает методы отображения пространственных объектов, в том числе на плоскость, и способы решения метрических задач на чертеже. В процессе обучения студенту сложно понять алгоритм решения задачи без пространственного визуального образа рассматриваемых геометрических объектов. Безусловно, эти проблемы связаны с уровнем развития пространственного мышления. Поэтому в курсе начертательной геометрии с целью визуализации предлагаемой информации возможно использование программных продуктов AutoCAD или Inventor компании Autodesk. Это даст возможность студентам научиться устанавливать ассоциативные связи между визуальными образными данными и их проекциями, понять смысл и назначение проекций. Основными трудностями, препятствующими формированию геометро-графических умений в изучении дисциплины «Инженерная графика», являются:
- неумение мысленно произвести необходимое пространственное переориентирование графического двумерного изображения;
- перекодирование его в трехмерное;
- выполнение с ним необходимых преобразований;
- перевести его обратно в двумерное;
- отображение результата мыслительных действий в виде чертежа, выполненного в соответствии с требованиями системы ЕСКД.
В этом случае 3й-модели могут служить как наглядной опорой, так и специальным предметом изучения, то есть выполнять функции натуральной модели и условного графического изображения. Это позволит, на наш взгляд, облегчить выполнение операций представления и оперирования образами объектов, что является необходимым условием развития пространственного представления и пространственного мышления [9]. Состав программных средств, привлекаемых к процессу обучения, также может варьироваться. Так, на этапе формирования и развития графических умений и навыков можно использовать AutoCAD. А при выполнении курсовой работы по теме «Чтение, деталирование и моделирование чертежа общего вида», когда уже сформированы необходимые умения как в традиционной, то есть ручной, так и компьютерной технологии и студенты переходят к овладению приемами решения более сложных инженерных задач, составляющих основу проектно-конструкторской деятельности, предпочтительней использовать Inventor. Сравнивая работу и возможности AutoCAD и Inventor, студенты отдают предпочтение Inventor, так как сокращается ручной труд, количество ошибок при выполнении графических работ. Например, в проекционном черчении программа Inventor позволяет построить виды и разрезы практически без ошибок, связанных с пространственным мышлением, изометрическую проекцию с вырезом 1/4 части за несколько секунд, сокращается время выполнения графической работы. Чертежи деталей, соединений, сборочных единиц в Inventor рассматриваются одновременно с визуализацией соответствующих 3й-моделей и анализом 3й-модели на экране. Это дает возможность студентам научиться устанавливать ассоциативные связи между визуальными образными данными и их проекциями, понять смысл и назначение проекций [10].
Использование нескольких систем автоматизированного проектирования обеспечивает [11]:
- предоставление студентам больше инструментальных возможностей исследования, конструирования, моделирования;
6
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14315 УДК 378.147:004.9
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
- повышение мотивации обучения;
- расширение и углубление изучаемой профессиональной области знаний;
- расширение сферы самостоятельной профессионально-ориентированной
деятельности студентов.
Пример выполненного задания приводится на рис. 4.
Рис. 4. Пример выполненного задания «Сечения»
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что применение такого подхода в учебном процессе геометро-графических дисциплин позволит решить, на наш взгляд, следующие задачи:
- сократить время выполнения графических работ, тем более что затраты времени на создание моделей в дальнейшем компенсируются более быстрой их корректировкой;
- устанавливать ассоциативные связи между визуальными образными данными и их проекциями (особенно актуально при небольшом количестве часов на изучение дисциплин графического цикла);
- качественно строить модели проектируемых технических объектов и создавать соответствующую им проектную и рабочую техническую документацию, пригодные для использования на всех этапах жизненного цикла изделия.
Обучаясь с использованием программных продуктов, поддерживающих модельный подход в проектировании, студенты выполняют предусмотренные в рамках дисциплины графические работы качественно и с существенной экономией времени, получают навыки работы с программным продуктом, обеспечивающим решение профессиональных задач, знакомятся с будущей профессией. Учебное время дисциплины направлено на изучение необходимого теоретического материала, моделирование сложных поверхностей, изделий, научную работу студента. В дальнейшем студенты имеют возможность выполнять курсовые, выпускную и дипломную работы осознанно и в соответствии с требованиями производства, получают преимущества при прохождении производственной практики и трудоустройстве по выбранной специальности [12].
В качестве результата эксперимента можно отметить, что студенты первого и второго курсов, изучающие дисциплину «Инженерная графика» с использованием
(V Т rw
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 14315 УДК 378.147:004.9
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
AutoCAD и Inventor, активно и успешно участвуют в студенческой научно-практической конференции НГТУ им. Р. Е. Алексеева по графическим дисциплинам. Поэтому предполагается дальнейшая работа с целью более глубокого исследования вопросов о методах и организационных формах эффективного формирования профессиональных геометро-графических компетенций с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках учебного процесса, направленных на профессиональное становление будущего специалиста.
Ссылки на источники
1. Путин В. В. Заседание Совета при Президенте по науке и образованию от 23.06.2014. - URL: http://www.kremlin.ru/news/45962 (дата обращения 24.10.2014).
2. Там же.
3. Романычева Э. Т., Сидорова Т. М., Сидоров С. Ю. AutoCAD 14. - М.: ДМК, 1999. - 480 с.
4. Альшакова Е. Л. Компьютерные технологии при преподавании графических дисциплин // Научные труды. - М.: МАТИ, 2011. - Вып. 18 (90). - С. 324-328.
5. 3D-технологии построения чертежа. AutoCAD / А. Л. Хейфец [и др.]; под ред. А. Л. Хейфеца. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - С. 1-2.
6. Матвеева Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Н. Новгород, 2008. - 4б с.
7. Пузанкова А. Б. Формирование профессиональных инженерно-графических компетенций студентов в процессе их обучения компьютерной графике (на примере специальностей машиностроительного профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2012. - 24 с.
8. Лагунова М. В., Ширшова И. А. Формирование графоаналитических умений с использованием информационных и коммуникационных технологий: монография / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т». - Н. Новгород, 2010 - 163 с.
9. Там же.
10. Альшакова Е. Л. Инновационные методики обучения конструкторско-технологической подготовке производства // Современное машиностроение. Наука и образование: материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М. М. Радкевича и А. Н. Евграфова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - С. 23-32.
11. Скобелева И. Ю., Ширшова И. А. Выбор, освоение и применение систем автоматизированного проектирования как средство формирования профессиональных графических компетенций // Концепт. - 2013. - № 9 (сентябрь). - ART 13189. - 0,4 п. л. - URL: http: //e-concept.ru/ 2013/13189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.- ISSN 2304 - 120X (дата обращения 24.10.2014).
12. Альшакова Е. Л. Компьютерные технологии при преподавании графических дисциплин.
Milena Muchina,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of Engineering Gaphics, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev, Nizhny Novgorod milena.an@bk.ru Irina Shirshova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Engineering Graphics, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev, Nizhny Novgorod iashirshova@.rambler.ru
Optimum approach to the use of computer technologies in educational process on geometry-graphic disciplines at technical universities
Abstract. Geometry and graphic disciplines consider constructing graphical models of engineering fields of activity, such as drawings, spatial models, visual images, using modern computer technology. Technological capabilities of new training tools both activate students' cognitive activity of students and encourage them to creative developments and experiments, extend the sense of possible. Knowledge, abilities and skills, acquired during the study of geometry and graphics courses, are comprehensive for studying general engineering and technical disciplines, as well as for subsequent engineering activity.
Key words: two-dimensional and three-dimensional models, professional competence, computer graphics, fundamental knowledge and skills of students, technical college.
~ 8
r>J
ART 14315 References
научно-методический электронный журнал
УДК 378.147:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Мухина М. Л., Ширшова И. А. Оптимальные подходы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе по геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14315. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14315.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
1. Putin, V. V. Zasedanie Soveta pri Prezidente po nauke i obrazovaniju ot 23.06.2014. Available at: http://www.kremlin.ru/news/45962 (data obrashhenija 24.10.2014) (in Russian).
3. Romanycheva, Je. T., Sidorova, T. M. & Sidorov, S. Ju. (1999) AutoCAD 14, DMK, Moscow, 480 p. (in Russian).
4. Al'shakova, E. L. (2011) “Komp'juternye tehnologii pri prepodavanii graficheskih discipline”, in Nauchnye trudy, vyp. 18 (90), MATI, Moscow, pp. 324-328 (in Russian).
5. Hejfec, A. L. et al. (2005) 3D-tehnologii postroenija chertezha. AutoCAD, 3-e izd., pererab. i dop,, BHV-Peterburg, St. Peterburg, pp. 1-2 (in Russian).
6. Matveeva ,T. A. (2008) Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza v uslovijah informatizacii obrazovanija: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk, N. Novgorod, 46 p. (in Russian).
7. Puzankova, A. B. (2012) Formirovanie professional'nyh inzhenerno-graficheskih kompetencij studentov v processe ih obuchenija kompjuternoj grafike (na primere special'nostej mashinostroitel'nogo profilja): avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Samara, 24 p. (in Russian).
8. Lagunova, M. V. & Shirshova, I. A. (2010) Formirovanie grafoanaliticheskih umenij s ispol'zovaniem in-formacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij: monografija, Federal'noe agentstvo po obrazovaniju, GOU VPO “Volzhskij gos. inzhenerno-ped. un-t”, N. Novgorod, 163 p. (in Russian).
10. Al'shakova, E. L. (2013) “Innovacionnye metodiki obuchenija konstruktorsko-tehnologicheskoj podgo-tovke proizvodstva”, in Radkevich, M. M. & Evgrafov, A. N. (eds.) Sovremennoe mashinostroenie. Nau-ka i obrazovanie: materialy 3-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Izd-vo Politehn. un-ta, St. Peterburg, pp. 23-32 (in Russian).
11. Skobeleva, I. Ju. & Shirshova, I. A. (2013) “Vybor, osvoenie i primenenie sistem avtomatizirovannogo proektirovanija kak sredstvo formirovanija professional'nyh graficheskih kompetencij”, Koncept, № 9 (sentjabr'), ART 13189, 0,4 p. l. Available at: http: //e-concept.ru/ 2013/13189.htm, Gos. reg. Jel № FS 77-49965.- ISSN 2304 - 120X (data obrashhenija 24.10.2014) (in Russian).
12. Al'shakova, E. L. (2011) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
2. Ibid.
9. Ibid.
(V Q rw