УДК [37.016:8Г243.1]:351.74 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.0l9
Г. Г. Мингазизова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Казань, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования учебного процесса, формирующего профессиональную и иноязычную компетенции обучающихся. Раскрывается форма эффективной организации обучения иностранному языку сотрудников полиции для решения ими профессиональных задач при взаимодействии с зарубежными гражданами. Автором доказана эффективность проведения практических занятий по иностранному языку на учебных полигонах на примере Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. Обоснована ситуативность общения и обучения в условиях, приближенных к реальным, рассмотрены этапы преподавания иностранного языка сотрудникам полиции.
Ключевые слова: компетенции, учебные полигоны, коммуникативные умения, обучение иностранному языку сотрудников полиции.
G. G. Mingazizova
COMPETENCE-BASED TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO POLICE OFFICERS
Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Kazan, Russia
Abstract. The present article is devoted to the problem of the improvement of the educational process which contributes to the formation of professional and foreign language competences; reveals the effective form of the organization of teaching police officers a foreign language for them to be able to perform professional tasks when interacting with foreign citizens. The author proves the efficiency of delivering practical sessions in foreign languages at Kazan Law Institute; substantiates the contextuality of communication and training in the conditions close to real; considers the stages of teaching police officers a foreign language.
Keywords: competences, training grounds, communicative abilities, teaching police officers a foreign language.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследования обусловлена задачами, поставленными обществом и государством перед преподавателями, обучающими иностранному языку сотрудников полиции. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, имеющим выраженную практическую направленность, рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» определяет целью курса приобретение обучающимися коммуникативной компетентности, необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности.
Материал и методика исследований. При написании статьи использовалась образовательная программа дисциплины «Иностранный язык профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел». Нами применялись общенаучные методы: анализ, обобщение, сопоставление, а также сравнение.
Результаты исследований и их обсуждение. Компетентностный подход в обучении, возникнув в 60-70-е гг. XX в., стал продуктивным для совершенствования высшего и профессионального образования. Современный этап развития этого подхода отличается тем, что в дидактике, наконец, выделены считающиеся ключевыми для профессионального становления личности компетенции.
Сегодня перед преподавателями стоит вопрос качественной языковой подготовки сотрудников полиции, формирования их коммуникативной компетентности при их низких умениях и навыках общения на иностранном языке, а иногда и полном их отсутствии.
В последние годы научные исследования, посвященные проблемам реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, проводятся рядом ученых (М. А. Арская [1], [2], О. Ю. Баринова [3], [4], В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Д. С. Ермаков, Н. Ф. Коряковцева [5], М. И. Лыскова [6], Г. Г. Минга-зизова [4], [7], [8], Т. И. Скрипникова [9], Т. А. Ткаченко [10] и др.).
Педагогические исследования многих авторов направлены на совершенствование учебного процесса, формирующего профессиональную и иноязычную компетенции, раскрытие принципов профессиональной дидактики, подходов к трактовке содержания профессионально-ориентированного обучения, активный поиск средств и методов образовательной деятельности. Вместе с тем пока не предложены формы организации учебного процесса для формирования коммуникативной компетентности студентов.
Согласно компетентностно-деятельностному подходу, обучение иностранным языкам в вузе Министерства внутренних дел Российской Федерации нацелено на формирование умения осуществлять речевую деятельность на иностранном языке в ситуациях профессиональной сферы [8].
Поиск за последние пять лет оптимальных форм организации учебного процесса на факультете профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации позволил нам прийти к заключению, что наиболее эффективными являются практические занятия в условиях, максимально приближенных к реальным.
Наличие оборудованных как внутри учебных комплексов, так и специальных полигонов на их территории сыграло огромную роль в компетентностно-ориентированном обучении. Техническая база и оснащенность Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации учебными полигонами «Дежурная часть», «Спортивное кафе», «Квартира», «Офис», а также рядом других предоставили возможность организовать обучающий эксперимент. Они стали уникальными площадками для проведения практических занятий, направленных на отработку речевых умений и навыков на иностранном языке, позволяющих сотрудникам полиции работать не только с гражданами своей страны, но и с иностранными.
Проведение на полигонах занятий с целью закрепления тем, изучаемых слушателями согласно рабочей программе учебной дисциплины и тематическому плану, способствовало наиболее качественному запоминанию и отработке устойчивых фраз и выражений, необходимых для их служебной деятельности. Темы «Базовые речевые ситуации, связанные с обращением иностранца за помощью», «Взаимодействие с иностранными гражданами, не связанное с противоправными действиями», «Базовые речевые ситуации, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения» и «Базовые речевые ситуации опроса потерпевшего или свидетеля» неоднократно отрабатывались в учебном процессе в условиях, приближенных к реальным.
Таким образом, первый компонент в контексте компетентностного подхода профессионализации языковой подготовки сотрудников полиции, заключающийся в содержании обучения, был выполнен согласно рабочим программам и тематическому плану.
Второй пункт, предполагающий наличие межпредметных связей, был также реализован: обучение проводилось в условиях, близких к профессиональной деятельности полицейских.
Третий компонент реализации компетентностно-ориентированного подхода, определяющий важные эмоционально-ценностные элементы, наполнил занятие личностными эмоциями и переживаниями в ситуативном обучении каждого обучаемого.
Таким образом, каждый слушатель смог на учебных полигонах по несколько раз «сыграть» роль как иностранного гражданина, так и сотрудника полиции, ведущего коммуникацию на иностранном языке для решения профессиональных задач.
В ходе обучающего эксперимента в группах, где практические занятия проводились на подобных полигонах, успеваемость составила 100 %, в то время как в группах с традиционным обучением этот показатель был равен 87 %.
Нами было установлено, что компетентностно-ориентированное обучение иностранному языку сотрудников полиции позволило повысить эффективность развития их умений:
- слушать и понимать иностранного гражданина;
- объяснять на иностранном языке дорогу, направление и т. д.;
- указывать на иностранном языке на правонарушение;
- выяснять персональные данные иностранного гражданина;
- проверять наличие у него удостоверяющего личность документа (паспорта, пропуска, водительского удостоверения и пр.);
- просить показать содержимое сумки, багажа, чемодана и др.;
- оказывать иностранному гражданину медицинскую помощь, вызывать для него врача, скорую помощь, предлагать проводить его до больницы.
Эти умения позволяют полицейскому общаться с иностранными гражданами в ходе выполнения служебных задач как при работе с туристами, так и в процессе несения службы по охране спортивных и культурных мероприятий международного уровня.
Суть предложенной нами формы организации обучения иностранному языку сотрудников полиции на учебных полигонах заключается в следующем.
На развитие языковых компетенций влияют не только внутренние (прилежность, учебная мотивация, память), но и внешние факторы. Условия работы, в которых оказываются полицейские, связаны и с нервным напряжением, и с опасностью, усиливающейся в неблагоприятную погоду, и с временем суток.
Языковые упражнения, которые достаточно легко отрабатываются обучающимися в условиях учебного кабинета, становятся невыполнимыми в реальных условиях. Изучение и отработка ситуаций общения в комфортных условиях аудитории зачастую претерпевают качественные изменения при переносе места обучения на учебные полигоны. Шум улицы, погодные условия, наличие прохожих и другие факторы становятся сложным, многомерным явлением, влияющим на человеческую деятельность, в котором необходимо и можно обучать.
Более того, обучение в условиях, приближенных к реальной деятельности сотрудника полиции, активизирует его познавательную активность, интенсифицирует процессы формирования языковых умений.
На развитие языковых компетенций влияет множество факторов и условий. Поиск форм, наиболее эффективных для обучения иностранному языку, открыл для нас учебный полигон как своего рода мобилизиующее место для проведения практических занятий.
Согласно тематическому плану курса «Иностранный язык профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел», на изучение каждой темы выделено 4 учебных часа, что соответствует 2 практическим занятиям. На первом
занятии в условиях учебной аудитории разбираются базовые речевые ситуации, разыгрываются диалоги в парах, рассматриваются в случае необходимости основные правила и структуры иностранного языка. На таких занятиях широко применим метод ситуативных задач: слушателям предлагаются те, которые часто встречаются при работе с иностранными гражданами.
Резюме. Установлено, что компетентностно-ориентированное обучение иностранному языку сотрудников полиции включает в себя развитие следующих умений:
- слушать и понимать иностранного гражданина;
- объяснять на иностранном языке дорогу, направление и т. д.;
- указывать на иностранном языке на правонарушение;
- выяснять персональные данные иностранного гражданина;
- проверять наличие у него удостоверяющего личность документа (паспорта, пропуска, водительского удостоверения и пр.);
- просить показать содержимое сумки, багажа, чемодана и др.;
- оказывать иностранному гражданину медицинскую помощь, вызывать для него врача, скорую помощь, предлагать проводить его до больницы.
В ходе педагогического эксперимента на факультете профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации была рассмотрена эффективность проведения практических занятий на учебных полигонах для реализации компетентност-ного-ориентированного подхода в обучении иностранному языку сотрудников полиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арская М. А. К вопросу о методическом обеспечении иноязычной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Моуаит. - 2018. - № 15. - С. 398^100.
2. Арская М. А. Формирование иноязьгчных компетенций в условиях профессионально-ориентированного обучения в вузе ФСКН России // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. -2015.-№3(20).-С. 154-159.
3. Баринова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов младших курсов КЮИ МВД России // Сборник трудов на основе материалов Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2017. - С. 27-28.
4. Баринова О. Ю., Мингазизова Г. Г. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников дежурных частей органов внутренних дел // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел на современном этапе : материалы научно-практической конференции. - Казань, 2018.-С. 262-263.
5. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии : учебное пособие для студ. лингв, фак-тов высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2010. - 192 с.
6. Лыскова М. И. Английский язык в ситуациях профессионального общения сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие. - Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012.-96 с.
7. Мингазизова Г. Г. Использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в вузе МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 4(22). - С. 110.
8. Мингазизова Г. Г. Формирование иноязьгчных коммуникативных умений сотрудников полиции // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в образовательном процессе неязыкового вуза : сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. - Казань, 2018. - С. 76-77.
9. Скрипникова Т. И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://uss.dvfu.ru/.
10. Ткаченко Т. А. Формирование межкультурной компетенции как фактора профессионального самоопределения будущего специалиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Саратов, 2005. - 23 с.
Статья поступила в редакцию 28.01.2019
REFERENCES
1. Arskaya М. А. К voprosu о metodicheskom obespechenii inoyazychnoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii //Novaum. -2018. -№ 15. - S. 398^00.
2. Arskaya M. A. Formirovanie inoyazychnyh kompetencij v usloviyah professional'no-orientirovannogo obucheniya v vuze FSKN Rossii // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta FSKN Rossii. - 2015. - № 3(20). -S. 154-159.
3. Barinova O. Yu. Professional'no-orientirovannoe obuchenie anglijskomu yazyku studentov mladshih kur-sov KYuI MVD Rossii // Sbornik trudov na osnove materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -SPb.,2017.-S. 27-28.
4. Barinova O. Yu., Mingazizova G. G. Razvitie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii sotrudnikov dezhurnyh chastej organov vnutrennih del // Aktual'nye problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del na sovremennom etape : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kazan', 2018. - S. 262-263.
5. Koryakovceva N. F. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: produktivnye obrazovatel'nye tekhnologii: uchebnoe posobie dlya stud, lingv. fak-tov vyssh. ucheb. zavedenij. - M. : Akademiya, 2010. - 192 s.
6. Lyskova M. I. Anglijskij yazyk v situaciyah professional'nogo obshcheniya sotrudnikov organov vnutrennih del: uchebnoe posobie. - Tyumen': Tyumenskij institut povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii, 2012. - 96 s.
7. Mingazizova G. G. Ispol'zovanie mul'timedijnyh prezentacij pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze MVD Rossii // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 4(22). - S. 110.
8. Mingazizova G. G. Formirovanie inoyazychnyh kommunikativnyh umenij sotrudnikov policii // Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki v obrazovatel'nom processe neyazykovogo vuza : sbornik materialov mezhvu-zovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kazan', 2018. - S. 76-77.
9. Skripnikova Т. I. Teoreticheskie osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam : uchebno-metodicheskoe posobie [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://uss.dvfu.ru/.
10. Tkachenko T. A. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii как faktora professional'nogo samo-opredeleniya budushchego specialista : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Saratov, 2005. - 23 s.
The article was contributed on January 28, 2019 Сведения об авторе
Мингазизова Гулънара Гумяровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковедения и иностранных языков Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Mingazizova, Gulnara Gumarovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]