ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 182-184.
УДК 37
Н.С. Зиндинова
СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЕТОМ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Поднимаются вопросы оценки качества освоения основных образовательных программ бакалавриата с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рассматриваются особенности создания фондов оценочных средствпо учебной дисциплине, дается их классификация по формам контроля.
Ключевые слова: ФГОС ВПО, основные образовательные программы, компетентно-стно-ориентированное обучение, бакалавриат, фонды оценочных средств, входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль, итоговая аттестация.
В основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения положено создание компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП). В системе высшего образования появился новый объект оценивания - компетенции. В требованиях к результатам освоения ООП бакалавриата в новых стандартах выделены общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которыми должен обладать выпускник.
Принятые к реализации образовательные стандарты нового поколения поставили перед российской высшей школой ряд достаточно сложных проблем, решение которых в конечном итоге призвано повысить качество российского образования. В контексте компетентностно-ориенти-рованного образования на первый план выдвигаются вопросы разработки новых образовательных технологий, позволяющих сформировать требуемые общекультурные и профессиональные компетенции, а также вопросы создания фондов оценочных средств, необходимых для проверки качества результатов обучения и сформированных компетенций. При этом важно обеспечить методическое сопровождение всех новых разработок и контрольно-измерительных материалов.
ФГОС ВПО нового поколения определяют место и роль оценочных средств в п. 8. «Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата»:
- оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников (п. 8.2);
- конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения (п. 8.3);
- для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оце-
© Н.С. Зиндинова, 2014
Создание фондов оценочных средств в рамках учебной дисциплины..
183
ночных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом (п. 8.4) [1].
Остановимся на некоторых особенностях разработки фондов оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине при реализации компетентностно-ориентированных ООП.
Формирование ФОС по учебной дисциплине можно рассматривать как первый этап для создания ФОС по основной образовательной программе в целом. Более общей является проблема формирования ФОС вуза [2].
Итак, ФОС по дисциплине представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения и позволяющих оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций на этапе изучения данной учебной дисциплины.
При разработке ФОС по учебной дисциплине должно быть обеспечено их соответствие ФГОС ВПО по направлению подготовки, ООП и учебному плану направления подготовки, рабочей программе дисциплины и образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины. И поэтому в рабочей программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
ФОС должны входить в состав учебнометодического комплекса (УМК) дисциплины и стать неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества обучения.
Разработка ФОС должна осуществляться в тесной взаимосвязи с формами контроля. Традиционные формы контроля в основном проверяют знания, реже умения и навыки, приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания, как зачет и экзамен, завершающих блок практических занятий, семинарских занятий или курс лекций. Оптимальный путь формирования системы качества обучения при реализации ФГОС ВПО нового поколения заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Если раннее оценивались знания, умения и навыки, то в рамках ФГОС ВПО нового поколения необходимо оценивать не только знания и умения, а также то, насколько студент владеет полученной информацией и умеет применять ее в повседневной жизни и в профес-
сиональной деятельности. Соответственно, в процессе оценки подготовки студентов и будущих выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные формы контроля. При этом постепенно традиционные средства следует совершенствовать в русле компетентностно-ориентированного подхода, а инновационные средства адаптировать для повсеместного применения в российской вузовской практике. Необходимо осознавать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса
- образовательных технологий (пути и способы выработки компетенций) и методов оценки степени сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства).
Формы контроля должны быть своеобразным продолжением методик обучения, позволяющим студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность обучающегося в необходимое русло. По каждому оценочному средству должны быть приведены объективные и четкие критерии формирования оценок.
ФОС по учебной дисциплине необходимо формировать поэтапно, и классифицировать их лучше по формам контроля. Рассмотрим общепринятые формы контроля.
Текущий контроль - это непрерывно осуществляемое наблюдение за уровнем усвоения знаний и формированием компетенций в течение семестра или учебного года. Он осуществляется в ходе учебных аудиторных занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля могут быть опросы или небольшие задания, выполняемые студентами на семинарских, практических и лабораторных занятиях. ФОС по текущему контролю должны содержать тематические тесты, контрольные работы, диктанты по отдельным темам изучаемого модуля.
Рубежный контроль осуществляется по самостоятельным разделам - учебным модулям курса и проводится по окончании изучения учебного материала модуля. Наряду с термином «рубежный контроль», как нам видится, можно применять термин «модульно-рубежный контроль», в частности, для естественнонаучного и математического цикла дисциплин. Так, в курсе изучения высшей математики по многим направлениям подготовки бакалавров в первом семестре изучаются модули «Линейная алгебра», «Аналитическая геометрия» и «Математический анализ». Модульно-рубежный контроль осуществляется с целью определения качества усвоения учебного материала и приобретенных ОК и ПК. В течение семестра можно проводить два таких контроля по графику в устной или письменной форме, а также в виде тестового контроля или в виде
184
Н.С. Зиндинова
отчета - защиты в установленный срок по самостоятельной работе студентов. ФОС рубежного контроля должны включать вопросы и задания коллоквиумов, контрольные работы, самостоятельные индивидуальные домашние задания, расчетно-графические работы, тесты с вопросами по всем темам изучаемого материала учебного модуля, контрольные вопросы и задания по подготовке к отчету по самостоятельной работе.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) - это вид контроля, предусмотренный учебным планом, который проводится в форме экзамена или зачета по учебной дисциплине. ФОС промежуточного контроля должны включать вопросы к экзамену или зачету, экзаменационные билеты, задания к зачету, итоговые тесты. В итоговые тесты по учебной дисциплине наряду с обычными заданиями необходимо включать кейс-задания, т. е. проблемные задания, в которых студентам предлагается осмыслить профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения поставленной проблемы. Рубежный контроль и промежуточный контроль можно проводить с использованием компьютерных технологий в виде интернет-тестирования.
Общая оценка знаний, уровня достижений установленных результатов обучения и сформированных компетенций по учебной дисциплине определяется как сумма баллов, полученных студентом по различным формам текущего, рубежного и промежуточного контроля.
Итоговая аттестация выпускников предусматривает традиционные формы контроля - государственный экзамен, защиту дипломной или выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Для этой цели на кафедре разрабатываются ФОС, в которые включаются программа государственного экзамена, контрольные задания и контрольные вопросы для подготовки, экзаменационные билеты и тесты. Утвержденные темы дипломных и выпускных квалификационных работ, методические рекомендации по подготовке и выполнению выпускной работы, а также методические рекомендации по подготовке к самой защите с указанием регламента проведения защиты и критериев оценки являются составной частью ФОС по итоговой аттестации.
Наряду с текущим, рубежным, промежуточным и итоговым контролем (итоговой государственной аттестацией), если последний предусмотрен, стоит рассмотреть также входной контроль. Входной контроль можно проводить не только на первом курсе для выявления недостатков базовой подготовки студентов, но и на других курсах для проверки знаний и компетенций, полученных ранее, в рамках междисциплинарных связей. Контроль такого вида лучше всего проводить в тестовой форме.
Таким образом, считаем целесообразной следующую классификацию ФОС по учебной дисциплине:
- ФОС входного контроля;
- ФОС текущего (тематического) контроля;
- ФОС рубежного (модульно-рубежного) контроля;
- ФОС промежуточного контроля (промежуточной аттестации);
- ФОС итогового контроля (государственной итоговой аттестации).
ФОС по каждому виду контроля должны включать контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов; ролевые и деловые игры, позволяющие оценить уровень образовательных достижений и степень формирования компетенций на каждом определенном этапе изучения учебной дисциплины.
При проектировании оценочных средств по каждой из форм контроля необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач. Помимо индивидуальных оценок можно использовать следующие: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, выпускных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. Системы оценивания и контроля компетенций студен-тов-бакалавров должны быть максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов можно приглашать работодателей, представителей заинтересованных предприятий, НИИ и фирм, а также преподавателей, читающих смежные дисциплины.
Правильно сформированные ФОС по каждой учебной дисциплине должны стать действенным средством не только оценки знаний, умений и уровня приобретенных компетенций, но и повышения качества обучения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания (квалификация (степень) «бакалавр») : Приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 753 (ред. от 31.05.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[2] Ефремова Н. Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 17-21.