Научная статья на тему 'Компетентностная модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности'

Компетентностная модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джаубаев Юруслан Ахметович, Джирикова Фатима Даутовна, Гебенова Оксана Джамболатовна, Узденова Фарида Муратовна

В содержании статьи рассмотрены основные положения авторского подхода к организации компетентностно ориентированной профессиональной подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности. Раскрыты идеи построения и содержание разработанной и реализованной на практике компетентностной модели подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности со школьниками. Установлено, что использование авторской модели позволило не только значительно улучшить эффективности этого процесса, но и пересмотреть взгляды преподавателей вуза на форму и содержание профессиональной подготовки с позиции компетентностного подхода, стимулировать развитие педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джаубаев Юруслан Ахметович, Джирикова Фатима Даутовна, Гебенова Оксана Джамболатовна, Узденова Фарида Муратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence model for bachelors in physical culture training to recreational activities

The article describes in its contents the main provisions of the author's approach to competence oriented training of Bachelors of physical culture to the recreation activity. Building up and contents ideas have been disclosed for the developed and implemented in practice the competency model for the training of Bachelors in physical culture to recreational activities with students. It has been established that the use of the author's model has not only greatly improved the efficiency of this process, but also contributed to reconsidering the views of the teachers of the University on the form and contents of training within competence-based approach, based on the position of stimulating the development of the pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности»

УДК 796.077.5

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юруслан Ахметович Джаубаев, кандидат педагогических наук, доцент,

Фатима Даутовна Джирикова, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Джамболатовна Гебенова, преподаватель, Фарида Муратовна Узденова, преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск

Аннотация

В содержании статьи рассмотрены основные положения авторского подхода к организации компетентностно ориентированной профессиональной подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности. Раскрыты идеи построения и содержание разработанной и реализованной на практике компетентностной модели подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности со школьниками. Установлено, что использование авторской модели позволило не только значительно улучшить эффективности этого процесса, но и пересмотреть взгляды преподавателей вуза на форму и содержание профессиональной подготовки с позиции компетент-ностного подхода, стимулировать развитие педагогического мастерства.

Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров физической культуры, компе-тентностный подход, модель подготовки бакалавров, рекреационная деятельность.

COMPETENCE MODEL FOR BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE TRAINING TO RECREATIONAL ACTIVITIES

Yuruslan Akhmetovich Dzhaubaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Fatima Dautovna Dzhirikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oksana Dzhambolatovna Gebenova, the teacher, Farida Muratovna Uzdenova, the teacher, Karachai-Circassian State University, Karachaevsk

Annotation

The article describes in its contents the main provisions of the author's approach to competence oriented training of Bachelors of physical culture to the recreation activity. Building up and contents ideas have been disclosed for the developed and implemented in practice the competency model for the training of Bachelors in physical culture to recreational activities with students. It has been established that the use of the author's model has not only greatly improved the efficiency of this process, but also contributed to reconsidering the views of the teachers of the University on the form and contents of training within competence-based approach, based on the position of stimulating the development of the pedagogical skills.

Keywords: training of Bachelors in physical culture, competence approach, model preparation of bachelors, recreational activities.

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Реформирование системы отечественного высшего образования привело к замене знаниевой парадигмы, нацеленной на формирования знаний, умений и навыков в образовательной деятельности на компетентностную. Компетентностный парадигма ориентирует на целостное развитие личности, овладение обучающимися комплексом компетенций, обеспечивающих качество профессиональной подготовки и успешность их будущей профессиональной деятельности.

В отечественной педагогической литературе идеи компетентностного подхода изложены в работах Э.Ф. Зеера И. А. Зимней, Н.Ф. Родионовой, А. И. Субетто, А.П. Тряпи-цыной, А. В. Хуторского и др.

Основой содержания ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» является компетентностный подход. В этом стандарте рекреационная деятельность обозначена в качестве одной из значимых видов будущей

профессиональной деятельности обучающегося. Выпускник вуза должен уметь организовывать и проводить занятия по физической культуре с рекреационной направленностью для различных категорий обучающихся, обеспечивая тем самым реализацию потребностей школьников в активном отдыхе, восстановлении и развитие физических и умственных сил.

В теории и практике физической культуры различные аспекты организации рекреационной работы со школьниками рассматривались в исследованиях В.М. Выдрина, А. Д. Джумаева, Ю.А. Джаубаева, А.В. Лотоненко, Ю.Е. Рыжкина и др. Вопросы развития профессиональных компетенций у будущих учителей физической культуры в работах Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсевича, К. Д. Чермита и др.

Анализ имеющихся в педагогической науке научных работ [1-5] и опыта практической деятельности, посвященных проблеме эффективной реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности показал слабую разработанность этого научного направления.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Целью исследования является выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий использования компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры, обеспечивающих их готовность к эффективной рекреационной деятельности со школьниками.

В ходе эксперимента, организованного в 2012-2016 годах на базе факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» нами было проведено исследование по реализации авторской концепции подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности со школьниками. В исследовании приняло участие 125 студентов и 27 преподавателей вуза и учителей физической культуры гг. Карачаевска и Черкесска. В экспериментальной работе использовался комплекс социологических, психологических и общепедагогических методов исследования.

Разработанная авторами и реализованная на практике модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности со школьниками, включает в себя следующие структурные компоненты:

- целевой, задающий стратегические направления профессиональной подготовки и конкретизирующий частные (стратегические) задачи определяющие траектории развития компетенций, обеспечивающих профессиональную готовность студентов к рекреационной деятельности со школьниками;

- организационно-деятельностный раскрывающий специфику и содержание педагогического инструментария развития компетентности студентов в рекреационной деятельности в виде организационных форм, методов, приёмов и способов;

- содержательный, отражающий способы конструирования и содержания методического сопровождения процесса развития компетентности студентов в рекреационной деятельности. Методическое сопровождение включает учебное пособие по дисциплине «Методика организации занятий по физической рекреации со школьниками», тематический план и методические рекомендации для преподавателей и студентов;

- оценочно-рефлексивный, разъясняющий особенности разработки критериального и диагностического аппарата, способы оценки и интерпретации результатов подготовки студентов к рекреационной деятельности. Эффективность подготовки проверяется на основании оценки уровня знаний, умений и опыта организации рекреационной деятельности с различными категориями школьников. Рефлексивная составляющая этого компонента характеризует механизмы самооценки компетентности студентов в рекреационной деятельности и самоконтроля процесса их развития;

- коррекционный, содержащий рекомендации по коррекции педагогического процесса.

Данная модель профессиональной подготовки позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов и их мотивацию в приобретении знаний, умений и опыта развития компетентности в рекреационной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эффективность разработанной модели профессиональной подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности со школьниками подтверждена позитивной динамикой результатов педагогического эксперимента. Показатели уровня сфор-мированности профессиональных компетенций у студентов контрольной и экспериментальных групп по окончанию экспериментальной работы повысились. В экспериментальной группе зафиксирован более динамичный рост показателей (2,6±0,5 в начале и 3,9±0,6 в конце исследования) при Р <0,05. В контрольной группе изменения оказались менее существенными (2,5±0,5 в начале и 3,1±0,6 в конце исследования) при Р <0,05.

ВЫВОДЫ

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что использование авторской модели профессиональной подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности со школьниками позволило не только значительно улучшить эффективности этого процесса, но и пересмотреть взгляды преподавателей вуза на содержание профессиональной подготовки с позиции компетентностного подхода, стимулировать развитие педагогического мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин,

A. Д. Джумаев // Теория и практика физ. культуры. - 1989. - № 3. - С. 2-4.

2. Джаубаев, Ю.А. Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов / Ю.А. Джаубаев, Н.Г. Саркисова, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2015. - № 4 (169). - С. 138-142.

3. Рыжкин, Ю.Е. Физическая рекреация и здоровье человека / Ю.Е. Рыжкин ; Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Образование, 2003. - 96 с.

4. Петьков, В.А. Проектирование саморазвития физического потенциала у студентов вуза /

B.А. Петьков, Н.А. Чувилова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 8. - С. 8-11.

5. Private and commercial recreation / edit by A. Epperson. - New Jersey : State College, Venture Publ. Inc., 1986. - 463 p.

REFERENCES

1. Vydrin, V.M. and Jumaev, A.D. (1989), "Physical Recreation-type physical education", Theory and practice ofphysical culture, No 3, pp. 2-4.

2. Dzhaubaev, Yu.A., Sarkisova, N.G. and Petkov, V.A. (2015), "Physical Recreation as a means of promoting cultural competence of students", Herald of the Adyghe State University. 3 Series: Pedagogics and psychology, No. 4 (169), pp. 138-142.

3. Ryzhkin Yu.E. (2003), Physical Recreation and health, "Education", St. Petersburg.

4. Petkov, V.A. and Chuvilova, N.A. (2008), "Designing self-development of physical capacity among university students", Pedagogical education and Science, No. 8, pp. 8-11.

5. Ed. Epperson, A. (1986), Private and commercial recreation, State College, Venture Publ. Inc., New. Jersey.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.