КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Д. С. Ермаков
Образование для устойчивого развития (далее - ОУР) - инновационное метапредметное направление модернизации образования, создающее условия для самореализации и развития личности в быстро меняющейся социоприродной среде, нацеленное на решение и предупреждение проблем окружающей среды, на формирование человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, компетентностей, стиля деятельности), обеспечивающих оптимальное управление качеством жизни в рамках емкости природных экосистем. Участники шестой конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Белград, 2007 г.), где были представлены национальные доклады о ходе осуществления Стратегии Европейской экономической комиссии (далее - ЕЭК) ООН для ОУР (2005 г.), согласились с тем, что одним из приоритетов осуществления этой Стратегии должна являться разработка компетенций в области устойчивого развития.
Применение компетентностного подхода в ОУР представляется весьма перспективным. Компетентность нельзя вызубрить или выучить по учебнику. Традиционная гносеологическая парадигма разделяет человека и мир как субъект и объект. Процесс образования в такой парадигме превращается в освоение знаний о мире. Э. Фромм употребляет здесь метафору «иметь» -смысл жизни сводится к потреблению (товаров, услуг, информации), человек сосредоточивается не на целях, а на средствах существования. При этом нам предлагают решать современные проблемы окружающей среды в той же логике мышления, каковая и привела к их возникновению. Компетентность должна определяться в онтологической парадигме, обозначаемой метафорой «быть», - проживание взаимодействия с миром, когда человек сосредоточивается на содержании жизни. Поиск новых решений, получение инновационных образовательных (и, соответственно, социальных, политических, экономических, экологических) результатов возможны в том случае, если человек обладает (по своей сущности, то есть онтологически) способностью к самоизменению, иными словами, если он является таким же носителем закономерностей саморазвития и самоосуществления, как и окружающий мир в целом.
Взаимосвязь компетентности с другими результатами образования может быть представлена следующей схемой (по Б. С. Гершунскому, с изменениями): грамотность - освоение минимальных первоначальных знаний, умений и навыков, необходимые для последующего более широкого образования; образованность - дополняется опытом творческого применения полученных знаний и умений, а также эмоционально-ценностного отношения к
294
действительности; компетентность - осмысленное владение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации конкретных видов деятельности и наиболее полной самореализации человека; культура - уже не освоение материальных и духовных ценностей, которые оставлены в наследство предшествующими поколениями, но их преумножение и воспроизводство; менталитет - основания мировоззрения, которые придают человеку свойство уникальной индивидуальности, неповторимости в сочетании со способностью к всесторонней самореализации.
Одним из первых проект компетенций в области ОУР был подготовлен специалистами Организации экономического сотрудничества и развития на основе выводов проекта «Определение и отбор ключевых компетенций» («Definition and Selection of Key Competencies»), в рамках которого определены три ключевые компетенции: (1) использование социокультурных инструментов в интерактивном режиме, в активном взаимодействии с окружающим миром; (2) взаимодействие в разнородных группах; (3) автономная, самостоятельная деятельность. Компетенции подразделяются на: (а) предметные -знание фактов, понятий, теоретических концепций; (б) методические - практические умения и навыки, аналитическое мышление, решение проблем; (в) социальные - коммуникация, деятельность в интерактивном режиме, гражданственность; (г) личные - наклонности, ценности, этические нормы.
В 2005-2007 гг. была разработана модель компетенций в рамках международного проекта «Curriculum, Sustainable development, Competences, Teacher training» («Куррикулум, устойчивое развитие, компетенции, подготовка преподавателей»). Ядро модели составляют следующие компоненты: (а) знание - фактические, теоретические и практические знания, междисциплинарность и социальная значимость знаний; (б) системное мышление - недостаточность аналитического подхода и редукционизма, пространственновременные особенности, сложность и взаимосвязанность биологических, географических, экологических, политических, экономических, социальных, психологических систем; (в) эмоции, сопровождающие размышление, оценку, принятие решений, деятельность; (г) сочувствие и сострадание; (д) этика и ценности - нормы, отношения, верования, экологическая этика; (е) действие - практическая работа, направленная на достижение устойчивого развития, практические умения, навыки, способности. В 2011 г. международной группой экспертов ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития подготовлен доклад «Обучение для будущего», в котором определены компетенции преподавателя в области ОУР, соответствующие трём основным характеристикам: (1) целостный подход, ориентированный на интегративное мышление и практику; (2) предвидение изменений, предполагающее изучение альтернативных вариантов будущего, извлечение уроков из предыдущего опыта и стремление участвовать в современной жизни; (3) реализация преобразований.
295
В Российской Федерации компетентностный подход общепринят на уровне профессионального образования. В стадии обсуждения проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, подготовленный Президиумом РАО (2011 г.), который предлагает в качестве обязательного на базовом уровне предмет «Экология и основы безопасности жизнедеятельности», предусматривающий формирование следующих компетентностей: способность обоснованно высказывать суждения об экологических проблемах, охране окружающей среды; осознание необходимости предотвращения экологических кризисов и катастроф, обеспечение устойчивого развития и экологической безопасности жизни на Земле; способность применять полученные знания для осмысления окружающей экологической действительности. На практике содержательные линии экологического образования для устойчивого развития (далее - ЭОУР) в средней школе формируются вокруг следующих ключевых компетенций: общекультурных, учебно-познавательных, информационных, социально-гражданских, коммуникативных, личностного роста и развития (Ягодин, Аргунова, Плюсни-на, Моргун, 2010). Ведущей выступает экологическая компетенция - осознанная способность, готовность к самостоятельной экологической деятельности, опыт данной деятельности, направленной на сохранение и устойчивое воспроизводство жизни, на практическое улучшение состояния среды обитания в процессе выявления, решения и предупреждения экологических проблем, -призванная реализовать биосферную функцию человечества по сохранению и устойчивому воспроизводству жизни на Земле (Ермаков, 2009). Практическая реализация указанных компетенций (как нормативных требований), обеспечивающая формирование соответствующих компетентностей (как личностных качеств), может происходить в процессе разработки и осуществления программ устойчивого развития - «повесток 21» (Калинин, Гайворон, Ермаков, Лапшина, 2003), по аналогии с глобальной «Повесткой 21».
В целом именно компетентностный подход, базирующийся на сходных инвариантах на уровне как общего, так и профессионального образования, позволяет обеспечить преемственность и непрерывность системы ЭОУР. Модель ЭОУР, основанная на Международной стандартной классификации образования, представлена в таблице.
В 2002 г. в Московском институте открытого образования создан центр, в 2010 г. - кафедра экологического образования и устойчивого развития, основной задачей которых является разработка научно-методического обеспечения системы непрерывного ЭОУР.
В Российской Федерации распространено наименование «экологическое образование в интересах устойчивого развитие», см.: Концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе. -
http://www.raop.rU/content/Prezidium.2010.09.29.Spravka.1.pdf.
296
Таблица
Модель непрерывного ОУР
Уровень, вид образования Основной результат
Российская Федерация Международный стандарт классификации образования
Дошкольное образование Доначальное образование Экологическая грамотность
Начальное общее образование Начальное образование (начало систематического обучения чтению, письму, математике)
Основное общее образование Первый этап среднего образования (полное освоение базовых навыков и получение основы для обучения в течение всей жизни) Экологическая образованность
Среднее (полное) общее образование Среднее образование (типовая квалификация, необходимая для поступления в вуз)
Дополнительное образование детей -
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Послесреднее, невысшее образование Экологическая компетентность
Высшее профессиональное образование Первый этап высшего образования (не ведущий непосредственно к получению более высокой квалификации, необходимой для научноисследовательской работы)
Послевузовское профессиональное образование Второй этап высшего образования (ведущий к получению более высокой квалификации, требуемой для проведения научноисследовательской работы) Экологическая культура
Дополнительное профессиональное образование Образование взрослых Экологический менталитет
Доклад подготовлен в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных МД-739.2011.6.
297