УДК 316.346.32-053.6
ББК 60.55
П-12
Пазова Любовь Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»;
Щербашина Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», т.: 8(8772)556658.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
(рецензирована)
В данной статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты формирования информационной компетентности у обучающейся молодёжи. Определены причины внедрения компетентностного подхода в общее и профессиональное образование, выявлены сферы реализации информационной компетентности.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, информационная компетенция, сферы реализации.
Pazova Lyubov Michailovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Russian language and Teaching Methods of FSBEI HPE “Adygh state university”;
Shcherbashina Inna Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Russian language and Teaching Methods of FSBEI HPE “Adygh state university”, tel.: 8(8772)556658.
THEORETICAL BASES OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE IN
THE TRAINED YOUTH
(reviewed)
The article considers some theoretical aspects of formation of information competence in the trained youth. The reasons of introduction of competence-based approach in the general and professional education have been defined, spheres of realization of information competence have been revealed.
Keywords: competences, competence-based approach, information competence, spheres of realization.
Процессы глобализации, становление мирового информационного пространства, конструктивные модификации в обществе требуют изменения традиционных подходов к решению вопросов образования обучающейся молодёжи. Учебные заведения на современном этапе призваны формировать единую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также развивать опыт использования самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, «Обучение на основе компетенций» (в отечественной системе образования укрепился термин «компетентностный подход») пришло в Россию из западноевропейских систем профессионального образования. Интерес к такому обучению вызван Боллонской декларацией «Зона европейского высшего
образования», принятой представителями тридцати стран, к которым в 2003 году присоединилась и Россия.
В настоящее время общепринятым считается понимание и определение ключевых компетенций как универсальных надпрофессиональных знаний и умений. Их исследованием занимались В.И. Байденко [1], И.А. Зимняя [2], А.В. Хуторской [3] и др.
Основные стратегические документы федерального значения рекомендуют использование компетенстного подхода в системе общего образования. О необходимости внедрения компетентностно-ориентированого образования в учебный процесс высказался один из его исследователей А.В. Хуторской: «... мы вводим понятие образовательной компетентности как процедуры, позволяющей поэтапно формировать или хотя бы формировать векторы того образовательного движения, в том числе и проектирования образования, которые приводили бы к компетентностным связкам» [5].
Потребность внедрения компетентностного подхода в общее и профессиональное образование обусловлено внешними по отношению к отечественному образованию и внутрисистемными предпосылками.
1. Компетентностный подход к обучению является актуальной тенденцией мирового образования, позволяющей разрешить противоречия между программными требованиями, запросами общества и потребностями личности в результатах обучения.
2. Необходимость использования компетентностного подхода в образовании отражена в основных документах федерального значения. В новых государственных образовательных стандартах (2010) законодательно закреплён компетентностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения.
3. Практико-ориентированная направленность компетентностного подхода инициируют разгрузку допредметного ядра содержания образования от знаний «про запас», его переориентировку на востребованные в жизни практико-ориентированные умения и универсальные виды деятельности.
Опираясь на исследования Е.А. Гнатышиновой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова и др. можно определить основные характеристики компетентстного подхода:
- ориентировка на установление связи между образовательным процессом и требованиями внешней среды с целью совершенствования управления образовательной подготовкой;
- открытость, развивающаяся система, определяющаяся уровнем развития личности во всех её сферах и ориентированная на удовлетворение потребностей общества;
- основными составляющими выступают необходимые для выполнения деятельности знания, умения, значимые качества, опыт, направленность личности;
- требование соответствующего уровня профессионально-педагогической и управленческой компетентности преподавателей и других субъектов процесса обучения;
- степень сформированности компетентности определяется активностью субъектов и соответствием процесса подготовки их индивидуальным особенностям.
В Федеральных государственных документах об образовании термин «компетентность» используется в формулировках таких стержневых понятий, как современный национальный воспитательный идеал, основная педагогическая цель, а также в описании и отображении функций и направленности универсальных учебных действий, предметных, метапредметных и личностных результатов. Именно поэтому мы считаем необходимым определить предпосылки употребления понятия «компетентность». Компетентность - это «свойство личности, проявляющееся в осведомлённости, желании и
готовности человека действовать в определённых жизненных ситуациях, в применении опыта. Структура компетентности включает в себя следующие составляющие: «знания; ценностное отношение к знаниям; готовность к применению знаний; позитивный, уверенный опыт в применении знаний» [5].
Компетентности могут быть систематизированы по различным признакам.
1. По степени научения, осознанности-неосознанности. Научение представляет собой четырёхступенчатый процесс: бессознательная некомпетентность (обучающемуся неизвестно, что он не знает что-либо), осознанная некомпетентность (обучающийся приобретает знание о своём незнании), осознанная компетенция (обучающийся проходит через обучение), бессознательная компетенция (обучающийся при выполнении соответствующего действия не испытывает нужды в продумывании алгоритма действия, т.к. он выполняется бессознательно).
2. По характеру и уровню изучения учебного предмета различаются предметные компетенции (компетентность в математике, литературе, биологии).
3. По характеру задач, поставленных перед обучающимся, различаются базовые, функциональные, ценностно-смысловые, интеллектуальные, коммуникативные, социально-трудовые, общекультурные, информационные и само усовершенствующие компетенции.
В последние десятилетие происходит осмысление того факта, что меняются не только формы коммуникативного поведения и мышления людей, но и формы, способы получения информации. Спецификой современного общества является ускоренный темп развития науки и техники, развитие новых информационных технологий, которые существенным образом изменяют жизнь и деятельность людей. Обновление понятий и знаний происходит настолько быстро, что на протяжении жизни и деятельности человеку необходимо неоднократно переучиваться, овладевать новыми умениями и навыками. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых и является именно информационная компетенция.
Именно поэтому на передний план многих исследований выдвигаются такие аспекты, как информационное пространство, информационная компетентность, а также некоторые теоретические и практические вопросы в которых навыки получения информации приобретают особую значимость.
Актуальность развития информационной компетенций определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности. В современном обществе информационная компетенция является основой практической деятельности человека в любой сфере деятельности. Именно она определяет навыки деятельности будущего молодого специалиста по отношению к информации, которая содержится в изучаемых предметах и образовательных сферах, а также в окружающем мире. Именно поэтому совершенствование информационной компетенции у обучающейся молодёжи является одной из основных задач. «Информационная компетентность» в педагогической науке является относительно новым понятием. Информационная компетентность предполагает динамичную информационно-коммуникативную систему знаний (эмпирических, теоретических, нормативных), умений (коммуникативных, аналитических), мышления (критического, научного, творческого) и действий (поиск, интерпретация, обработка, презентация), направленную на повышение эффективности формирования профессионально ориентированных компетенций.
Совершенствование информационной компетентности у обучающейся молодёжи
предполагает развитие коммуникативной направленности, использование информационных, познавательных, учебных материалов. Т.о. под информационной компетентностью можно понимать использование реальных объектов (телевизор, компьютер, телефон, принтер, факс) и информационных технологий (аудио-вивеозапись, электронная почта, интернет, СМИ) для поиска, получения, анализа и отбора необходимой информации, а также для её преобразования, сохранения и передачи. Также информационную компетенцию можно определить, как способность решать задачи формирования и освоения информационной среды для профессиональной деятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе практических способов использования современных информационных технологий.
Информационная компетентность может реализоваться в различных сферах.
В интеллектуальной сфере информационная компетенция характеризуется как умение анализировать информационные ресурсы и раскрывать их возможности в решении задач профессиональной деятельности; проявлять гибкость, критичность, оперативность и быстроту мышления в условиях поиска, преобразования и переработки необходимой информации; предвидение и прогнозирование, выражающееся в способности сопоставлять цель и задачи деятельности с реально существующей информацией и возможностями её преобразования, изменения и применения в конкретной профессиональной ситуации; знания и владение информационными технологиями, их возможностей и потенциала использования в совершенствовании профессиональной деятельности.
В мотивационной сфере информационная компетенция - это мотивация развития информационной компетенции, т.е. стремление к знанию новейших информационных технологий, применение их в профессиональной деятельности для решения конкретных поставленных задач, изучение передового опыта в области информации образования и передача собственного опыта; нацеленность на достижение наиболее высокой ступени в информационной компетентности; мотивация в достижении успеха в профессиональной деятельности на основе владения и использования информационных технологий.
В волевой сфере информационная компетенция определяется целенаправленностью действий в информационной среде, умением принимать решение, способностью организовывать и выполнять свою деятельность на оптимальном высоком уровне активности; терпением и владением собой в условиях поиска информации, её переработки; настойчивостью в овладении новыми видами информационных технологий и умениями их применять в профессиональной деятельности; волевыми устремлениями при постановке и решении научных и профессиональных вопросов и проблем: инициативность, настойчивость в разработке и апробации профессиональных проектов и действий на основе использования информационных технологий.
В эмоциональной сфере информационная компетенция проявляется как способность понимать личные эмоциональные состояния в условиях поиска и переработки необходимой информации; способность сдержано относится к различным помехам в процессе работы в информационной среде; способность делиться своими чувствами и эмоциями в связи с применением информационных технологий.
В предметно-практической сфере информационная компетенция выявляется в способности отображать и осваивать новые знания и умения, виды, способы и формы деятельности в информационной среде; готовность и нацеленность на коллективную деятельность с использованием новых информационных технологий; владение операционными навыками, навыками переработки информации; умение общаться на
основе использования информационных средств и технологий; работать с различными видами электронных носителей информации.
В экзистенциальной сфере информационная компетенция - это понимание информационной компетенции как одной из главных профессиональных ценностей; адекватная оценка собственных возможностей и способностей в освоении использовании информационных технологий, информационных ресурсов, уверенность в правильном и обоснованном их выборе и реализации; наличие собственной профессиональной точки зрения и позиции, включающей замыслы и идеи по получению, обработке и преобразованию информации, а также по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности; способность ориентироваться в информационных инновациях, брать на себя ответственность за информатизацию профессиональной деятельности.
В сфере саморегуляции информационная компетенция находит выражение в способности к рефлексии в процессе поиска и преобразования информации, в изучении, овладении и использовании новых информационных технологий; самоанализа и самооценки профессиональной деятельности на основе информатизации; в умении сопоставлять свою деятельность, свой уровень информационной компетенции с социальным и профессиональным опытом; в умении определять сильные и слабые стороны собственной информационной компетентности в профессиональной деятельности и поведении; в умении определять и устанавливать резервы своего дальнейшего профессионального роста, регулировать свою деятельность и отношение к ней с точки зрения информатизации образовательного процесса.
Реализация информационной компетентности в различных сферах позволяет формированию у обучающейся молодёжи целостного восприятия миропонимания и научного мировоззрения, которое основывается на понимании единства информационных законов в обществе и природе, на представлении об информационных объектах, технологиях и технических программных средствах, на постижении совокупности общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных, моральных и этических норм поведения в современной информационной среде. Владение информационной компетентностью позволяет быть успешным в современном обществе, достигать поставленных целей и принимать продуманные и осознанные решения на основе получения и обработки новой информации.
Литература:
1. Болонский процесс: середина пути / под ред. В.И. Байденко. М., 2005. 416 с.
2. Ефимов В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа. 2012. №2. С. 11-18.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студентов. М, 2003. 192 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования // Эйдос: Интернет-журнал. 2006.
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методологотеоретический аспект) // Проблемы качества образования: материалы XIV Всерос. Совещ. Кн. 2. М., 2004. С. 6-12.
6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. №8. С. 20-26.
7. Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения: системный подход // Качество образования в школе. 2008. №2. С. 11-22.
8. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Эйдос. 2004. 22 июня. URL: http:www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
9. Тукачев Ю.А. Личностно ориентированное образование как основа проектирования учебно-пространственной среды с применением информационных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/blog/users/tukachev.htm
10. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию общеобразовательных стандартов // Эйдос: Интернет-журнал. 2002.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002.
References:
1. Bologna Process: the middle of a way / Ed. by V. I. Baydenko. M., 2005. 416p.
2. Yefimov V. F. Competence as a new quality of the identity of a school student // Elementary school. 2012. No. 2. P. 11-18.
3. Zakharova I.G. Information technologies in education: textbook for students of the higher pedagogical institutions. M., 2003. 192 p.
4. Zimnaya I.A. Key competences - a new paradigm of the result of modern education // Eidos: Internet magazine. 2006.
5. Zimnaya I.A. Competence-based approach in education (metodological-theoretical aspect)//Problems of quality of education: materials of 14th Russian meeting. Book 2. M., 2004. Page 6-12.
6. Zimnaya I.A. Competence-based approach. What is its place in the system of modern approaches to education problems? (Theoretic-methodological aspect)//Higher education today. 2006. No. 8. P. 20-26.
7. Matros D. Sh. Informatization of the training process: system approach// Quality of education at school. 2008. No. 2. P. 11-22.
8. Trishina S.V., Khutorskoy A.V. Information competence of an expert in the system of
additional professional education // Eydo. 2004. June, 22. URL:
http:www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
9. Tukachev Yu.A. Personal -oriented education as a basis of design of the educational and spatial environment with application of information technologies. URL: http://flogiston. ru/blog/users/tukachev.htm
10. Khutorskoy A.V. Definition of the general subject contents and key competences as characteristics of new approach to the designing of general education standards //Eidos: Internet magazine. 2002.
11. Khutorskoy A.V. Key competences as a component of a person- focused paradigm of education //A pupil in the changing school. M.: IOSO of RAO, 2002.