Научная статья на тему 'Компенсаторные стратегии обеспечения оптимальной производительности марафонцев при различной конфигурации рельефа трассы'

Компенсаторные стратегии обеспечения оптимальной производительности марафонцев при различной конфигурации рельефа трассы Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / МАРАФОН / ПРОФИЛЬ ТРАССЫ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Фатьянов Игорь Александрович

В статье представлены результаты исследования влияния профиля марафонских дистанций (изменение высоты над уровнем моря) на динамику показателей соревновательной деятельности. Определены характеристики трасс, которые являются наименее рискованными в плане снижения уровня соревновательной результативности марафонцев. В результате исследований установлено, что особенности конфигурации профиля марафонской трассы должны являться предметом анализа при планировании соревновательной скорости бега. При значительных отклонениях характеристик рельефа от оптимальной модели следует ожидать увеличения энергетических затрат, аналогичных локальному увеличению скорости бега в процессе преодоления соревновательной дистанции. Автором анализируется эффективность возможных действий (стратегий), которые могли бы минимизировать потери результативности при преодолении дистанции марафона со сложным профилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Фатьянов Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compensatory strategies for the marathon runners optimal performance under the different configuration of the route gradient

This article presents the results of the research of the profile of the marathon distances (change of altitude above sea level) influence on the dynamics of competitive activity. The characteristics of the routes have been defined for those that are the least risky in terms of reducing the level of the competitive performance of marathoners. The research has found that particular marathon route profile configuration should be reviewed when planning the contest running speed. Under the significant deviations of the characteristics of the relief from optimal model we should expect the increase in energy costs. This increase is similar to the local increase of the running speed in the process of overcoming the competitive distance. The author analyses the effectiveness of the possible actions (strategies), which could minimize the impact and efficiency losses to overcome the distance of the marathon with the complex profile.

Текст научной работы на тему «Компенсаторные стратегии обеспечения оптимальной производительности марафонцев при различной конфигурации рельефа трассы»

УДК 796.422.16.093.3

КОМПЕНСАТОРНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАРАФОНЦЕВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ РЕЛЬЕФА ТРАССЫ

Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния профиля марафонских дистанций (изменение высоты над уровнем моря) на динамику показателей соревновательной деятельности. Определены характеристики трасс, которые являются наименее рискованными в плане снижения уровня соревновательной результативности марафонцев. В результате исследований установлено, что особенности конфигурации профиля марафонской трассы должны являться предметом анализа при планировании соревновательной скорости бега. При значительных отклонениях характеристик рельефа от оптимальной модели следует ожидать увеличения энергетических затрат, аналогичных локальному увеличению скорости бега в процессе преодоления соревновательной дистанции. Автором анализируется эффективность возможных действий (стратегий), которые могли бы минимизировать потери результативности при преодолении дистанции марафона со сложным профилем.

Ключевые слова: выносливость, марафон, профиль трассы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p264-268

COMPENSATORY STRATEGIES FOR THE MARATHON RUNNERS OPTIMAL PERFORMANCE UNDER THE DIFFERENT CONFIGURATION OF THE ROUTE

GRADIENT

Igor Aleksandrovich Fatyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

This article presents the results of the research of the profile of the marathon distances (change of altitude above sea level) influence on the dynamics of competitive activity. The characteristics of the routes have been defined for those that are the least risky in terms of reducing the level of the competitive performance of marathoners. The research has found that particular marathon route profile configuration should be reviewed when planning the contest running speed. Under the significant deviations of the characteristics of the relief from optimal model we should expect the increase in energy costs. This increase is similar to the local increase of the running speed in the process of overcoming the competitive distance. The author analyses the effectiveness of the possible actions (strategies), which could minimize the impact and efficiency losses to overcome the distance of the marathon with the complex profile.

Keywords: endurance, marathon, marathon route gradient.

ВВЕДЕНИЕ

Важным фактором, подлежащим учету при подготовке к участию в марафоне, является профиль соревновательной дистанции [1]. В данном случае под профилем дистанции понимается совокупность характеристик рельефа местности, которые обусловлены локацией различных точек трассы относительно уровня моря. Нестабильность данного показателя по ходу преодоления дистанции марафона неизбежна, поскольку трасса может включать постепенные и острые изменения в градиенте.

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачей исследования являлось определение пороговых значений в исследуемых показателях градиента трассы, превышение которых должно инициировать действия по компенсации данных влияний. В исследовании проводилось сопоставление изменений в

скорости бега у элитных спортсменов (победители соревнований) и характеристик профиля соревновательных дистанций крупнейших марафонских пробегов. При использовании специализированных ресурсов (mapmyrun.com, mymarathonpace.com, marathonguid. com) были разработаны профили рельефа трассы (изменение градиента). Далее с помощью инструментов программ МС Excel, SGWIN производился анализ данных. Для создания профиля трассы определялась высота над уровнем моря каждого отрезка трассы (n=105) длиной У мили (402,25 м). В полевом эксперименте изучалась динамика исследуемых показателей (темп бега, частота сердечных сокращений, характеристики бегового шага) при изменении рельефа местности (изменение градиента). Регистрация параметров производилась с применением GPS-устройства Garmin в ходе тренировочного процесса, а также в ходе преодоления соревновательных дистанций (марафон).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследование характеристик профиля марафонских дистанций (общий набор спусков, разность между общим набором высоты и общим набором спусков и т.д.) проводилось для выявления оптимальных характеристик профиля, соответствующих результативному преодолению дистанции.

Характеристики профиля трассы наиболее продуктивных в плане результативно -сти марафонских забегов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики исследуемых параметров марафонской дистанции

№ Марафон П С П-С пп пс n0 Мин Макс Р*

1 Берлин 186,41 188,55 -2,14 48 44 3 -16,16 11,89 2:04:23

2 Лондон 150,65 182,37 -31,72 40 53 6 -29,58 17,08 2:05:09

3 Амстердам 70,26 73,27 -2,41 37 40 22 -4,27 7,32 2:05:48

4 Франкфурт 144,24 135,4 8,84 45 49 5 -15,25 15,25 2:05:20

5 Роттердам 106,75 98,7 8,05 44 39 15 -8,75 11,55 2:04:44

6 Дубай 23,56 27,75 -4,19 52 47 0 -4,80 1,32 2:04:39

7 Нью-Йорк 170,16 177,5 -2,41 52 41 6 -15,25 18,30 2:07:00

8 Бостон 260,35 414,97 -154,62 35 61 0 -29,75 32,55 2:03:02

9 Париж 172,29 164,19 8,1 55 44 0 -16,97 16,19

*Примечание: П - сумма подъемов на 5 км (£Дп); С - сумма спусков (£дс)

Р - средний показатель 5 лучших результатов.

Установлено, что большинство из анализируемых трасс имеют значение разности между общим набором высоты и набором спусков близкое к нулю. Исключение составляет трасса Бостонского марафона, где преобладание объема спусков не позволяет фиксировать на ней мировые достижения. Отметим, что оптимальный вариант конфигурации рельефа трассы наиболее точно отражает значение дисперсии в выборке исследуемого показателя (105 измерений градиента). Таким образом, наиболее предпочтительной характеристикой профиля дистанции следует считать меньшую степень отклонения градиента от среднего значения (АИ^0), а не равенство в соотношении спусков и подъемов (ЕАп^ЕАс). Исходя из данного критерия, исследуемые марафонские трассы были ранжированы следующим образом по мере увеличения сложности трассы: Дубай; Амстердам; Роттердам; Франкфурт; Париж; Берлин; Лондон: Бостон (рисунок 1).

Проверка гипотез о наличии корреляционной связи между отклонением скорости бега на 5 км отрезках дистанции от средних показателей и изменением градиента дистанции (суммарное значение спусков, подъемов и их соотношение) показала несостоятельность данного предположения относительно обладателей лучших результатов (п=5). Анализ исследуемых показателей на предмет взаимосвязи показывает, что влияние данного фактора находится в достаточно широких пределах. Наблюдается значительный разброс значений коэффициентов, а также изменение направления взаимосвязи, что затрудняет интерпретацию полученных результатов.

Рис. 1. Диаграмма размаха блока данных (9 объектов,105точек измерения градиента трассы)

Можно предположить, что:

а) исследуемые трассы характеризуются отсутствием критических воздействий на результативность со стороны рассматриваемого фактора;

б) высокий уровень подготовленности позволяет уменьшить индивидуальную реактивность на воздействие изучаемого фактора.

Исследовать реактивность спортсменов на изменение градиента предполагалось путем сравнения вР8-данных, регистрируемых с помощью вР8-устройства вагтш в процессе тренировочного и соревновательного бега на трассах циклической конфигурации (преодоление нескольких стандартных кругов). Наличие на данных трассах сопоставимых по длине участков подъемов и спусков позволило провести сравнительный анализ исследуемых показателей относительно плоских участков дистанции.

В таблице 2 представлены усредненные показатели изменения исследуемых показателей (АУ, ЛЧСС) при выполнении бега в подъемы и спуски в ходе эксперимента.

Таблица 2

Характеристика исследуемых параметров участников эксперимента_

№ *Дистанция/Ь Ь п А У,% А ЧСС,%

Подъем Спуск Подъем Спуск

1 42195 м/150 м 4 7 46,12 45,44 42,64 41,84

2 15 км/300 м 12 8 48,87 415,1 41,53 42,05

3 20 км/230 м 9 14 47,14 48,82 44,82 42,41

*Примечание: № 1, 2 - соревновательные дистанции; № 3 - контрольный бег; Ь - исследуемый участок дистанции (спуск/подъем).

При выполнении соревновательного бега в подъем, падение скорости (АУ) перемещения фиксировалось в пределах от 6,12 до 8,87%, при этом индивидуальные значения снижения скорости фиксировались в еще большем диапазоне (до 14,32%). При преодолении аналогичного по длине и градиенту отрезка дистанции при спуске фиксировалось увеличение скорости на 5,44^15,1% быстрее относительного равнинного участка трассы. В контрольном беге (с запланированной скоростью) падение темпа при беге в подъем нами было зафиксировано на уровне 7,14%, увеличение темпа на спуске 8,82%. В исследуемой выборке вР8-профилей обнаруживаются следующие типичные вариации индивидуальной динамики исследуемых показателей: значительное падение скорости - относительное сохранение ЧСС; незначительное падение скорости - увеличение ЧСС; сохра-

нение скорости - увеличение ЧСС.

Таким образом, результаты серии экспериментов указывают на наличие значительной индивидуальной вариации переменных в связи с изменениями градиента. Особенно широкие индивидуальные вариации зафиксированы при беге на спусках в условиях соревнований. В ходе эксперимента проводимого на контрольной дистанции установлено, что бегуны предпочитают не увеличивать скорость на спусках до значений, необходимых для полной компенсации потери темпа бега при подъемах. Данный вывод согласуется с имеющимися результатами исследований [2], однако сами значения снижения скорости бега, как на подъемах, так и на спусках в нашем исследовании зарегистрированы на меньшем уровне.

Далее была предпринята попытка проверить рекомендуемые количественные критерии зависимости скорости бега и градиента высоты, однако данную попытку следует признать нерезультативной по причине установления низкого уровня статистической надежности регрессионной модели, построенной на текущем массиве данных.

Очевидно, что наиболее перспективным направлением деятельности по минимизации рассматриваемого фактора за счет коррекции соревновательной скорости является установление индивидуальной реактивности спортсмена на действие исследуемого фактора. В настоящий момент возможным способом решения проблемы является использование бегунами в процессе тренировок и соревнований устройств GPS (аналогичных Garmin). Анализ данной информации позволит разрабатывать индивидуальные стратегии при проектировании соревновательной скорости.

При значительных отклонениях изучаемых характеристик от оптимальной модели профиля попытка сохранить темп бега аналогична локальному увеличению скорости бега в процессе преодоления соревновательной дистанции, что не совсем эффективно в плане рационального расходования энергетических субстратов.

Отсутствие у бегунов специализированных нагрузок, выполняемых на соревновательных скоростях при уменьшении градиента (спуск), увеличивает следующие риски в процессе выполнения соревновательного упражнения: получения травм; неадекватной реакцией со стороны мышечного аппарата; возникновение дискомфорта и болевых синдромов вследствие ударного воздействия на внутренние органы.

Для минимизации потери результативности при преодолении марафона со сложным профилем дистанции необходимо:

- осуществлять корректировку при проектировании соревновательной скорости в зависимости от характеристик рельефа дистанции;

- для адаптации мышечного аппарата к работе в специфических режимах моделировать аналогичные условия в тренировке;

- формировать способность к управлению темпом бега при преодолении подъемов и спусков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В структуре идентифицированных факторов риска влияние рельефа дистанции является значимым. Игнорирование данного влияния возможно только при реализации стратегии избегания рисков. Проведенные исследования позволили установить параметры трассы наиболее благоприятные для максимальной реализации достигнутого уровня подготовленности за счет исключения факторов оказывающих негативное влияние на производительность в марафонском беге (-186,41<ЕА5км<188,5; -29,58<Ah< 18,30).

При прогнозируемом «выходе» условий соревновательной деятельности за границы выявленных диапазонов необходимо:

а) проводить корректировки при проектировании скорости преодоления участков дистанции со сложным рельефом;

б) при подготовке к предстоящему старту использовать средства, обеспечивающие адаптацию организма бегуна к вероятностным условиям предстоящего старта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фатьянов, И. А. Результаты идентификации рискогенных факторов соревновательной деятельности в марафонском беге / И.А. Фатьянов, В.В. Чемов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 203-208.

2. Noakes, T. Lore of running. Fourth edition / T. Noakes. - Oxford : Oxford University Press, 2001. - 944 p.

3. Townshend, A. Spontaneous pacing during over ground hill running / A. Townshend, C. Wor-ringham, I. Stewart // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 2010. - № 42 (1). - P. 160-169.

REFERENCES

1. Fatyanov, I.A. and Chemov V.V. (2015), "The results of risk-taking factors of competitive activities in marathon race identification", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 203-208.

2. Noakes, T. (2001), Lore of running, Fourth edition, Oxford University Press, Oxford.

3. Townshend, A., Worringham, C. and Stewart, I. (2010), "Spontaneous pacing during over ground hill running", Medicine and Science in Sports and Exercise, No. 42(1), pp. 160-169.

Контактная информация: run.rus.fi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2015

УДК 796.071.4

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЮСШ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Янверовна Михайлова, кандидат педагогических наук, Виктория Валерьевна Ермилова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются результаты анкетного опроса специалистов спортивных школ, обеспечивающих в своих организациях процесс разработки программы спортивной подготовки. Изучено отношение специалистов к нормативно-правовым документам. Приведены результаты изучения трудностей, возникающие при разработке программ.

Ключевые слова: спортивная школа, спортивная подготовка, федеральный стандарт спортивной подготовки, нормативно-правовые документы, анкетный опрос.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p268-273

RESULTS OF RESEARCH OF THE ATTITUDE OF SPECIALISTS WORKING FOR CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOLS TO DEVELOPMENT OF PROGRAMS

OF SPORTS PREPARATION

Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Yanverovna Mikhaylova, the candidate of pedagogical sciences, Victoria Valeryevna Yermilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the results of the questionnaire of the specialists working for the sports schools providing the process of development of the programs for the sports preparation in their organizations. The attitude of experts to the standard and legal documents has been studied. The results of studying

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.