Научная статья на тему 'Компаративный анализ методик и результатов оценки индустрии путешествий и туризма международными институциями'

Компаративный анализ методик и результатов оценки индустрии путешествий и туризма международными институциями Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА / ВСЕМИРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ / ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА / TOURISM / TRAVEL AND TOURISM INDUSTRY / WORLD ECONOMIC FORUM / WORLDTOURISM ORGANIZATION / TRAVEL AND TOURISM COMPETITIVENESS INDEX

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бондаренко И. С., Кузьменко С. С.

Проведен компаративный анализ методик и результатов оценки туризма международными институциями: Всемирным экономическим форумом и Всемирной туристской организацией, установлены факторы, сдерживающие развитие туризма в Российской Федерации. Решение поставленных в статье задач стало возможным благодаря применению общенаучных и специальных методов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of methods and results of the evaluation of the travel and tourism industry by international institutions

The article presents a comparative analysis of the methods and results of tourism evaluation by international institutions: the World Economic Forum and World Tourism Organization defined the factors hindering the development of tourism in the Russian Federation. The solutions of the tasks set in the article became possible due to the application of general scientific and special research methods.

Текст научной работы на тему «Компаративный анализ методик и результатов оценки индустрии путешествий и туризма международными институциями»

УДК 338.482

И.С. БОНДАРЕНКО, канд. экон. наук, доцент кафедры международной экономики, e-mail: bondarenkois@yandex.ru, С.С. КУЗЬМЕНКО, старший преподаватель, e-mail: svetlanakuzmenko@mail.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК И РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ИНДУСТРИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНСТИТУЦИЯМИ

Проведен компаративный анализ методик и результатов оценки туризма международными институциями: Всемирным экономическим форумом и Всемирной туристской организацией, установлены факторы, сдерживающие развитие туризма в Российской Федерации. Решение поставленных в статье задач стало возможным благодаря применению общенаучных и специальных методов исследования.

Ключевые слова: туризм, индустрия путешествий и туризма, Всемирный экономический форум, Всемирная туристская организация, Глобальный индекс путешествий и туризма.

Bondarenko I.S., Kuzmenko S.S.

Comparative analysis of methods and results of the evaluation of the travel and tourism industry by international institutions.

The article presents a comparative analysis of the methods and results of tourism evaluation by international institutions: the World Economic Forum and World Tourism Organization defined the factors hindering the development of tourism in the Russian Federation. The solutions of the tasks set in the article became possible due to the

application of general scientific and special research methods.

Keywords: tourism, travel and tourism industry, World Economic Forum, World Tourism Organization, Travel and Tourism Competitiveness Index.

Существенные изменения в переосмыслении значимости индустрии путешествий и туризма обусловили необходимость модернизации экономик стран мира, заключающейся в отказе от сырьевой ориентации и повышении доли сферы услуг в структуре экспорта.

В 2017 г. индустрия путешествий и туризма продолжает демонстрировать устойчивость к росту и способствовать благоприятным переменам в жизни миллионов людей нашей планеты в условиях глобальной геополитической неопределенности и экономической нестабильности. Индустрия путешествий и туризма внесла в мировую экономику $ 7,6 трлн. (10,2% мирового ВВП) и 292 млн. рабочих мест (1 из 10 рабочих мест на планете) [1].

Компаративный анализ методик и результатов оценки туризма международными институциями позволит установить

© И.С. Бондаренко, С.С. Кузьменко, 2018

факторы, сдерживающие развитие туризма в Российской Федерации, а в последующем и установить концептуальные направления его развития.

Значительный вклад в теоретическое осмысление, изучение и анализ туризма внесли как зарубежные, так и отечественные ученые: В.И. Азар [2],

A.Ю. Александрова [3], И.Т. Я. Гезгала [4], Дж. Джафари [5], И.В. Зорин,

B.А. Квартальнов [6], В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко [7], Н. Лейпер [8], Э. Мэтисон [9], Е.Л. Писаревский [10], В.К. Федорченко [11], эксперты специализированных учреждений Организации объединенных наций, Всемирного экономического форума, Всемирной туристской организации (ВТО), национальных туристских администраций, Госкомстата России и др.

В 2017 г. Российская Федерация заняла 43-ю позицию в мировом рейтинге Всемирного экономического форума по Глобальному индексу путешествий и туризма (в 2011 г. - 59-е место), это является свидетельством обдуманной политики государства, направленной на развитие индустрии путешествий и туризма в стране. Однако, несмотря на положительные тенденции, следует отметить, что существует ряд факторов, продолжающих сдерживать развитие данной сферы экономики РФ.

Целью данной статьи является анализ методик и результатов оценки туризма международными институциями: Всемирным экономическим форумом, Всемирной туристской организацией, Всемирным советом по путешествиям и туризму, а также установление факторов, сдерживающих его развитие в Российской Федерации, концептуальных направлений его развития.

В то время, как нативистская и протекционистская риторика находятся на первой странице новостей, индустрия путешествий и туризма демонстрирует рост

количества туристских прибытий, в отличие от тенденций в международной торговле товарами (рис. 1).

Самым распространенным показателем, который позволяет оценить уровень развития туризма страны является Глобальный индекс путешествий и туризма (Travel & Tourism Competitiveness Index), предложенный Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), который рассчитывается на основании 4 субиндексов:

благоприятная среда (параметры -бизнес среда, защита и безопасность, здоровье и гигиена, человеческие ресурсы и рынок труда, уровень развития информационно-коммуникационных технологий);

политика индустрии путешествий и туризма и благоприятные условия (параметры - приоритизация путешествий и туризма, международная открытость, ценовая конкурентоспособность, устойчивость окружающей среды);

инфраструктура (инфраструктура воздушного, наземного и водного транспорта, инфраструктура сферы туризма);

природные и культурные ресурсы (природные ресурсы, культурные ресурсы и бизнес-путешествия).

Значение глобального индекса путешествий и туризма находится в пределах от 2,44 до 5,43. В первую десятку входят страны с уровнем индекса от 4,94 до 5,43 (Испания, Франция, Германия, Япония, Великобритания, США, Австралия, Италия, Канада, Швейцария). Индекс стран, входящих в последнюю десятку рейтинга, колеблется в пределах 2,84-2,44 (Бенин, Нигерия, Лесото, Мали, Сьерра-Леоне, Мавритания, Конго, Бурунди, Чад, Йемен). Наиболее высокие позиции в рейтинге ВЭФ среди стран бывшего СССР занимают страны Прибалтики: Эстония -37-ю позицию, Латвия - 54-ю и Литва -56-ю, наименее развита сфера туризма в Киргизстане и Молдове (115-ая и 117-ая позиция соответственно) (табл. 1).

Импорт, трлн. $ Международные туристские прибытия, млрд. чел.

Рис. 1. Тенденции импорта и международных туристских прибытий

в 2001-2016 гг. [12]

Таблица 1

Travel & Tourism Competitiveness Index, 2017 г., баллов

Рейтинг стран по Индексу Страна Значение индекса Благоприятная среда Т&Т политика и благоприятные условия Инфраструктура Природные и культурные ресурсы

1 Испания 5,43 28,52 18,9 16,9 11,7

2 Франция 5,32 29,2 18,5 16,7 10,3

3 Германия 5,28 29,1 18,8 15,3 10,8

4 Япония 5,26 28,7 16,7 16,8 10,6

5 Великобритания 5,20 27,8 17,3 17,2 9,7

6 США 5,12 28,4 18,2 15,4 10,2

7 Австралия 5,10 25,5 17,0 15,1 11,3

8 Италия 4,99 28,1 17,4 16,8 8,7

9 Канада 4,97 31,0 18,3 17,0 6,6

10 Швейцария 4,94 27,3 18,9 16,9 11,7

... 15 Китай 4,72 24,45 16,33 11,49 12,19

... 26 Малайзия 4,50 26,77 18,41 13,56 7,02

... 37 Эстония 4,23 29,06 19,09 12,92 4,04

... 42 Индонезия 4,16 22,3 19,1 10,1 8,0

43 Российская Федерация 4,15 24,9 16,3 12,0 7,0

... 44 Турция 4,14 22,6 16,8 12,9 7,1

... 54 Латвия 3,97 27,08 18,59 11,74 3,79

... 56 Литва 3,91 27,65 18,1 11,27 3,73

... 62 Колумбия 3,83 21,19 17,32 8,84 7,84

.73 Тринидад и Тобаго 3,67 22,93 15,82 12,39 4,02

... 87 Тунис 3,50 22,6 17,6 9,1 4,0

88 Украина 3,50 22,9 16,3 9,4 4,4

... 89 Македония 3,49 25,4 15,8 9,5 3,5

... 100 Кувейт 3,33 25,51 13,53 9,8 3,13

... 115 Киргизстан 3,10 23,08 15,11 6,12 3,98

... 117 Молдова 3,09 23,97 15,01 7,33 2,76

... 121 Мадагаскар 2,99 17,8 15,95 6,53 4,45

... 133 Конго 2,64 16,4 11,2 5,3 5,5

... 136 Йемен 2,44 15,6 12,4 5,7 3,2

Составлено автором на основе [12]

Согласно данным Доклада ВЭФ за 2017 г. «Создание условий для более устойчивого развития и инклюзивное будущее», 1-е место в рейтинге занимает Испания, что свидетельствует о наличии в стране развитой инфраструктуры, внедрении эффективной Т&Т политики, значительного количества объектов культурного наследия, находящихся под надежной защитой государства, спортивных стадионов, проведении на постоянной основе конференций и съездов международных организаций и др.

Российская Федерация заняла 43-е место из 136-ти возможных. Основными причинами такого результата, по мнению экспертов ВЭФ, являются (рис. 2): низкий уровень национальной защиты и безопасности, приоритизации путешествий и туризма, государственной защиты объектов природного и культурного наследия; замкнутость страны от внешнего мира; неразвитость инфраструктуры сферы туризма, наземного и водного транспорта.

1. Бизнес среда

2. Защита и безопасность

3. Здоровье и гигиена

4. Человеческие ресурсы и рынок труда

5. Уровень развития информационно-коммуникационных технологий

6. Приоритизация путешествий и туризма

7. Международная открытость

8. Ценовая конкурентоспособность

9. Устойчивость окружающей среды

10. Инфраструктура воздушного транспорта

11. Инфраструктура наземного транспорта

12. Инфраструктура водного транспорта

13. Природные ресурсы

14. Культурные ресурсы и бизнес-путешествия

Рис. 2. Многоугольник Глобального индекса путешествий и туризма Российской Федерации по методике ВЭФ, 2017 г.

Эксперты Всемирной туристской организации утверждают, что анализ туристической отрасли той или иной страны мира должен включать следующие разделы:

1. Анализ международных туристских прибытий.

Согласно Отчету ВТО за 2017 г. «Основные моменты» [1] в Азиатско-

Тихоокеанском регионе (АТР) наблюдается увеличение международных прибытий на 8,6%, за ним следует Африка (+8,1%), затем Америка (+3,5%). Европа (+2,1%) продемонстрировала смешанные результаты, с двузначным ростом в одних направлениях и снижением в других, на Ближнем Востоке (-4,1%) наблюдается снижение туристских прибытий.

2. Уровень поступлений от международного туризма.

Данный раздел содержит информацию относительно расходов международных посетителей на проживание, продукты питания, развлечения и др. Рост поступлений рассчитывается в реальном выражении во избежание искажений, вызванных колебаниями обменного курса между валютами стран и доллара США. В реальном выражении доходы от туризма увеличились на 8% в Африке, 5% в АТР, 3% в Америке и 1% в Европе, снизились на 2% на Ближнем Востоке.

В макроэкономическом плане расходы международных посетителей включаются в экспорт для страны назначения, импорт для страны проживания посетителя. Для многих стран въездной туризм является важным источником валютных поступлений и играет важную роль в экономике страны, способствуя созданию новых рабочих мест и предоставляя возможности для дальнейшего социально-экономического развития страны.

3. Наиболее привлекательные туристические направления мира.

В 2016 г. странами-лидерами по количеству туристских прибытий стали Франция (82,6 млн. чел.), США и Испания (75,6), Китай (59,3), Италия (52,4), Великобритания (35,8), Германия (35,6), Мексика (35,0), Таиланд (32,6). Однако, по показателю дохода от международного туризма, в топ-10 стран-лидеров вошли все выше перечисленные, кроме Мексики, ее сменил Гонконг.

4. Региональные тренды.

В данном разделе предоставлена более детальная информация относительно количества международных туристских прибытий в регион и страну (чел. и в % к предыдущему году), а также уровня поступлений от международного туризма (в

долл. и % от общего количества по региону).

Согласно Отчету ВТО за 2017 г. «Основные моменты» [1] в 2016 г. Европа

приняла 616 млн. международных туристов, что составляет 50% мирового объема. Доходы от международного туризма в Европе выросли на 1% в реальном выражении и составили 447 млрд. долл. США (37% поступлений по всему миру).

В Центральной и Восточной Европе число прибывших увеличилось на 4% и составило 126 млн. человек. Многие направления продемонстрировали рост: Грузия (+19%), Словакия (+17%), Болгария (+16%), Румыния и Литва (по +11%). Венгрия и Украина зафиксировали рост прибытий на 7%. Однако в Российской Федерации напротив наблюдалось снижение прибытий (-9%). Размер поступлений от международного туризма составил 52,605 млн. долл., или 11,8% региона.

В Южной и Средиземноморской Европе рост составил 1%, несмотря на то, что многие страны данного региона продемонстрировали значительное увеличение количества международных туристских прибытий (Португалия (+13%), Испания (+10%) и Хорватия (+9%)). Размер поступлений от международного туризма составил 174,739 млн. долл., или 39,1% региона.

Результаты в Западной Европе (0%) в 2016 г. были довольно неоднозначными, причиной этому явились состоявшиеся теракты, которые в значительной степени снизили уровень доверия населения планеты системе национальной безопасности стран данного региона.

Азиатско-Тихоокеанский регион зарегистрировал 308 млн. международных туристов в 2016 г., или 9%-ный рост. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 25% международных прибытий и 30% поступлений. Во всех субрегионах АТР были достигнуты высокие результаты: Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия, Океания (+9% соответственно), Южная Азия (8%). Размер поступлений от международного туризма составил: в Северо-Восточной Азии 168,941 млн. долл., или 46,1% региона; Юго-Восточной

Азии - 117,189 млн. долл., или 32%; Южной Азии - 33,847 млн. долл., или 9,2%; Океании - 46,710 млн. долл., или 12,7%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2016 г. международные туристские прибытия в Америку выросли на 7 млн. (+3%) и составили 200 млн., что эквивалентно 16% общемировой показателя. Спрос на поездки оставался высоким, несмотря на опасения заражения вирусом зика в некоторых направлениях. Согласно анализу, проведенного по субрегионам данного региона, наибольший рост наблюдался в Южной Америке (+7%), Центральная Америка и Карибские острова продемонстрировали рост в 5% каждый, наименьшее значение данного показателя у Северной Америки (+2%). Размер поступлений от международного туризма составил: в Южной Америке 27,026 млн. долл., или 8,6% региона; Центральной Америке - 12,234 млн. долл., или 3,9%; Северной Америке -243,723 млн. долл., или 77,8%; на Карибских островах - 30,232 млн. долл., или 9,7%.

Африка приветствовала 58 млн. международных туристов в 2016 г. (5% от мирового объема), заработав 35 млрд. долл. и увеличив поступления от международного туризма на 3%. Наибольший рост в данном регионе продемонстрировала Субсахарская Африка (+10%), благодаря упрощению государством визовых процедур. Кения (+17%) и Танзания (+16%), Мадагаскар (+20%), Кабо-Верде (+15%), Маврикий (+11%) и Сейшельские острова (+10%) также продемонстрировали двузначный рост. Размер поступлений от международного туризма составил: в Северной Африке 9,139 млн. долл., или 26,3% региона; Субсахарной Африке - 25,637 млн. долл., или 73,79%.

В 2016 г., по оценкам ВТО, международные туристские прибытия на Ближний Восток снизились на 4%. Регион приветствовал 54 млн. международных туристов, выручка от туризма составила 58 млрд. долл., или 5% региона. Странами-лидерами Ближнего Востока по

росту международных туристских прибытий стали Ливан и Оман (+11%). В Объединенных Арабских Эмиратах рост составил 5%. Среднее значение данного показателя по региону - 4%. Спад был вызван резким снижением данного показателя в Египте (-42%) по причине произошедших терактов. Размер поступлений от международного туризма на Ближнем Востоке составил 57,595 млн. долл.

5. Выездной туризм.

Традиционно развитые экономики Европы, Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона были лидерами по количеству международных туристских прибытий и доходов от международного туризма. Тем не менее, в последние годы развивающиеся экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Америки продемонстрировали быстрый рост.

Китай продолжает осуществлять политику глобальных исходящих туристических потоков, рост расходов китайских путешественников в 2016 г. составил 12%, или 261 млрд. долл. Количество выезжающих туристов выросло на 6% и достигло 135 млн. человек.

Второй по объему расходов туристов (124 млрд. долл. в 2016 г.) страной, осуществляющей политику глобальных исходящих туристических потоков после Китая, является США.

Германия, Великобритания и Франция - страны Европы с лучшими исходными рынками, которые заняли 3-е, 4-е и 5-е места соответственно. Германия сообщила о росте расходов на международный туризм на 3% по сравнению с 2015 г. (80 млрд. долл.). Несмотря на значительное обесценивание британского фунта, после референдума о членстве в ЕС, спрос со стороны Соединенного Королевства на туристические услуги остался на прежнем уровне. Франция сообщила о росте расходов на туризм на 3%, что эквивалентно 40 млрд. долл.

Канада поднялась на 6-е место, несмотря на незначительный рост расходов на международный туризм (29 млрд.

долл. США). Представители Южной Кореи потратили на 5% больше денежных средств на отдых в 2016 г. Количество выезжающих пассажиров увеличилось на 16% и составило 22 млн. человек. Италия поднялась на 8-е место с 25 млрд. долл. исходящих расходов на туризм. Австралия заняла 9-е место с ростом 6% расходов на туризм, Гонконг (Китай) завершает топ-10 с 5% ростом расходов до 24 млрд. долл.

6. Долгосрочный прогноз.

Экспертами ВТО прогнозируется развитие индустрии путешествий и туризма до 2030 г. Данный прогноз включает анализ социальных, политических, экономических, экологических и технологических факторов, формирующих туризм.

По данным отчета ЮНВТО, число международных туристских прибытий во

всем мире возрастет в среднем на 3,3% в год за период 2010-2030 гг. (рис. 3).

Международные туристические прибытия в развивающиеся страны Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, Восточного Средиземноморья, Европы, Ближнего Востока и Африки увеличатся в два раза (+4,4% в год).

К 2030 г. 57% международных прибывающих будут находиться в странах с формирующейся экономикой. Ожидается, что наибольший рост по регионам произойдет в Азии и Тихом океане, где прибытие, по прогнозам, увеличится на 331 млн. и достигнет 535 млн. к 2030 г. (+4.9% за год). В страны Ближнего Востока и Африки, по прогнозам, количество прибывших увеличится более чем в два раза: с 61 млн. до 149 млн. и с 50 млн. до 134 млн. соответственно.

1 800,0 1 600,0 1 400,0 1 200,0 1 000,0 800,0 600,0 400,0 200,0 0,0

1980

1995

2010

2020

2030

Африка ■ Америка ■ Азиатско-Тихоокеанский регион ■ Европа ■ Ближний Восток

Рис. 3. Прогноз количества международных туристских прибытий по регионам мира в 2030 г. [1]

Таким образом, все более очевидным становится тот факт, что развитие международного туризма в Европе и Америке замедлится, а в странах Азиатско-

тихоокеанского региона наоборот увеличится до 30% в 2030 г., по сравнению с 22% в 2010 г., Ближнего Востока (до 8% с 6%) и Африки (до 7% с 5%).

Выводы

Компаративный анализ методик и результатов оценки туризма международными институциями позволил выявить преимущества и недостатки стран мира в становлении и формировании эффективного механизма функционирования туристической индустрии.

Опыт развитых стран мира свидетельствует, что основными концептуальными направлениями современной государственной политики развития туризма в Российской Федерации должны стать: повышение уровня защиты населения и национальной безопасности страны, формирование и реализация политики «открытых дверей», способствующей международной открытости страны; развитие инфраструктуры воздушного, наземного и водного транспорта, сферы туризма, информационно-коммуникационных технологий.

Список использованной литературы

1. Отчет Всемирной туристкой организации «UNWTO. Tourism Highlights. 2017 Edition» [Электронный ресурс] -URL: http: //tourlib.net/wto/WTO_high-lights_2017.pdf

2. Азар, В.И. Экономика и организация туризма / В.И. Азар // Методологические вопросы. - М.: Экономика, 1972. -С. 71-82.

3. Александрова, А.Ю. Туристское регионоведение. Влияние региональной интеграции на мировой туристский рынок: монография / А.Ю. Александрова, О.Г. Ступина. - Москва: КноРус, 2017. -176 с.

4. Гезгала, Я. Туризм в народном хозяйстве: сокр. пер. с польск. / Я. Гезгала. -М.: Прогресс, 1974. - 212 с.

5. Jafari J. Editor's Page / J. Jafari // Annals of Tourism Research. Special Number. - 1977. - October / December. - Р. 813.

6. Зорин, И.В. Туристика: монография / И.В. Зорин, В. А. Квартальнов; Меж-дунар. каф. ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития. РМАТ- турист. ун-т. - М.: Сов. спорт, 2001. - 287 с.

7. География туризма: учебник /

B.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зи-герн-Корн, Н.В. Шабалина. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. -336 с.

8. Leiper, N. The Framework of Tourism; Towards a Definition of Tourism, Tourist, and the Tourist Industry / N. Leiper // Annals of Tourism Research. - 1979. - Vol. 6, № 4. - Р. 392-395.

9. Mathieson, A. Tourism: Economic, Physical and Social Impacts / A. Mathieson, G. Wall. - London: Longman Group Ltd., 1982.

10. Основы туризма: учебник / под ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.

11. Федорченко, В.К. Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма / В.К. Федорченко // Tуристика. -2013. - № 2. - С. 3-11.

12. Доклад Всемирного экономического форума «The Travel & Tourism

C.ompetitiveness Report» [Электронный ресурс] - URL: http://www3.wefo-rum. org/docs/WEF_TTCR_2017_web_040 1.pdf

Статья поступила в редакцию 04.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.