ББК 65.433.8
Я. М. Абдуразакова
СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ:
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Современный международный туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. К концу ХХ в. туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта (ВВП). В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10 % мирового валового продукта [1], где задействованы огромные массы служащих, основные средства производства, крупные капиталы. Можно сказать, что туризм -это и серьезная политика глобального уровня.
Целью исследований являлось определение основных тенденций развития международного туризма на основе анализа статистических показателей международных туристских прибытий последних лет. Кроме того, была предпринята попытка обозначить перспективы развития международного туризма как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
С начала нового столетия наблюдается значительный рост доходов от туризма в мировой торговле услугами. Согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), рост доходов от туристских услуг по отношению к концу XX столетия на 2005 г. составил 54 %, при уменьшении доли туризма в числе всех коммерческих услуг почти на 14 % [2]. В этот период наиболее посещаемым регионом мира была Европа, она же являлась основным поставщиком туристов для других регионов. Следует отметить, что до 2003 г. доля туристов из Европы, а также посещающих ее растет, в 2005 г. заметен небольшой спад. Это связано с неблагоприятным экономическим климатом в странах Европы в 2005 г. (террористические акты в Лондоне, нестабильная политическая ситуация в странах Восточной Европы и др.).
В 2006 г. туризм продолжает быть одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики. По данным ВТО, количество туристов в 2006 г. составило 842 млн человек (на 5 % больше, чем в 2005 г.), а доходы от туризма - 745 млрд долл. (рост на 9 %). Удешевление воздушных перевозок делает более доступными для широких масс населения путешествия на дальние расстояния. По сравнению с 2000 г. в 2006 г. среднегодовой прирост экспорта туризма вырос на 8 %, хотя его доля в полном экспорте коммерческих услуг устойчиво уменьшается из-за развития торговли другими услугами.
В 2006 г. страны Европейского союза (ЕС) были ведущими экспортерами туристских услуг - 313 млрд долл. при 30 %-й доле вовлечения иностранных туристов. Соединенные Штаты Америки заняли второе место - 107 млрд долл. Хотя число международных туристских прибытий в США приблизилось к уровню 2000 г. (51 млн человек), доля экспорта США в сфере международных путешествий в 2006 г. уменьшилась.
Туризм играет важную роль во многих развивающихся экономиках. Китай в 2006 г. стал третьим в мире экспортером туристских услуг, удвоив доход от туризма по сравнению с 2000 г. (в 2006 г. он составил 34 млрд долл.). Число иностранных посетителей Китая было оценено приблизительно в 50 млн человек в 2006 г., что на 60 % больше, чем в 2000 г.
В 2006 г. экспорт туризма в Африке достиг 32 млрд долл., что составило половину ее коммерческих экспортных услуг. Эта доля с 2000 г. постоянно превышает среднемировые показатели. Количество международных прибытий в Египет и Марокко за 2000-2006 гг. увеличилось на 70 и 50 % соответственно, а доходы этих стран в 2006 г. составили 8 и 6 млрд долл. [2].
Количество международных путешествий продолжало увеличиваться в 2007 г., несмотря на возрастающие затраты и более низкий совокупный чистый доход во многих развивающихся экономиках. Число международных туристов достигло 903 млн человек (увеличение на 6,6 %), а международный доход от туризма насчитывал 855 млрд долл. (рост на 14 %). Ведущими экспортерами туристских услуг продолжали оставаться ЕС и США, обеспечивая 57 % общего экспорта. Однако самый быстрый рост экспорта и импорта был замечен в России и Австралии.
Индустрия туризма - главный компонент диверсификации экспорта для многих развивающихся стран. В 2007 г. доход от туризма для развивающихся стран достиг 285 млрд долл., что составило приблизительно 33 % их общего экспорта коммерческих услуг. Наименее развитые страны становятся все более и более привлекательными для международных туристов. Объемы туризма в наименее развитых странах выросли по среднегодовым показателям больше чем на 13 % по сравнению с 2000 г.
Австралия стала четвертым по величине мировым экспортером туристских услуг и вторым среди азиатских стран после Китая. В 2007 г. экспорт туристских услуг Австралии вырос на 25 %. Образовательный туризм составил 46 % всего экспорта туристских услуг страны в 2007 г., став при этом самой важной сервисной категорией, экспортируемой Австралией. В 2007 г. заграничные студенческие наборы составили более чем 455 тыс. человек, увеличившись на 66 % по сравнению с 2002 г. Иностранные студенты потратили в Австралии более 10 млрд долл., из них 39 % приходилось на оплату за обучение, а остальное - на питание, проживание, транспорт и досуг. Студенты, приезжавшие на обучение в Австралию, родом преимущественно из азиатских стран, количество студентов из Китая и Индии составило 35 % всего международного набора [2].
В 2008 г. вся международная индустрия туризма испытала на себе негативное влияние глобального экономического кризиса. Ежеквартальные данные показывают, что доля международных путешествий была высокой в первые две четверти 2008 г., увеличиваясь в среднем на 20 % в течение года. В третьей четверти их рост замедлился, а в последней четверти года показатели снизились на 9 %. Экспорт международных путешествий, по оценкам специалистов ВТО, снизился на 18 % в первой четверти 2009 г.
К началу 2009 г. фактически все регионы были затронуты экономическим кризисом. В Европе за первую четверть 2009 г. экспорт туристских услуг ЕС уменьшился на 24 %. В Турции, имевшей одни из наиболее высоких показателей роста в 2008 г., - на 19 %, в первой четверти 2009 г. произошло резкое снижение туристских потоков - на 11 %. В США экспорт туристских услуг снизился на 9 %, в Канаде доля туристских посещений уменьшилась на 24 %. В Азии также наблюдался спад туристских потоков: экспорт Таиланда уменьшился на 26 %, а в Австралии снижение составило 18 %. На Африканском континенте также ощутили влияние глобального кризиса: доля туризма в Египте и Марокко снизилась на 17 и 30 % соответственно [2].
Перспектива для сектора в 2009 г. в целом была неутешительной. В дополнение к неблагоприятным экономическим условиям фактором, сдерживающим рост количества туристских посещений, стал страх перед эпидемией вируса гриппа ИШ1. Всемирная туристская организация предсказали повсеместное снижение количества международных туристских прибытий в 2009 г. на 4-6 %.
Статистические данные подтверждают, что сфера туризма в наименее развитых странах сильно пострадала от экономического кризиса. Для тех стран, которые напрямую зависят от доходов туризма, воздействие кризиса стало существенным. Для Мальдивских островов, где экспортная доля туризма составляет 56 % ВВП страны, в 2009 г. ожидался спад более чем на 20 %.
Всемирная туристская организация в ноябре 2009 г. обнародовала статистические данные по числу туристских прибытий с января по август 2009 г. Их снижение составило 7 % (600 млн прибытий). Однако этот уровень стал ниже в период высокого сезона (июль и август) и составил 3 %. Доход от международного туризма не так сильно сократился по сравнению с объемами, поскольку потребители туристских услуг не совсем отказались от путешествий, а лишь изменили направления поездок, предпочитая оставаться ближе к дому и сократив длительность отдыха.
Количество международных прибытий в Европе снизилось на 8 % с января по август 2009 г., особенно сильно это коснулось Центральной и Восточной Европы. В Америке показатели упали на 7 %, хотя в Южной Америке падение составило лишь 1 %.
В целом статистические данные за 2009 г. показывают, что экспорт международных путешествий уменьшился на 9 %. Снижение было самым явным в странах СНГ - 22 %, Европе -13 % и Северной Америке - 11 %. Для азиатских экономических систем уменьшение составило 3 %. Особенно сильно сказались последствия кризиса на туристских прибытиях на курортные острова (Сейшельские, Мальдивские, Багамские), экономика которых практически полностью зависит от туризма. Статистические данные за 2006-2009 гг. представлены в таблице [2].
Мировая торговля туристскими услугами по регионам, 2006-2009 гг.
Регион Доля, % Среднегодовой прирост, %
2006 | 2009 2006 | 2007 | 2008 | 2009
Экспорт
Весь мир 100,0 100,0 10 15 10 -9
Северная Америка 17,9 16,7 5 10 11 -11
Южная и Центральная Америка 4,6 4,6 11 13 9 -6
Европа 48,2 45,3 8 14 8 -13
Страны СНГ 1,7 1,9 24 28 23 -22
Африка 4,3 5,4 12 17 5 --5
Ближний Восток 2,7 4,2 14 16 20 2
Азия 20,6 22,8 15 19 12 -3
Импорт
Весь мир 100,0 100,0 8 15 9 -9
Северная Америка 15,4 14,0 7 8 6 -9
Южная и Центральная Америка 2,7 3,5 13 26 16 -1
Европа 49,3 46,4 5 16 10 -14
Страны СНГ 3,5 3,5 5 22 13 -12
Африка 2,1 2,7 17 26 12 -9
Ближний Восток 4,7 7,8 29 20 13 1
Азия 22,2 22,2 8 13 7 0
Однако, по прогнозам специалистов международных организаций, международный туризм быстро оправится от последствий кризиса. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации, число международных туристских прибытий в 2010 г. увеличится на 3-4 % [2].
С позиции развития видов международного туризма в XXI в. можно проследить несколько основных тенденций:
— новое развитие традиционных форм туризма;
— применение высоких технологий в туризме;
— смена предпочтений туристов при выборе направления.
В конце XX - начале XXI в. некоторые традиционные формы туризма получили новый вектор развития. Так, медицинский туризм является одним из ярчайших примеров видов туризма, получивших новое видение в современных условиях1. Медицинский туризм имеет тысячелетнюю историю. С древних времен пациенты покрывали значительные расстояния, чтобы получить помощь от знаменитого лекаря. Причины, которые побуждают людей в настоящее время искать решение своих проблем со здоровьем за рубежом, носят самый разнообразный характер: более низкая стоимость услуг, наличие необходимых природных компонентов, более квалифицированные специалисты, а сегодняшним ноу-хау являются ультрасовременные медицинские услуги, предоставляемые только в определенных странах (клиниках) мира (пластическая хирургия, SPA-услуги и др.).
Другой не менее важной тенденцией в современном развитии туризма является применение высоких технологий в формировании новых направлений. На этой основе складываются абсолютно новые, уникальные формы туризма, такие как, например, космический туризм2. Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз» на российский сегмент МКС. Организацией полетов туристов занимаются Федеральное космическое агентство России (Роскосмос) и Space Adventures (США). Space Adventures сотрудничает с Роскосмосом с 2001 г. К концу 2009 г. в космосе уже побывали семь туристов [3].
1 Медицинский туризм - практика предоставления медицинских услуг за пределами страны проживания. Отличительной особенностью этого направления является возможность совместить отдых за рубежом с получением высококвалифицированной помощи в лучших медицинских центрах мира.
2 Космический туризм - оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях.
В развитии международного туризма в XXI в. особенно важной является тенденция к увеличению количества посещений территорий, обладающих не только благоприятными рекреационными ресурсами, но и набором уникальных качеств и высоким уровнем экономического развития. Наиболее наглядно это отображается в развитии образовательного туризма.
Образовательный туризм - явление сравнительно новое, еще пять лет назад такой вид отдыха рассматривали немногие. Однако в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений популярность «полезного отдыха» существенно возросла. По данным Всемирной молодежной, студенческой и образовательной туристической конфедерации, за последние пять лет общее число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, увеличилось на 40 %. Постоянное увеличение продаж обучающих туров при повышении цен на них и появление новых направлений говорят о перспективе развития образовательного туризма [4].
Очевидно, что международный туризм в XXI в. - это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики всех стран и регионов мира, имеющая значительные перспективы дальнейшего развития.
Все основные долгосрочные прогнозы, касающиеся развития международного туризма, были сделаны в самом начале нового тысячелетия. Специалисты предрекали международному туризму бурный рост в новом тысячелетии, однако все перспективы были описаны без учета возможности кризиса, который в 2008 г. подорвал все отрасли мировой экономики. В 2009 г. специалисты, говоря о международном туризме, акцентировали внимание на том, что необходимо учитывать большое количество факторов, связанных с кризисом, дальнейшее развитие которых сложно предсказать (колебание курсов валют, цены на нефть, потребительская активность). Ожидалось, что существенное оживление в отрасли произойдет не ранее 2010 г., а усиленный рост возможен только в 2011-2012 гг. Эксперты полагали, что после завершения кризиса туристская индустрия начнет расти одной из первых, а спрос на туристские услуги снова будет увеличиваться быстрыми темпами.
Начальный прогноз Всемирной туристской организации на 2010 г. показывает, что международные туристские прибытия, вероятно, постепенно начнут восстанавливаться с ростом 1-3 %. Этот мнение основано на тенденции к постоянному увеличению числа туристских поездок во втором полугодии 2009 г., а также на фоне всеобщего улучшения экономической ситуации в мире. Наиболее высокие показатели ожидаются в странах Азии, в то время как Европе и Америке, вероятно, понадобится больше времени для достижения докризисных показателей. Количество посещений Африканского континента, по прогнозам специалистов, будет неуклонно расти, что связано с чемпионатом мира по футболу в ЮАР в 2010 г. Рост туристских посещений также ожидается и в странах Ближнего Востока [5].
В ноябре 2009 г. в Лондоне прошла встреча представителей 80 стран, на которой обсуждались вопросы глобальной политики в сфере туризма. На данной встрече туризм был признан одним из основных векторов развития мировой экономики в XXI в. Учитывая то обстоятельство, что мировая экономика все еще находится в состоянии кризиса, участники встречи предлагали упростить туристские формальности и поддержать политику стимулирования развития туризма, т. к. он является прибыльной отраслью и может способствовать стабильному экономическому росту.
В то же время Международный совет по туризму и путешествиям также опубликовал свои прогнозы относительно мирового рынка туристских услуг. Организация, представляя интересы основных международных туристских компаний, предсказала, что международный ВВП туристической индустрии уменьшится на 5,5 % в 2009 г. после минимального роста на 1 % в 2008 г. [5].
Однако последние прогнозы Международного совета по туризму и путешествиям показывают, что предсказания среднегодового прироста в 4 % в ближайшее десятилетие не оправдались.
Члены Международного совета по туризму и путешествиям считают, что перед лицом таких трудностей мировое сообщество должно быть благосклонным к сфере туризма, высшие чиновники должны разработать проекты по облегчению туристских формальностей, восстановив таким образом объемы докризисных доходов от этой сферы.
Эксперты оказались правы. Так, по данным Всемирной туристской организации, за первые четыре месяца 2010 г. произошло ожидаемое восстановление показателей международного туризма по прибытию, доходам и расходам в 120 ключевых странах мира.
Рост количества международных туристских прибытий в течение апреля 2010 г. оценен в 7 %. Это подтверждает тенденцию к восстановлению, начавшуюся в последней четверти 2009 г., несмотря на нестабильные условия последних месяцев. Однако восстановление проходит неравномерно: в развивающихся странах прирост составил 9 %, концентрируясь на Азии и Ближнем Востоке, в то время в развитых странах наблюдается рост в 5 % [6].
Положительная тенденция первых четырех месяцев 2010 г. отражена в повышении индекса доверия туризму - 50 % экспертов, участвовавших в группе оценки туризма Всемирной туристской организации, оценивают период с января по апрель как «лучше» или «намного лучше». Это сравнимо с 34 % периода сентябрь - декабрь 2009 г. и является лучшей оценкой с января по апрель 2008 г. - до начала глобального экономического кризиса [6].
По оценкам Всемирной туристской организации, за первые 4 месяца 2010 г. по показателям международного туризма впервые была замечена положительная динамика, а к концу 2010 г. показатели могут достигнуть докризисных отметок.
В 1999 г., по итогам исследования Tourism 2020Vision, в Лиссабоне прошла конференция Всемирной туристской организации. Tourism 2020 Vision - это долгосрочный прогноз Всемирной туристской организации и оценка развития туризма в первых двух десятилетиях нового тысячелетия. Существенный результат Tourism 2020 Vision - количественные прогнозы на период в 25 лет с 1995 г. (как базисный год) и прогнозы на 2010 и 2020 гг.
Хотя развитие туризма в последние несколько лет было неустойчивым, Всемирная туристская организация в настоящее время поддерживает свой долгосрочный прогноз. Основные структурные тенденции прогноза, как полагают, изменились незначительно. Опыт показывает, что в ближайшей перспективе периоды более быстрого роста (1995, 1996, 2000) чередуются с периодами медленного роста (2001-2003). В то время как темп роста до 2000 г. фактически превысил прогноз Tourism 2020 Vision, ожидается, что текущее замедление будет компенсировано в среднесрочном периоде.
Прогноз Всемирной туристской организации Tourism 2020 Vision показывает, что ожидаемое количество международных туристских прибытий достигнет почти 1,6 млрд человек к 2020 г. Из общего числа международных прибытий в 2020 г. 1,2 млрд будут внутрирегиональными, и 378 млн туристов будут путешествовать на дальние расстояния [7].
По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. сформируются три основных туристских региона: Европа (717 млн туристов), Восточная Азия и Океания (397 млн) и Америка (282 млн). Далее будут следовать Африка, Ближний Восток и Южная Азия [7].
В Восточной Азии и Океании, Азии, на Ближнем Востоке и в Африке ожидается 5 %-й рост среднегодовых показателей при мировых 4,1 %. Традиционные направления, такие как Европа и Америка, покажут темпы роста ниже среднего. Хотя в Европе сохранится самый высокий в мире уровень туристских прибытий, по сравнению с показателем 1995 г. в 60 %, к 2020 г. произойдет его снижение до 46 % [7].
Количество заграничных туристических поездок будет расти быстрее, чем количество внутрирегиональных. В 1995-2020 гг. среднегодовой показатель роста заграничных поездок будет составлять 5,4 %, в то время как внутрирегиональных - 3,8 % [7].
Крупнейшее британское туристское издательство «Travel & Tourism Intelligence» опубликовало исследования, содержащие долгосрочные прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных 30 крупнейших выездных рынков, представляющих 90 % объема мирового туризма, и сделан прогноз относительно числа поездок туристов за границу, количества ночевок и денежных средств на зарубежные поездки. Согласно прогнозу, темпы роста международного туризма будут снижаться [8].
Европа, как источник и потребитель туристских потоков, имеет в перспективе средний показатель, что выявляет возможные варианты развития регионального туризма. Например, перспективы выездного туризма из Европы в Америку, Восточную и Южную Азию, страны Тихоокеанского бассейна оцениваются показателем выше среднего, а в Ближневосточный регион - показателем ниже среднего, что связано с экономическими трудностями и малопривлекательностью расположенных в нем стран. Согласно прогнозу «Travel & Tourism Intelligence», Европа, как регион выездного туризма, имеет хорошую базу роста по всем направлениям, за исключением Южной Азии. Однако рост выездного туризма из Европы и Средиземноморья заметно замедлится, тогда
как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на недавние экономические трудности в регионе. В 1989 г. туризм из Европы составлял 69 % всего рынка выездного туризма, к 1995 г. его объем упал до 58 %, а прогноз на 2010 г. дает цифру 49 %. На состояние европейского рынка туризма оказывает влияние тенденция к предпочтению европейцами путешествий по Европе [8].
Америка имеет показатель ниже среднего как по перспективам роста внутрирегионального туризма, так и по туристским потокам в Южную Азию и страны Ближнего Востока. Доминирующая роль Северной Америки на континенте и высокая доля учтенных туристских потоков в рамках приграничного обмена между США и Канадой обусловливают низкую оценку перспектив развития внутрирегионального туризма.
Южная Азия испытывала политическую нестабильность в 90-е гг., что вызвало спад выездного и въездного туризма. Новая индустриальная политика Индии, снижение практики лицензирования и контроля над валютным обменом создают благоприятные условия для инвестиций и экономического развития, что, в свою очередь, обеспечивает финансовые возможности не только для деловых поездок, но и для отдыха. Перспективы выездного туризма из Индии можно оценивать средним показателем. Основными регионами по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего, несмотря на небезопасную для туристов политическую нестабильность в регионе, сбои в авиадоставках из основных стран-поставщиков туристских потоков, а также недостаток средств для развития туристского продукта и продажи его за рубеж.
Ближний Восток имеет в перспективе впечатляющий экономический рост, что создает условия для роста выездного туризма и позволяет оценивать его показателем выше среднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематична: с одной стороны, стабильность в регионе могла бы усилить рост въездного туризма, с другой - привлекательность региона выражена неясно, идет процесс изучения и исследования этой ситуации. Рост показателей въездного туризма на Ближний Восток будет осуществляться в основном в рамках развития внутрирегионального туризма, но не за счет Европы и Америки.
Африка как регион состоит из множества субрегионов со сложившимися для каждого из них тенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма. Средний показатель роста въездного туризма в Африку будет характерен для поездок из Европы, Америки и Ближнего Востока.
Страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна могут быть оценены в перспективе показателем выше среднего как по выездному, так и по въездному туризму. Наиболее принимаемыми регионами выездного туризма из стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна будут субрегионы Латиноамериканского континента, а также страны-партнеры Восточной Азии, Тихоокеанского бассейна (внутрирегиональный туризм) и Южной Азии. Эта тенденция сохранится в связи с высоким ростом численности населения в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расширит поездки в соседние страны. Согласно прогнозу ВТО, Китай к 2020 г. станет ведущим туристским направлением в мире, обогнав лидирующую пятерку - Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Предполагается, что при ежегодном приросте 8 % число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 г. 137,1 млн [8].
Вторым по популярности туристским направлением станут США - 102,4 млн прибытий, затем Франция - 93,3 млн, Испания - 71,0 млн и Гонконг - 59,3 млн. Великобритания окажется на седьмом месте - 52,8 млн прибытий. Всего к 2020 г. количество международных прибытий составит 1,6 млрд, что в 3 раза превысит показатели 1995 г. Ежедневные совокупные расходы туристов, за исключением средств на авиаперевозки, увеличатся до 5 млрд долл. в день. По прогнозу ВТО, ожидается бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами-поставщиками туристских потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания. Россия, население которой получило возможность массовых выездов за рубеж только в 1990 г., поставит на международный рынок к 2020 г. 30 млн туристов [8].
Большие изменения на крупнейших рынках ожидаются в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния увеличится с 15 % в 1995 г. до 25 % в 2010 г. Тенденция к росту объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления, они будут отдавать предпочтение «новому». Кроме того, намечается тенденция к дальнейшему и довольно быстрому снижению стоимости поездок на дальние расстояния, особенно с появлением нового скоростного транспорта [8].
Ожидаются крупные изменения в спросе на многих ведущих рынках - поставщиках туристов. Экономическая слабость новых политических структур в Восточной Европе является реальным препятствием для вовлечения населения этих стран в зарубежный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти в основном в направлении с востока на запад. Расширению международного рынка туризма будут способствовать усилия стран ЕС, направленные на развитие такого еще недостаточно освоенного сектора, как авиаперевозки. Предстоит преодолеть барьеры сопротивления со стороны национальных перевозчиков ряда стран ЕС. Проводимая ЕС политика «открытого неба» направлена на незначительную корректировку возможностей сектора авиаперевозок с целью предоставления пассажирам существенного снижения цен и большего выбора надежных авиакомпаний.
Для развивающихся стран международный туризм станет источником не только поступления иностранной валюты, но и организации новых рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные системы и природную среду. Проходившие в 90-е гг. дебаты о целесообразности поддержки международного туризма завершились тем, что международный туризм признан инструментом экономики, применение которого приносит стране не только доходы, но и проблемы. Почти все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. Правительства этих стран при планировании мер по развитию туризма должны принимать во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения. Особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды, которая является базой туризма и требует индустриального развития.
Анализ статистических данных за последние 10 лет показывает, что тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга. С начала нового тысячелетия в отрасли международного туризма наблюдался стабильный рост, однако кризисные явления 2008 г. замедлили его, но не остановили. Туристская отрасль является одной из наиболее устойчивых к колебаниям финансовых и экономических рынков. Показатели 2009 г. - начала 2010 г. подтверждают, что все основные краткосрочные и долгосрочные прогнозы специалистов сбудутся и туристская отрасль продолжит свое динамичное развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БиржаковМ. Б. Введение в туризм: учеб. - СПб.: Изд. дом «Герда», 2006. - 512 с.
2. www.wto.org.
3. www.wikipedia.org.
4. www.startravel.ru.
5. www.tourism.forecastingprinciples.com.
6. www.unwto.org.
7. Vision 2020 Tourism, World Tourism Organization, Spain, 1999.
8. Квартальнов В. А. Туризм: учеб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
Статья поступила в редакцию 20.10.2010, в окончательном варианте - 18.11.2010
MODERN INTERNATIONAL TOURISM:
TENDENCIES AND PROSPECTS
Ya. M. Abdurazakova
In the modem market of commercial services the international tourist services occupy one of the leading positions, conceding to only transport services. The statistics of the international tourist arrivals for last 10 years is analyzed. On the basis of the received data the main tendencies of development of the international tourism at the present stage are allocated. The development of the international tourism in conditions of an economic crisis and instability of the financial markets is considered. The possible prospects of development of the international tourism, both in short-term and in long-term periods (Tourism 2020 Vision) are presented. Educational tourism is allocated as one of the priority directions of development of the international tourism, both currently and in the long term.
Key words: tourism, international tourism, international tourism statistics, educational tourism.