ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
58 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ
ЗОТОВА А.И.,
кандидат экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
ДАВЫДЕНКО И.Г.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются современные концептуальные подходы к анализу формирования финансовых практик домохозяйств: экономический (концепция «экономического человека»); экономикопсихологический (концепция поведенческих финансов); экономико-социологический (концепция социологии финансов). В работе показана тесная комплементарность фундаментальных концепций в исследовании финансового поведения домохозяйств, их типологизации и прогнозирования.
Ключевые слова: финансовое поведение; типология финансовых практик; рационализм; иррациональное поведение; поведенческие финансы.
The article looks at the contemporary concept approaches to forming households' financial practices such as economic (concept of «economic individual»), economic and psychological (concept of behavioral finance), economic and sociological (concept of sociology of finance). This work shows full complementarity of fundamental concepts in research of households' financial behavior, their typology and conceptual foresight.
Keywords: financial behavior; typology of financial practices; rationalism; irrational behavior; behavioral finance.
Коды классификатора JEL: D13.
По мере финансизации экономики объективно растет значимость отношений, характеризующих финансовое поведение домохозяйств, поскольку особенности сберегательного и инвестиционного поведения граждан стали оказывать серьезное влияние на финансовый рынок. Это обусловило появление в последние десятилетия XX в. исследований финансового поведения домашних хозяйств, которые являются относительно новыми в финансово-экономической науке, однако их гносеологические корни следует искать в более ранних гипотезах и концепциях.
В целях конкретизации предметной области исследования необходимо раскрыть категориальную сущность «финансового поведения». Большинство исследователей трактуют данную категорию как деятельность и/или совокупность решений домохозяйств по аккумулированию и использованию денежных или ликвидных ресурсов.
При этом ликвидными ресурсами считается часть ресурсов, которыми располагает домохозяйство: накопленное имущество (жилье, товары длительного пользования и т.п.); деньги в виде наличных или на банковских счетах, ценные бумаги и пр.; капитал в виде собственности на предприятия [8]. Иными словами, это различные виды финансовой активности граждан, к которым относятся и сбережения, и инвестиционная активность, и страхование, и заемнокредитное поведение, и денежные игры и т.п.» [5].
Анализ различных подходов к рассмотрению категориальной сущности финансового поведения домохозяйств приводит к выводу о том, что финансовое поведение населения определяется различными факторами объективного и субъективного характера, которые могут быть представлены на рис. 1.
Так, первая группа факторов используется для проведения макроэкономических исследований динамики финансового поведения населения. Вторая группа факторов характеризует суть экономико-социологического и экономико-психологического подходов, которые критикуют модель экономического человека за ее абстрактность и указывают на необходимость включения социально-психологических факторов в анализ финансового поведения домохозяйств.
Современное финансовое поведение домохозяйств имеет множество форм проявления: в степени рациональности (или иррациональности) при принятии финансовых решений; в отношении к финансовой информации, государственным и финансовым институтам, рискам и гарантиям финансовой безопасности.
© А.И. Зотова, И.Г. Давыденко, 2012
Рис. 1. Система детерминант финансового поведения населения
Обобщение подходов отечественных исследователей к дифференциации финансового поведения домохозяйств позволяет типологизировать и наиболее полно характеризовать финансовые практики населения по пяти критериальным признакам: наличию сбережений; активности на финансовом рынке; типу рыночного взаимодействия; характеру поведения и целеполаганию.
В качестве основы для построения типологии финансового поведения многими исследователями использовался признак социологического характера и свойства — мотивации, являющийся важнейшим звеном в процессе формирования домохозяйством своей финансовой стратегии.
Так, Е. Авраамова и Л. Овчарова выделяют шесть групп населения, имеющих специфические мотивы при осуществлении сберегательной деятельности [1].
В. Радаевым сосредоточено исследовательское внимание на мотивации сберегательного поведения средних слоев населения, выделяя четыре кластера: незаинтересованные; выживающие или страхующиеся; ориентированные на потребление и досуг; обеспечивающие детей [9].
В настоящее время аналитиками ЦИРКОН выделяется два типа финансовых стратегий, характерных для отечественного менталитета: «затягивание поясов» — резкое сокращение расходов и строгая экономия; обращение при возникновении сложной финансовой ситуации к родственникам и друзьям. Стратегия «затягивания поясов» остается часто используемой в 2011 г. (35%). На безвозмездную помощь со стороны родственников стабильно рассчитывают от одной пятой до одной четвертой части населения.
Стратегия преодоления «трудных» ситуаций путем сокращения расходов характерна для лиц в возрасте от 55 лет и выше (43%) и минимальна для лиц от 18 до 24 лет (28%). Доля тех, кто предпочитает положиться на помощь близких, выше для представителей двух «крайних» возрастных групп — пожилых людей старше 55 лет (33%) и молодежи от 18 до 24 лет (27%) [3].
Учитывая вышеизложенные подходы к типологизации финансового поведения населения авторами проанализированы и сформулированы концептуальные основы различных, методологически не эклектичных, но комплементарных подходов, имеющих выраженный научно-синергический эффект к анализу финансового поведения домохозяйств.
Известно, что гипотезы, концепции, модели, эмпирические закономерности, представляющие собой инструментарий, способствующий принятию финансовых решений, выступают результатом теоретического обобщения поведения субъектов в экономических реалиях. Их совокупность можно структурировать по трем основным направлениям: экономический, экономико-психологический и экономико-социологический.
Экономический подход к анализу финансового поведения населения основан на общей предпосылке рациональности, т.е. максимизации цели (полезности) при ресурсных ограничениях. «В неоклассической теории предполагается, что агенты в ходе принятия решения рассматривают все выгоды и издержки по каждому из возможных вариантов выбора. В результате агенты выбирают оптимальное решение.. .На этой предпосылке базируется вся современная экономическая теория, вписывающаяся в рамки «магистрального направления». Здесь «константой» является полнота рациональности, ее наивысшая степень: учитываются все характеристики всех возможных вариантов выбора» [10]. Вообще И.В. Розмаинским предложен авторский «подход к анализу человеческого поведения: степень рациональности поведения людей трактуется как переменная, зависящая от «внешних информационных ограничителей» (масштабности и сложности информации, неопределенности будущего), а также от «параметров» национальной экономической ментальности (склонности к расчетливости, к несению личной ответственности, к целеполаганию)» [11].
Фундаментальные концепции классических финансов являются основным инструментарием, используемым при принятии финансовых решений экономическими субъектами. Наряду с этим в разработке теории финансов домохозяйств особую роль сыграла концепция «экономического человека» и ее многочисленные трактовки основанные на экономическом рационализме.
В конце 70-80-х гг. XX в. появляется новое направление в финансовой науке — «поведенческие финансы», которые во многом объясняют проблему расхождения теории, основанной на рациональности, с одной стороны, и иррациональной
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
60
А.И. ЗОТОВА, И.Г ДАВЫДЕНКО
поведенческой практики, с другой стороны. Концепции поведенческих финансов носят преимущественно описательный характер, акцентируя внимание на социальных и психологических закономерностях в поведении домохозяйств.
Известно, что введение в научный оборот термина «экономическая психология» связано с именем французского социолога Г. Тарда, предложившего в 1902 г. проект создания «экономической психологии» — новой экономической науки, опирающейся в своих предпосылках на научные достижения современной психологии.
В дальнейшем исследователи предложили дополнить экономический анализ исследованием влияния психологических переменных на поведение людей. Здесь следует отметить психологическую экономику, основы которой были разработаны Дж. Катоной, и бихевиористскую экономику, сложившуюся под влиянием работ Д. Канемана и А.Тверски.
Дж. Катона (начало 1940-х гг.), следуя традиции психологических исследований, твердо опирался на эмпирические данные. На основе опросов потребителей он показал, что реакция покупателей на экономические стимулы может быть объяснена и предсказана на основе психологических измерений в комбинации с макроэкономическими статистическими данными. Примером успешно работающей экономико-психологической модели макроуровня является индекс потребительских настроений (Index ofConsumer Sentiment, ICS), который был разработан в 1950-е гг. группой исследователей Мичиганского университета под руководством Дж. Катоны. Этот индекс до сих пор с минимальными изменениями рассчитывается во многих странах (в Европе его называют индексом потребительских ожиданий) [8].
Согласно проведенным эмпирическим исследованиям в России в период с 2009 по 2011 год потребительские настроения россиян практически не меняются: среднестатистический российский потребитель не стремится к наращиванию объема потребления. До кризиса доля положительных оценок текущей ситуации с точки зрения своевременности потребительских расходов, была на треть выше — 35% по сравнению с 25%, а доля противников — почти вполовину меньше — 13% против 26%. Именно этот позитивный баланс в пользу благоприятных оценок текущей ситуации подстегивал быстрый рост товарооборота в докризисный период [2].
Один из наиболее высоких индексов цитирования в публикациях ведущих экономических журналов имеют работы таких известных психологов, как А. Тверски и Д. Канеман. В результате своих экспериментальных исследований они пришли к выводу о том, что нерациональное поведение, считающееся экономистами девиантным и случайным, гораздо более распространено, особенно в условиях принятия решений при неопределенности. Основная мысль исследователей сводится к тому, что при принятии решений человек руководствуется не абстрактными принципами максимизации удовольствий и минимизации потерь (позиция гедонизма), а сначала кодирует возможные последствия своих действий как пользу или вред в зависимости от выбранного ориентира. Так, например, если удовольствие индивида, получаемое от приобретений, обычно оказывается гораздо слабее, нежели его расстройство в случае потерь, его поведение будет отклоняться от того, которое предсказывается теорией рациональных ожиданий. Вышеназванные авторы говорят о существовании двух видов рациональности — осознанной и неосознанной. Однако большая часть используемых нами знаний и способность принимать решения носят неосознанный характер.
В настоящее время в научной литературе появляется все больше работ по психологии эмоций, которые являются составной и необходимой частью процесса принятия решений, и, как замечают исследователи, «для человека в процессах принятия решений и в деятельности важнейшим является не стремление оптимизировать соотношение выгод и издержек, а желание поддерживать стабильное и не имеющее внутренних противоречий эмоциональное состояние» [4].
Психоаналитический подход нацелен на совмещение эмоций и разума, причем основное внимание уделено таким эмоциям, как доверие и недоверие, в социальном смысле (доверие и недоверие к финансовым и общественным институтам).
Исследовательский холдинг Ромир провел ежегодное исследование, посвященное деловой репутации крупнейших российских банков. Рейтинги узнаваемости и доверия потребителей были составлены на основе всероссийского опроса общественного мнения по международной методике Global Reputation Index (GRI). Интересно, что индексы доверия россиян практически ко всем лидерам банковской отрасли, кроме Сбербанка и Внешторгбанка, за прошедший год снизились, вернувшись к уровню 2008 года. Причем, иногда падение индекса доверия сопровождается ростом индекса заметности. Возможно, это объясняется тем, что подъем оптимизма и доверия потребителей, пережитый в 2010 г., после выхода из кризиса, пока не оправдал ожиданий.
Индекс доверия к Сбербанку составил почти 87,7 пунктов по 100-балльной шкале. Также фаворитами рейтинга стали ВТБ 24 и Альфа-Банк, набравшие 73,5 и 67,6 пунктов соответственно, и занявшие второе и третье места. Также в пятерку лидеров вошли Газпромбанк (66,1 пункт) и Росбанк (63,9).
В сентябре 2011 г. вышеназванный исследовательский центр провел Всероссийский опрос общественного мнения, посвященный доверию россиян к различным общественным институтам. Так, за 7 лет, прошедших со времени аналогичного исследования (февраль 2004), уровень доверия жителей России к общественным институтам снизился (рис. 2).
В частности, скептические настроения значительно чаще проявляются у мужчин (41% против 33% у женщин), в возрасте от 25 до 60 лет, со средним и высоким уровнем дохода.
Таким образом, предметной областью исследования экономической психологии являются психологические закономерности финансового поведения индивида как сложного социо-психологического феномена, связанного с принятием решений в условиях неопределенности и несовершенства (асимметричности) информации. В экономической психологии при изучении финансового поведения индивидов особое внимание уделяется внутренней мотивации действующих субъектов, при этом в психологических подходах подчеркивается важность эмоций (аффектов), личностных черт индивида при выборе той или иной модели финансового поведения.
Экономико-социологические исследования финансового поведения нацелены на изучение влияния моральнорелигиозных ценностей, социальных норм, традиций и обычаев на финансово-экономическое поведение отдельных индивидов и социальных групп, а также исследование типологий финансового поведения.
Совету Федерации Политическим партиям Правоохранительным органам Местным органам
СМИ Армии Правительству Церкви Президенту России
2011
2004
10 20 30 40
50 60
70
0
Рис. 2. Каким общественным институтам вы доверяете в наибольшей степени? [6]
В рамках экономико-социологического подхода в 30-е гг. XX в. появляется особое направление — социология финансов. Термин введен в научный оборот австрийским экономистом Р. Голдшайдом. Существенное внимание было уделено анализу финансовых стратегий различных социальных групп населения — способов сбережения ими денежных средств, выявления типологий реальных финансовых интересов и практик отдельных социальных групп, их динамики в условиях изменения и трансформации институциональной инфраструктуры и государственного регулирования.
В целом, проблему дисциплинарного — экономического и социологического — размежевания Дж. Коулман обозначил следующим образом: «проблема такова: экономисты могут моделировать поведение на уровне индивидов, но редко способны совершить адекватный переход к поведению системы, образованной этими индивидами» [7]. Таким образом, индивиды не являются изолированными друг от друга, они встроены в различные социальные сети и другие социоструктуры, формальные или неформальные институты общества взаимодействуют между собой, при этом в выборе финансовых стратегий не всегда следуют экономическому интересу.
Сегодня экономическая социология утвердилась в качестве самостоятельной области исследований, а в некоторых случаях экономические и социологические исследования трудно отделить друг от друга (например, анализ влияния социальных связей на трудоустройство или доступность финансовых ресурсов) [12].
В настоящее время концептуальный конфликт между сторонниками рациональной экономики, экономической психологии (поведенческая экономика) и социальной экономики уже во многом завершен. Традиционалисты не могут игнорировать значение эмоций (аффектов) с точки зрения их влияния на финансовое поведение человека, точно так же как и адепты поведенческой школы больше не считают человеческое поведение полностью иррациональным, а оценивают поведение людей как «квазирациональное», то есть рассматривают рациональность не как постоянную, а как переменную составляющую поведения. Финансовое поведение населения в целом характеризуется последовательностью и взвешенностью принимаемых решений, но форма проявления рациональности может варьировать, и тогда возникает новая исследовательская задача выявления принципов рациональности, которые квалифицируются и отождествляются с устойчивыми поведенческими паттернами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авраамова Е.. Овчарова Л. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования // СОЦИС. 1998. № 1.
2. Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») // http://old.levada.ru.
3. Динамика финансовой активности населения России 1998-2011 гг. Вып. 11. Аналитический доклад (версия от 20.05.11) // http://www.zircon.ru.
4. Доу Ш. Психология финансовых рынков: Кейнс, Мински и поведенческие финансы // Вопросы экономики. 2010. № 1. С. 105.
5. Ибрагимова Д.Х. Финансовые практики российского населения / Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. Сборник аналитических статей / Под ред. Л.Н. Овчарова. М., 2007.
6. Исследовательский холдинг Ромир // http://www.romir.ru.
7. Коулман Дж. Введение социальной структуры в экономический анализ // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 3.
8. Кузина О.Е. Экономико-психологическое моделирование финансового поведения населения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 3.
9. Радаев В. О сбережениях и сберегательных мотивах российского населения // Вопросы социологии. 1998. № 8. С. 39-54
10. Розмаинский И.В. «Homo post-soveticus»: основные характеристики экономического поведения с точки зрения институ-ционально-посткейнскианского подхода // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 1.
11. Розмаинский И.В. На пути к общей теории нерациональности поведения хозяйствующих субъектов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 1.
12. Юдин Г. «Экономическое» и «социальное»: автономия сфер и дисциплинарные границы // Вопросы экономики. 2010. № 8.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2