ISSN 2311-8709 (Online) Теории финансов
ISSN 2071-4688 (Print)
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ Екатерина Юрьевна СУШКО
младший научный сотрудник Управления науки, инноваций и подготовки научных кадров, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 26.01.2017 Принята в доработанном виде 10.02.2017 Одобрена 27.02.2017 Доступна онлайн 29.03.2017
УДК 336.01 JEL: B26, D10, G02
Ключевые слова:
поведенческие финансы, финансовое поведение населения, финансовая грамотность населения, классификация
Аннотация
Предмет. Еще несколько десятилетий назад при анализе макроэкономических явлений психологические переменные практически не учитывались. Современные исследования в этом направлении основываются на выравнивании значимости экономических, социально-демографических и личностных характеристик индивидов с точки зрения их влияния на финансовое поведение. При этом одним из наиболее дискуссионных вопросов остается выявление детерминант данного поведения и определение их роли.
Цели. Обозначить ключевые детерминанты финансового поведения населения и определить место финансовой грамотности в их числе.
Методология. В исследовании использованы методы анализа и синтеза, сравнительный анализ.
Результаты. Представлена авторская система факторов, определяющих финансовое поведение населения, в отличие от существующих подходов, основным детерминантом финансового поведения назван уровень финансовой грамотности населения, что расширило методологические основы науки о финансах населения. Область применения. Ключевые выводы статьи направлены на развитие теоретических основ анализа финансового поведения и могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при изучении финансов домохозяйств. Выводы. Критический обзор отечественных и зарубежных научно-исследовательских работ по вопросам определения факторов, влияющих на финансовое поведение населения, продемонстрировал, что оно формируется под влиянием личностных (уровень финансовой грамотности, социально-демографические характеристики) и внешних детерминант (финансовые и инфраструктурные возможности, территориальные особенности). Анализ массива данных, полученного по результатам социологического исследования, и расчеты автора позволили показать, что уровень финансовой грамотности в большей степени влияет на стратегии принятия сберегательных и кредитных решений в домашнем хозяйстве, чем размер доходов граждан, традиционно рассматривающийся в качестве ключевого детерминанта финансового поведения населения.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Введение
Еще в последней трети ХХ в. считалось, что при анализе макроэкономических явлений психологические переменные не играют существенной роли. Однако накапливающиеся в ходе экономической эволюции проблемы, неопределенности и кризисы свидетельствуют, что без более глубокого исследования законов поведения населения искать варианты успешного экономического развития невозможно. Так, в своих работах Дж. Катона утверждает, что в условиях неопределенности экономические ожидания и поведение домохозяйств оказывают непосредственное
влияние на экономические процессы. Если значительная часть населения одновременно изменит свое финансовое поведение, решив, например, сберегать имеющиеся денежные средства, это приведет к таким макроэкономическим последствиям, как нехватка доступных для инвестиций денег [1].
При обращении к теории вопроса можно отметить, что с позиции классиков экономической теории (А. Смита, А. Маршала, Д. Кейнса и др.) поведение экономических субъектов рассматривается как рациональное, независимое, осуществляющееся в условиях полноты информации и стремления
к максимизации выгоды. Этот подход дает возможность существования различных финансовых моделей и теорий (модели оценки доходности финансовых активов У. Шарпа (CAPM), модели ценообразования опционов Ф. Блэка (OPM), портфельной теории Г. Марковица и др.).
Хотя с течением времени классическая модель экономического человека эволюционировала и некоторые ее признаки утратили свою актуальность (в первую очередь речь идет об эгоизме и полноте информации [2]), суть этой концепции осталась прежней, что вызывает немало критики со стороны приверженцев поведенческой экономики.
Институциональная и неоинституциональная теории рассматривают экономическое поведение хозяйствующих субъектов как ограниченно рациональное, существенно зависящее от внешних социально-экономических норм и институтов [3]. Так, анализируя аспекты сберегательного поведения, Дж. Катона подчеркивал, что сбережения зависят не только от измеряемой экономическими переменными возможности отложить часть дохода на будущее, но и от желания это сделать, а также от финансовых ожиданий [4]. Представители бихевиористской экономики А. Тверски и Д. Канеман отмечали, что при принятии решений финансового характера люди, как правило, руководствуются не принципами максимизации выгоды и минимизации потерь, а кодируют возможные последствия своих действий как пользу или вред в зависимости от выбранного ориентира [5].
Современные исследования в этом направлении основываются на выравнивании значимости экономических, социально-демографических и личностных характеристик индивидов с точки зрения их влияния на финансовое поведение. П. Лант и С. Ливингстоун обнаружили зависимость сберегательного поведения населения от способности планировать семейный бюджет и строго следовать разработанному плану (при этом уровень доходов между группами «сберегателей» и «несберегателей» различался незначительно) [6]. А. Фурнхам
отмечал, что на сберегательное поведение влияют не столько финансовые возможности, сколько желание сберегать (опосредованное в свою очередь отношением к сбережениям, способами поиска информации и принятия решений, прошлым опытом) [7].
Ученый И. Розмаинский в своих работах трактует степень рациональности поведения населения как «переменную, зависящую от внешних информационных ограничителей (масштабности и сложности информации, неопределенности будущего), а также от параметров» национальной экономической ментальности (склонности к расчетливости, к несению личной ответственности, к целеполаганию) [8].
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей подтверждает, что факторы, определяющие финансовое поведение домохозяйств и степень его рациональности в условиях меняющейся рыночной среды, продолжают оставаться значимыми и дискуссионными вопросами [3]. С точки зрения автора, на типовое поведение человека при принятии решений финансового характера влияют как рациональные, так и нерациональные характеристики. Остановимся на факторах, определяющих финансовое поведение подробнее.
Цель настоящей статьи заключается в определении детерминант финансового поведения населения и роли финансовой гр а мо тн о с ти п у те м и з у ч е н и я и систематизации научно-исследовательских работ, а также анализа массива данных по результатам социологического исследования, посвященного изучению финансовой грамотности населения.
Результаты исследования
Различные классификации факторов, определяющих финансовое поведение населения, представлены в работах Н. Гондик, Е. Галишниковой, А. Зотовой, И. Давыденко, Т. Куимара, Д. Шевченко и др. Рассмотрим их подробнее.
По оценкам Н. Гондик, на финансовое поведение влияют как объективные факторы
(состояние финансовых институтов, уровень инфляции, процентные ставки и т.д.), так и субъективные (ожидания населения относительно развития экономики страны, уровень доверия к банковским институтам, тенденция к накапливанию денежных доходов и др.) [9].
Ученые А. Зотова и И. Давыденко подчеркивают, что финансовое поведение населения определяется различными факторами объективного и субъективного характера. Первая группа факторов (уровень денежных доходов и тенденции развития финансовых институтов) используется для проведения макроэкономических исследований динамики финансового поведения населения. Вторая группа факторов (рыночные ожидания, уровень доверия финансовым институтам) характеризует суть экономико-социологического и экономико-психологического подходов, которые указывают на необходимость включения социально-психологических
факторов в анализ финансового поведения домохозяйств [10].
Исследователь Ф. Котлер, говоря о факторах, влияющих на потребительское поведение, выделяет культурные (культура, субкультура, социальное положение), социальные (семья, роль и статус, референтные группы), личностные (возраст, род занятий и экономические обстоятельства, образ жизни, тип личности и др.) и психологические (мотивация, убеждения и пр.) характеристики [11].
В свою очередь Е. Галишникова делит детерминанты на психологические (тип личности, отношение к деньгам, доверие к финансовым институтам и пр.), социальные (воспитание, образование, трудовая деятельность и т.д.), демографические (пол, возраст, владение языком, наличие семьи), культурные, политические, экономические (инфляция, уровень дохода и т.д.) [12].
Рабочая группа по разработке национальной стратегии финансовой грамотности Австралии при описании потребительской поведенческой модели опиралась на такие факторы, как внешние обстоятельства, социально-
экономическая обстановка, личностные характеристики, навыки и способ выбора информации населением1.
Анализируя современные наработки различных исследователей, Т. Куимар выделил внутренние факторы: финансовую грамотность, пол, возраст, фокус на финансовые вопросы, когнитивные установки, семейную динамику, структуру домохозяйства, психологические характеристики, здоровье, а также внешние факторы, в числе которых национальная культура, религия, стереотип угрозы, финансовая неопределенность, доступ к финансовым консультациям, география, демография, развитость финансовой системы, экономические условия [13].
С точки зрения автора, одни классификации достаточно узки, поскольку деление факторов на объективные и субъективные (Н. Гондик, А. Зотова, И. Давыденко) является недостаточно четким, так, например, неясно, насколько объективным является социально-демографический фактор (пол, возраст, род занятий и пр.). Другие классификации (Е. Галишниковой, Т. Куимара) напротив, являются слишком обширными и недостаточно структурированными.
По оценкам автора, более точным было бы деление на внутренние (зависящие непосредственно от самого человека, его типа личности) и внешние (зависящие от окружающей его среды) факторы. Кроме того, представленные классификации детерминант финансового поведения являются и не в полной мере полными, поскольку включаются преимущественно экономические и психологические факторы (Н. Гондик, А. Зотова, И. Давыденко, Ф. Котлер). Более полную классификацию можно получить, если использовать детерминанту финансовой грамотности.
Работы исследователей свидетельствуют, что отличительной чертой разумного с финансовой точки зрения поведения населения является способность людей жить по средствам, следить за состоянием своих
1 Australian Consumers and Money. A Discussion Paper by the Consumer and Financial Literacy Taskforce. CanPrint Communications Pty Ltd, 2004, 103 p.
финансов, планировать свои будущие доходы и расходы, правильно выбирать финансовые продукты и инструменты, а также ориентироваться в ключевых финансовых вопросах2. В то же время немаловажной признается также способность дифференцировать различные варианты финансовых решений, строить планы на будущее и осознанно реагировать на происходящие в обществе трансформации3. Данные проявления финансового поведения населения находят отражение в формулировке термина «финансовая грамотность».
Традиционно термин «финансовая грамотность населения» выражается в понимании жителями принципов основных финансовых операций и использовании этой информации для принятия рациональных решений, способствующих экономической безопасности и росту материального благосостояния граждан [14]. Л. Витт определяет финансовую грамотность как способность различать варианты финансовых решений, обсуждать денежные вопросы без дискомфорта, строить планы на будущее, грамотно реагировать на события, которые влияют на повседневную жизнь с финансовой точки зрения [15]. В национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации под финансовой грамотностью понимаются способности4:
• эффективно управлять личными финансами;
• осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
• оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
2 Данные Управления по регулированию и надзору в сфере финансовых услуг Великобритании (UK Financial Services Authority - FSA). URL: http://www.fsa.gov.uk
3 Данные Консультативного Совета по финансовой грамотности при Президенте США (The President's Advisory Council on Financial Capability). URL: http://www.treasury.gOv/r esource-center/financial-education/Pages/Advisory.aspx
4 Приказ ФСФР России от 24.09.2009 № 09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения».
• разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
• принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознано нести ответственность за такие решения;
• компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.
Однако финансовая грамотность - это не только «способности», более точно данное понятие отражает система «знания-установки-навыки». В своих работах О. Шевцова говорит о том, что экономическое поведение населения, составляющее одно из ключевых условий трансформации общества, обусловливается определенными социально-психологическими механизмами, оно формирует экономические установки и представления и одновременно регулируется ими [16]. Отечественные и зарубежные авторы традиционно говорят о системе «ЗУН» («знания-установки-навыки»), определяющей это поведение.
Таким образом, социокультурные установки в отношении трат и накоплений денежных средств, знания о современных финансовых продуктах и услугах и опыт их использования оказывают непосредственное влияние на рациональность управления домохозяйств финансами и реальное финансовое поведение граждан, а оно в свою очередь незамедлительно сказывается на развитии финансовых институтов страны и всей экономической системы в целом.
Стоит отметить, что финансовая грамотность населения все чаще рассматривается отече ственными и з арубежными исследователями как одна из детерминант финансового поведения, однако эти работы направлены преимущественно на анализ ее взаимосвязи с отдельными видами финансовых решений (сберегательными, инвестиционными, кредитными) (см., напр., [17]). При этом
многие смешивают понятия «финансовая грамотность» и «образованность в сфере финансов», в то время как знания - это лишь один из трех компонентов финансовой гр ам о тн о с ти . Т ак , м ожн о б ы ть профессиональным финансовым брокером и при этом иметь невысокий уровень финансовой грамотности, ввиду отсутствия верных (с точки зрения финансов) социокультурных установок и необходимых навыков получения финансовых услуг, защиты своих прав или ведения бюджета семьи.
Следовательно, по мнению автора, детерминанты, определяющие финансовое поведение населения, целесообразно разделить на две категории: личностные (способности граждан к принятию тех или иных финансовых решений, включающие финансовую грамотность и социально-демографические характеристики) и внешние (существующие возможности для принятия решений, включающие инфраструктурные, географические и финансовые возможности) (рис. 1). Стоит отметить, что на внутренние факторы также влияют и внешние, поскольку, например, при смене места жительства у человека может появиться гораздо больше возможностей (благодаря новой более прибыльной работе, большему доступу к различным финансовым организациям и консультациям и т.д.), что в свою очередь может положительно или негативно повлиять на его финансовую грамотность.
Остановимся на данной системе факторов подробнее.
1. Внешние факторы, влияющие на принятие решений финансового характера. Воздействие на финансовое поведение населения оказывают инфраструктурные (наличие финансовых организаций, доступа к финансовой информации, возможность получения финансовых консультаций и т.д.) и финансовые возможности (уровень дохода, необходимость улучшения жилищных условий и т.д.), а также территория проживания (уровень урбанизации, географические и политические особенности и т.д.).
По оценкам ряда исследователей, отличительной чертой социальной структуры
современного российского общества стала его стратификация по социально-демографическим (социальному статусу и уровню доходов) и территориальным признакам, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование различных моделей финансового поведения. Особую значимость влияния уровня материального достатка на финансовое поведение (в первую очередь сберегательное) подчеркивает Е. Галишникова, говоря о том, что одна из основных причин отсутствия сбережений/накоплений домохозяйств России - небольшой доход [12].
В определенных ситуациях финансовое поведение действительно зависит
от финансовых возможностей человека. Однако стоит помнить о том, что, проживая на одной и той же территории, люди с одинаковым уровнем дохода, имея равные инфраструктурные возможности, нередко демонстрируют различное финансовое поведение.
2. Личностные особенности человека при принятии решений финансового характера. Данная группа детерминант зависит непосредственно от самого человека. Именно личностные особенности (к которым можно отнести уровень финансовой грамотности и социально-демографические характеристики) напрямую влияют на принятие финансовых решений и, следовательно, финансовое поведение. Так, по мнению М. Шульгина, в любой экономической системе действует человек со своими эмоциями, потребностями, целевыми установками, представлениями, способностями, которые влияют на его экономическое поведение [18].
Не останавливаясь отдельно на социально-демографических характеристиках (являющихся предметом изучения психологии), перейдем к финансовой грамотности.
С точки зрения автора, личностные особенности человека, а именно его финансовая грамотность является одним из ключевых критериев, определяющих финансовое поведение. Данную точку зрения можно встретить, например, в трудах Д. Шевченко и А. Давыденко, которые
указывают, что на сберегательное поведение влияют как уровень доходов, так и финансовая грамотность [19].
Это находит подтверждение и в проведенном автором исследовании. В качестве базы данных для анализа финансового поведения населения автором был использован массив данных5, полученный по результатам проведения массового опроса населения Волгоградской области [20]. Методология опроса предусматривала исследование 32 индикаторов, оценивающих информированность населения по обширному перечню вопросов социального обеспечения, налогообложения, пенсионной реформы, финансовых услуг, их личные экономические стратегии (опыт обращения в финансовые организации, типы формирования и распределения семейного бюджета, нацеленность на экономию, сбережение и преумножение средств, обеспечение достойной старости), и представления - социокультурные установки по финансовым вопросам. Таким образом, массив является последовательностью аналитических оценок уровня финансовой грамотности населения 38 муниципальных образований Волгоградской области за 2013 г. (пятибалльная шкала, где 1 - минимальное значение, 5 - максимальное). Эти оценки построены на основе социологического опроса 10 500 жителей Волгоградской области с использованием эмпирических индикаторов, характеризующих установки, знания и навыки населения в сфере финансов6.
Анализ массива данных и расчеты автора показывают, что не все действия граждан на
5 Данные Комитета финансов Волгоградской области: аналитический отчет по результатам социологического (количественного) исследования (Научно-исследовательские работы по совершенствованию методологической разработки индикаторов финансовой грамотности населения и оценке финансовой грамотности населения в 2013 году. Волгоград: Фонд «ИЭСИ», 2013. 109 с.).
6 Целью проводимого социологического исследования было совершенствование системы взаимоувязанных индикаторов, отражающих уровень финансовой грамотности населения
(в том числе разработка инструментария опроса), а также оценка состояния финансовой грамотности населения Волгоградской области по состоянию на июль-сентябрь 2013 г. Авторами был проведен анализ социально-демографических характеристик граждан с разным уровнем финансовой грамотности, выделены целевые группы, даны рекомендации по повышению уровня финансовой грамотности.
рынке финансовых продуктов и услуг определяются лишь материальным достатком. Так, к рисковому поведению в сфере кредитования склонны и жители региона с уровнем дохода на одного члена семьи менее 5 000 руб., так и те, кто зарабатывает более 20 000 руб.: в 2013 г. 15% и 22% соответственно выплачивали по кредитам более четверти своего дохода (табл. 1). При этом важно отметить, что уровень дохода никак не влияет на склонность к получению кредитов: доля тех, кто никогда не брал кредитов, в различных доходных группах не отличается от показателя в целом по выборке (около 40%).
Уровень финансовой грамотности позволяет проследить более четкие тенденции в отличие от уровня дохода. Так, можно видеть, что более финансово грамотные люди склонны к менее рисковым кредитным стратегиям: 23% опрошенных с уровнем финансовой грамотности выше среднего выплачивают по взятым кредитным обязательствам не более четверти своего дохода.
Люди со средним уровнем финансовой грамотности придерживаются более рисковых стратегий - 13% выплачивали по кредитам более четверти своего дохода. Те же, чей уровень финансовой грамотности ниже среднего, демонстрируют отсутствие интереса к кредитным продуктам (51% респондентов никогда не брал кредитов). Таким образом, более рациональное и ответственное финансовое поведение соответствует более высокому уровню финансовой грамотности.
Стоит отметить, что в определенных ситуациях финансовое поведение зависит как от финансовой грамотности, так и от уровня доходов (табл. 2).
Можно сделать вывод о том, что стратегия принятия сберегательных и инвестиционных решений в домашнем хозяйстве хорошо иллюстрирует как уровень доходов, так и уровень финансовой грамотности, что же касается кредитных стратегий, то более наглядным становится показатель уровня финансовой грамотности.
Анализ типового поведения граждан при принятии решений финансового характера и
определяющих его факторов является актуальной задачей для всех субъектов финансового сектора. С точки зрения экономики страны недостаточная вовлеченность населения в потребление финансовых продуктов и услуг означает ограничение уровня и качества сбережений и финансовых вливаний, влияющих на экономический потенциал. В ряде стран -США, Великобритания, Австралия, Чехия, Корея и др - повышение уровня финансовых знаний выступает как инструмент государственной политики. Сведения об уровне финансовой грамотности различных территорий позволяют иностранным правительствам выявить приоритетные точки развития данного направления, каналы распространения финансовой информации, ее характеристики и целевые группы7 [21].
По оценкам И. Манаховой, компетентный потребитель, обладающий финансовой грамотностью и финансовыми возможностями, способен эффективно распоряжаться своими средствами, выбирать действительно нужный для себя продукт. В связи с этим финансовая грамотность становится важным средством от бедности, одним из способов снижения экономических рисков [22].
Заключение
Таким образом, в отличие от существующих подходов (акцентирующих внимание
на уровне доходов населения) в качестве одного из ключевых детерминантов, определяющих финансовое поведение населения, предлагается рассматривать уровень финансовой грамотности, представленный на основании аналитической оценки знаний о финансах, социокультурных установок и финансовых навыков. Именно этот уровень в большей степени влияет на стратегии принятия сберегательных, инвестиционных и кредитных решений в домашнем хозяйстве.
Выделение внутренних и внешних факторов поведения, определение их взаимосвязи и роли финансовой грамотности позволяет расширить теоретические основы анализа финансового поведения населения, что может быть использовано в научной и педагогической деятельности при изучении финансов домохозяйств.
С практической точки зрения лучшее понимание факторов, обусловливающих поведение человека при принятии решений финансового характера, позволяет определять более четкие стратегии развития финансового сектора как органам власти, так и представителям бизнес-среды. Например, использование кредитными организациями не только данных о доходах, но и сведений о финансовой грамотности потребителей могло бы помочь построению более эффективных скоринговых систем оценки заемщиков и снижению кредитных рисков.
7 Highlights of a GAO forum: The Federal Government's Role in Improving Financial Literacy. United States Government Accountability Office, Washington, D.C. 2004. GAO-05-93SP. 22 р.
Таблица 1
Зависимость кредитного поведения от финансовой грамотности и от уровня доходов, по итогам опроса 10 550 жителей Волгоградской области в 2013 г.
Table 1
Dependence of credit behavior on financial literacy and income level, based on the survey of 10,550 residents of the Volgograd oblast in 2013
Скажите, пожалуйста, вы сейчас делаете накопления?
Данные по строкам, % Менее 24% От 25 до 34% 35% и более Выплатили все кредиты Никогда не брали кредитов Затрудняюсь ответить/ отказ
Уровень финансовой грамотности
Ниже среднего (от 2,85 и менее) 13,2 5,8 5,1 22,7 50,7 2,4
Средний (от 2,86 до 3,14) 18,9 8,5 4,8 26,1 40 1,8
Выше среднего (от 3,15 и более) 23,2 7,8 3,9 30,5 33,9 0,6
Уровень 1 дохода на одного члена семьи
Менее 5 тыс. руб. 19 8,7 6,3 25 39,9 1,2
От 5 тыс. до 9 тыс. руб. 20,8 7 4,6 26,6 40,1 0,9
От 10 тыс. до 14 тыс. руб. 20,7 8,2 3,6 29,6 37 1
От 15 тыс. до 19 тыс. руб. 19,3 10 4,6 25,5 39 1,6
20 тыс. руб. и более 19,8 12 9,7 26,4 31,8 0,4
Затрудняюсь ответить, отказ 13,4 4,1 3,3 29,2 45,8 4,2
В целом по массиву 19,7 7,5 4,4 27,5 39,5 1,3
Источник: рассчитано автором на основе данных Комитета финансов Волгоградской области Source: Authoring, based on the data of the Volgograd oblast Finance Committee
Таблица 2
Зависимость сберегательного поведения от финансовой грамотности и от уровня доходов, по итогам опроса 10 550 жителей Волгоградской области в 2013 г.
Table 2
Dependence of savings behavior on financial literacy and income level, based on the survey of 10,550 residents of the Volgograd oblast in 2013
Данные по строкам, % Какой, примерно, процент семейного дохода вы расходуете ежемесячно на выплаты по кредиту/кредитам?
Откладываю деньги Не делаю сбережений Затрудняюсь ответить/отказ
Уровень финансовой грамотности
Ниже среднего (от 2,85 и менее) 27,8 68,4 3,7
Средний (от 2,86 до 3,14) 45,3 53,4 1,4
Выше среднего (от 3,15 и более) 66,7 32,1 1,1
Уровень дохода на одного члена семьи
Менее 5 тыс. руб. 37,3 61,8 0,9
От 5 тыс. до 9 тыс. руб. 47,6 50,7 1,7
От 10 тыс. до 14 тыс. руб. 60,3 38,3 1,4
От 15 тыс. до 19 тыс. руб. 61,6 36,3 2,1
20 тыс. руб. и более 60,5 36,8 2,7
Затрудняюсь ответить, отказ 49,9 46,2 3,9
В целом по массиву 51,9 46,3 1,8
Источник: рассчитано автором на основе данных Комитета финансов Волгоградской области
Source: Authoring, based on the data of the Volgograd oblast Finance Committee
Рисунок 1
Основные факторы, определяющие финансовое поведение населения Figure 1
Main determinants of financial behavior of the population
Поведение населения на рынке финансовых продуктов
И М ММ
Личностиые факторы (способности)
Финансовая грамотность (финансовые установки, знания и навыки)
I
Социально-демографические характеристики (пол, возраст, род занятий, наличие семьи и т.д.)
Внешние факторы (во зл I ожн ости)
Инфраструктурные возможности (наличие финансовых организаций, доступа к информации и т.д.)
Территория проживания (уровень урбанизации, географические особенности
и т.д.)
Финансовые возможности (уровень дохода, необходимость улучшения жилищных условий и т.д.)
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Katona G. Psychological Analysis of Economic Behaviour. New York, McGraw-Hill, 1951.
2. Автономов В.С. Модель человека в экономической теории. М.: Экономическая школа, 1998. 230 с.
3. Кошеварова Э.Р. Экономическое поведение хозяйствующих субъектов: антология подходов // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 140-144.
4. Katona G. Psychological Economics. New York, Elsevier Scientific Publishing Company, 1975, 438 р.
5. Кузина О.Е. Экономико-психологическое моделирование финансового поведения населения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 83-105.
6. Lunt P., Livingstone S.M.Mass Consumption and Personal Identity: Everyday economic experience. Buckingham, Open University Press, 1992, 204 p.
7. Furnham A. Why Do People Save? Attitudes to, and Habits of Saving Money in Britain. Journal of Applied Social Psychology, 1985, no. 15, рр. 354-373. doi: 10.1111/j .1559-1816.1985.tb00912.x
8. Розмаинский И.В. На пути к общей теории нерациональности поведения хозяйствующих субъектов // TERRA ECONOMICUS. 2003. Т. 1. № 1. С. 86-99.
9. Гондик Н.Ю. Финансовое поведение населения: теоретические аспекты // Master's Journal. 2014. № 1. С. 330-333.
10. Зотова А.И., Давыденко И.Г. Компаративистский подход к исследованию финансового поведения домохозяйств // TERRA ECONOMICUS. 2012. Т. 10. № 1-2. C. 58-61.
11. Kotler P. Marketing Management. Millenium Edition. Boston, Pearson Custom Publishing, 2001, 719 p.
12. Галишникова Е.В. Финансовое поведение населения: сберегать или тратить // Финансовый журнал. 2012. № 2. С. 133-140.
13. Ciumara T. Factors Influencing Individual Financial Decisions: A literature review. Globalization, Intercultural Dialogue and National Identity, GIDNI, At Targu Mures, 2014, vol. 1, pp. 421-428.
14. Высокое Д.А. Проблемы повышения финансовой грамотности населения // Сборник научных трудов участников II Международного молодежного форума финансистов 2012 года. URL: http://projects.fa.ru/MMFF2012/data/s1/Vysokov.pdf.
15. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения. Международный опыт и российская практика. М.: ЦИПСиР, 2012. 112 с.
16. Шевцова О.В. Соотношение социального капитала с экономическими установками, представлениями и моделями экономического поведения этнических групп России // Альманах современной науки и образования. 2012. № 7. С. 169-176.
17. Lusardi A., Mitchell O.S. The Economic Importance of Financial Literacy: Theory and Evidence. Journal of Economic Literature, 2014, vol. 52(1), pp. 5-44. doi: 10.1257/jel.52.1.5
18. Шульгин М.В. Экономическая психология: проблемы и перспективы развития // Известия Байкальского государственного университета. 2010. № 3. С. 162-167.
19.Давыденко А.В., Шевченко Д.А. Финансовая грамотность населения как фактор сберегательного поведения домашних хозяйств // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 4. Ч. 2. С. 139-144.
20. Анисимова Е.Ю., Шевяков М.Ю. Финансовая грамотность волгоградцев в контексте макроэкономической ситуации в РФ // Бюджет и финансы. 2012. № 3-4. С. 37-42.
21. Толстель М.С., Бондаренко А.С. Мониторинг роста уровня финансовой грамотности населения // Региональная экономика. Юг России. 2013. Т. 1. C. 185-188.
22. Манахова И.В. Финансовая грамотность населения - фактор роста национального благосостояния // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 5. С. 41-44.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8709 (Online) Theory of Finance
ISSN 2071-4688 (Print)
FINANCIAL BEHAVIOR OF THE POPULATION AND ITS DETERMINANTS Ekaterina Yu. SUSHKO
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 26 January 2017 Received in revised form 10 February 2017 Accepted 27 February 2017 Available online 29 March 2017
JEL classification: B26, D10, G02
Keywords: behavioral finance, financial behavior, population; financial literacy, classification
Abstract
Subject Only a few decades ago, the analysis of macroeconomic phenomena ignored psychological variables. Current research in this area rests on aligning the importance of economic, socio-demographic and personal characteristics of individuals from the standpoint of their impact on financial behavior. Identifying the determinants of the behavior and their role definition are the most controversial issues. Objectives The purpose of the study is to specify the key determinants of financial behavior of the public, including the place of financial literacy.
Methods The study employs methods of analysis and synthesis, and comparative analysis. Results A critical review of domestic and foreign studies of factors affecting the financial behavior of the population demonstrated that this behavior is influenced by personal (level of financial literacy, socio-demographic characteristics) and external determinants (financial and infrastructural capacity, territorial features). The analysis of opinion survey data and my calculations showed that financial literacy has a greater influence on the strategy of savings and credit decisions in the household as compared to the size of income of citizens, which is traditionally seen as a key determinant of financial behavior of the population.
Conclusions The article presents a unique system of factors determining the financial behavior of the population. Key conclusions are focused on developing the theoretical tenets of the analysis of financial behavior of population and may be used in research and teaching activities when studying the household finance.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
References
1. Katona G. Psychological Analysis of Economic Behavior. New York, McGrow-Hill, 1951.
2. Avtonomov V.S. Model' cheloveka v ekonomicheskoi teorii [A model of a human being in the economic theory]. Moscow, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1998, 230 p.
3. Koshevarova E.R. [Economic behavior of economic agents: Anthology of approaches]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2008, no. 3, pp. 140-144. (In Russ.)
4. Katona G. Psychological Economics. New York, Elsevier Scientific Publishing Company, 1975, 438 p.
5. Kuzina O.E. [Economic-psychological modeling of financial behavior of the population]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of Higher School of Economics, 2004, vol. 1, no. 3, pp. 83-105. (In Russ.)
6. Lunt P., Livingstone S.M. Mass Consumption and Personal Identity: Everyday Economic Experience. Buckingham, Open University Press, 1992, 204 p.
7. Furnham A. Why Do People Save? Attitudes to, and Habits of Saving Money in Britain. Journal of Applied Social Psychology, 1985, vol. 15, iss. 5, pp. 354-373. doi:10.1111/j.1559-1816.1985.tb00912.x
8. Rozmainskii I.V. [Towards the general theory of irrationality of economic entities' behavior]. TERRA ECONOMICUS, 2003, vol. 1, no. 1, pp. 86-99. (In Russ.)
9. Gondik N.Yu. [Financial behavior of the population: Theoretical aspects]. Master's Journal, 2014, no. 1, pp. 330-333. (In Russ.)
10.Zotova A.I., Davydenko I.G. [A comparative approach to the study of financial behavior of households]. TERRA ECONOMICUS, 2012, vol. 10, no. 1-2, pp. 58-61. (In Russ.)
11. Kotler P. Marketing Management. Boston, Pearson Custom Publishing, 2001, 719 p.
12. Galishnikova E.V. [Financial behavior of the population: to save or to spend]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2012, no. 2, pp. 133-140. (In Russ.)
13. Ciumara T. Factors influencing individual financial decisions: A literature review. Proc. Sci. Conf. Globalization, Intercultural Dialogue and National Identity, GIDNI, Targu Mures, 2014, vol. 1, pp. 421-428.
14. Vysokov D.A. [Problems of increasing the financial literacy of the public]. Sbornik nauchnykh trudov uchastnikov II Mezhdunarodnogo molodezhnogo foruma finansistov 2012 goda [Proc. 2nd Sci. Forum of Financiers 2012]. Available at: http://projects.fa.ru/MMFF2012/data/s1/Vysokov.pdf. (In Russ.)
15. Zelentsova A.V., Bliskavka E.A., Demidov D.N. Povyshenie finansovoi gramotnosti naseleniya. Mezhdunarodnyi opyt i rossiiskaya praktika [Improving the financial literacy. International experience and Russian practice]. Moscow, TsIPSiR Publ., 2012, 112 p.
16. Shevtsova O.V. [The correlation of social capital and economic attitudes, perceptions and models of economic behavior of ethnic groups in Russia]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya = Almanac of Modern Science and Education, 2012, no. 7, pp. 169-176. (In Russ.)
17.Lusardi A., Mitchell O.S. The Economic Importance of Financial Literacy: Theory and Evidence. Journal of Economic Literature, 2014, vol. 52(1), pp. 5-44. doi: 10.1257/jel.52.1.5
18. Shul'gin M.V. [Economic psychology: Problems and development prospects]. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2010, no. 3, pp. 162-167. (In Russ.)
19. Davydenko A.V., Shevchenko D.A. [Financial literacy of the population as a factor of saving behavior of households]. TERRA ECONOMICUS, 2013, vol.11, no. 4, part 2, pp. 139-144. (In Russ.)
20. Anisimova E.Yu., Shevyakov M.Yu. [Financial literacy of Volgograd residents in the context of the macroeconomic situation in Russia]. Byudzhet i finansy = Budget and Finance, 2012, no. 3-4, pp. 37-42. (In Russ.)
21.Tolstel' M.S., Bondarenko A.S. [Monitoring the growth of financial literacy of the population]. Regional'naya ekonomika. Yug Rossii = Regional Economy. South of Russia, 2013, vol. 1, pp. 185-188. (In Russ.)
22.Manakhova I.V. [Financial literacy of the population as a factor of national welfare growth]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, 2011, no. 5, pp. 41-44. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.