усваивать нужную информацию. Роль преподавателя - направлять и подводить итог проделанной работе студента, указывать на ошибки в процессе выполнения заданий. Личностно-ориентированные технологии повышают социокультурную и психологическую роль студента как субъекта общественной формации. Информационно -аналитический подход - основа управления качеством учебной подготовки, а значит, и конкурентоспособностью высшего учебного заведения в целом.
Список литературы
1. Огольцова Е.Г., Хмельницкая О.М. «Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов» // Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции, 2009. С. 129-133.
2. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 17.02.2018).
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1 2 Мамадалиева Х.А. , Турсунова О.С.
'Мамадалиева Хапира Абдухалиловна - преподаватель английского языка;
2Турсунова Одина Салимовна - преподаватель немецкого языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие «коммуникативное обучение иностранным языкам», показывается значимость и первичность коммуникативной функции языка, обсуждается основная составляющая коммуникативного обучения - коммуникативная компетенция и её компоненты. Также поясняется сущность и значение методической триады «подход, метод, приём», показывается место и намечаются пути применения коммуникативного обучения в обучении иностранным языкам.
Ключевые слова: коммуникативное обучение, обучение иностранным языкам, коммуникативная компетенция.
Как известно, одной из самых главных функций языка является коммуникативная функция. Н.А. Слюсарева считает коммуникативную и когнитивную функции «двумя главнейшими, базовыми функциями языка» [1, с. 564]. Некоторые ученые рассматривают коммуникативную функцию языка как единственную причину его возникновения. С этой точки зрения, «язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей» [2, с. 385]. Приблизительно через два десятилетия тот же автор ещё более актуализирует коммуникативное назначение языка. По его словам, «язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации» [3, с. 652]. Однако, конечно, функции языка, вытекающие из его предназначения, не сводятся лишь к одной функции. А, как сказано выше, главной может быть та функция, ради которой язык возник в человеческом обществе. Термин «коммуникативная компетенция» был изобретен американским социолингвистом Д. Хаймсом. Главной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Значение этого
термина будет более ясным и понятным в сравнении с концептом грамматической компетенции. Общая однородность метода, вопреки разнообразию составляющих его приёмов, вытекает из его согласованности с совокупностью убеждений о сущности языка и изучении/обучении ему. Описанный выше свод предположений и убеждений называется подходом. Коммуникативное обучение языкам представляет собой определенный подход, поскольку оно включает в себя особый взгляд на сущность языка и обучение ему. Подлинная коммуникативность в обучении языку, на наш взгляд, выявляется в следующих пунктах:
• цели занятий ориентированы на все компоненты коммуникативной компетенции, а не сводятся лишь к грамматической или лингвистической
компетенциям;
• технологии обучения разрабатываются для того, чтобы привлечь обучающихся к прагматическому, аутентичному, функциональному применению языка для достижения значимых целей; формы системы языка являются не центром внимания, а скорее аспектами языка, способствующими тому, чтобы обучающиеся выполнили вышеупомянутые задачи;
• на занятиях, проводимых по принципу коммуникативности, студенты вынуждены применять язык продуктивно и рецептивно в методически не подготовленных контекстах.
Преподаватель при использовании коммуникативного подхода не читает лекций и не формулирует правил с использованием грамматических терминов, а, как правило, выступает в качестве: помощника, друга, советчика. Основное внимание уделяется групповому обучению. Задача преподавателя и студентов - научиться работать сообща, отойти от индивидуализированного обучения. Студент учится слушать своих товарищей, вести беседы и дискуссии в группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы. Студент больше ориентируется на своих товарищей по группе, чем на своего учителя как на модель. Эффективным методом также является вовлечение студента в профессиональную языковую среду одновременно с учебой в коммуникативной языковой группе. Однако, вопреки всему вышеизложенному, нельзя забывать тот факт, что не стоит рассматривать коммуникативное обучение как конечный этап продвижения и развития методики обучения языкам. Как известно, в науке все должно постоянно подвергаться сомнению и проходить верификацию опытным путем. Главное преимущество коммуникативного метода - развитие неподготовленной речи. Этим и отличается естественный процесс общения, где невозможно предугадать ответную реплику собеседника, поэтому одной из целей метода является развитие быстрой реакции студента на ответную реплику собеседника. Так как речевые ситуации имитируют естественный процесс общения, ввиду их коммуникативной ценности у студентов возникает потребность в обсуждении этих проблемных ситуации, а значит, повышается мотивация к обучению. Еще одним принципом коммуникативной методики является принцип ситуативности, где в качестве единицы организации процесса обучения используются ситуации, которые личностно значимы для студентов. С помощью данной методики реализуется и принцип индивидуализации, где студент может перенести свой опыт общения, личностные свойства на речевую ситуацию. Использование коммуникативной методики представляется особенно целесообразным на начальной стадии изучения языка, т.к. студенты заучивают не отдельные слова, а целые речевые высказывания, которые они могут перенести на новую ситуацию. Структурно-функциональный подход, где делается акцент на овладение формой, функцией отдельной лексической единицы может быть подходящим только для студентов, продолжающих обучение (т.к. усвоение отдельных лексических единиц полезно только после того, как у студентов развились коммуникативные навыки общения на этом языке).
Обучение согласно этой методике происходит по следующим этапам:
1) введение новых речевых высказываний (восприятие их на слух, имитация);
2) объяснение их функций в речи (с помощью контекста - текстов, диалогов), заучивание речевых клише;
3) использование речевых высказываний в аналогичных речевых ситуациях -происходит автоматизация навыков;
4) перенос навыков на новые ситуации.
Особенность этого метода в том, что она включает в себя 2 подхода -интуитивный подход (на первых этапах, что позволяет быстро запомнить высказывания) и сознательный подход (на последних этапах обучения, где происходит сознательный выбор того или иного высказывания в зависимости от коммуникативной цели задания).
Список литературы
1. Слюсарева Н.А. Функции языка. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
2. Арутюнова Н.Д. Функции языка // Русский язык: энциклопедия. М., 1979. С.385-386.
3. Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык: энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 652-658.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ Джалилова М.Х.
Джалилова Матлюба Хабибуллаевна - учитель русского языка и литературы, Средняя школа № 38, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье поднимается вопрос функции методов обучения в активизации познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка в узбекских школах. Даётся группировка, специфика применения учебных методов и приемов. Также применение объяснительного и поискового методов обучения русскому языку в национальной школе. Приводятся примеры тренировочных методов на уроках. Организация учебного процесса в национальной школе. Основные принципы обучения русскому языку, направленные на развитие общения.
Ключевые слова: национальная школа, методы и приёмы, материал, активизация, формирование, навыки, речевая деятельность.
Методика преподавания русского языка - это педагогическая наука, определяющая цели, содержание, объем и структуру учебного предмета «Русский язык», а также изучающая и описывающая наиболее рациональные методы и приемы обучения русскому языку и исследующая условия и пути усвоения учащимися точно очерченного круга знаний, овладения определенными навыками и умениями. В современной методике преподавания русского языка в национальной школе все же большее внимание уделяется дидактическому пониманию методов как способов обучения. Известны различные толкования этого понятия и в связи с этим разные группировки учебных методов. Методы как способы работы учителя и ученика классифицировались по различным основаниям. Наиболее распространенным был источник получения знаний: слово учителя, беседы, анализ языка (например,
57