ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ЛИРИКИ ИОСИФА БРОДСКОГО: НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ «НИОТКУДА С ЛЮБОВЬЮ НАДЦАТОГО МАРТОБРЯ» И «Я РОДИЛСЯ И ВЫРОС В БАЛТИЙСКИХ БОЛОТАХ, ПОДЛЕ» Возняк А. С.
Возняк Александр Сергеевич - магистр, кафедра истории и теории культуры, философский факультет, Московский государственный университет им. М. В Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется коммуникативный аспект лирики И. А Бродского. Мы постарались заострить наше внимание на основных, по нашему мнению, особенностях данных стихотворений. В процессе работы, наше внимание привлекли аспекты автокоммуникации, которые мы попытались описать и зафиксировать, для дальнейшей работы над ними. В частности, мы выделяем проблему определения автокоммуникативных маркеров и проблему различия между чистой автокоммуникацией и субъектно-объектными выражениями адресности (субъектно-объектными «ты» и вы»). Ключевые слова: Иосиф Бродский, коммуникация, лирика, адресат, автокоммуникация.
Безадресность мы понимаем как имплицитное представление лирического субъекта при условии максимальной скрытости лирического адресата. Что касается особенностей адресности, то в теоретическом плане мы ориентировались на два типа адресатов, а именно эксплицитный (он может быть выражен в форме прямого или косвенного обращения) и имплицитный адресат (основанный, прежде всего, на экспрессивной функции языка).
Соблюдая логику организации рассматриваемого цикла, представляется целесообразным начать анализ с произведения, которое этот цикл открывает, а именно со стихотворения «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря...». Сразу хотелось бы отметить, что данное произведение представляет собой одно из самых (в пределах этого цикла) интересных в аспекте своеобразия адресности у И. А Бродского. Лирический адресат данного стихотворения конкретен и является эксплицитным. Определяя форму обращения, мы столкнулись с тем, что, хотя на первый взгляд оно прямое, «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря, дорогой, уважаемый, милая, но неважно даже кто, ибо черт лица, говоря откровенно, не вспомнить.»,
при последующем рассмотрении стихотворения обнаруживаем характерные признаки косвенного обращения «уже не ваш, но.
и ничей верный друг вас приветствует с одного из пяти континентов, держащегося на ковбоях; я любил тебя больше, чем ангелов и самого, и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих».
В данном случае мы видим, что автор использует набор обращений, но не с целью конкретизировать адресата, а, наоборот, в попытке скрыть, затушевать, размыть его. В конце стихотворения, обращение «ты» становится абстрактным и преображается в речевой акт лирического героя.
«я взбиваю подушку мычащим "ты" за морями, которым конца и края, в темноте всем телом твои черты, как безумное зеркало повторяя».
Ещё одним из примеров «я повествуемого» в рамках этого цикла является стихотворение «Я родился и вырос в балтийских болотах, подле».
Активное использование автором «я повествуемого» позволяет создать особую атмосферу реальности, автобиографичности происходящего [2]. Эффект присутствия и включенности в биографию автора [1] вызывает у читателя спектр особых эстетических переживаний.
Стоить заметить, что в рамках этого цикла, также присутствует обобщённое выражение лирического субъекта, в стихотворении «Ты забыла деревню, затерянную в болотах». Сначала имплицитный лирический [3] субъект обращается к лирическому адресату, использую местоимение «ты».
«Ты забыла деревню, затерянную в болотах Занесённой губернии, где чучел на огородах»
Мы понимаем, что ситуация данного стихотворения «любовное послание». В конце стихотворения имплицитный лирический субъект открывается читателю, но преобразуется в форму обобщённого. Обобщение это с одной стороны объединяет лирического субъекта и лирического адресата, а с другой шире обобщает всех читателей с подобным жизненным опытом.
Список литературы
1. Винокур Г. О. Биография и культура. М., 1927. С. 78-83.
2. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. С. 97.
3. Тынянов Ю. Н. Промежуток // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. с 170.