УДК 159.9:616
Хазова Светлана Абдурахмановна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_sozpsi@ksu. edu.ru
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ*
В статье рассматриваются личностные особенности подростков с признаками игровой компьютерной зависимости. Показано, что ряд личностных особенностей (высокая личностная тревожность, высокая негативная эмоциональность, низкий уровень эмпатии), а также негативная коммуникативная установка выступают причинами коммуникативных трудностей этой группы подростков.
Ключевые слова: игровая компьютерная аддикция, подростки, личностные особенности, коммуникативные трудности.
Мировая статистика свидетельствует о повсеместном и неуклонном увеличении лиц, страдающих той или иной формой зависимости. Пагубные привычки или пристрастия к чему-либо (addiction) в последнее время приобрели новые формы: с интенсивной компьютеризацией школ для российских школьников все более реальным становится формирование компьютерной зависимости. По наблюдениям педагогов и родителей, это вызывает значительные проблемы, связанные с социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем. По результатам анкетного опроса, проведенного М.С. Ивановым, 80% учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие увлекаются достаточно серьезно: дети в возрасте 10-12 лет имеют «игровой опыт» 4-6 лет [2]. Между тем, в ряде исследований было показано существенное влияние компьютера на снижение интереса к чтению и общению со сверстниками за счет их вытеснения «общением с компьютером», снижение фантазии и способности создавать собственные визуальные образы, на развитие эмоциональной незрелости, безответственности, снижение эффективности некоторых видов памяти (М. Коул, Ш. Текл, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Вой-скунский, В.Н. Сонькин, О.В. Стукова, Ю.В. Фомичева, А.В. Федоров, А.Г. Шмелев, С.А. Шапкин).
Несомненным остается тот факт, что символическое содержание, представленное в компьютерных играх, оказывает сильное воздействие на развитие личности современного ребенка, влияет на социально-психологическое здоровье детей и подростков, вызывает возникновение компьютерной зависимости. Компьютерная игровая зависимость принадлежит к группе нехимических зависимостей, включающих, помимо гэмблинга, аддикции отношений, работоголизм, транжирство, шоппинг, интернет-аддикции, клептоманию, сексуальную аддикцию [2; 3].
С.В. Дремов с соавторами выделяет гэмблинг как особую форму аддикций и приводит ряд при-
знаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения: 1) постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры; 2) изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре; 3) потеря контроля, выражающаяся в неспособности прекратить игру; 4) состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся в период между играми; 5) нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну [1]. А.Е. Войскунский пишет о том, что для квалификации аддикции достаточно эмоциональной привязанности человека к тем ощущениям и чувствам, которые дарит следование аддиктивным формам поведения [2].
Н.В. Чудова выделяет у лиц, страдающих Интернет-зависимостью, ряд специфических черт: трудности принятия собственного тела, склонность к интеллектуализации, негативизму, эмоциональную напряженность, необщительность, чувство одиночества, заниженную самооценку, гиперболизированные представления об идеальном «Я», склонность к уходу от проблем и избеганию ответственности, существование одной или более фрус-тированных потребностей [9]. Как следствие, происходят изменения в личностной, социальной и межличностной сферах.
Однако, несмотря на значительное количество исследований в данной проблемной области, остается открытым вопрос о механизмах и личностных предпосылках возникновения компьютерной игровой зависимости, о наличии специфических личностных особенностей гэмблера. Малоизученными являются и их коммуникативные особенности.
Исходя из вышесказанного, нами было реализовано исследование личностных особенностей подростков с признаками компьютерной зависимости [7, 8]. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе изучались такие личностные особенности, как тревожность, нейротизм, экстра-, инт-роверсия, агрессивность, и их влияние на выраженность компьютерной аддикции. На втором этапе
* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Хазова С.А., 2013
предметом исследования были коммуникативные особенности - уровень развития эмпатии, общительности, коммуникативная установка.
Исследование личностных особенностей компьютерных аддиктов. Выборку исследования составили 32 подростка в возрасте 12-14 лет, учащиеся 8-9 классов гимназии №25 и лицея №34 города Костромы. Методический комплекс включал следующие методики: 1) Шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина; 2) Методика Айзенка - EPQ; 3) Методика диагностики показателей и форм агрессивности А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого; 4) Анкета, позволяющая выявить признаки игровой компьютерной аддикции, составленная на основе девяти критериев игровой компьютерной зависимости, предложенных зарубежными учеными (М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг, М. Орзак): раздражение при вынужденном отвлечении, нежелание отвлекаться от компьютерной игры; неспособность планирования окончания сеанса игры; постоянное обновление своей игротеки и устройств своего компьютера; забывание о домашних делах, учебе, встречах в ходе игры на компьютере; физические симптомы игровой компьютерной аддикции (сухость в глазах, боль в спине, головная боль); пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютерной игрой; злоупотребление кофе и другими психостимуляторами; ощущение эмоционального подъема, хорошее самочувствие во время игры за компьютером; учебные и семейные проблемы.
На основании анкеты нами были выделены подростки, имеющие признаки игровой компьютерной зависимости (n=32), что составляет 58,2% от общего количества респондентов и превышает показатели (10%), представленные в соответствующей литературе (K.S. Young, M.D. Griffiths, H. Cash, J. Parker). В свою очередь эта группа, исходя из среднего арифметического и стандартного отклонения (M=32,45; Std Dev=8,77), была поделена на две: имеющую высокий уровень (основная группа исследования, n=16) и низкий уровень выражен-
ности признаков компьютерной аддикции (контрольная группа, п=16).
Представим результаты исследования личностных особенностей и их влияния на выраженность игровой компьютерной аддикции. Результаты диагностики тревожности позволяют говорить о том, что преобладающим уровнем и личностной, и ситуативной тревожности в обеих группах является умеренный (81%-94% респондентов для личностной и 44%-94% для ситуативной), однако в контрольной группе зафиксирован и высокий уровень личностной тревожности (7% от выборки), и высокий уровень ситуативной (31% против 6%в контрольной группе), хотя статистически достоверных различий выявлено не было. В принципе, можно говорить о том, что подростки с признаками ад-дикции несколько больше склонны к появлению состояния тревоги, им свойственна напряженность, беспокойство, нервозность в значимых для них ситуациях, особенно в ситуациях оценки их компетентности.
На следующем этапе нашего исследования мы рассматривали роль влияния нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма на выраженность игровой компьютерной зависимости у подростков. Здесь, как и в предыдущем случае, преобладающим является средний уровень (его демонстрируют от 63 до 94% школьников), однако у подростков из основной группы статистически достоверно ниже уровень экстраверсии (и=71,5, р=0,033) и выше уровень нейротизма (Ц=65,5, р=0,018). По показателям психотизма различий выявлено не было. Эти данные служат основанием для выводов об отрицательной роли негативной эмоциональности (в том числе лабильности, беспокойства, впечатлительности, нервозности, раздражительности) и интровер-сии в структуре личности зависимого подростка, демонстрирующего замкнутость, эмоциональною неустойчивость, что снижает адаптивность, может провоцировать возникновение депрессивных состояний, что вообще типично для людей, склонных к проявлению аддиктивного поведения.
Результаты исследование агрессии и ее различных проявлений (физическая агрессия; вербальная
Таблица 1
Результаты диагностики показателей и форм агрессии в экспериментальной и контрольной группах (в %)
Показатель или форма агрессии Экспериментальная Контрольная
низкий высокий низкий высокий
Физическая агрессия 19 81 56 44
Вербальная агрессия 25 75 50 50
Косвенная агрессия 19 81 37,5 62,5
Негативизм 6 94 19 81
Раздражение 12,5 87,5 50 50
Подозрительность 37,5 62,5 37,5 62,5
Обида 12,5 87,5 25 75
Чувство вины (аутоагрессия) 31 69 44 56
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
71
агрессия; косвенная агрессия; негативизм; раздражение; подозрительность; обида; аутоагрессия и чувство вины) (табл. 1) позволяют говорить о более высоком уровне у аддиктов практически всех видов агрессии за исключением подозрительности, однако статистически это подтверждается только для вербальной агрессии (и=71, р=0,031) и раздражения (и=55,5, р=0,005).
Высокие результаты по шкале «вербальная агрессия» предполагают склонность человека к выражению негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угрозы, проклятия, ругань). Высокие показатели по шкале «раздражение» предполагают склонность у респондентов экспериментальной группы к раздражению, вспыльчивости, резкости и грубости.
В целом исследования личностных особенностей игровых компьютерных аддиктов позволяют рассматривать их негативную эмоциональность, интеровертированность, а также агрессивные модели поведения как определенные психологические барьеры в сфере межличностного взаимодействия и причины затрудненного общения, затрагивающие сферы установок, эмоционально-волевых характеристик, социально-психологических свойств личности [5].
Эти результаты получили подтверждение в исследовании особенностей общения и коммуникативных качеств личности подростков с признаками компьютерной аддикции.
Исследование коммуникативных качеств подростков с признаками компьютерной аддикции. В исследовании приняло участие 60 подростков, проживающих в г. Костроме и с. Парфеньево Костромской области в возрасте 13-15 лет. Выборка была разделена на две равные группы (п=30) в соответствии с наличием/отсутствием признаков компьютерной аддикции. Методический аппарат исследования включал: 1) Опросник на углубленный интерес (компьютерную зависимость) (И.В. Смирнова, 2004); 2) Методику для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна; 3) Методику диагностики уровня общительности В.Т. Ряховского; 4) Методика диагностики способности к умению слушать; 5) Методику диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, позволяющую помимо общей негативной установки диагностировать завуалированную жесткость в отношениях к людям, в суждениях о них, открытую жесткость в отношениях к людям, обоснованный негативизм в суждениях о людях, склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, негативный личный опыт общения с окружающими; 6) Анкету для подростков, составленную в соответствии с целью исследования.
Важнейшим результатом исследования являются статистически достоверные различия между подростками с признаками компьютерной зависимости и их сверстниками по способности к эмпатии (и=96,5, р=0,000), умению слушать (и=150,5, р=0,000), уровню общительности (и=131,0, р=0,000), а также коммуникативной установке (и=237,5, р=0,001), проявляющейся наиболее ярко в обоснованном негативизме (и=290,5, р=0,018) и наличии негативного опыта общения (и=266,0, р=0,006). Эти данные убедительно показывают снижение коммуникативных способностей и слабое развитие коммуникативных качеств у компьютерных аддиктов, проявляющих меньше чуткости, отзывчивости к другим людям, демонстрирующих негативное и излишне критическое отношение к окружающим. Интересен факт наличия негативного опыта общения, который, вероятно, и повлиял на формирование соответствующей коммуникативной установки, снижение общительности, предпочтение виртуального пространства реальному пространству межличностного взаимодействия.
Данные сравнительного анализа подтверждаются анализом корреляций. Так, зафиксированы связи негативного опыта общения и уровня общительности (ге=0,335, р=0,008); показателя (балл) компьютерной зависимости, с одной стороны, и негативизма (ге=0,320, р=0,01), негативной коммуникативной установки (ге=0,307, р = 0,016), а также негативного опыта общения (^=0,259, р=0,044), с другой. Таким образом, компьютерная зависимость характеризуется отрицательным проявлениями в сфере межличностного взаимодействия. Причинно-следственные связи могут иметь индивидуальную специфику: одним из вариантов может быть влияние негативного опыта общения на формирование коммуникативной установки и далее - зависимости, которая будет носить компенсаторный характер по отношению к неудачам в общении. В другом случае, именно чрезмерная увлеченность компьютером может порождать отсутствие навыков эффективного межличностного взаимодействия.
Необходимо сказать несколько слов о результатах анкеты, позволяющих констатировать следующее:
- подростки с признаками компьютерной игровой зависимости проводят за компьютером в 24 раза больше времени - 4-7 часов против 1-2 у их сверстников, а 23% из них проводят за компьютером все свободное время;
- они считают компьютер лучшим, незаменимым другом 53,5%, с которым интереснее проводить время, чем с реальными людьми (3,3% в контрольной группе; ф*=6,12, р=0,000);
- однако используют его для учебы только 16% из них (ф*=3,27, р=0,00);
- 10% из подростков-аддиктов говорят, что компьютер спасает от одиночества (ф*=2,51, р=0,00), отвлекает от проблем (ф*=2,51, р=0,00);
72
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
- тем не менее 30% аддиктов считает, что у них достаточно друзей, 7% не видит в их наличии необходимости.
Вероятно, можно говорить о том, что подростки начинают увлекаться компьютером не только из-за разнообразия компьютерных игр, технологий, но и из-за недостатка общения со сверстниками, родителями, так как могут испытывать трудности в установлении межличностных контактов, могут являться аутсайдерами в классе, поэтому компьютер становится лучшим другом, помощником от стресса и одиночества.
Таким образом, и в этом исследовании у подростков с выраженными признаками компьютерной проявляются негативная направленность на межличностное взаимодействие, враждебные установки и негативное окрашенные эмоции в общении, низкий уровень эмпатии и общительности.
Подростки с выраженными признаками компьютерной игровой аддикции характеризуются рядом личностных особенностей, затрудняющих межличностное взаимодействие. Своеобразной компенсацией коммуникативных неудач выступают компьютерные игры, которые позволяют справляться с негативными эмоциями, одиночеством, отвлекают от проблем.
Личностными особенностями, провоцирующими трудности в общении и одновременно являющимися результатом этих трудностей, являются высокий уровень интроверсии, нейротизм, негативизм и негативная коммуникативная установка, низкий уровень общительности. Важную роль играет низкий уровень эмпатии, в совокупности с вышеперечисленными особенностями затрудняющий устанавление эмоционально близких отношений.
Библиографический список
1. Дремов С.В., Уразаев А.М., Мамышева Н.Л., Малиновский И.В. Аддиктивные состояния человека. - Томск: ТГПУ, 2000.
2. Войкунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - C. 90-100.
3. Иванов М.С., Авилов Г.М. Психологическая характеристика ролевой компьютерной зависимости сегодня. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
4. Короленко И., Загоруйко Е. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения // Социально-педагогический журнал для социальных работников и педагогов. - 2005. - № 2. - С. 43-44.
5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. -СПб.: Речь, 2011.
6. Смирнова И.В. Зависимость от Виртуального мира: как уберечь подростка от этой напасти? // Директор школы. - 2004. - № 6. - С. 95-99.
7. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совлада-ющего поведения: эмпирические исследования. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.
8. Хазова С.А. Коммуникативные способности и социальный интеллект в социальном поведении в ранней юности // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. -№ 1. - С. 192-197.
9. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» // Психологический журнал. -2002. - Т. 22. - № 1. - С. 113-117.
10. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 1. - С. 86-102.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
73