УДК 61 Уджуху З.К., Сташ О.Ю.
Уджуху З.К. студентка 4 курса лечебного факультета Майкопский государственный технологический университет
(г. Майкоп, Россия)
Сташ О.Ю.
старший преподаватель кафедры морфологии Майкопский государственный технологический университет
(г. Майкоп, Россия)
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧА ВО ВРЕМЯ СООБЩЕНИЯ ДИАГНОЗА ПАЦИЕНТУ
Аннотация: в статье описываются навыки коммуникации врачей, которые являются главными при общении с пациентом. В частности, делается акцент на то, как именно нужно сообщать диагнозы пациенту. С точки зрения психологии сообщение тяжелого диагноза в правильном адекватном понимании является важным шагом на пути восприятия самого пациента. Делается вывод о том, что владеть коммуникативными навыками в современное время должен каждый врач независимо от степени тяжести заболевания и квалификации.
Ключевые слова: коммуникация, навыки, врач, диагноз, пациент, болезнь.
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития медицины и при наличии на сегодняшний день большого числа различных серьезных заболеваний среди населения, большое значение приобретают навыки общения врача и пациента в рамках сообщения диагноза и дальнейшей тактики лечения. Коммуникация и обсуждение диагноза является одним из наиболее сложных задач для лечащего врача. Многочисленные исследования
подтверждают тот факт, что даже врачи с большим опытом работы считают такие беседы очень трудными. Поэтому в условиях современного общества и доступности информации важно иметь особый коммуникативный подход к подобной беседе. При этом нужно отметить, что манера проведения разговора не только существенно влияет на психологическое состояние больного, но и формирует уровень его доверия к доктору, а также отношение к предстоящему лечению. Исходя из этого, в медицинском общении особое место занимает сообщение диагноза, так как это напрямую влияет на процесс взаимодействия между врачом и пациентом.
На первый план в медицинской практике выходят социально-ориентированные задачи, с точки зрения которых коммуникативное общение и его эффективность при сообщении диагнозов является важнейшим шагом в обмене информацией. Для врачей умение эффективно коммуницировать с пациентом - это залог успешной практики, причем эксперты утверждают, что около 80% успеха в профессиональных взаимодействиях зависят именно от таких навыков. Данный факт подчеркивает роль коммуникативной компетенции как неотъемлемой части медицинских услуг в сложной системе здравоохранения
[3].
В теоретическом аспекте коммуникативные навыки - это навыки эффективного общения. Важные аспекты эффективной врачебной коммуникации включают уверенность в установлении контактов с пациентом, способность к продуктивному диалогу, владение техниками гармоничного взаимодействия и достижение взаимопонимания в процессе обсуждений.
Согласно исследованиям, эксперты выделяют ряд критериев и показателей успешной коммуникации. В этом случае особый акцент уделяется пациентоориентированным навыкам общения. Ведь, как известно, нередки случаи недовольства пациентов в результате взаимодействия с медицинским персоналом. Данные ситуации возникают несмотря на обилие медицинских учреждений и частных клиник с высоким уровнем платных услуг, где не всегда персонал владеет необходимыми навыками, сосредоточенными на нуждах
пациента. Основная часть их профессиональных знаний составляет всего 20% от специализированной подготовки [6, с. 8].
На современном этапе развития информационного общества и доступности информации в сети Интернет успешная коммуникативная практика в медицине требует не только знаний и опыта, но и умения правильно сообщать сложные и тяжелые диагнозы. Ошибки во время диалога с пациентом, по мнению большинства врачей, часто не влияют на результаты лечения или диагностику, но при этом создают серьезные трудности в понимании дальнейших действий и лечения. Одновременно с этим важно отметить, что, например, почти 84% неврологов определили основную причину конфликтов с пациентами. Они назвали главным показателем отсутствие у врачей навыков налаживания эффективного диалога.
Стоит сказать, что существующие в отечественной медицине рекомендации основаны на принципах медицинской этики. Медицинская этика представляет собой принятые нормы морали, которые носят обобщенный характер, ставя врача, особенно начинающего свою практику, в затруднительное положение. Тем не менее, наличие статей, сообщений на форумах, рост слушателей курсов по онкопсихологии, а также запросов со стороны врачей, родственников и самих пациентов к психологам и психотерапевтам, свидетельствуют о высоком интересе к данной тематике и недостаточной информированности в этом вопросе.
Очевидным является тот факт, что в рамках взаимоотношений между пациентом и врачом обязанности и права распределяются неоднозначно.
На первом этапе взаимодействия с пациентом врачу рекомендуется обеспечить подготовку, которая включает в себя сохранение конфиденциальности без лишних свидетелей, минимизацию возможных отвлекающих факторов и гарантию того, что у доктора будет достаточно времени для ведения беседы. Кроме этого, желательно заранее ознакомиться с медицинскими сведениями пациента и вспомнить предшествующие моменты взаимодействия с ним до назначенной встречи.
Важным моментом во время общения с пациентом считается то, что врач должен настроить его на то, что есть важная информация, которая может быть сложной для восприятия. Этот подготовительный этап предшествует прямому сообщению важных новостей. Передавая такую информацию, следует подождать до того момента, когда будет ясно, что пациент готов её принять [1].
Процесс информирования о диагнозе требует краткости и применения языка, понятного пациенту без медицинской сложной терминологии. Это важно для минимизирования вероятности недопонимания. После того, как важная информация сообщена следует тщательно наблюдать за реакцией пациента и быть готовым поддержать его, отвечая на возникающие вопросы [2, с. 28].
Пациенты могут проявлять различные эмоциональные состояния. Поэтому врачу стоит с уважением и эмпатией относится к реакции, так как благодаря этим навыкам можно обеспечить необходимую поддержку [4, с. 49]. Особенно важно поддерживать пациента, не оставляя его в одиночестве сразу после того, как был сообщен диагноз, выслушивая и откликаясь на его вопросы. Как известно, пациенты могут по-разному воспринимать новость о своем диагнозе, что влияет на их готовность к обсуждению деталей будущего лечения. В этой связи необходимо найти удобный момент для такого разговора в согласии с пациентом. В конце обсуждения обязательно должен быть подготовлен план действий или, как минимум, договоренность о времени для его продолжения [1, с. 8].
Далее в таблице 1 предлагается рассмотреть несколько важных аспектов при обсуждении диагноза, особенно в сложных медицинских случаях.
Таблица 1. Главные коммуникативные аспекты.
Название Краткий обзор
Атмосфера и обстановка при общении Рекомендуется вести беседу с пациентом в спокойном и уединенном месте. Это важно для того, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и мог сосредоточиться на услышанном. Стоит начинать разговор с доброжелательной ноты, чтобы установить доверительный контакт.
Тон при общении Рекомендуется использовать ясный и понятный язык. Стоит избегать медицинских терминов, которые могут запутать пациента. Лучше всего объяснять информацию поэтапно: сначала кратко сообщить диагноз, затем рассказать о его специфике, причинах и возможных последствиях. Важно давать пациенту время на осознание информации и задавать вопросы.
Эмпатия Доктор должен быть готов к различным эмоциональным реакциям пациента: шоку, страху или даже гневу. Важно проявлять понимание и поддержку, показывая, что врач готов выслушать
Источник: составлено автором.
Стоит сказать, что среди практических навыков, необходимых для оказания высококачественной медицинской помощи, отдельное место занимают навыки клинического общения. Именно благодаря ему на всех этапах оказания помощи (сбор анамнеза, сообщение результатов обследования, разъяснение диагноза, дача рекомендаций) происходит общение врача и пациента [6, с. 2].
За последние 5-7 лет в России ведется систематическая подготовка специалистов в области взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. Сам процесс охватывает как студентов и докторов, так и опытных профессионалов в сфере здравоохранения, включая управленческий состав. Обучение коммуникативным навыкам распространяется через весь профессиональный путь специалиста, начиная с базовых курсов и продолжая этапами постоянного образовательного развития [5, с. 149]. Подобные программы обучения часто проводятся в рамках различных факультетов и
отделов вузов, где врачам и другому медперсоналу передают знания специалисты-психологи и клиницисты. Их обучают искусству общения через курсы по этике, деонтологии, на занятиях по пропедевтике, а также в рамках факультативных программ и курсов, проводимых на коммерческой основе.
Таким образом, можно сказать, что в результате оптимального обмена информацией и умения врача налаживать контакт с пациентом можно существенно улучшить качество сбора сведений о состоянии пациента. От этого навыка зависит эффективность диагностики и дальнейшей терапии, способствуя при этом соблюдению пациентами предписаний врача. Владеть навыками коммуникации сейчас не является просто полезным качеством, а считается неотъемлемой частью успешной профессиональной деятельности.
В целом главная задача врача состоит в том, чтобы «снять идущий из детства миф о бессмертности человека». Хороший врач должен в любом случае информированность пациента о его состоянии. И данный фактор является главным в формировании ответственности пациента за свое состояние и соблюдение режима лечения. Коммуникативные навыки врачей, особенно при сообщении тяжелого диагноза, требует сочетания профессионализма, чуткости и способности к эмпатии. Это помогает пациенту справиться с трудной новостью и начать путь к выздоровлению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Давидов Д.Р., Москвичева А.С., Шубина Л.Б., Шикина И.Б. Проблема коммуникации врача и пациента. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2023, 69(3):2;
2. Ицкович М.М. Методическое пособие для врачей акушеров-гинекологов по работе с женщинами в ситуации репродуктивного выбора (СРВ) // Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2017. - 94 с;
3. Как правильно сообщать пациентам плохие новости. Интернет портал Медицинская Россия 17.05.2017 https://medmssia.org/4779-kak-pravilno-soobshhat-pacientam-plokhie-novosti/#hcq=8satT5r;
4. Котов М.А., Гущин В.В. Как сообщать плохие новости максимально эффективно? Протокол SPIKES для сообщения «плохих новостей» // Эндоскопическая хирургия. - 2018. -№ 24(5). - С. 45-50;
5. Муталимов, Р. К. Правила общения врача с пациентом // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 149-15;
6. Протасова Л.М., Барановская С.В., Бойков В.А., Деев И.А., Кобякова О.С., Шибалков И.П. и др. Анализ показателей удовлетворенности пациентов медицинской помощью в зависимости от длительности действия мероприятий стандарта организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2022. 68(5) - 12 с
Udzhuhu Z.K., Stash O. Yu.
Udzhuhu Z.K.
Maykop State Technological University (Maikop, Russia)
Stash O.Yu.
Maikop State Technological University (Maikop, Russia)
COMMUNICATIVE SKILLS OF A DOCTOR DURING MESSAGING A DIAGNOSIS TO A PATIENT
Abstract: the article describes the communication skills of doctors, which are the main ones when communicating with a patient. In particular, the emphasis is placed on how exactly to communicate diagnoses to a patient. From the point of view ofpsychology, communicating a serious diagnosis in the correct adequate understanding is an important step towards perceiving the patient himself. It is concluded that every doctor in modern times should have communication skills, regardless of the severity of the disease and qualifications.
Keywords: communication, skills, doctor, diagnosis, patient, disease.