1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 01.02.2016).
2. Dyganova E.A., Yavgildina Z.M. Organization a Culture of Self-Education of Music Teachers / / International Education Studies. 2015. Vol. 8, No. 6. P. 95-103. doi.org/10.5539/ies.v8n6p95
3. Дыганова Е.А. История и теория хорового исполнительства [Электронный образовательный ресурс]. URL: http://edu.cnoir.ru/course/category.php?id=477
4. Дыганова Е.А., Шириева Н.В. Изучение школьного репертуара [Электронный образовательный ресурс]. URL: http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=814
УДК 27-47
А.М.Фазлиев
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В статье исследуются особенности политико-правовых и организационных связей государственных и общественных структур в образовательной сфере в постсоветское время. Совершенствование государственно-конфессиональных отношений, осуществление в комплексе социально значимых и культурно-просветительских мероприятий являются основой предупреждения правонарушений на религиозной почве.
Ключевые слова: межкультурный диалог, образование, религиозное возрождение, традиции, этнокон-фессиональный фактор.
Aivaz Fazliev COMMUNICATIVE INTERACTION OF STATE AND RELIGIOUS INSTITUTIONS IN THE FIELD OF EDUCATION IN MULTIETHNIC&POLY-CONFESSIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY
The article examines the features of political-legal and organizational relations of the state and public institutions in the educational sector in post-Soviet times. Improving Church-state relations, the implementation of complex and socially significant cultural and educational events are the basis of prevention on religious grounds.
Keywords: intercultural dialogue, education, religious revival, traditions, ethnic and religious factor.
Необходимость развития межкультурного и межцивилизационного диалога в меняющемся и усложняющемся мире востребовала важность постановки новых акцентов в процесс наполнения, как содержания, так и обновления существующих практик культурного взаимовлияния народов и государств. В этом плане вовлечение в орбиту воспитания и развития культуры сосуществования и толерантности таких сфер и смыслов жизни как образование, религия, мораль, ответственность представляется весьма актуальными. Полиэтноконфессиональная среда, вытекающие отсюда историческая память народов и своеобразие их культур, находят свое отражение и на образовательной площадке. С учетом особенности системы религиозного образования крайне важно выделить значимость ее в стабильном и спокойном развитии общества [2, с. 5].
Феномен религиозного возрождения тесно переплетен с национально-духовной активизацией народов Волго-Камского региона в 90-е годы прошлого столетия. Взаимосвязь этнического и религиозного в социокультурной жизни национальных республик в эти годы была особенно очевидной. В программах национальных организаций, общественных движений, (например, татарских - ВТОЦ, Иттифак, Магариф и т.д.) вопросы возрождения ислама и его значимость в развитии этнического самосознания и национальной идентичности, получили обоснованную оценку. Такая открытая артикуляция данной взаимосвязи и ее проявления в конкретных общественно-политических действиях, публицистике и академических изданиях потребовала взвешенных и продуманных политические шагов в сфере свободы совести и этноконфессиональных отношений. Проблема религии и образования не раз становилась предметом обсуждения с участием представителей научно-педагогической общественности, государственных и религиозных структур [1, с.3-6].
Конституционные нормы, федеральное и республиканское законодательство о свободе совести определяет общие принципы и порядок регистрации и лицензирования образовательной деятельности. Государство заинтересовано в качественном религиозном образовании в силу того, что именно образованный имам или священник это благо для общества, что дает возможность на высокоинтеллектуальном уровне донести до верующих сакральную сущность религиозных ценностей. В этом плане в республиканском законе «О свободе совести и религиозных объединениях» (1999 г.) положение о том, что государство оказывает поддержку в преподавании светских общеобразовательных предметов в профессиональных религиозных учебных заведениях (ст.6, пункт7) было
принципиально важным и необходимым [3, с.123]. Конкретная и целенаправленная реализация данного положения в силу ряда причин затянулась, но вместе с тем сама реальная жизнь в последние годы ускорила использование этого ресурса широким форматом в образовательной деятельности религиозных организаций.
Исходя из характера многонациональности субъектов федерации, в частности Татарстана, с учетом биконфессионального паритета большинства (ислама и православия) была выработана политико-правовая формула на раннем этапе религиозного возрождения. Социально-политическая практика сама диктовала формулирование такой позиции - Соблюдение баланса интересов двух конфессий: ислама и православия и равенство всех религиозных объедений перед законом. Она сыграла исключительно важную роль в корректировке усилий в сфере государственно-конфессиональных отношений и повышения эффективности работы в целом. Баланс интересов предусматривал учет интересов при передаче культовых зданий, реставрации и строительстве церквей, мечетей, а также оказание содействия в формировании системы религиозного образования. Важным ресурсным фактором в формировании этноконфессиональной толерантности явилась подготовка кадров в сфере религии в местных условиях, позволяющих воспитывать на традициях российских мусульман. Именно среди татар в конце XIX века возникает движение джадидизма (обновления), предложившего новый формат развития мусульманского сообщества, который оказался весьма продуктивным в социокультурном развитии татар-мусульман в условиях нового времени. Джадидизм в татаро-мусульманской среде раскрыл огромный потенциал и способность исламской религии, отвечать вызовам времени, возможности адаптации норм шариата к изменившимся условиям. Этот огромный накопленный веками опыт может быть применен с учетом современных реалий, в особенности, в учебном процессе.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, началось формирование системы мусульманского образования, в структуре которой, в настоящее время, имеется 10 профессиональных медресе и РИИ (Российский исламский институт), где в разных формах (очное, заочное, вечернее, дистанционное) обучаются около 1000 студентов. Наличие РИИ, наряду с ибтадийа (начальное), санавия (среднее), галия (высшее) ступеней образования, предоставляет возможности для подготовки специалистов высшей квалификации, причем как со светскими государственными дипломами, так и по чисто религиозному направлению.
Межконфессиональная толерантность является одним из ключевых инструментов в создании широкой социальной базы стабильного развития полиэтнокультурного социума, каковым, например, является ряд субъектов Приволжского федерального округа. В Татарстане, начиная с 2000 года, осуществлялись меры в сфере религиозного образования, которые способствовали недопущению восприятия ислама в радикальных его проявлениях, изучить исторические традиции межрелигиозного сосуществования и осмыслить миролюбивый характер и истинную сущность этой религии: во-первых, целенаправленно проводилась работа по унификации учебных программ профессиональных исламских учебных заведений; во-вторых, проводился анализ и экспертиза обязательной и дополнительной учебной литературы на предмет их соответствия местным традициям и отсутствия материалов экстремистского характера; в-третьих, осуществлялся принцип привлечения к преподавательской работе специалистов, окончивших местные учебные заведения или же имеющих дипломы учебных заведений традиционного для мусульман Приволжского региона Ханафитского мазха-ба; в-четвертых, изучение и издание теологического наследия крупных татарских религиозных деятелей, что особенно активизировалось после создания Федерального фонда по поддержке развития исламского образования, науки и культуры. Все эти меры способствуют формированию толерантного сознания у верующих в процессе обучения в мусульманских учебных заведениях.
Традиции и новации со знаком плюс и минус в этноконфессиональных процессах относиельно их соотношения сохраняют устойчивое измерение в пользу доминирования традиции. Исходя из этого восприятие нового, нетрадиционного в этнокультурных сообществах, произведенного в силу ряда обстоятельств навязчивыми способами, приводит к нарушению устойчивых привычек, норм поведения и мотивированных обычных форм действия. В религиозной образовательной сфере опора на исторические традиции, язык, культуру и своеобразие искусства является важным составляющим в формировании толерантного сознания, традиционного, например, для татар-мусульман. Отсюда были закономерными рекомендации Совета по делам религии при Кабинете Министров РТ о включении в учебные программы религиозных учебных заведений таких предметов как «История России», «История Татарстана», «История Шамаиля» (каллиграфия), «татарский язык» и т.д. Известно, что конструкции с многообразными составляющими более устойчивы, интересны и богаты в жизненных проявлениях. При осознанном подходе и наличии политико-организационной воли и желания религиозных структур реализация таких подходов не представляется затруднительным.
Они во многом осуществлялись и закладывались правовые обязательства при продлении срока лицензии религиозных учебных заведений на образовательную деятельность лицензионной комиссией Министерства образовании и науки Республики Татарстан.
В основе дискуссии и споров в обществе по вопросу преподавания знаний о религии в школе, в первую очередь, лежит ответственность за мир и согласие в полиэтноконфессиональном государстве. Именно этим объясняется обостренное восприятие религиозного дискурса в светской системе образования в Татарстане и однозначная его позиция о необходимости преподавания «Истории религий» или «Основ традиционных религий», а также по выбору, вплоть до основ светской этики. Она отвечала интересам многонациональной республики, миру и спокойствию в обществе. В целом мировой религиоведческой науке подчеркивается смещение проявления религиозного опыта из сферы чистой догматики и сакральности в область социально-духовной жизни, что подтверждается активизацией религиозных организаций в социальном служении и духовно-нравственном воспитании верующих граждан. Другая сторона религиозного дискурса в светской школе вызвана устоявшимися наблюдениями и оценкой, что продуктивность межконфессионального диалога достигается не на попытках универсализации и экуминизации религий, а на знании с феноменологической точки зрения уникальности каждой религии, ее отражения в этнокультурных традициях народов. Поэтому, надо отметить, что школа никоим образом не должна стать площадкой для разъединения людей на основе религии, а обязана служить местом объединения и сплочения молодых граждан на основе общего устремления к достойной и с глубоким смыслом самореализации в жизни и процветания своей страны.
Интеграция религиозных учебных заведений в российское образовательное пространство продолжается, где они в рамках закона обретают свое место в социокультурной жизни общества. Духовно-нравственный потенциал религий, ставших традиционными религиозными системами в нашей стране, способен внести свой позитивный вклад в гуманизации жизнедеятельности людей и создании атмосферы взаимоуважения в жизни полиэтнокультурного общества. Образование в целом, в том числе и религиозное образование, в частности, должно быть направлено на воспитание добрых отношений между людьми, сориентировано на утверждение атмосферы дружбы и сотрудничества между народами. Такой подход к образованию, представленный в ст. 26 «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.) становится принципиально важным и востребованным в сложных условиях развития мировых процессов и поиска путей гармонизации взаимоотношений государств и народов, развития диалога между цивилизациями [4, с. 41].
Дальнейшее совершенствование государственно-межконфессиональных отношений выступает в качестве важного фактора развития межрелигиозного диалога, создания атмосферы взаимопонимания между конфессиями, что существенно расширяет социальную основу устойчивости поли-этноконфессионального общества. В этом плане важную роль играют СМИ, в частности, периодическая печать, также возрастает роль интернет-ресурсов. Важной составляющей религиозного возрождения выступают духовные ориентиры молодежи, изменение места и роли женщин в социуме, духовно-нравственное воспитание и просвещение. Представители ислама и православия являются основными субъектами межконфессионального диалога, от их взаимоотношений и сбалансированного развития зависит дальнейшее мирное развитие и утверждение взаимоуважительной атмосферы в России. Осуществляемое в рамках диалога власти и общества современное сотрудничество государственных структур с религиозными объединениями в различных сферах, в том числе образовательной - весомая основа развития межэтноконфессионального согласия.
Источники и литература
1. Векторы толерантности: религия и образование / Под ред. Р.А. Набиева. - Казань: Магариф, 2006. - 239 с.
2. Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий: Материалы заключительного международного семинара «Религия и права человека». - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 180 с.
3. Республика Татарстан: свобода совести и религиозные объединения. Словарь-справочник / Под общей редакцией профессора Набиева Р.А. Серия: «Культура, религия, общество»; Вып. 8. - Казань: Арт-кафе, 2001. - 394 с.
4. Организация Объединенных Наций. Официальные отчеты первой части третьей сессии генеральной Ассамблеи. А/810. - С. 41-42.