УДК 37.025
А.А.Козырова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями коммуникативных способностей учащихся.
Ключевые слова: речевое общение, речевые способности, связная речь
Kozyrova A. A. The Article: «Communicative-speaking abilities of pupils» Kazan State University of Arts and Culture, Tatarstan Republic, Russia. The senior teacher of a scenic speech, the faculty of directing and scenic art
In the article the author considers questions connected with the peculiarity of pupil’s communicative abilities Key words: speaking contact, speaking abilities, connected speech.
Язык - средство формирования и формулирование мысли, отражение человеком окру-жающего мира, выражения мыслей и чувств. Он существует в речи, являясь универсальным средством общения между людьми. В этом его ведущая функция. В ней, коммуникативной функции, интегрируются все остальные функции языка, обычно выделяемые в социолингвистике: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентаци-онная, этикетная. В самом деле, вне общения с другими не осуществляется никакая интеллектуальная деятельность человека. Из этого следует настоятельная потребность научить подрастающее поколение полноценно пользоваться родным языком во всех основных видах речевой деятельности (говорю - слушаю, пишу - читаю), формах его существования (устной - письменной, диалогической -монологической), в разных речевых ситуациях.
Правильное (соответствующее нормам литературного языка) и уместное (соответствующее данной речевой ситуации) использование языковых средств предполагает сознательное отношение к системе языка, его категориям и нормам, правилам выбора из соотносительного ряда нужных языковых явлений.
Уровень общей культуры народа всегда определяется тем, что в языке интересно ему сейчас. Было время, важным казалось, «как писать правильно» то, или иное слово, затем -произношение слов, позже - правила
построения речи, стиль и синтаксис, много говорили и спорили о правильности конструкций и сочетаниях слов. Теперь на очереди вопрос о том, как кратко и точно выражать свои мысли, как правильно понимать собеседника, вслушиваясь в его речь, перебирая его аргументы: как активно участвовать в построении нормального языка,
чего настоятельно требует новое время. Нравственное и культурное развитие общества каждый раз, при любом повороте событий, отражается на том, как понимают родной язык.
Отсюда следует, что наиболее актуальным для учащихся становится осмыслить систему языковых средств в единстве их значения, формы и функции (что провозглашено в действующих методиках, но остается реализованным крайне недостаточно). Осознать картину мира, которая отразилась в языке через культурно-исторический опыт народа, т.е. знать язык, чтобы уметь им пользоваться, чтобы свободно владеть им, чтобы полноценно освоить этот уникальный инструмент познания, развития, жизнедеятельности человека в обществе.
К сожалению, приходится констатировать, что приемы и средства обучения речевой культуре не всегда оправдывают себя. Уже недостаточно акцентировать внимание только на вопросах лексики, орфоэпии, логики и т.д. Многие специалисты, занимающиеся вопросами речевой культуры, еще недостаточно оценили особую роль категории связности в построении монологического высказывания. Практика же современных исследований убеждает в том, что именно эта категория обеспечивает эффект коммуникативного воздействия.
Совершенствование педагогического
процесса в любом учебном заведении предполагает повышенное внимание к развитию коммуникативно-речевых способностей.
Под коммуникативно-речевыми
способностями мы понимаем умение школьников излагать свои мысли связно, последовательно, логично, соблюдая орфографические, лексико-граммати-ческие, синтаксические,
стилистические нормы языка; умение правильно использовать языковые средства для решения
коммуникативных задач в различных речевых ситуациях.
В методике преподавания русского языка, речевое развитие понимается как «движение вперед в обладании связной речью, в овладении умением создавать определенные тексты, определенные речевые произведения» [1, 2]. Такой подход к речевому развитию знаменует определенный сдвиг, отход от сообщающего обучения, где речевое развитие трактовалось как постепенное овладение нормами языка. Характерно, что в монографии, пронизанной идеями проблемного обу-чения, Т.В.Напольнова труднейшим этапом обучения признает творческое использование языковых средств в связи с соединением текста. «Языковое развитие учащихся, - пишет Т.В.Напо-льнова, -проявляется в их умении осознанно анализировать языковые явления на основе теоретического изучения языка и в умении ориентироваться в новой ситуации, возникающей в процессе речевого общения. Языковое развитие основано на языковом чутье» [3].
Проблема речевых способностей связана с расшифровкой этого понятия «языковое чутье». Перечислим основные позиции:
- речевой магнетизм, проявляющийся в желании слышать речь и способности эмоционально реагировать на нее, в тяготении к яркой, содержательной, интонационно богатой речи;
- речевая память, возможность быстро запоминать слова и выражения и длительно сохранять их в речевом общении; динамика обогащения словаря;
- слуховая и мыслительная ассоциативность при восприятии и творении речи, ощущение многозначности слова и потребности видеть его этимологию, «гнездование» слов по звучанию и содержанию;
- творение речи в соответствии с ее содержанием и со слушателем, к которому она обращена.
Б.М.Теплов [4] справедливо писал о том, что «способности всегда являются результатом развития». Направления этого развития, уровни его определяются критериями, о которых давно и настойчиво размышляла методика и которые до сих пор не определены с достаточной степенью точности. В 20-е годы Н.А.Рыбников в статье «Методы изучения речевых реакций ребенка» предложил следующие критерии оценки речи учащихся:
- манера письма, слог, стиль языка (смешанный, образно-яркий, средний, слабый, вульгарный);
- объективность или субъективность речи;
- общая композиция высказывания
(внутренняя целостность и законченность,
согласованность частей, соразмерность, пропорциональность, слабость);
- конструкция фраз (отрывистость,
периодичность);
- характер изложения (динамичность, статичность);
- внешняя форма (ритмичность,
особенности словосочетаний, повторение словесных форм, звукозапись);
- качество образов (зрительные, слуховые, двигательные, вкусообонятельные, смешанные)
[5].
Признавая аналитическую конкретность и значительность критериев оценки детской речи, предложенной Н.А.Рыбниковым [5], приходится отметить, что они дают возможность определить психологический тип личности ученика, но не в полной мере проявляют его речевые развитие. Поэтому представляется необходимым выделить критерии речевого развития, обнаруживающие степень речевой компетентности учащегося старшего школьного возраста и его креативного потенциала речи:
- объем словаря (активного и пассивного) и осознанное его употребление в речи;
- практическое владение нормами литературного языка и осознание законов языка;
- оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста;
- овладение различными стилями речи и жанрами речевых высказываний;
- соответствие плана содержания и плана выражения в речи;
- обращенность речи, соотнесение ее с характером аудитории;
- индивидуальный характер, личность речи (словарь, интонация, образность);
- соотношение устной и письменной речи.
Конкретизация этих критериев и
комплекса умений позволит, как мы надеемся, перейти к реальному изучению этапов естественной эволюции речи школьников и контролировать результаты обучения.
В исследованиях Т.А.Ладыженской [1,2], М.Р.Львова [6,7] и других отмечается, что процессы речевого развития учащихся надо изучать разносторонне, в разных «ракурсах», на разных уровнях. Вряд ли можно мириться с тем, что до сих пор мы обучаем учащихся связной русской речи, не зная закономерности овладения ею.
Связная речь в педагогической науке изучена мало. Исследователи связной речи (М.Р. Львов, В.В.Бабайцева, Р.Б.Сабаткоев, О.Д. Митрофанова, Е.И.Мотина, Н.А.Метс и другие)
[8] подчеркивают, что при подготовке к ней говорящий заранее определяет ее как структуру, планирует ее как целое, составляет план, готовит фрагменты, подбирает средства языка, отрабатывает внутренние связи и композицию. Именно в связной речи обнаруживаются жанровые различия (описание, повествования, рассуждения и другие) и стилистические особенности. Многие исследователи
рассматривают связную речь в рамках закономерностей построения монологической речи. Правильный монолог ученика (устный или письменный) подчиняется тем же законам построения текста, что и связная письменная речь известных мастеров слова. К пониманию связной речи как речи монологической, структурированной, целостной,
дифференцированной и стилистически, и жанрово, склоняемся и мы: такая речь
необходима для полноценной коммуникативной деятельности и по уровню владения ею можно судить о лингвистической, речевой, предметной и коммуникативной компетенции учащихся и людей вообще.
Организуя работу по изучению и развитию связной монологической речи, необходимо раскрывать такие ее характеристики, как когерентность, делимитация,
взаимообусловленность составных частей
высказывания, прагматическая заданность, интегрированность высказывания,
коммуникативная целостность: эти
характеристики должны быть присущи не только для литературно обработанных письменных тестов, но и для специально подготовленных
высказываний учащихся (устных и письменных сочинений, выступлений, докладов и так далее).
На наш взгляд, нацеленность на развитие устной и письменной монологической речи -одно из педагогических условий, повышающих эффективность работы по развитию коммуникативно-речевых способностей
учащихся. Переход от овладения отдельными предложениями к овладению связной монологической речью, четкое представление об отличительных чертах монологической речи (последовательность, логичность, смысловая завершенность и др.), позволят учителю разработать специальные задания и упражнения, направленные на повышение качества коммуникативной деятельности учащихся на уроках. Необходимость овладения навыками связной монологической речи обусловлена тем, что она является главным критериальным признаком успешной коммуникации, поскольку связная речь - один из важнейших показателей и общения, и коммуникативно-речевых
способностей, и речевой деятельности в целом.
Таким образом, для того чтобы эффективно развивать коммуникативно-речевые способности учащихся старшего школьного возраста, необходимо расширить и углубить работу над связной речью обучаемых. Внедрять в учебно-воспи-тательный процесс специальных курсов и технологий, так как действующие учебно-мето-дические комплексы не всегда выражают идею активизации речевой деятельности учащихся как дидактическую систему или модель.
Литература
1. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред.Т.А.Ладыженской. - М., 2000. - 124 с.
2. Ладыженская Т.А., БарановМ.Т. Особенность ученических изложений. М., 1965.
3 .Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М., 1983.
4. ТеплоеБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
5. Детская речь. -М., 1927.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
7Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. М.: Академия, 2003.
8. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова.
- М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.