15. Пономаренко, Е. В. Функциональная системность дискурса (на материале английского языка). М., 2004. 328 с.
16. Правикова, Л. В. Концепция дискурса и перспективы дискурсного анализа // Вестн. Пя-тигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 1. С. 100-105.
17. Раздуев, А. В. Сравнительно-сопоставительный анализ семантики, структуры и динамики русского и английского подъязыков сферы нанотехнологий // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 24. С. 167-170.
18. Раздуев, А. В. Перспективы стандартизации англоязычной специализированной лексики сферы нанотехнологий // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 3. С. 79-87.
19. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика. М., 2006. 256 с.
20. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004. 326 с.
21. http://ansit.wordpress.com/2007/01/28/ nanotechnology-age -о^сопуе^епсе/ [Электронный ресурс].
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 55-57.
М. А. Самкова
КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В РАМКАХ ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье рассматривается коммуникативную модель учебно-педагогического дискурса с позиции лингвосинергетики, что позволяет создать целостное системное представление об учебно-педагогическом дискурсе и проследить процесс его самоорганизации.
Ключевые слова: учебно-педагогический дискурс, лингвосинергетика, аттрактор, точка бифуркации, параметр порядка, диссипативная структура, энтропия.
Любое исследование языка, общения, дискурса опирается на ту или иную модель коммуникации. В данной статье представлена коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса в русле комплексного лингвосинер-гетического подхода, выступающего в качестве методологической основы исследования учебно-педагогического общения в системе организованного обучения. Главным стимулом к применению идей синергетики к лингвистическому материалу являются методологические и технологические трудности, с которыми современным исследователям приходится сталкиваться при разработке систем автоматической переработки текста [5. С. 2]. Понимание и описание механизмов саморегуляции и саморазвития языка и речемыслительной деятельности позволяет преодолеть названные трудности. Лингвосинергетика представляет собой трансдисциплинарную сетевую структуру науки, в которой варьируемое в зависимости от выбранной научной перспективы лингвистическое знание и иное релевантное знание
объединяются на основе эволюционно-синер-гетических принципов [2. С. 7].
В данном случае объектом исследования является учебно-педагогический дискурс - открытая нелинейная система, представляющая собой целостное единство социокультурно обусловленной речемыслительной деятельности как динамического процесса и совокупности ее результатов - учебных текстов, которые дискурсивно реализуются в рамках целостной коммуникативной ситуации, погруженной в сферу организованного обучения общению на английском языке. Учебно-педагогический дискурс обладает рядом специфических характеристик, позволяющих уточнить специфику учебно-педагогической коммуникации. Учебно-педагогический дискурс имеет своей целью формирование знаний и навыков в области изучения иностранного языка путем обучения общению на английском языке. Непосредственными участниками являются педагог и учащийся, взаимодействующие посредством учебных текстов (учебно-научных, дидактиче-
56
М. А. Самкова
ских и конверсационных) и других знаковых комплексов в рамках целостной коммуникативной ситуации. Учебно-педагогический дискурс способен существовать в нелинейной внешней среде и активно взаимодействовать с ее компонентами, что оказывается важнейшим условием создания советующей функциональной перспективы речи педагога и успешности учащегося в усвоения модели иноязычного общения. Коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса выглядит следующим образом:
Дискурс воплощает структуру речемысли-тельной деятельности для выполнения определенных коммуникативных целей, результатом чего является совокупность текстов, локализованных во временном и пространственном контексте и в определенных социокультурных условиях. Коммуникативные цели в лингво-синергетической парадигме называются аттракторами. Аттракторы притягивают расположенные вокруг неупорядоченные единицы и иерархически организуют их. Другими словами, аттракторы задают эволюцию системы, подчиняют своему направлению ее развитие. В лингвосинергетике всей совокупности целей дискурса дается групповое название - целевой аттрактор [6. С. 110]. Целевой аттрактор призван аккумулировать, выбирать необходимую информацию и структуру. Вся совокупность ограничений учебно-педагогического дискурса называется репеллер (анти-аттрактор), отталкивающий при отборе и организации все,
что не укладывается в языковую и речевую норму [7. С. 49]. Так, коммуникативные намерения, нормы и экстралингвистические условия являются репеллерами, заставляющими автора выбрать наиболее адекватный способ презентации информации. Репеллером обозначается и речевой жанр, накладывающий ограничения на интерпретацию речевых высказываний, «тем самым делая интерпретацию более стандартной и снижая степень неопределенности коммуникации» [1].
Самоорганизация дискурса определяется характером взаимодействия факторов системы и ее среды. Система может переживать переломные моменты - точки бифуркации. Вблизи точек бифуркаций в системах наблюдаются значительные флуктуации (функциональные колебания) и возрастает роль случайных факторов. В точке бифуркации система стоит перед выбором пути организации. В таком состоянии флуктуация может послужить началом эволюции системы в некотором направлении. В момент организации дискурса в точках бифуркации производятся операции коммуникативного выбора (предпочтения некого речевого действия, изменение коммуникативной тактики), что приводит к качественным изменениям и преобразованиям речевого поля. К преобразованиям относятся интенциональные изменения: варьирование мотивационных или целевых установок участников дискурса; мо-дусные изменения: смена регистра дискурса или переход к другому типу (модусу) дискур-
са; смысловые изменения: трансформации в развертывании содержания, смена темы или отклонение от нее, переход к новому аспекту предмета речи [9. С. 106]. Бифуркация в линг-восинергетике позволяет преодолеть энтропию (состояние смыслового хаоса) и в конечном счете приводит к организации нового, целостного образования. Под энтропией понимается мера неопределенности (непредсказуемости) развития системы, характеризующаяся возможностью выбора в качестве последующего этапа из некоторого ряда вариантов. Энтропия отражает степень порядка системы или уровень ее состояния. Энтропия учебно-педагогического дискурса обусловлена институци-ональностью: уровень энтропии значительно ниже в процессе институционального речевого общения, чем в процессе фатического общения. На энтропийном уровне выявляется эффективность коммуникации.
Учебно-педагогический дискурс не всегда находится в динамическом движении. Состояние относительного равновесия системы определяют параметры порядка - факторы, управляющие ее функционированием. Параметры порядка - «синергийные процессы, с помощью которых происходит эволюция системы (дискурса) и ее элементов на пути к аттрактору» [8. С. 17].
Диссипативные структуры (термин И. Р. Пригожина) могут возникать при кризисе систем, их бифуркации, в результате самоорганизации. В ряде случаев флуктуации могут приводить к возникновению диссипативных структур. Возникновение диссипативных структур связано со спонтанным нарушением симметрии и возникновением структур с более низкой степенью симметрии по сравнению с пространственно однородным состоянием. Это возможно только в условиях, когда система активно обменивается энергией и веществом с окружающей средой [4. С. 64]. Так, учебный текст, подключая к порождению смысла различные компоненты языка, способен интегрироваться под воздействием коммуникативного намерения [3. С. 36] и, следовательно, появляется речевое произведение как нестабильная, диссипативная система (структура), эволюционирующая под воздействием флуктуаций. Ста-
новится понятным, что текст - это временное состояние относительной устойчивости дискурса. Новая диссипативная структура отличается большей упорядоченностью, чем предыдущая структура системы.
Опираясь на коммуникативную модель, исследователь способен создать целостное системное представление об учебно-педагогическом дискурсе, проследить процесс его самоорганизации и, как следствие, повысить эффективность использования модели коммуникации в ситуации профессионального учебно-педагогического общения.
Список литературы
1. Богин, Г. И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. Вып. 1. Саратов,
1997. С.12-23.
2. Бронник, Л. В. Языковая динамика в дискурсе: когнитивно-синергетический подход : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2012. 42 с.
3. Герман, И. А. Лингвосинергетика. Барнаул, 2000. 163 с.
4. Иванова, В. С. Синергетика и фракталы. Универсальность механического поведения материалов : учеб. пособие / В. С. Иванова, М. М. Закирничная, И. Р. Кузеев. Ч. 1. Уфа,
1998. 146 с.
5. Пиотровский, Р. Г. Лингвистическая синергетика: исходные положения, первые результаты, перспективы. СПб., 2006. 216 с.
6. Пихтовникова, Л. С. Дискурс и метаме-тафора в синергетическом аспекте / Л. С. Пих-товникова, С. Н. Коринь // Науков. Вюн. Во-линськ. нац. ун-ту iменi Леш Украшки. 2011. Вып. 5. Ч. 2. С. 110-115.
7. Пихтовникова, Л. С. Синергетический метод для исследования дискурса // Дискурсолопя i лшгвютика тексту. Вюн. Харьк. нац. ун-ту iменi В. Н. Каразша. 2009. Вып. 848. С. 48-52.
8. Пономаренко, Е. В. О принципах синер-гетического исследования речевой деятельности // Вопр. филологии. 2007. С. 14-23.
9. Щербинина, Ю. В. Дискурс как речевое пространство // Знание. Понимание. Умение. 2009. Вып. 4. С. 104-111.