Елена СТРИГАНКОВА
КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОЦИУМА
В статье ставится задача анализа современного типа личности, порождаемого развитием информационного социума. Авторское исследование актуализирует соотнесенность коммуникативной личности и ее места в политическом пространстве.
In the article the type of the modern personality, which is generated by information society development, is analyzed. The author's research brings up to date the correlation of communicative personality and its place in political space.
Ключевые слова:
коммуникация, коммуникативная личность, политическое пространство, языковое сознание, социальная активность; communication, communicative personality, political space, linguistic consciousness, social activity.
Задача создаваемой теории коммуникации состоит в том, чтобы «выявить все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений»1. Сегодня эта задача конкретизируется в различных отраслях коммуникативистики, исследовании коммуникации в многообразных направлениях социально гуманитарного знания, в применении классического и новационного методологического инструментария для теоретического изучения феномена коммуни кации и практического применения теории коммуникации.
В методологии нашего исследования важным фактором является связь субъекта коммуникации с категорией практики, которая реа -лизуется через предметно практическую деятельность, однако ком муникативная сущность активности субъекта является условием, благодаря которому деятельность субъекта коммуникации может быть направлена как на объект (S—O отношения), так и на другой субъект (S—S отношения). Мы предлагаем следующую дефиницию субъекта коммуникации. Субъект коммуникации — это носитель ком -муникативной предметно - практической деятельности (индивид или социальная группа), источник коммуникативной активности. В коммуникативном пространстве социума возникают и дифференци руются представления о субъекте коммуникации, т.е. об индивиде и социальных общностях, и об объекте коммуникации, т.е. противо -поставленности «иного» «своему», об орудийности отношений субъ -екта и объекта, о развитии культурной среды этих отношений2.
В социальной философии субъект понимается как носитель предметно практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объ ект3. Роль субъекта коммуникации как носителя коммуникативной предметно практической деятельности проявляется, прежде всего, в ситуациях его социальной жизнедеятельности. Отметим, что исследование коммуникации в контексте социальной жизнедея тельности не только является важным, перспективным и практиче ски значимым, но и приводит к выводу о существовании двух ипо
1 Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации. — СПб, 2001.
2 Социокультурные проблемы языка и коммуникации : сборник научных трудов ПАГС. — Саратов, 2003—2011, вып. 1—7.
3 Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. — М. : Академический проспект, 2004, с. 691.
СТРИГАНКОВА
Елена
Юрьевна —
к.филос.н.,
профессор;
заведующий
кафедрой
английского языка
Поволжского
института
им. П.А. Столыпина
— филиала РАНХиГС
english@pags.ru
стасей действия субъекта — социальное действие (М. Вебер) и коммуникативное действие (Ю. Хабермас).
В основе понимания коммуникативного действия лежит понимание языка как средства коммуникации, реализуемого посредством речевых актов. Таким обра -зом, сущность коммуникации может быть проявлена, во - первых, через социальную жизнедеятельность субъекта коммуни кации как активного участника социаль ных преобразований, во вторых, через коммуникативно - языковую природную данность субъекта коммуникации, т.е. через язык коммуникации. Для наглядно -сти представим разработанную нами клас -сификацию основных методологических различий в изучении субъекта и языка коммуникации.
• Методология исследования субъекта коммуникации — включает изучение соци -альной ситуации, социальных практик, социальной активности, личности через применение деятельностного подхода.
• Методология исследования языка коммуникации — включает изучение рече -вой ситуации, языковых практик, речевой активности, языковой личности через применение коммуникативного подхода.
Выделение двух элементов коммуни -кации — субъекта коммуникации и языка коммуникации — имеет принципиальное методологическое значение, т.к. позво -ляет дифференцировать процесс комму никации и анализировать его в двух раз ных системах координат — как социальное действие и речевой акт.
Подобный дуализм социальной ком -муникации лежит в основе постмодер нистской парадигмы изучения данного феномена. Исследователи отмечают, что особенностью ситуации «постметафи -зического мышления» является, прежде всего, наложение ключевой парадигмы новоевропейской философии сознания на парадигму философии языка и философии действия и утверждение на этой основе парадигмы интерсубъективной значимо сти объективированных социальных норм и процессов социализации1.
В результате анализа и систематизации
1 Тетюев Л.И. Критическое переосмысление предельных оснований единства теоретического и практического разума / Разум и культура : сборник научных трудов / под ред. проф. В.Б. Устьянцева.
— Саратов : Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2001, с. 113.
универсалий субъекта коммуникации и языка коммуникации мы считаем возмож ным предложить методологию изучения коммуникации как целостного феномена, в основе которой лежат методы социокуль турного анализа, принципы коммуника -тивной рациональности, стратегии линг вокоммуникативного исследования соци -альных практик, концепция социально активной коммуникативной личности.
Остановимся подробнее на концепции социально активной коммуникативной личности.
В сущностном плане личность являет собой индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, представляет субъект сознания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека выступают произво дными от двух моментов: его самосознаю -щего разума и социального образа жизни. Полем проявления личностных свойств является жизнь человека — индивидуальная и социальная.
Изменения, связанные с формирова нием информационного общества, ради -кально обновляют среду, в которой про -исходит жизнедеятельность человека. Для нас важно отметить, что в современном социуме возникают новые формы коопе рирования человеческой деятельности и коммуникаций, способы хранения и пере дачи информации, связи и отношения в человеческих сообществах, иные формы взаимодействия культурных традиций, системы ценностей.
В современном мире происходит актив -ная трансформация социальных отно -шений людей и их общения, меняются образ жизни и типы личности. Среди цен -ностей информационной цивилизации особо выделяются такие, как власть, сила и господство над информацией и социаль ными обстоятельствами, обладающими критическим рискогенным потенциалом, в т.ч. угрозой потери личности в деформирующемся коммуникативном пространстве.
Системное исследование коммуника -тивных практик, места и роли коммуни кативных средств, их взаимодействия в конструировании социальной реаль -ности отличается особой актуально стью. Философский смысл коммуника -ции может быть проявлен, во первых, в связи с сущностью человека, во вторых, в
плане его социальной жизнедеятельности. Субъект коммуникативен, и его коммуни -кативность — природная данность, пере -ходящая в социальные отношения, когда человек предстает не пассивным созерца -телем, лишь испытывающим на себе фак -тор необходимости общественного движе -ния и согласующим с ним свои действия, а, прежде всего, активным и творческим участником истории1.
Активность субъекта исторического процесса находит проявление в опреде ленных действиях людей, направленных на преобразование природы и обществен ной среды. Характеризуются эти дей -ствия, на наш взгляд, обменными процес -сами между сторонами взаимодействия и наличием каких либо противоположных свойств. Коммуникативность возникает на основе внешних и внутренних проти воречий, с которыми люди сталкиваются в процессе своей жизнедеятельности. Внутренние и внешние противоречия по отношению к обществу направляют и ори -ентируют человека разумного. Именно это побуждает его к активности в плане связи и взаимодействия с другими, к простран ственному и временному развертыванию коммуникации.
На современном уровне информатизации российского общества необходимо исследовать коммуникационную систему, основным предназначением которой в социуме является осуществление вза -имосвязи между жизненной средой и рече -вым поведением человека, т.е. система выступает здесь как доминирующий меха низм интерактивного обмена человека с природным, культурным и социальным окружением, опосредуемым социаль -ной инфраструктурой. В центр внимания попадает не просто человек или среда, а происходящие между ними обменные процессы, т.е. предметом анализа стано -вится человек, жизненная, социокуль -турная среда и их взаимодействие, осно -ванное на коммуникации2. Причем если в данном случае нас интересует речевое
1 Кузнецова В.В. Прогресс в судьбе человека // Человек в социокультурном мире. — Саратов, 1997, ч. 3.
2 Цаголова Р.С. Система коммуникации и ее роль в адаптации российского общества к условиям трансформации и глобализации. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социо -логическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». — М. : Альфа- М, 2003, т. 2, с. 4—5.
поведение, то следует рассматривать чело -века не только как субъекта коммуника -ции и индивида, но, в первую очередь, как языковую личность.
Коммуникативное пространство жиз -недеятельности современного человека формируется из общего фонда социаль -ных ситуаций и сценариев, характеризую -щихся стереотипами речевого поведения. Участниками практического дискурса, актуализированного в определенном лингвокультурном пространстве, стано вятся языковые личности, обладающие необходимой степенью сформированно сти коммуникативной компетенции.
По нашему мнению, степень сформиро -ванности коммуникативной компетенции определяется несколькими параметрами.
Во - первых, это готовность и языковая способность человека к осуществлению текстовой деятельности, т.е. обмену текстуально организованной информацией. Вне порождения и интерпретации текстов невозможен обмен знаниями и опытом, умениями и навыками, эмоциями, ценно стями и нормами, являющимися основ ными ориентирами человеческой деятель ности, к тому же сами эти ориентиры воз никают, поддерживаются или устраняются именно в ходе текстовой деятельности. В текстовой деятельности происходит акту ализация практического сознания, фор мируется общественное мнение, культура и общественное сознание3.
Во -вторых, коммуникативная компе -тенция определяется языковым созна нием, носителем которого является язы ковая личность. Языковое сознание лич -ности реализуется в речевом поведении, определяемом коммуникативной ситуа цией, языковым и культурным статусом, социальной принадлежностью, мировоз зрением4. Автор теории русской языко -
3 Королькова С.А. Перевод как текстовая де -ятельность // Коммуникативные аспекты совре -менной лингвистики и лингводидактики : мате -риалы международной научной конференции. Волгоград, 29 янв. 2008 г. / сост. Н.Н. Остринская, В.П. Свиридонова, Л.А. Милованова, Н.Л. Шамне и др. — Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2008, с. 50—51.
4 Василенко Е.В. Теория языковой личности и процесс обучения межкультурной коммуникации // Мировое культурно языковое и поли тическое пространство: взгляд через столетия. Сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции. 1 июня 2010 г. / отв. ред. Е.В. Тихонова. - М. : РГСУ, 2010, т. 2, с. 151-154.
вой личности Ю.Н. Караулов представил уровневую структуру языковой личности: нулевой, семантический, уровень — язы -ковой тип и стандартная, устойчивая часть вербально-семантических ассоциаций; первый, лингвокогнитивный, уровень
— базовая, инвариантная часть картины мира; второй, высший мотивационный, уровень — коммуникативные потребности и коммуникативные черты, или готовно сти, способные удовлетворять эти потреб -ности, типологизирующие специфику речевого поведения и в конечном счете информирующие о внутренних установ ках, целях и мотивах личности1.
Говоря о социальной активности ком -муникативной личности, следует отметить несколько моментов. Активность коммуникативной личности реализуется в дей -ствии, которое мы определяем как дей -ствие коммуникативное, направленное на взаимодействие с членами определенного сообщества. Заметим, что сегодня тер -мин «сообщество» употребляется приме -нительно к человеческим объединениям
— группам разной величины и с разными принципами их объединения: культур ными, профессиональными, политиче скими. Политические сообщества фор мируются в политике как особой сфере деятельности.
Исторически целью политики являлось создание и сохранение наиболее приемле -мых для определенных социальных слоев или классов, а также для страны в целом условий и способов осуществления вла -сти. В свою очередь, власть представляет организованную волю и силу определен -ных субъектов, направленных на людей независимо от их установок относительно такого влияния. Фундаментом власти является насилие, понимаемое как подчи -нение одних воле других.
Во все времена прогрессивные фило софы подчеркивали, что установить при безусловном нравственном начале вну треннюю и всестороннюю связь между истиной и нравственностью и умной поли тикой — главное требование нравственной философии к честной политике. Особо отмечалось, что мудрый политик считает своей обязанностью согласовывать все свои политические и социальные решения и действия с нормами морали: «истинная
1 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая лич -ность. — 3 -е изд., стереотип. — М. : УРСС, 2003, с. 39.
политика не может сделать шага, не при -сягнув заранее морали»2.
Основой коммуникативного взаимодействия является понимание, необходи -мым условием которого выступает общий дискурс, интерпретируемый, согласно Т. ван Дейку, как форма использования языка, отражающая то, кто использует язык, как, почему и когда3.
В 70 -х гг. XX столетия, в период вспле -ска интереса к прагматике в русле изуче ния дискурса и развития теории речевых актов была предпринята попытка сформу лировать принципы любой человеческой коммуникации, т.е. того, чем должны руководствоваться участники любого разговора для его успешного протекания и достижения результата4. X. Грайс осо -бенно подчеркивал необходимость соблю -дения принципа кооперативности, в рам ках которого выделял четыре максимы, отражающие такие параметры речи, как количество (информации должно быть не больше и не меньше, чем требуется), качество (нельзя говорить того, что не соот -ветствует действительности), релевантность (необходимо говорить согласно теме или предмету разговора и не отвлекаться) и ясность выражения (необходимо быть кратким, последовательным и избегать многозначности)5.
Коммуникативная личность обладает способностью конструирования не только речевых актов, но и актов социального взаимодействия, при этом она действует на основе интерпретации поведения других членов коммуникативного сообщества.
В контексте нашего исследования образ политического лидера должен быть допол -нен качествами, присущими коммуника -тивной личности, а именно, по нашему мнению, сформированной коммуника -тивной компетенцией, включающей спо собность и готовность к текстовой дея тельности, развитое языковое сознание, грамотное, достойное речевое поведение.
2 Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. - М., 1963, с. 185.
3 Van Dijk T.A. Discourse as Interaction in Society. Discourse studies: a multidisciplinary introduction.
— London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publications, 1997, vol. 2, p. 1—37.
4 Елизарова Г.В. Культура и обучение ино -странным языкам. — СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004, с. 60—69.
5 Grice H.P. Logic and Conversation // Syntax and semantics, vol. 3. Speech Acts / P. Cole, J. L. Morgan (eds.). — N.Y. : Academic Press, 1975, p. 41—58.